Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированности умений анализа художественного текста, умения видеть главное и второстепенное, сопоставлять, делать выводы, аргументировать собственную позицию. Урок носит ярко выраженную нравственную принадлежность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_obshchestvoznaniya_v_5_klasse.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы и обществознания в 5 классе по рассказу Ф.М.Достоевского «Мужик Марей».
Программа основного общего образования по обществознанию Боголюбовой Л.Н.
Раздел : «Человек»
Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни.
Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.
Тема урока: «Величие души должно быть свойством всех людей» Сенека
Тип урока:
Урок комплексного применения знаний.
Задачи:
- развитие навыков самостоятельного обобщения полученной информации, умения анализировать, сравнивать, оценивать полученную информацию;
- развитие духовно-нравственных качеств обучающихся;
- развитие умения работы с текстом как источником информации;
- развитие умений делать выводы и умозаключения;
-развитие умения работать в группе по решению общих задач;
- развитие умения использования устной речи для аргументации, отстаивания своей точки зрения;
- использование литературоведческих знаний при анализе художественного произведения.
- Орг. момент. Портрет Ф.М.Достоевского. Выставка его произведений. (Вертуальная выставка – на слайдах презентации) Картины русских художников-передвижников о детях. Тема урока на слайде или на доске. Презентация .
- Проверка домашнего задания. Домашнее задание – прочтение дома рассказа Ф.М.Достоевского «Мужик Марей», подбор афоризмов о душе человека.
Анализ темы урока. Объяснение учащимися смысла афоризма Сенеки.
Знакомство с подобранными учащимися афоризмами о душе и выявление их смысла.
Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека. Ф.М.Достоевский.
Плохо, когда человеку недостает разума, но плохо вдвойне. Когда ему недостает души. С.Джонсон
Лишь беда души великой благородство испытывает.Шиллер
…мы любим не человека, а его свойства. Спиноза. (Если провести работу по подготовке афоризмов заранее, то все они могут высвечиваться на слайдах)
Словарная работа:
Острог – работа слабого ученика с толковым словарем.
Каторжник, анекдот. На слайдах – толкование слов
Дневник – вопрос к классу. Ведет ли кто-нибудь дневник? Зачем человеку вести дневник?
Пасха – короткий рассказ заранее подготовленного ученика.(На слайдах – пасхальные открытки 19 века)
Геркулес – знания по изучению мифов Древней Греции (5 класс) – ответ по желанию учащихся в классе (На слайде портрет Герклеса)
3. Учитель – коротко о личности Ф.М.Достоевского, его гуманизме. Особенно – о любви к детям. О первом «детском» сборнике (1883 год), куда вошли рассказы из «Дневника писателя». Перечисленные книги находятся в экспозиции. Их можно продемонстрировать.
Заранее подготовленный ученик коротко рассказывает о причинах нахождения Достоевского на каторге.
4.Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А.П.Боровиковского «31 января 1881 года» - день похорон писателя.
Когда же начинал о детях он рассказ,
О бедных, сиротах – какой тоской сердечной
Звучала речь его!
Какою всякий раз
Он вдохновлялся к ним любовью бесконечной!
Я не могу без слез страницы те читать,
И если плакал я, то что же будет с вами?
Вы, чистые сердца, вы будете рыдать –
Рыдать от всей души – хорошими слезами!
5. Работа с классом . Общее впечатление от прочитанного.
- Какие чувства вы испытали, закончив чтение рассказа?
(Учащиеся говорят о том, что чувства разные: и неприязнь образа жизни каторжников, и жалость к мальчику,удивление поступкам простого мужика)
- Как писатель определяет жанр своего произведения?
Может прозвучать 2 ответа. (После ответа учащихся – высветить их на слайдах презентации)
Анекдот. - -Похоже ли данное повествование на анектот? Нет.
«Заключительная часть трактовки о народе» - А такое определение жанра подходит. – Да. Почему? (Создается проблемная ситуация) Сразу учащимся сложно ответить на этот вопрос. Поможет анализ текста.
- – Какие функции пейзажа вы знаете? (На слайде – правильный ответ)
Какова роль пейзажа в данном рассказе? (Учащиеся зачитывают две картины описания природы – в начале рассказа: «тепло», «голубое небо», «высокое, теплое, яркое солнце», «второй день светлого праздника» и безотрадная картины быта каторжников с пьянством., жестоким избиением, почти убийством. – противопоставление гармонии и красоты природы и дисгармонии в жизни человека. 2я картина природы – из воспоминаний о детстве: август в деревне, конец лета, нежелание мальчика возвращаться в город, день холодный. Ветреный – параллелизм состояния человека и природы, любовь к лесу, хоть и далеко идти, любимый запах прелых листьев, ежики, белки)
- Почему в минуту тяжелого душевного состояния герой-рассказчик вспомнил свое детство?(детство – самая беззаботная пора в жизни человека, ловля лягушек, букашек, ящериц. На всю жизнь герой сохранил в себе запах березняка.) На слайдах картины русской природы средней полосы России.
- каково роль уточнения, что воспоминания о детстве пришли к герою во второй день светлого праздника?
- является ли тема роли детства главной в этом рассказе? Аргументируйте свой ответ. (Главным в рассказе является встреча мальчика с мужиком Мареем.
- Зачитать портрет Марея. Есть ли в портрете мужика что-нибудь особенное? А что в нем особенного? (его душа) Портрет крепостного мужика – на слайде.
- расскажите о чувствах, которые испытал мальчик до встречи с Мареем , во время встречи с ним и двадцать лет спустя. (Эпитет «материнская улыбка», «ласково улыбается», «залегла в душу эта нежная. Материнская улыбка», «почти женская нежность» «зверски невежественного мужика»)
- О каком высоком образовании русского народа говорил Константин Аксаков? И в этом с ним согласен Ф.М.Достоевский. (На слайде – портрет Аксакова)
Учитель. Вернемся к определению жанра.Почему этот рассказ – заключительная часть трактовки о народе.
- расскажите о состоянии героя, находящегося на каторге, после воспоминаний о Марее. (из сердца исчезла ненависть и злоба)
Почему? (На каторге в этих страшных, пьяных людях рассказчик увидел «Мареев», способных на душевные, добрые поступки.)
- Заключительная часть урока.
Какие нравственные уроки вы получили в результате анализа рассказа?
(В любом человеке следует прежде всего видеть человека. В человеке важна его внутренняя составляющая. Помощь, жалость, любовь способны изменить человека)
Согласны ли вы с высказыванием Сенеки, которое стало темой нашего сегодняшнего урока? (Да, почему. Нет, почему.)
Можете ли вы привести примеры из своей жизни, когда чужое неравнодушие вам в чем-то помогло?
Домашнее задание: написать отзыв(слабым учащимся) и эссе (сильным учащимся) по рассказу. На слайде краткие комментарии о том, как писать отзыв и как писать эссе.
Приложение № 1.
Празднование на Руси
Празднование Пасхи.
В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. Первая ее часть называлась полунощница. Она проводилась в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения молитв и песнопений священник вместе с причтом вносили из середины храма в алтарь плащаницу, которая оставалась там до Вознесения. В полночь раздавался колокольный звон (благовест), одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствовавшими в храме пели стихарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити», а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви. По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня. Исполнялся канон: «Воскресения день, просветимся людие...», а затем провозглашалась вечная победа Христа над смертью и адом: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». После заутрени начиналась праздничная литургия, в конце которой освещался артос – специальный хлеб с изображением креста и тернового венца.
Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!» – все это вызывало у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет.
В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста (см. Посты). Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В народном сознании христианское осмысление пасхальной еды соединилось с языческими представлениями о яйце как символе возрождения и обновления, знаке плодовитости и жизненной силы и о хлебе как о живом существе и даже воплощении Бога Языческим аналогом кулича был хлеб, который выпекали весной перед началом сельскохозяйственных работ и использовали в продуцирующих земледельческих и скотоводческих обрядах, а также свадебный каравай, который, по поверью, мог обеспечить брачной паре многочисленное потомство. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.
Празднование Пасхи.
В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.
С праздником Пасхи связано множество различных поверий. По народным представлениям, день Пасхи настолько чист и свят, что черти и бесы с пасхальным благовестом проваливаются сквозь землю, а их вопли и стоны, вызванные злобой на Воскресение Иисуса Христа, можно слышать во время пасхальной всенощной и всего первого дня Пасхи. Крестьяне верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна: он будет стоять спиной к алтарю, а на голове у него будут видны рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.
Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Если старик в день Пасхи станет расчесывать волосы, то у него будет столько внуков, сколько волос на голове. Если во время литургии девушка шепотом обратится к Богу: «Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади», то жених посватается уже в ближайшее время, картежники, по поверью, могли просить у Бога постоянного везения в картах: для этого надо было взять c собой в церковь туз пик – «винный и, когда священник первый раз произносит «Христос воскресе!», ответить «Карты здеся!», во второй раз – «Хлюст здеся!», а в третий – «Тузы здеся!». Удача не покинет святотатца до тех пор, пока он не раскается в содеянном. Верили, что удача будет обеспечена и вору, если он украдет во время заутрени какой-либо предмет у молящихся людей и при этом не попадется на краже.
Идея воскресения из мертвых легла в основу представлений о том, что в пасхальную ночь на землю приходят души умерших. При желании люди, тоскующие о смерти своих близких, могут увидеть их в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После литургии русские крестьяне, несмотря на запреты священников, шли на кладбище христосоваться с покойниками.
Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно.
Приложение № 2 Причины нахождения Достоевского на каторге.
Весной 1846 года на углу Невского проспекта и Большой Морской к Достоевскому подошёл Михаил Петрашевский и пригласил бывать на его пятницах. Знамениты они были не только литературными беседами, но и спорами о социализме, идеях Фурье и Сен-Симона. Как переводчик департамента внутренних сношений Министерства иностранных дел, Петрашевский имел доступ к изъятым при обысках сочинения социалистов-утопистов, запрещённых в России. Вместе с критиком Валерианом Майковым он издал карманный словарь иностранных слов, в котором дал отнюдь не официальное толкование слов “республика”, “революция”.
Петрашевский прославился ещё и тем, что в собственном имении пытался устроить фаланстер (ОБЩЕЕ ЖИЛИЩЕ) по всем канонам своего кумира Фурье, однако ночью, перед заселением, крестьяне сожгли этот прообраз коммунистического рая.
В начале 1848 года в кружке появился некто Антонелли, сослуживец Петрашевского. Он-то и донёс, что 7 апреля 1849 года молодые люди устроили обед в честь Фурье, а 15-го Достоевский публично прочитал крамольное письмо Белинского к Гоголю.
И ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ЧЛЕНЫ КРУЖКА СОБРАЛИСЬ УЖЕ ПО ВОЛЕ III ОТДЕЛЕНИЯ НА Фонтанке. Затем состоялся суд.
Достоевский обвинялся в том, что он бывал на их собраниях, принимал участие в обсуждении разных социально-политических вопросов, в частности - вопроса о крепостном праве, восставал вместе с другими против строгости цензуры, слушал чтение "Солдатской беседы", знал о предложении завести тайную литографию и читал несколько раз на собраниях знаменитое письмо Белинского к Гоголю (именно чтение письма было главным обвинением. Достоевский в письме к брату говорил о том, что он уже и не хотел читать.. . Но дал слово. И был вынужден это слово сдержать) .
Его присудили к смертной казни, но государь заменил ее каторгой на 4 года.
22 декабря Достоевский вместе с другими осужденными был привезен на Семеновский плац, где над ними проделали церемонию объявления приговора о смертной казни через расстреляние.
Приговоренные пережили весь ужас "смертников", и лишь в последнее мгновение им объявили, как особую милость, настоящий приговор (о переживаниях Достоевского в эту минуту см. "Идиот").
В ночь с 24 на 25 декабря Достоевский был закован в кандалы и отправлен в Сибирь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме "Нравственные ценности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Файл содержит методическую разработку урока литературы в 6 классе...
Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)
Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...
Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)
Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) с презентацией.Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого чит...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайл...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция)....
Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека"
Методическая разработка урока литературы: "Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека" с использованием здоровье...
Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...