Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Тема: «Что есть правда»
Человек в окружающем мире.
(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство человека и природы.
Задачи:
-обучающая – на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев;
-развивающая – развивать мышление, устную речь учащихся;
- воспитательная – воспитывать в детях доброту, отзывчивость, бережное отношение к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Что есть правда»
Человек в окружающем мире.
(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство человека и природы.
Задачи:
-обучающая – на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев;
-развивающая – развивать мышление, устную речь учащихся;
- воспитательная – воспитывать в детях доброту, отзывчивость, бережное отношение к природе.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.
- Работа над содержанием произведения.
1.Слово учителя.
Человек и природа взаимосвязаны. Мы живем на земле, кормимся ею, она дает нам тепло и пищу. Солнце, воздух, деревья и травы, животные и самые маленькие насекомые — неотьемлемая часть человеческого существования, и ведь что самое важное: природа без человека обойтись может, а вот человек без окружающего его мира обречен. Его ждет неминуемая гибель, причем как физическая, так и духовная.
Вопрос, на который нам предстоит ответить: « Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?» Именно ответы на эти вопросы мучили гостей Антипыча, который пообещал в случае своей смерти перешептать свой секрет умной и доброй собаке Травке. Антипыч, этот чудесный лесной волшебник, и Травка знают правду, которую мы, ребята, тоже должны узнать на сегодняшнем уроке.
2. Беседа по вопросам.
Мы уже говорили на прошлом уроке о двух детях, брате Митраше и сестре его Насте, которые собрались искать заповедную полянку — палестинку.
- Из-за чего спорят дети? Как бы вы рассудили ребят, если бы не знали, чем закончится их ссора? (Рассудительная Настя пытается убедить брата идти по широкой, утоптанной не одним десятком ног тропе, а Митраша упрямится как всегда и отправляется по «своей тропке», ориентируясь по компасу)
Это как в сказке: «Направо пойдешь — богатым будешь, налево пойдешь — убитым будешь». Хорошо, когда каждый в жизни выбирает свой путь, но не в данном случае. Желание обоих ребят настоять на своем, забывая о другом, — осуждается автором. Пришвин соотносит каждого героя, каждый поступок с жизнью природы.
- Что напоминает вам эта сцена? (Борьбу за жизнь ели и сосны. Они плачут и стонут, предчувствуя беду, но и сами — то они в постоянной борьбе за воздух и свет терзают и пронзают друг друга. Самолюбие, неумение прислушаться, понять другого — вот источник несчастия всего живого)
- Как еще связаны герои сказки с природой? Какие описания в тексте предвещают беду? («Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над большими елочками... Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В это время вдруг ветер рванул … Вторая круто- синяя стрелка пересекла солнце, и сверху стала надуваться серая хмарь.... Тогда серая хмарь надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами . Злой ветер резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
Сплетенные корнями — почти как у людей (брат и сестра — кровные родственники), но прокалывают друг друга сучьями, а люди - словами, поступками.
3. Работа в группах.
1-ая группа - проанализировать эпизод «Настя на палестинке».
2-ая группа - эпизод «Митраша в беде»
3-ая группа - история про лесника Антипыча, Травку и Блудово болото.
Вопросы 1-ой группе:
-Почему Настя забыла о брате?
-Как животные реагируют на появление Насти на полянке?
-Как относится автор к Насте?
(Попав на палестинку, Настя забыла не только о брате, но и о себе (она забыла о еде, забыла даже о том, что она человек. Девочка ползала по болоту (сравните ее со змеей, та ведь тоже выползла на пень, да и самой Насте после того, как она увидела змею, показалось, что это она осталась на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной.
А лось? Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. «Лось ее и за человека не считает; у нее все повадки обычных зверей».
- С чем сравнивается в данном эпизоде Настя? ( С ползающй тварью, но никак не с человеком).
( Природа мягко, ненавязчиво призывает Настю задуматься над своим поведением, отношением к родному человеку. Сначала лось ее не замечает, как мы не замечаем «безумные камни», затем змея своим шипением заставляет одуматься, ужаснуться ( тут-то Настя, словно заколдованная лягушка из русской сказки, сбрасывает ненавистную кожу), вспомнить о единственном родном человеке. Так природа помогает человеку вернуться в свое человеческое обличье, возвратить себе человеческое званье, вспомнить о главном в человеке — любви, заботе, сопереживании за другого.
Вопросы 2-ой группе:
-Как природа предупреждает мальчика о беде?
-Как автор относится к Митраше?
(Неслучайно Митраша попадет в Слепую елань. Глух он к предостережениям сестры, слеп, потому что не видит всех предупреждений: «земля под ногой стала как гамак», « волновались старушки — елки.... одна вдруг поднимется , как будто хочет смельчака палкой ударить по голове», «черный ворон крикнул..., что, может быть, скоро будет нажива». Не увидел Митраша траву белоус, которая тропу человеческую показывала, вот и угодил в Слепую елань.
- Обратите внимание: автор вновь обращается к описанию солнца, того, которое во время ссоры брата и сестры разделило облако.
« Солнце в это время проходило вниз через толстое облако и выбросило оттуда на землю золотые ножки своего трона... Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и большое, чистое , красное, нижним краешком своим коснулась земли». «День кончился не порывом ветра, а последним легким дыханием».
Солнце, большое, чистое, светлое, совершило свой каждодневный обход.
Три, раза прокричали журавли, несмело затоковал косач — токовик, маленький дрозд запел свою милую песенку и наступила полная тишина. Тонет в болоте Митраша и только два существа на беду человеческую придут: каждый по-своему. Травка — чтобы помочь. Серый — чтобы поживиться.
-Что думает Травка, глядя на человека? (Антипыч ли это?)
-Как Митраше удается спасти себя? (Отличное знание повадок животного помогают Митраше спастись с помощью Травки)
-Что руководило действиями Митраши? Искренен ли был Митраша, выдавая себя за друга Травки: ( Да, он действительно обрадовался появлению собаки, но он вынужден был хитрить, чтобы спасти себя, да и не погубить Травку.)
- Чем для Травки стала встреча с Митрашей?
«И вдруг... Ни гром, ни молния, ни солнечный восход со всеми победными звуками, ни закат с журавлиным обещанием нового прекрасного дня — ничто, никакое чудо природы не могло быть больше того, что случилось сейчас для Травки в болоте: она услышала слово человеческое — и какое слово!
Вопросы 3-ой группе:
-Над чем Антипыч заставил задуматься своих гостей, да и нас тоже?
-Какую тайну он перешептал Травке?
В чем правда — это вопрос о смысле жизни. Шутя, ненавязчиво он заставляет задуматься над самым важным в жизни каждого человека вопросом. Чтобы ответить на него, попробуем разобраться еще в одном вопросе.
-Что для Травки счастье? (Это возможность жить для другого человека, счастье дарить любовь, тепло, заботу окружающим.
- Жаль ли нам Серого хищника?
- Что такое кладовая солнца? Что по этому поводу говорится в произведении?
- Как делит людей Травка и почему?
-Зачитаем отрывок: « Все Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца...»
- Только ли торфом богаты эти места?
( Нет, здесь прекрасная и богатая на дары природа (богатая палестинка тоже кладовая) Природа здесь очень добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них. И природа — кладовая солнца, так как все живет и существует благодаря солнцу).
- О ком еще с такой теплотой рассказывает автор? (О людях: Насте, Митраше, их соседях, Антипыче, родителях детей. Они все добры, щедры, трудолюбивы, мудры. А разве это не богатство земли? Вспомните, как соседи забеспокоились о детях, не вернувшихся домой. А родители, научившие своих детей любить трудиться, заботиться друг о друге, жить в добре с людьми. Антипыч — мудрые советы которого помогают всем в жизни.
Кладовая солнца — это и богатство земли (торф), и добрая и мудрая природа, и сами люди. Люди, которые в жестокое послевоенное время, жили, делясь последним, приходя на помощь по первому зову. Это ли не секрет Антипыча. Правда жизни — в желании творить добро для людей, в любви, преданности, взаимопомощи. И еще — в единстве человека и природы. Мудром и бережном отношении к ней.
4. Итоги урока.
-Заканчивая сегодняшний урок, давайте вернемся и попробуем ответить на вопрос: «Что есть правда»?
5. Д/з: Написать отзыв на произведение М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс...
Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....
Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"...
Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".
Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"....
Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;
Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду...
Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).
Урок подготовки к сочинению с использованием технологии развития критического мышления....
Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.
Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения....