«Все мы немножко лошади…» (По стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Когда Вас называют лошадью,
не воспринимайте это за оскорбление…
Образовательные цели:
1) раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»;
2) познакомить с изобразительно-выразительным средством - инверсией;
3) расширить знания о личности поэта, его мировоззрении и поэтических особенностях.
Развивающие цели:
1) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;
2) развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
1) подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
2) формировать у ребят данные качества характера;
3) воспитывать уважение к чувствам другого.
Оборудование: портрет В.Маяковского, иллюстрации к стихотворению, записи на доске (тема, эпиграф, словарь непонятных слов), мультимедийный проектор, гитара (на уроке звучат песни А.Розенбаума «Жеребенок», Расторгуева «Конь»…)
Тип урока: интегрированный (литература, музыка)
Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование
Методы:
1) словесный (слово учителя);
2) исследовательский (творческие работы, создание видеороликов и презентаций);
3) практический (чтение стихотворения);
4) частично – поисковый (нахождение изобразительно-выразительных средств в тексте);
Технологии:
1) технология преподавания литературы как предмета, формирующего личность;
2) технология сотрудничества;
3) инновационно - коммуникационные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_my_nemnozhko_loshadi.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все мы немножко лошади…»
(По стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)
Когда Вас называют лошадью,
не воспринимайте это за оскорбление…
Образовательные цели:
- раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»;
- познакомить с изобразительно-выразительным средством - инверсией;
- расширить знания о личности поэта, его мировоззрении и поэтических особенностях.
Развивающие цели:
- совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
- подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
- формировать у ребят данные качества характера;
- воспитывать уважение к чувствам другого.
Оборудование: портрет В.Маяковского, иллюстрации к стихотворению, записи на доске (тема, эпиграф, словарь непонятных слов), мультимедийный проектор, гитара (на уроке звучат песни А.Розенбаума «Жеребенок», Расторгуева «Конь»…)
Тип урока: интегрированный (литература, музыка)
Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование
Методы:
- словесный (слово учителя);
- исследовательский (творческие работы, создание видеороликов и презентаций);
- практический (чтение стихотворения);
- частично – поисковый (нахождение изобразительно-выразительных средств в тексте);
Технологии:
- технология преподавания литературы как предмета, формирующего личность;
- технология сотрудничества;
- инновационно - коммуникационные технологии.
На доске словарь:
- Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
- Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
- Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
- Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
- Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
- Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
- Видеоролик о лошадях на песню «Я подозвал коня…»
- Давайте попробуем объяснить афоризмы, которые представлены в видеоролике:
- Лошадь – это поэзия в движении.
- В мире нет ничего прекрасней скачущего коня, танцующей женщины и корабля под парусами.
- Даже хорошему наезднику надо помнить, что с коня можно упасть.
- Если Вас называют лошадью, не воспринимайте это за оскорбление…
- Немного о В.Маяковском.
- Слово учителя, презентация о поэтической манере В.Маяковского
Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как “агитатор, горлан, главарь”. Он действительно шагнул к нам “через лирические томики, как живой с живыми говоря”. Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают творчество поэта.
Маяковский - поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Он, как смелый мастер, работающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свои ритм и рифма.
«Хорошее отношение к лошадям» читает О.Басилашвили
-Давайте подумаем над темой и идеей стихотворения.
Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».
Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».
Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтичном», слове.
-Какова главная проблема?
В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта…Толпе зевак нет никакого дела до чужой боли…
Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)
Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом? ( Это внутренний монолог.)
Давайте посмотрим, какие тропы и фигуры встречаются в этом стихотворении.
1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.
БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –
Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.
ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…
Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.
А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.
… и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…
Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.
2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.
В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии:
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!
Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.
3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы.
- Гриб.
- Грабь.
- Гроб.
- Груб.
В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.
4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.
У-ли-ца сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.
Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-ла, г-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.
5. Повтор:
- Лошадь упала!
-Упала лошадь!
Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, упавшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые вместе с ушибленной спиной передают зримое ощущение круговой боли.
Каково значение многоточия в стихотворении?
6. Гипербола:
Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...
7. Эпитеты:
звериная тоска, пришла веселая
8. Метафоры:
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
Улица опрокинулась,
течет по-своему...
У Ф.Абрамова есть рассказ «О чем плачут лошади?
-Что такое слезы?
-Так о чем же плачут лошади?
Лошади действительно плачут, когда им плохо. Люди плачут чаще. Не раз каждому из нас приходится "тащить свой воз" по скользкому подъему жизненной дороги. И полно вокруг насмешников. Встречаются и наездники - палачи, готовые спустить шкуру...
Хорошее отношение к животным не всегда подразумевает хорошее отношение к людям. У Маяковского такое отношение есть.
...Глупенькая,
все мы
немного лошади.
Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.
…встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.
В иносказательном плане глупого человека называют ослом,
мудрого – совой,
хитрого – лисой,
неуклюжего – медведем,
а какого человека называют лошадью?
Вспомните фразеологизмы, касающиеся характеристики человеческих качеств, поступков,…
Рабочая лошадка
Надеть хомут
Взять под уздцы
Пришпорить коня
Счастье в наследство и сказка Салтыкова-Щедрина «Коняга»
Как-то шёл по дороге мудрец, любовался красотой мира и радовался жизни.
Вдруг заметил он несчастного человека, сгорбившегося под непосильной
ношей.
— Зачем ты обрекаешь себя на такие страдания? — спросил мудрец.
—
Я страдаю для счастья своих детей и внуков, — ответил человек. — Мой
прадед всю жизнь страдал для счастья деда, дед страдал для счастья
моего отца, отец страдал для моего счастья, и я буду страдать всю свою
жизнь, только чтобы мои дети и внуки стали счастливыми.
— А был ли хоть кто-то счастлив в твоей семье? — спросил мудрец.
— Нет, но мои дети и внуки обязательно будут счастливы! — ответил несчастный человек.
—
Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла! — сказал
мудрец. — Научись вначале сам быть счастливым, тогда и поймёшь, как
сделать счастливыми своих детей и внуков!
сказка Салтыкова-Щедрина «Коняга»
тенториум сайт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".
В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме...
"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).
К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...
Презентация к уроку Идейно-художественное своеобразие стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Данная презентация позволит учителю сделать урок более интересным и выразительным....
Открытый урок по русской литературе Тема урока: Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Cтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»...
Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»
Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....
Стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»...
Конспект урока-исследования по стихотворению В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Данный материал занимает 2 урока. Путь от метапредметных знаний к литературоведческому анализу, погружению в текст стихотворения. Задействованы различные каналы восприятия: зрительный, тактильный, слу...