Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать духовные и нравственные ценности и душевные качества личности; развивать умение воспринимать красоту природы и умело пользоваться её дарами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-issledovanie.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Быть природой великолепно, хотя, наверное, нелегко. Тянуться к небу
деревом или малой травинкой - сильное ощущение. Возможно, даже более
сильное, чем просто жить на земле.
Ф.Кривин
Урок –исследование «Единство человека и природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» ,стихотворении Г.Ефимова «Зерно»,притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;
Цель: исследовать проблему «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца» , стихотворении Г.Ефимова «Зерно», притчах «Самое прекрасное сердце»и «Морские звезды»;формировать духовные и нравственные ценности и душевные качества личности; развивать умение воспринимать красоту природы и умело пользоваться её дарами.
Ход урока
1.Вступление
В. Шефнер «Миг»
Не привыкайте к чудесам-,
Дивитесь им ,дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг. за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье.
У нас сегодня не совсем обычный урок –к нам пришли гости .И мы на уроке должны решить –действительно ли человек является составной частью природы. А может быть он её требовательный хозяин ,или покорный слуга ?
На доске схема
Кто для природы человек?
требовательный хозяин покорный слуга часть природы
Многие исследователи- натуралисты считаю ,что в природе до сих пор очень много необъяснимого и непонятного. Я подготовила для вас несколько интересных фактов, которые происходят на свете время от времени и которые совсем недавно считались если не колдовскими ,то необъяснимыми уж точно.
Двояковыпуклые облака
Чрезвычайно редкое явление, появляющееся в основном перед ураганом. Открыты всего 30 лет назад. Называются еще Mammatus clouds.
Рыбные, лягушачьи и другие дожди.
Одна из гипотез, обьясняющих появления таких дождей, - смерч, высасывающий близлежащие водоемы, и переносящие их содержимое на большие расстояния.
Лунная радуга.
Мы почти привыкли к обычной радуге. Лунная радуга намного более редкое явление, чем радуга, которую видно при дневном освещении. Лунная радуга может появиться только в местах с повышенной влажностью и только тогда, когда Луна почти полная. На фото изображена лунная радуга на Камберлендском водопаде в Кентукки.
А какие вы можете привести примеры разумной и безупречной организации природных явлений
и процессов, которые так трудно поддаются объяснению и вызывают у нас с вами лишь восхищение и уважение .
2. Сообщения учащихся
1.Как вы думаете ,что такое болото? Мрачная трясина? Унылое место? Бросовые земли, «не пройдешь, не проедешь»? Как вы заблуждаетесь!
Царство духов
Болота во все времена и притягивали, и пугали человека. Притягивали своей тайной и внушали страх опасностями, что подстерегают оказавшегося в их власти. Потому, наверное, и сохранилось столько легенд и преданий, поверий, былин, а подчас и небылиц о болотах и их невидимых обитателях, о знахарях, о чудесных исцелениях и древних обрядах.
У болота есть свой дух-хранитель, хозяин. Славяне называли его болотняником. Это он пугает идущих через болото резкими звуками, вздохами, громкими причмокиваниями. Это он заманивает в трясину самоуверенных и беспечных и, наоборот, показывает безопасную тропу тем, кто относятся к природе с почтением. У болотняника множество соседей, это и водяные, повелители вод, и лешие, и кикиморы
Естественное хранилище влаги
В недрах болот удерживается 11 500 км3 пресной воды. Это в пять раз больше, чем во всех реках мира (2 100 км3), и почти половина объема воды Байкала (23 000 км³)!
Застойные болота регулируют течение рек и речушек и даже питают большие реки. Днепр и Волга, например, берут начало из болот. Но, вопреки распространенному мнению, вода в болотах вовсе не застойная. Давайте сравним: в озерах вода полностью обновляется за 17 лет, в болотах — каждые пять лет!
Крупные болота могут останавливать лесные пожары.
Мощный пылесос
Каждый год один гектар болот поглощает из атмосферы 550–1800 кг углекислого газа и выделяет 260–700 кг кислорода. Это в 7–15 раз больше, чем способен переработать один гектар леса или луга.
Но и это не все: болота притягивают и поглощают частицы пыли, которая, как известно, в безветренную погоду передвигается в сторону пониженной температуры (а температура над поверхностью болот всегда ниже, чем вокруг). Один гектар болот может «проглотить» до трех тонн пыли! (В ней, кстати, содержатся минеральные вещества, которыми питаются растения.)
Савченко Н.
«Кладовая солнца»
Болота — это еще и аккумуляторы солнечной энергии. Она спрессовывается там в виде торфа. Однако не в каждом болоте образуется торф. Нет его в болотах степей и пустынь: остатки растений там быстро распадаются благодаря сухому воздуху и высоким температурам; в приморских болотах быстрому разложению способствует соленая вода, в речных заводях — проточность и насыщенность воды кислородом.
Торф накапливается в болоте очень медленно. К примеру, на северо-западе России торфяная залежь увеличивает свою толщину на 0,5–1 мм в год. Такова скорость роста главного торфообразователя — мха сфагнума.
Жулина Л.
А еще на болоте растет очень полезная ягода клюква.
Клюква и ее полезные свойства |
Клюква, в народе часто именуемая как веснянка, журавиха, подснежница, имеет международное латинское название Охуcoccus palustris Pers, (оксикоккус палистрис перс)что в буквальном переводе значит «болотный кислый шарик». Клюква - вечнозеленое растение семейства брусничных, произрастающее в основном на болотах. Побеги клюквы тонкие, стелящиеся, длинной до 80 см. Листочки мелкие, кожистые, продолговатой яйцевидной формы, темно-зеленого цвета сверху и беловатые снизу. Цветет клюква розово-красными цветками, которые собираются по 2-4, реже по 6 штук, в зонтиковидные соцветия, в период с мая по июль. Ягоды, небольшие, шаровидные красного цвета, созревают в сентябре, а вот собирают урожай с осени до весны. В сентябре ягоды твердые, дозревают и размягчаются они при хранении. После первого мороза, ягода становится более вкусная и кислая, лучше всего ее хранить в замороженном виде, самая сладкая клюква «подснежная», которая перезимовала на кустах, после зимних моров она более сладкая, но хранится она не долго. В медицинских целях клюкву используют как бактерицидное, жаропонижающее и жаждоутоляющее средство, она усиливает действие лекарственных средств (в частности антибиотиков) в несколько раз. Кроме того, сок клюквы используют наружно, для заживления ран, применяют при простудных заболеваниях, она выводит тяжелые металлы из организма, ее применяют при лечении последствий чрезмерных доз облучения. Общепризнано иммуноповышающее и антиоксидантное действие клюквы. Употребляют клюкву в виде соков, морсов, отваров, киселей, сиропов, варенья, джема. Как в одиночном виде, так и комплексе с другим травами и ягодами (шиповником, брусникой). Также клюква используется и для приготовления соусов, желе, вина, ликеров. Вы привели поразительные примеры ,очевидно ,что вы успешно исследовали биологические объекты ,но мне все-таки хочется вернуть вас в удивительный литературы и предложить вашему вниманию викторину по недавно прочитанной нами сказке-были «Кладовая солнца» 3.Просмотр презентации «Кладовая солнца 4.Чтение притчи «Самое прекрасное сердце» Хочу предложить вашему вниманию историю о человеческом сердце .которое тоже является отражением нашего внутреннего мира Самое прекрасное сердце В один солнечный день красивый молодой человек стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально - ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья. -О чем на ваш взгляд эта притча? (О том ,что красота внешняя должна соответствовать красоте духовной ,внутренней) 5.Анализ стихотворения Георгия Ефимова «Зерно»,составление схемы в тетрадях В мешках ли ,в закромах ли –все равно- Живет и дышит малое зерно. Придет зима ,в полях замерзнет грязь, Оно заснет ,до срока притаясь. Но тотчас же очнется ото сна , Едва в поля воротится весна . И будет все…И из глубин борозд Оно поднимет всходы в полный рост! О сердце! Ты с тем зернышком сродни, Когда слова людские холодны, Сожмешься ты …Но оживаешь вновь От первых же радушных теплых слов! -Каким художественным образом представлен мир природы? (образом зерна) -А внутреннее состояние человека? (Образом человеческого сердца) Давайте попробуем доказать ,что мир природы и внутренний мир человека находятся в гармонии Зерно-------------------------- гармония-------------------------------------------сердце Зима- «заснет ,до срока притаясь» слова холодны- «сожмешься ты» Весна- « поднимет всходы в полный рост» радушные слова-«оживаешь вновь» Вывод- и зерно и человеческое сердце одинаково реагируют на явления окружающего мира, следовательно человек должен составлять гармоничное единое целое с природой, и любое существо на земле имеют право существовать на свете и быть понятым друг другом. 6.Чтение притчи о морской звезде И еще одна история ,которая учит нас с вами бережно относится друг к другу ,к окружающему нас миру и торопиться нести в мир добро. Притча о морских звездах.
7.Подведение итогов урока и выставление оценок.
Рецепты из клюквы: Классический клюквенный морс 1 стакан ягод клюквы растереть деревянной лопаткой, сок отжать, отжим залить 1 л воды и прокипятить. Затем соединить сок и отвар, добавить меда и охладить. Клюквенный морс замечательное общеукрепляющее, жаждоутолящее, витаминизирующее средство, рекомендуемое всем, независимо от возраста и пола. Клюква, перетертая с сахаром На 1 кг клюквы потребуется 2 кг сахарного песка. Ягоды толкут и перетирают, засыпая сахаром. Такая смесь отлично сохраняет все свои полезные свойства. Варенье из клюквы Ягоды (1 кг) отваривать в кастрюле до тех пор, пока они не станут мягкими, затем растолочь или потереть через сито. Полученную массу залить кипящим сиропом (1, 5 кг сахара на 2, 5 стакана воды) и прокипятить. Иногда для получения более мягкого вкуса, к клюкве добавляют яблоки (на 1 кг клюквы 1 кг яблок). Клюква известна своим полезными свойствами на протяжении многих веков, ее воспевали в песнях и стихах, применяли в пищу и в качестве лекарства. Употреблять клюквенные продукты (соки, морсы, варенье и др.) можно круглый год, они прекрасно восполняют недостаток витаминов в организме и укрепляют иммунитет |
Вы привели поразительные примеры ,очевидно ,что вы успешно исследовали биологические объекты ,но мне все-таки хочется пригласить вас в удивительный литературы и предложить вашему вниманию стихотворение Г.Ефимова «Зерно»
Георгий Ефимов.
«Зерно».
В мешках ли ,в закромах ли –все равно-
Живет и дышит малое зерно.
Придет зима ,в полях замерзнет грязь,
Оно заснет ,до срока притаясь.
Но тотчас же очнется ото сна ,
Едва в поля воротится весна .
И будет все…И из глубин борозд
Оно поднимет всходы в полный рост!
О сердце! Ты с тем зернышком сродни,
Когда слова людские холодны,
Сожмешься ты …Но оживаешь вновь
От первых же радушных теплых слов!
-Каким художественным образом представлен мир природы?
(образом зерна)
-А внутреннее состояние человека?
(Образом человеческого сердца)
Давайте попробуем доказать ,что мир природы и внутренний мир человека находятся в гармонии
Зерно Сердце
Зима-«Заснет ,до срока притаясь» слова холодны-«сожмешься ты»
Весна-«проднимет всходы в полный рост» радушные слова-«оживаешь вновь»
Хочу предложить вашему вниманию историю о человеческом сердце .которое тоже является отражением нашего внутреннего мира
Самое прекрасное сердце
В один солнечный день красивый молодой человек стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально - ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.
Неожиданно, из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
- Твое сердце по красоте никогда не сравнится с моим.
Тогда вся толпа взглянула на сердце старика. Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными. К тому же в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков. Толпа уставилась на старика - как он мог сказать, что его сердце красивее?
Юноша взглянул на сердце старика и засмеялся:
- Ты, возможно, шутишь, старик! Сравни свое сердце с моим! Мое идеально! А твое! Твое - мешанина шрамов и слез!
- Да, - ответил старик, - твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами. Смотри! Каждый шрам на моем сердце - это человек, которому я отдал свою любовь - я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь - свой кусок сердца, которое заполняло пустые пространства в моем. Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу, поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились.
Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне свои - поэтому вы можете видеть пустые дыры в сердце - когда ты отдаешь свою любовь, не всегда есть гарантии на взаимность. И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся.
Теперь ты видишь, что означает истинная красота?
Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слезы.
Он подошел к старику, достал свое сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Старик взял его подарок и вставил в свое сердце. Потом он в ответ оторвал кусок от своего избитого сердца и вставил его в дыру, образовавшуюся в сердце молодого человека. Кусок подошел, но не идеально, и некоторые края выступали, а некоторые были рваными.
Молодой человек посмотрел на свое сердце, уже не идеальное, но более красивое, чем оно было раньше, пока любовь старика не коснулась его.
И они, обнявшись, пошли по дороге
Вывод-любое существо на земле –зерно ,человек ,морская звезда имеют право существовать на свете и быть понятым друг другом.
Так все –таки о чем наш сегодняшний разговор -О том что все в природе соразмерно и гармонично, человек является частью природы и не должен чувствовать себя только хозяином -потребителем, а должен бережно относится к природе ,а
любое существо на земле –зерно ,человек ,морская звезда имеют право существовать на свете и быть понятым друг другом
И еще одна история ,которая учит нас с вами бережно относится друг к другу ,к окружающему нас миру и торопится нести в мир добро.
Притча о морских звездах.
В одной рыбацкой деревне на берегу моря жил-был один старик.Каждое утро,еще до рассвета он выходил из своей одинокой лачуги и уходил куда-то,а возвращался,когда солнце уже высоко стояло в небе.Никто в деревне не знал,куда каждый день уходит старик.Да никто и не интересовался: кому какое дело до выжившего из ума старика? Но был в этой деревне один мальчик, который,как большинство мальчишек на свете, был очень любопытным.И было ему жутко интересно,куда же уходит каждое утро этот загадочный старик.
И вот однажды этот мальчик решил проследить за стариком и раскрыть его тайну.Рано-рано утром, скорее даже ночью,когда было еще совсем темно, он вышел из дома, прокрался к лачуге старика и стал ждать.А когда вышел старик, то он пошел за ним следом, прячась за кусты и стараясь не потерять его из виду.Шли они,шли,пока не увидел мальчик,что старик вышел на берег моря.Мальчик спрятался как можно ближе,понимая,что разгадка близко.
Велико же было его разочарование, когда он увидел, что старик всего лишь ходит вдоль кромки воды,время от времени наклоняется,подбирает что-то на песке и идет дальше.Издалека было плохо видно,что же именно подбирает старик на песке.Любопытство взяло верх, и мальчик решил выйти на берег и посмотреть поближе. Оказалось, старик подбирает с берега морские звезды: подбирает и бросает их назад в море.В недоумении мальчик подошел к старику:"Что ты делаешь? И зачем?". Старик даже не удивился, увидев мальчика, он обернулся и с улыбкой ответил: "Понимаешь, солнечные лучи убьют морские звезды,которые выброшены волной на берег, от солнца звезды сгорают и умирают.Поэтому я собираю их и бросаю назад в море".Мальчик посмотрел на берег, усеянный сотнями, тысячами звезд: "Но ведь это глупо! Посмотри,как много звезд на берегу! Ты не успеешь до восхода солнца вернуть их всех в море, даже если я тебе помогу и мы оба будем работать без устали, за час,который у нас остался, мы спасем только малую их часть.Ты ничего не сможешь изменить!" "Я смогу что-то изменить, например, для этой звезды", - сказал старик и бросил еще одну звезду в море.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»
Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...
Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"
Тема урока "Заветы М.Пришвина". Место данного урока в системе уроков - итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы....
Урок литературы в 6 классе. Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство челов...
Презентация "Кладовая солнца" к уроку литературного чтения в 7 классе "Нравственность взаимоотношений Митраши и Насти" по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"
Презентация составлена в помощь учителю на уроке литературного чтения в 7 классе школы-интерната для глухих детей....
Урок литературы "Образ природы в сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Интегрированный урок литературы в 6 классе...
Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (подготовка к сочинению).
Урок подготовки к сочинению с использованием технологии развития критического мышления....
Урок литературы по теме « Родная природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина "
hellip;Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. (К. Паустовск...