«У каждого человека свои звезды…» (По произведению А.Экзюпери «Маленький принц»).
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Урок по произведению А.Экзюпери «Маленький принц».

«У каждого человека свои звезды…»

 

Образовательные цели:

1)      раскрыть главную проблему сказки-повести «Маленький принц» - взаимоотношения детей и взрослых;

2)      расширить знания о личности писателя.

Развивающие цели:

1)      совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;

2)      развивать творческие способности учащихся. 

Воспитательные цели:

1)      подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;

2)      формировать у ребят данные качества характера;

3)      воспитывать уважение к чувствам другого.

Оборудование: портрет А.Экзюпери, иллюстрации к сказке – повести, записи на доске.

Тип урока: интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство).

Форма урока: урок открытых мыслей.

Методы:

1)       словесный (слово учителя);

2)      исследовательский (творческие работы);

3)      практический (чтение текста);

4)      частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте);

5)      репродуктивный (беседа по рассказу);

6)      проблемно – поисковый.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по произведению А.Экзюпери «Маленький принц».

«У каждого человека свои звезды…»

Образовательные цели:

  1. раскрыть главную проблему сказки-повести «Маленький принц» - взаимоотношения детей и взрослых;
  2. расширить знания о личности писателя.

Развивающие цели:

  1. совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
  2. развивать творческие способности учащихся.  

Воспитательные цели:

  1. подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
  2. формировать у ребят данные качества характера;
  3. воспитывать уважение к чувствам другого.

Оборудование: портрет А.Экзюпери, иллюстрации к сказке – повести, записи на доске.

Тип урока: интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство).

Форма урока: урок открытых мыслей.

Методы:

  1.  словесный (слово учителя);
  2. исследовательский (творческие работы);
  3. практический (чтение текста);
  4. частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте);
  5. репродуктивный (беседа по рассказу);
  6. проблемно – поисковый.

Записи на доске:

«У каждого человека свои звезды» (А.Экзюпери).

 «Истина – это простота… Люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…»(А.Экзюпери).

       В начале урока звучит музыкальная композиция  «Город детства».

Учитель: На предыдущем уроке мы начали разговор о пилоте, конструкторе, изобретателе, писателе, о бесконечно добром и заинтересованном в мировой справедливости человеке - Антуане Экзюпери.

     Его герои - искатели не только приключений, а правды, истины, справедливости и добра. Они и приводят нас, читателей, к душевной мудрости: «ведь зорко одно лишь сердце».

     Сегодня на уроке мы поговорим о его «Маленьком принце» - фантастической сказке для детей и серьезном произведении, наполненном философским смыслом для взрослых.

     Дома надо было подумать над тематикой, идеей и проблемой этой повести.

- Какие темы освещает А.Экзюпери в своем произведении?

Ученики:

- взаимоотношения между детьми и взрослыми

- тему дружбы и преданности

- долга и справедливости

- смысла жизни

Учитель: Какова идея произведения?

Ученики: Показать, что имеет в жизни настоящую ценность. А это забота, преданность, дружба, любовь и доброта…

Учитель: Какова же главная проблема сказки – повести?

Ученики: Это проблема взаимоотношения между детьми и взрослыми

Учитель: Да, по мнению А.Экзюпери, хотя «все мы родом из детства»,  «одни только дети знают, чего ищут», потому что  «эти взрослые – все-таки очень странные люди».

     Но дети еще не знают или взрослые уже забыли, что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь…

     И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.

     Итак, путь…

- Как понять высказывание: у каждого человека свой путь?

Ученики: Значит, у каждого своя дорога в жизни.

Учитель: Какой путь совершает Маленький принц?

Ученики: Путь к познанию окружающего мира и определению жизненных ценностей.

Учитель: Что узнал за все время пути Маленький принц? ( Рассказать, с кем и с чем он встретился на каждой из планет).

Учитель: Какие мудрости постиг Маленький принц за время пути? Зачитайте афоризмы из повести.

Ученики зачитывают:

- Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

- Зорко одно лишь сердце.

- С каждого надо спрашивать то, что он может дать.

- Себя судить куда труднее, чем других.

- Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.

- Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.

- Одни только дети знают, чего ищут.

Учитель: К какому выводу всегда приходил маленький принц, покидая ту или иную планету?

Ученики:

- Он приходил к выводу, что «эти взрослые все-таки очень странные люди»

- Самое страшное в мире, что люди не видят главного – красоты природы и человеческих отношений, правды, искренности, дружбы, заботы о близких.

Учитель: А как вы думаете, почему это происходит?

Ученики: Потому что их взгляд утратил чистоту и непосредственность ребенка!!

Учитель: Итак, ДЕТСТВО – это отправная точка пути? Или конечный пункт?

А что же тогда такое ВЗРОСЛОСТЬ? Непростые вопросы. Чтобы попытаться ответить на них, переходим к выполнению творческого задания.

- В какой бы последовательности вы расположили эти понятия и почему? Объясните.

     Ученики представляют свои варианты (кто-то изображает эти понятия на прямой, кто-то на окружности, кто-то на параллельных линиях…)

Учитель: А теперь попробуйте вывести формулу добра. Можете использовать любые понятия, которые, на ваш взгляд, подходят для выполнения этого задания.(Пока ребята работают звучит музыкальная композиция «Млечный путь».)

Ученики выводят свои формулы:

- Любовь + понимание + забота

- Помощь  + милосердие

     А сейчас постарайтесь нарисовать мир взрослого и ребенка. (Рисунок необходимо объяснить)

Учитель: А.Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:

 «У каждого человека свои звезды». Чтобы ее понять,  давайте познакомимся со сказкой Г.Цыферова «Что такое звезды».

     - А что такое звезды? – спросил однажды кузнечик.

     Лягушонок задумался и сказал:

     - Большие слоны говорят: «Звезды – это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.

     Большие медведи думают: «Звезды – это снежинки, что забыли упасть». Но и им ты тоже не верь.

     Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.

     После большого дождя растут большие цветы. А еще мне кажется, когда они достают головой небо, то они и засыпают там, поджав длинные ножки.

     - Да, - сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду. Звезды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

Учитель: Как вы думаете, почему все герои давали свои объяснения происхождению звезд?

Ученики: Потому, что это им понятнее и ближе. И они все правы.

Учитель: Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, «все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…» - к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!!

- А Маленький принц нашел свой путь к звездам?

Ученики: Нашел, он понял, что для него важнее всего чувство ответственности, заботы, дружбы, поэтому он и мечтал вернуться к своей розе.

Учитель: Тогда почему, если он нашел, что искал, «бархан пустыни - самый печальный пейзаж на свете»?

Ученики: Именно там появился на Земле Маленький принц, а потом исчез…

Учитель: Как вы думаете, почему автор именно так завершает свою сказку?

Ученики: Маленький принц выполнил свою миссию – он показал, что является главным  в людском общении и как важно это ценить.

Учитель: Правильно. Наш герой многому научил детей и предоставил возможность взрослым вспомнить о жизненных ценностях. И все мы, взрослые и дети, счастливы, что

« знали его когда-то».

Домашнее задание:

Сочинить свой афоризм на тему жизненных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"

Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: ...

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Внеклассное чтение по литературе в 6 классе по произведению Антуана де Сент - Экзюпери "Маленький принц"

Урок внеклассного чтения по произведению Антуана де Сент - Экзюпери "Маленький принц" с презентацией....

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль...

У каждого человека свои звезды… (Работа над иллюстрацией к произведению А.Сент Экзюпери «Маленький принц.» )

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАИнтегрированный урок (ИЗО, ИКТ) для учащихся начальных классов.Использование правил изобразительного искусства с применением компьютерных технологий....

Презентация к уроку по произведению А. Экзюпери "Маленький принц"

Данная презентация собрана из разных презентаций учителей и дополнена мною. К сожалению, не могу указать авторов, простите. Буду признательна за информацию....