Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Тематическое планирование системы уроков по сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование системы уроков по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца».
В программе под редакцией В. Я. Коровиной даны варианты примерного тематического планирования системы уроков литературы, в которых изучению М. М. Пришвина и его сказки-были «Кладовая солнца» отводится 4 часа. В расчете на эти данные мы построим наше тематическое планирование.
Урок № 1
Тема: М. М. Пришвин «Кладовая солнца» - нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.
Цели:
Обучающая: познакомить с биографией М. М. Пришвина; Раскрыть особенности образов Насти и Митраши.
Развивающая: развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую речь учеников, навыки чтения, умение давать развёрнутый ответ на вопрос, а также развивать наглядно-образное мышление.
Воспитывающая: Способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Тип урока: объяснение нового материала
Вид урока: смешанный (вступительное занятие + урок чтения и анализа текста)
Программа по литературе: под ред. В. Я. Коровиной, М.: Просвещение 2008 г.
Учебник по литературе: Литература 6 класс, т. 2, Коровин В. И., М. 2008 г.
Оборудование: проектор
Этап урока | Рассматриваемые вопросы | Методы и приёмы |
I. Орг. Момент (2 мин.) | Приветствие и вступительное слово учителя | |
II. Объяснение нового материала (8 мин.) | Лекция учителя о биографии М. М. Пришвина. Учитель включает презентацию, в которой даны основные сведения о жизни, судьбе Пришвина, а также мнения и отзывы о нём, ряд фотографий, а также портреты писателя. В ходе просмотра презентации учитель даёт задание – записать факты биографии и черты писателя в тетрадь. | Лекция – презентация; репродуктивный метод (Читает учитель и даёт комментарий; акцентирует внимание учеников) Репродуктивный метод; запись тезисов в тетрадь |
III. Проверка усвоения материала (12 мин.) | Беседа с учениками по поводу услышанного: - Чем на ваш взгляд интересна судьба и личность Пришвина? - Работа с фотографиями Пришвина - А теперь обратимся к портретам Пришвина Работы: - И. Бруни - Ю. Селеверстовв - Ф. Шурпина - Как изображают художники писателя? - Чем отличаются портреты? - Понравились ли они вам? Чем? | Аналитическая беседа; Эвристический метод Работа с иллюстрациями Аналитическая беседа; Эвристический метод
|
IV. Объяснение нового материала (20 мин.) | Беседа с классом по заранее прочитанному тексту: - место действия? Иллюстрация И. Бруни («Село») - Главные герои сказки–были? - Что называется портретом в литературном произведении? - Найдите в тексте портрет Насти. - Прочитайте портрет Митраши. Портреты детей работы И. Бруни Давайте составим кластер («Образ героя»), используя описания детей Пришвиным и глядя на картины Бруни. Есть ли отличия в восприятии детей у писателя и художника? Сравнительная характеристика детей. - Как изображает автор детей? - Остановимся на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? - Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей. - Почему автор не описывает игры детей? - Как Митраша и Настя относятся друг к другу? | Аналитическая беседа; Эвристический метод Метод творческого чтения; комментированное чтение Составление кластера; фронтальный опрос Работа с иллюстрациями; Эвристический метод Метод творческого чтения; комментированное чтение Аналитическая беседа; Эвристический метод Метод творческого чтения; комментированное чтение Аналитическая беседа; Эвристический метод |
V. Подведение итогов (2 мин.) | - Какими вам представляются Митраша и Настя? - Схожи ли ваши представления с иллюстрациями Бруни? | Аналитическая беседа; эвристический метод |
VI. Домашнее задание (1 мин.) | Дочитать «Кладовую солнца». |
Урок № 2
Тема: образ природы в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца».
Цель: раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.
Тип урока: Объяснение нового материала
Вид урока: чтение и анализ текста
Этап урока | Рассматриваемые вопросы | Методы и приёмы |
I. Орг. момент (2 мин.) | Вступительное слово учителя | |
II. Проверка домашнего задания (5 мин.) | Викторина «Внимательный ли ты читатель?» | фронтальный опрос |
III. Подготовка к изучению нового материала (6 мин.) | Как известно, М. М. Пришвин является мастером пейзажа в литературе. А каких художников, которые изображали пейзаж, вы знаете? На экране картины художников – пейзажистов (И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, А. М. Васнецова) - Какие из картин данных художников на ваш взгляд могли бы послужить иллюстрациями к сказке-были Пришвина и почему? | Аналитическая беседа; Эвристический метод Работа с иллюстрациями; эвристический метод |
IV. Объяснение нового материала (22 мин.) | Живая природа в произведении Пришвин также является мастером изображения живой природы. А кого из художников-анималистов знаете вы? На экране картины работ Р. Бейтмана, Р. Поортвита, К. Брендерса, Э. Г. Ландсира, Е. И. Чарушина) + аудиозапись «звуки природы» - Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»… На экране иллюстрация Воловича «Ель и сосна, растущие вместе» - Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? - Какие животные встречаются детям? - Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса? - И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им?... - Как же дети ведут себя в лесу? - Эпизод «Спор детей о дороге»: - Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой? Рассмотрение портрета Антипыча и его сторожки работы В. В. Воловича (графический рисунок) - Что не договаривал лесник? - Как понимаете эти слова? На экране изображение Травки работы И. Бруни; картины Ландсира. Как художники изображают собаку? Почему картины Ландсида так названы? Действительно ли собака друг человека и гуманный член общества? - Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. - Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к природе. - Как же ведёт себя Настя среди такого богатства? И кого она встречает в лесу? (На экране иллюстрации Воловича - лось, змея, встретившиеся Насте) - Что же заставило девочку осознать свой поступок? - Что же Насте представилось? | Аналитическая беседа; Эвристический метод Рассмотрение картин художников Метод творческого чтения; комментированное чтение Аналитическая беседа; Эвристический метод Рассмотрение картинок животных. Метод творческого чтения; комментированное чтение Рассмотрение иллюстрации; Эвристический метод Аналитическая беседа; Эвристический метод Рассмотрение иллюстрации; Аналитическая беседа; эвристический метод Метод творческого чтения; комментированное чтение Аналитическая беседа; Эвристический метод Метод творческого чтения; комментированное чтение Рассмотрение иллюстраций Аналитическая беседа; Эвристический метод |
IV. Подведение итогов (8 мин.) | Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека. - Так что же такое кладовая солнца? На экране репродукции картин И. И. Левитана, А. И. Куинджи и И. И. Шишкина Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. | Запись вывода в тетрадь; репродуктивный метод Рассмотрение картин Аналитическая беседа; Эвристический метод Запись вывода в тетрадь; репродуктивный метод |
V. Домашнее задание (2 мин.) | Пересказать близко к тексту описание природы – отрывок о ели и сосне, растущих вместе. |
Урок № 3
Тема: Образ природы - блудово болото, анализ эпизода о «ели и сосне, растущих вместе».
Цель: развивать устную монологическую речь (выразительное чтение прозаического отрывка), развивать память учеников
Тип урока: закрепление и систематизация изученного
Вид урока: итоговый урок
Этап урока | Рассматриваемые вопросы | Методы и приёмы |
I. Орг. момент (2 мин.) | Приветствие учителя, вступление | |
II. Повторение и закрепление изученного (3 мин.) | Какую роль в развитии событий играет на ваш взгляд природа? | Аналитическая беседа; Эвристический метод |
III. Объяснение и рассмотрение нового материала (15 мин.) | Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота (с.45) Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной. На экране репродукции картин Куинджи и Шишкина. - Здесь же противопоставлены? …– друг и враг человека: На экране волк и собака + лай собаки и вой волка (аудиозапись) Найдите в тексте: “одичавшая собака выла от тоски по человеку, а волк выл от неисбытной злобы к нему”. Сюда–то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой. Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое…? “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.(с.46) Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”. Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели? с.45 | Слово учителя; репродуктивный метод Рассмотрение картин Аналитическая беседа; Эвристический метод Просмотр картин и прослушивание записи Метод творческого чтения; поиск цитат Слово учителя; Метод творческого чтения; поиск цита Слово учителя; Аналитическая беседа; Эвристический метод |
IV. Проверка домашнего задания (25 мин.) | Близко к тексту дети читают отрывок о «ели и сосне, растущих вместе»: « …Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород ужасно боролись между собою корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа. До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему». | Устный опрос всего класса |
V. Домашнее задание | Нарисовать иллюстрации «Кладовой солнца» (индивидуальное задание троим ученикам) |
Урок № 4
Тема: Смысл названия сказки-были; подведение итогов; подготовка к домашнему сочинению
Цель: выявить степень усвоения материала, учить логическим выводам и выражению своих мыслей, развивать письменную монологическую речь, а также творческие способности учащихся.
Тип урока: закрепление и систематизация изученного; подготовка к сочинению
Вид урока: урок развития речи
Оборудование: проектор, рисунки учеников
Этап урока | Рассматриваемые вопросы | Методы и приёмы |
I. Объяснение нового материала | "Кладовая солнца" М. М. Пришвина - сказка-быль, в которой переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. Уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный, сказочный мир: Зачитаем: "В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей...". На экране иллюстрация Воловича («село») Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом деле. Во-первых, автор точно указал…? во-вторых, рассказ ведется от лица человека…? а в сказках обычно говорится, что дело было…? и происходило оно …? Настя и Митраша - главные герои. На экране портреты героев работы Воловича "Золотая Курочка" и "Мужичок в мешочке", как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство…: На экране иллюстрация Воловича («изба детей») Сказочные герои всегда противостоят врагам: ведьмам, Кощею, Бабе Яге и другой нечисти. Так и герои "Кладовой солнца" оказываются в ситуации, когда они должны противостоять опасностям и злу (которое может таиться не только вокруг, но и внутри самого человека). ( Пришвин сам объясняет жанр своего произведения - сказка-быль. Это неделимое понятие. И сказочное, и реальное параллельно существуют в тексте М.Пришвина)
| Слово учителя; репродуктивный метод Метод творческого чтения, поиск цитат Рассмотрение иллюстрации Слово учителя (вопрос)- Ответ Аналитическая беседа; эвристический метод Рассмотрение иллюстрации Рассмотрение иллюстрации Слово учителя Репродуктивный метод; запись вывода в тетрадь |
II. Рассмотрение и анализ иллюстраций И. Бруни | На доске слайды с иллюстрациями Ивана Бруни Прокомментируйте иллюстрации. - Помогли ли вам иллюстрации вспомнить сюжет произведения? | Аналитическая беседа; эвристический метод |
III. Рассмотрение и анализ иллюстраций детей | Учитель заранее собирает рисунки, сканирует их и выводит на проектор. Итак, ребята, что мы с вами видим, какие сцены, эпизоды запечатлели ребята? Чем, по вашему мнению, они руководствовались? А теперь давайте спросим у наших «художников», а что же они хотели до нас донести? Отличаются ли они от иллюстраций Бруни? Чем? Понравились ли вам их видение сказки-были Пришвина? Почему? | Аналитическая беседа; эвристический метод |
IV. домашнее задание | Опираясь на полученные знания, написать сочинение на тему: «Природа в жизни человека». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения; проводитс...
Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца») Цель урока: раскрыть замысел писателя, показать единство ч...
Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"
Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....
Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....
Конспект урока по сказке - были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Конспект урока по сказке - были "Кладовая солнца"...
Заключительный урок - проект по сказке – были Пришвина М.М. «Кладовая солнца» «Все прекрасное на Земле - от солнца»
Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека...
Разработка урока по литературе в 6 классе. Тема урока: Сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Особенности жанра.
Урок литературы с использованием методов и приемов технологии смыслового чтения....