Разработка урока в 10-м классе с примененим модульной технологии. Тема: "Решение тригонометрических уравнений"
методическая разработка по алгебре (10 класс) по теме

Онучина Ирина Алексеевна

Тип урока:   урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Цели урока:

  • Развивать познавательную активность учащихся на основе поисковой деятельности;
  • Продолжить работу по развитию творческого мышления;
  • Закрепить способы решения тригонометрических уравнений;
  • Учить составлять алгоритм решения задания по образцу;
  • Развивать умения работать с книгой, самостоятельно добывать знания;
  • Содействовать развитию у детей способностей к логическим операциям: анализу, сравнению, умению классифицировать, обобщать;
  • Развивать трудолюбие, умение общаться со своими сверстниками в процессе работы в парах. Прививать чувство сопереживания и участия при ответах своих одноклассников.
  • Создание комфортного темпа работы для каждого ученика.

 

При разработке данного урока я придерживалась следующих принципов:

 

  • Принцип деятельности – большую часть учебного времени посвящать самостоятельной работе учащихся.
  • Принцип гибкости – выбор учащимися уровня сложности.
  • Принцип консультирования – учитель консультирует и управляет деятельностью учащихся. Вместо информационной функции я, как учитель, выполняю теперь управленческую.
  • Принцип паритетности – при ведущей роли учителя, цели, задачи определяются совместно с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnyy_urok.reshenie_trigonometricheskih_uravneniy.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока в 10-м классе

с применением модульной технологии

учителя ГОУ СОШ «Школы здоровья» № 901 ЮАО г. Москвы

 Онучиной Ирины Алексеевны

Тема: «Решение тригонометрических равнений»

Тип урока:   урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Дата:  20.01.2010 г.

Цели урока:

  1. Развивать познавательную активность учащихся на основе поисковой деятельности;
  2. Продолжить работу по развитию творческого мышления;
  3. Закрепить способы решения тригонометрических уравнений;
  4. Учить составлять алгоритм решения задания по образцу;
  5. Развивать умения работать с книгой, самостоятельно добывать знания;
  6. Содействовать развитию у детей способностей к логическим операциям: анализу, сравнению, умению классифицировать, обобщать;
  7. Развивать трудолюбие, умение общаться со своими сверстниками в процессе работы в парах. Прививать чувство сопереживания и участия при ответах своих одноклассников.
  8. Создание комфортного темпа работы для каждого ученика.

Структура урока:

  1. Организационный этап
  2. Мотивация.
  3. Этап применения знаний и способов деятельности
  4. Подведение итогов.

При разработке данного урока я придерживалась следующих принципов:

  1. Принцип деятельности – большую часть учебного времени посвящать самостоятельной работе учащихся.
  2. Принцип гибкости – выбор учащимися уровня сложности.
  3. Принцип консультирования – учитель консультирует и управляет деятельностью учащихся. Вместо информационной функции я, как учитель, выполняю теперь управленческую.
  4. Принцип паритетности – при ведущей роли учителя, цели, задачи определяются совместно с учащимися.

Раздаточный материал к 2 спаренным урокам.


Учебный элемент

Учебный материал с указанием заданий.

Руководство по усвоению материала

УЭ0

(2 мин)

В процессе работы над учебными элементами вы должны уметь:

  1. 1 уровень – решать простейшие тригонометрические уравнения; решать тригонометрические уравнения по заданному алгоритму.
  2. 2 уровень – решать тригонометрические уравнения, самостоятельно выбирая метод решения.
  3. 3 уровень – применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

1 уровень – самый общий, т.е. знаниями этого уровня должны овладеть все учащиеся.

2 уровень включает все, что достигнуто на 1 уровне, но в более сложном виде.

3 уровень – все, что достигнуто на 1 и 2 уровнях, но теперь должно применяться в нестандартных ситуациях.

Внимательно ознакомьтесь с интегрирующей целью модуля.

УЭ1-УЭ4 соответствуют 1 уровню подготовки.

УЭ5 обеспечивает 2 уровень.

УЭ6 – 3 уровень подготовки.

Вся работа над данным модулем сопровождается оценочным листом.

(2 мин)

Тригонометрия традиционно популярна при проведении всевозможных экзаменов (в том числе ЕГЭ, вступительные экзамены в ВУЗ), конкурсов, олимпиад т.д., поскольку данный материал чрезвычайно удобен для всевозможного варьирования и усложнения. В связи с этим очень важно научиться решать тригонометрические уравнения.

УЭ1

(10 мин)

Цель: закрепить решение простейших тригонометрических уравнений.

Решите уравнения :

1 вариант

2 вариант

cos x= ½ (1 балл)

sin x= -1/2 (1 балл)

sin x= - (1 балл)

cos x=  (1 балл)

tg x= 1 (1 балл)

ctg x= -1 (1 балл)

cos(x+)= 0 (2 балл)

sin(x-)= 0 (2 балла)

2cos x= 1 (1 балл)

4sin x= 2 (1 балл)

3tg x= 0 (1 балл)

cos 4x= 0 (2 балла)

sin 4x=1 (2 балла)

5tg x= 0 (1 балл)

Вспомните основные правила решения тригонометрических уравнений. Для этого прочитайте текст соответствующих пунктов учебника под редакцией А.Г.Мордковича.

Выполните письменно самостоятельную работу.

Правильные ответы получите от учителя. Исправьте ошибки и проставьте число набранных баллов в свой оценочный лист. Если набрано 6 баллов и больше, переходите к УЭ2. Если набрано меньше 6-ти баллов, следует прорешать задания другого варианта, аналогичные тем, в которых была допущена ошибка. Проставьте набранные баллы в графу «Корректирующие задания». 

УЭ2

(10 мин)

Цель: закрепить умения решать тригонометрические уравнения методом сведения к квадратному.

Метод сведения к квадратному уравнению состоит в том, что, пользуясь изученными формулами, надо преобразовать уравнение к такому виду, чтобы какую-то функцию (например, sin x или cos x ) или комбинацию функций обозначить через у, получив при этом квадратное уравнение относительно у.

Пример. Решить уравнение 4 - .

Решение: Вместо подставим тождественное ему выражение  Тогда исходное уравнение примет вид

Если ввести y = sin x , получим квадратное уравнение

Оно имеет корни 1 и 3. Значит, исходное уравнение равносильно совокупности уравнений

Sin x = 1 или  sin x = 3.

Уравнение sin x = 1  имеет решение x = n, n.

Уравнение sin x = 3 решений не имеет.

                                    Ответ:

1 вариант

2 вариант

(2 балла)

Прочитайте внимательно данные объяснения.

Выполните самостоятельные работы.

Проверьте и оцените свою работу, правильные ответы возьмите у учителя. Исправьте ошибки, проставьте количество набранных баллов в оценочный лист.

Если набрано 5 баллов, то переходите к следующему этапу, если же меньше, то решайте задание другого варианта, аналогичные тому, в котором была ошибка.

УЭ3

(10 мин)

Цель: Закрепить навык решения тригонометрических уравнений методом разложения на множители.

Пример. Решить уравнение.

Решение. Сначала сгруппируем первый член с третьим, а cos2x представим в виде .

Из выражения, стоящего в первых скобках, вынесем sin x, а в выражении, стоящем во вторых скобках, вместо  запишем . Уравнение примет вид

Отсюда следует, что исходное уравнение равносильно совокупности уравнений

Ответ:

Задания для самостоятельной работы. Решить уравнения.

1 вариант

2 вариант

 (2 балла)

 (2 балла)

 (3 балла)

  (3 балла)

Если набрано 5 баллов, то переходите к следующему элементу. Если меньше, то прорешайте соответствующее задание другого варианта.

Внимательно прочитайте данные ниже пояснения и выполните задания.

Под разложением на множители понимается представление данного выражения в виде произведения нескольких множителей. Если в одной части уравнения стоит произведение нескольких множителей, а в другой – 0, то каждый множитель приравнивается к нулю. Исходное уравнение можно представить в виде совокупности более простых уравнений.

Нельзя указать единого способа разложения на множители любого выражения. Одним из самых популярных являются способы вынесения за скобки общего множителя, группировки, применения формул сокращенного умножения.

УЭ4

(10 мин)

Цель: закрепить навык решения однородных уравнений.

Покажем как решать однородное уравнение 1-й степени, т.е.

Пример 1. Решить уравнение .

Поделим обе части уравнения на cos x или sin x. Но предварительно надо доказать, что это выражение никогда не обращается в нуль. Предположим, что cos x=0. Тогда 5sin x-2∙0=0  sin x=0. Получается, что если sin x=0, то и cos x=0 , чего быть не может ввиду равенства .

Значит можно поделить уравнение на cos x:

Получим уравнение 5tg x-2=0. Отсюда .

Решение однородных уравнений вида начинается с того, что обе части уравнения делят на .

Пример 2. .

Решение. Данное уравнение не является однородным. Но его можно превратить в однородное, заменив 3sin2x на 6sin x cos x  и число 2 на .

Приведя подобные слагаемые, получим уравнение

. Аналогично решению примера 1, докажем, что cos x0 .

Тогда можно обе части уравнения поделить на . Получим

 или . Отсюда

.

Самостоятельная работа.

1 вариант

2 вариант

 (2 балла)

 (2 балла)

 (3 балла)

 (3 балла)

Прочитайте пояснения и выполните задания.

Если набрано 5 баллов, то можно переходить к УЭ5. Если набрано менее 5 баллов, то нужно прорешать тот пример другого варианта, где допущена ошибка.

УЭ5

(15 мин)

Вы прошли 1 уровень усвоения материала. Теперь вам самостоятельно придется выбрать метод решения уравнений.

Выполните самостоятельную работу.

1 вариант

2 вариант

cos2x+3sin x=2

sin2x-cos2x=0

cos x cos2x=1

Вспомните основные тригонометрические формулы. Для этого прочитайте текст учебника под ред. А.Г. Мордковича.

Проверьте и оцените свою работу, правильные ответы возьмите у учителя. Исправьте ошибки, если они есть. Проставьте баллы в оценочные листы.

Если набрано 5 баллов или больше, то переходите к УЭ6, если меньше, то решайте задания другого варианта, аналогичные тем, в которых была допущена ошибка.

УЭ6

(20 мин)

Вы освоили решение уравнений 2 уровня сложности. Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях.

Самостоятельная работа.

(задания не ограничиваются временными рамками, так как их решают далеко не все учащиеся )

  1. sin6x+cos6x=1-2sin3x   (2 )
  2. sin x(sin x+cos x)=1

Проверьте и оцените свои работы. Исправьте ошибки, если они есть, подсчитайте количество баллов. Проставьте количество баллов в оценочный лист. Оцените свои работы.

В случае затруднений воспользуйтесь подсказками.

  1. Воспользуйтесь формулой двойного угла для sin6 x, сos 6x.
  2. Обозначьте x-2=t , решите уравнение, сведя его к квадратному с помощью формулы .
  3. Сгруппируйте первое и третье слагаемые, примените разложение на множители.
  4. Воспользуйтесь формулой двойного угла для sin4x, cos4x, формулой понижения степени .
  5. Раскройте скобки, примените основное тригонометрическое тождество.
  6. Приведите дроби к общему знаменателю. А затем используйте основное тригонометрическое тождество , сведите к квадратному.

(5 мин)

Подведение итогов. Выставление оценок.

Оценка за весь модуль зависит от суммы баллов по всем учебным элементам. Если сумма больше 32, то вы получаете «5», при получении от 27 до 31 баллов – оценка «4», при получении от 21 до 26 баллов – оценка «3», менее 21 балла вы получаете «2». Для тех, кто получил неудовлетворительную оценку проводится коррекционная контрольная работа.

Приложение 1. Оценочный лист учащегося.

Фамилия

Имя

УЭ

К-во баллов за основные задания

Корректирующие задания

Общее к-во баллов за этап

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Итоговое количество баллов

Оценка

Приложение 2. Анализ работ учащихся.

В классе 25 учеников.

Писали работу 22 ученика.

Получили оценку

«5»

«4»

«3»

«2»

6

7

8

1

Уровень успешности – 60%.

Уровень обученности – 97%.

Основные ошибки.

  1. Ошибки вычислительные.
  2. Незнание тригонометрических формул.
  3. Незнание области определения тригонометрических функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 10 классе с применением модульной технологии по теме: "Алканы, свойства и получение".

Урок химии в 10 классе с применением модульной технологии по теме: "Алканы, свойства и получение".   Тип урока– урок изучения и первичного закрепления нового материала.  Формы и приемы раб...

Открытый урок по алгебре в 10 классе на тему: "Решение простейших тригонометрических уравнений."

Открытый урок по алгебре проводится после прохождения решения тригонометрических уравнений несколькими способами. На одном из этапов  урока проводится  "Математическое лото", на минут 7, не ...

конспект открытого урока по алгебре в 10 классе по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений"

В конспекте указаны цели, этапы урока с их подробным описанием; проверка домашнего задания; задания для устной, индивидуальной , самостоятельной и домашней работы учащихся....

презентация урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений"

Презентация состоит  из 19 слайдов. Иллюстрация целей, этапов урока; заданий к  устной, самостоятельной работе;  решение домашнего задания, самостоятельной работы....

Методическая разработка открытого урока по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений", 2016 год

Методическая разработка прошла апробацию при проведении открытого урока в группе СЭМ 16-1 (Специальность 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики)...