Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок подготовки к сочинению с использованием технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).
Цели:
Обучающая цель: продолжить анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», подготовить школьников к написанию сочинения.
Развивающая цель: развивать умение анализировать, делать выводы, аргументировано высказывать собственное мнение, создавать творческие работы.
Воспитывающая цель: воспитывать уважение к чужому мнению.
Домашнее задание к уроку: найти в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» пейзажные зарисовки.
Модель:
Взаимоотношения
1. Человек – хозяин природы.
2. Природа господствует над человеком.
3.Гармония между человеком и природой.
4. Человек – часть природы.
Цели этапа | Деятельность учителя и ученика | Средства | Мировоззренческие выводы | Умения и навыки |
1.Подготовить учащихся к восприятию темы. | 1. Слово учителя. – Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением М. М. Пришвина «Кладовая солнца» и подготовимся к написанию сочинения. Посмотрите на эпиграф к уроку (Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин). Отметьте в верхней части песочных часов ваши ассоциации, которые возникли при прочтении эпиграфа. Как вы понимаете его? – Тема нашего сочинения – «Человек и природа». Как вы понимаете эту тему? Что вы знаете о человеке и о природе? Кто это – человек? А природа? Давайте разберемся с этими понятиями. 2.Составление кластеров. Перед вами лежат словарные статьи с определениями понятий «человек» и «природа». Посмотрите их, подчеркните наиболее важные, значимые, ключевые слова в этих определениях. С помощью материала из Приложения 1 и собственных ассоциаций попробуйте составить древо понятий. Ученики называют свои определения, учитель рисует схему на доске, ученики – на листах. – Ребята, посмотрите Приложение 2. Здесь приведены слова известных выдающихся людей о взаимоотношениях человека и природы. Прочитайте их. Попытайтесь кратко сформулировать названия вариантов взаимоотношений человека и природы (Например, человек – хозяин природы; природа господствует над человеком; гармония между человеком и природой; человек – часть природы и т.д.). | Эпиграф Схема-кластер + Приложение 1: определения понятий «человек» и «природа» + Приложение 2: цитаты о человеке и природе | Человек – высшая степень развития живых организмов на земле, общественное существо. В отличие от животных, обладает даром речи и мысли. Природа – весь мир, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней. Места вне городов. | Отработка умения работать со справочным материалом, анализировать, сравнивать, делать выводы. |
2. Определить основное содержание сочинения | 1. Аналитическая беседа. Заполнение таблицы. Ребята, мы вместе с вами составили представление о понятиях «человек» и «природа», о взаимоотношениях человека и природы. Давайте посмотрим, находят ли эти значения отражение в тексте, как человек и природа показаны в сказке-были М. М. Пришвина. Для этого заполним таблицу, шаблон которой есть у вас на листах. – Ребята, вспомните главных героев произведения. Кратко охарактеризуйте их (назовите основные черты их характера, найдите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение). Отразите свои размышления в таблице (1-е две колонки). – Ребята найдите в сказке-были эпизоды (пейзажные зарисовки), подчеркивающие особенности характера каждого из героев. Приведите примеры гармоничных отношений человека и природы, и случаев, когда эта гармония нарушается. – Ребята, посмотрите на свои заполненные таблицы. Как взаимодействуют человек и природа в тексте М. М. Пришвина? Как вы думаете, какой идеал отношений человека и природы у писателя? Кого из героев можно считать человеком, живущим в гармонии с природой? Обоснуйте свой ответ. – А как представлена природа в тексте? В какие моменты она выходит на первый план? Почему это происходит? Для чего, на ваш взгляд, автор одушевляет природу? Зафиксируйте свои мысли об особенностях образа природы в произведении М.М.Пришвина на своих листах (заполнить пропущенные слова и предложения в предложенном высказывании). – Ребята, вернитесь к тем формулировкам взаимоотношений человека и природы, которые вы сформулировали. Подчеркните те определения, которые соответствуют, на ваш взгляд, представлениям М. М. Пришвина и находят свое отражение в его произведении. | Текст произведения; раздаточный материал (таблица) | Человек у Пришвина - часть природы. Он рационально использует природу. Примерами такого человека могут служить Митраша и Антипыч. Идеал отношений человека и природы у Пришвина – гармоничное существование. Пример такой гармонии – Антипыч и Травка. | Отработка навыка анализа художественного произведения. Умение сравнивать, составлять таблицы, работать над анализом персонажей, аргументировано высказывать свое мнение. |
3. Подведение итогов | 1. Даймонд (Ученики выполняют это задание на своих листах, затем результаты озвучиваются) Человек Рациональный, осмотрительный Трудится, властвует, использует, любуется Человек существует в гармонии с природой Помогает, предупреждает, знает, любит Заботливая, мудрая Природа 2. Эвристическая беседа. – Вернитесь к эпиграфу. В нижней части песочных часов отметьте, как вы его понимаете теперь. – В чем суть взаимоотношений человека и природы? Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | Раздаточный материал | Основная мысль сочинения - человек существует в гармонии с природой. | Отработка умения обобщать, делать выводы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...
"Великий храм природы" в сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"
Конспект урока литеатуры в 6 классе по по произведению М. М. Пришвина....
Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....
Урок литературы "Образ природы в сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Интегрированный урок литературы в 6 классе...
Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;
Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать ду...
Интегрированный урок литературы и географии в 6 классе "Природа в сказке-были М. Пришвина "Кладовая Солнца"
Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения...
Урок литературы по теме « Родная природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина "
hellip;Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. (К. Паустовск...