«Все мы немножко лошади…» (По стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

                                                                             Когда Вас называют лошадью,

                                                                             не воспринимайте это за оскорбление…

 

 

 

 

Образовательные цели:

1)      раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»;

2)      познакомить с изобразительно-выразительным средством - инверсией;

3)      расширить знания о личности поэта, его мировоззрении и поэтических особенностях.

Развивающие цели:

1)      совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;

2)      развивать творческие способности учащихся. 

Воспитательные цели:

1)      подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;

2)      формировать у ребят данные качества характера;

3)      воспитывать уважение к чувствам другого.

Оборудование: портрет В.Маяковского, иллюстрации к стихотворению, записи на доске (тема, эпиграф, словарь непонятных слов), мультимедийный проектор, гитара (на уроке звучат песни А.Розенбаума «Жеребенок», Расторгуева «Конь»…)

Тип урока: интегрированный (литература, музыка)

Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование

Методы:

1)       словесный (слово учителя);

2)      исследовательский (творческие работы, создание видеороликов и презентаций);

3)      практический (чтение стихотворения);

4)      частично – поисковый (нахождение изобразительно-выразительных средств в тексте);

Технологии:

1)      технология преподавания литературы как предмета, формирующего личность;

2)      технология сотрудничества;

3)      инновационно - коммуникационные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_my_nemnozhko_loshadi.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Все мы немножко лошади…»

(По стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)

                                                                             Когда Вас называют лошадью,

                                                                             не воспринимайте это за оскорбление…

Образовательные цели:

  1. раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»;
  2. познакомить с изобразительно-выразительным средством - инверсией;
  3. расширить знания о личности поэта, его мировоззрении и поэтических особенностях.

Развивающие цели:

  1. совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;
  2. развивать творческие способности учащихся.  

Воспитательные цели:

  1. подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
  2. формировать у ребят данные качества характера;
  3. воспитывать уважение к чувствам другого.

Оборудование: портрет В.Маяковского, иллюстрации к стихотворению, записи на доске (тема, эпиграф, словарь непонятных слов), мультимедийный проектор, гитара (на уроке звучат песни А.Розенбаума «Жеребенок», Расторгуева «Конь»…)

Тип урока: интегрированный (литература, музыка)

Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование

Методы:

  1.  словесный (слово учителя);
  2. исследовательский (творческие работы, создание видеороликов и презентаций);
  3. практический (чтение стихотворения);
  4. частично – поисковый (нахождение изобразительно-выразительных средств в тексте);

Технологии:

  1. технология преподавания литературы как предмета, формирующего личность;
  2. технология сотрудничества;
  3. инновационно - коммуникационные технологии.

На доске словарь:

  1. Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
  2. Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
  3. Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
  4. Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
  5. Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
  6. Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

- Видеоролик о лошадях на песню «Я подозвал коня…»

- Давайте попробуем объяснить афоризмы, которые представлены в видеоролике:

  1. Лошадь – это поэзия в движении.
  2. В мире нет ничего прекрасней скачущего коня, танцующей женщины и корабля под парусами.
  3. Даже хорошему наезднику надо помнить, что с коня можно упасть.
  4. Если Вас называют лошадью, не воспринимайте это за оскорбление…

- Немного о В.Маяковском.

- Слово учителя, презентация о поэтической манере В.Маяковского

Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают творчество поэта.
Маяковский - поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Он, как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свои ритм и рифма.
        

«Хорошее отношение к лошадям» читает О.Басилашвили

-Давайте подумаем над темой  и идеей стихотворения.

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».

Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».

Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтичном», слове.

-Какова главная проблема?

В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта…Толпе зевак нет никакого дела до чужой боли…

Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)

Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)

Давайте посмотрим, какие тропы и фигуры встречаются в этом стихотворении.

1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ.
 –

Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…

Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.

 А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.

… и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.

2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.

В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии:
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!

Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.

3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы.
- Гриб.
- Грабь.
- Гроб.
- Груб.

В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.

4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.

У-ли-ца  сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.

Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-ла, г-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.

5. Повтор:
- Лошадь упала!
-Упала лошадь!

Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, упавшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые вместе с ушибленной спиной передают зримое ощущение  круговой  боли.

Каково значение многоточия в стихотворении?

6. Гипербола: 

Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...

7. Эпитеты:

звериная тоска, пришла веселая

8. Метафоры:

Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.

за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:

Улица опрокинулась,
течет по-своему...




У Ф.Абрамова есть рассказ «О чем плачут лошади?

-Что такое слезы?

-Так о чем же плачут лошади?

Лошади действительно плачут, когда им плохо. Люди плачут чаще. Не раз каждому из нас приходится "тащить свой воз" по скользкому подъему жизненной дороги. И полно вокруг насмешников. Встречаются и наездники - палачи, готовые спустить шкуру...
Хорошее отношение к животным не всегда подразумевает хорошее отношение к людям. У Маяковского такое отношение есть.
...Глупенькая,
все мы
немного лошади.

Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

встала на ноги,
ржанула
и
пошла.
Хвостом
помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

В иносказательном плане глупого человека называют ослом,

мудрого – совой,

хитрого – лисой,

неуклюжего – медведем,

а какого человека называют лошадью?

Вспомните фразеологизмы, касающиеся характеристики человеческих качеств, поступков,…

Рабочая лошадка

Надеть хомут
Взять под уздцы

Пришпорить коня

Счастье в наследство и сказка Салтыкова-Щедрина «Коняга»

Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни.
Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной
ношей.

— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — спросил мудрец.


Я страдаю для счастья своих детей и внуков, — ответил человек. — Мой
прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья
моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою
жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.

— А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? — спросил мудрец.

— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! — ответил несчастный человек.


Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! — сказал
мудрец. — Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как
сделать счастливыми своих детей и внуков!

сказка Салтыкова-Щедрина «Коняга»

тенториум сайт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".

В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме...

"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).

К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...

Презентация к уроку Идейно-художественное своеобразие стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Данная презентация позволит учителю сделать урок более интересным и выразительным....

Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»

Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....

Стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»...

Конспект урока-исследования по стихотворению В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"

Данный материал занимает 2 урока. Путь от метапредметных знаний к литературоведческому анализу, погружению в текст стихотворения. Задействованы различные каналы восприятия: зрительный, тактильный, слу...