Система уроков по произведению Ю.Нагибина "Зимний дуб"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
2 урока по данному произведению помогут коллегам сэкономить время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yu.nagibin.zimniy_dub._yagafarova_g.rar | 13.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Юрий Нагибин. Зимний дуб
Цели: Работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;
- развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
- воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.
Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.
Ход урока:
- Сбор тетрадей с домашними сочинениями (Ю.Казаков «Арктур – гончий пес»)
- Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, о дате написания данного рассказа.
- Совместное чтение рассказа.
- Проверка первоначального восприятия
- Почему произведение называется «Зимний дуб»?
- Что вам понравилось или не понравилось в рассказе?
- Что можете сказать о мальчике?
- Интересно, что же волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до нас, до читателя?
- Вот об этом мы поговорим с вами на уроке. Проверим, правильны ли были ваши догадки.
- Аналитическая работа
- На сколько частей можно разделить рассказ? (Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части).
- Мы сегодня поговорим с вами по первой части рассказа.
- С чего начинается повествование?
(С описания погоды, места действия, встречи с учительницей, которая спешила в школу на первый урок.)
- В литературоведении это называется… (Экспозицией)
- Почему у Анны Васильевны были радостные мысли? (учительница молода, у нее все впереди, ведь молодость – это уже счастье. «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка», «всюду её знают, ценят и называют уважительно» по отчеству)
- Почему героиней рассказа Ю.М. Нагибин выбрал учительницу русского языка?
(Это лучший язык, он нравится автору. Героиня рассказа похожа на учительницу писателя.) Возвращение к дате написания рассказа приводит детей к мысли, что после войны было много неграмотных людей, а тяга к знаниям была огромная, учителя уважали и ценили, его любили слушать и с удовольствием овладевали грамотой).
- А есть ли в рассказе подтверждение тому, что её действительно любили? (Фролов, родитель одного из учеников, поздоровался «приподняв кубанку» над головой (знак уважения)«посторонился, провалившись по колено в снег»)
- Таким образом, какой предстает перед нами Анна Васильевна? (Анна Васильевна молодая, умная, умелая, талантливая, пользуется уважением и т.п.)
- Перед нами образ идеального человека.
– А где же завязка действия? С чего начинается событие? (Опоздание Савушкина.)
– Как можно назвать разговор учительницы и опоздавшего ученика? (Конфликт.)
- Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу? (Когда он шел через лес, не замечал, как проходит время. Его удержали лесные тайны, красоты)
- Из-за чего конфликт развивается дальше?(привел пример на существительное словосочетание «зимний дуб»)
- Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)
- Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент.(Слова «вырвались из души», в этих словах была "счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце")
- Можно ли было погасить, уладить этот конфликт? Какие пути вы предлагаете?
(Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)
- Читаем диалог между учителем и учеником.
- Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным. Что она думает о Савушкине? (Что он лжет). Оправдывается ли потом ее предположение?
- В каких словах звучит голос автора? ("Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!")
- Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.
- Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?
- Рефлексия
- Домашнее задание: готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков по произведению Ю.Казакова "Арктур - гончий пес".
Система уроков поможет коллегам....
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
Самостоятельный анализ системы образов в произведениях
Статья представляет собой методику работы для самостоятельного анализа учащимися системы образов в произведении. В ней предложены примеры планов и схем, используя которые ученики могли бы раскрыть сис...
Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"
Проектная работа по литературе "Система образов в произведениях А.С. Пушкина"...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...