Конспект урока-исследования по стихотворению В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Данный материал занимает 2 урока. Путь от метапредметных знаний к литературоведческому анализу, погружению в текст стихотворения. Задействованы различные каналы восприятия: зрительный, тактильный, слуховой, кинетический. Различные формы работы учащихся: от индивидуальной до фронтальной и работы в парах. Материалы урока будут полезны на любом уроке в школе среднего звена при изучении лирики Маяковского: от первого знакомстча с творчеством поэта до старших классов с высокой степенью погружения в творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_2019.pptx | 719.67 КБ |
konspekt_uroka.docx | 23.55 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1893 – 1930 гг. Сергей Есенин Александр Блок Игорь Северянин Владимир Маяковский
Хронотоп = где и когда? улица Кузнецкий Мост
«Хорошее отношение к лошадям» 1918 год
Новое слово Маяковского. Музыка слова. ржанула каплища клёшить
Проза. Сюжет. Ветер продувает улицу Мостовая обледенела Все двигаются по Кузнецкому мосту Лошадь поскользнулась и упала Прохожие собрались в группу, раздался смех Странный мужчина сторонится толпы, подходит к лошади, разговаривает с ней Странный незнакомец утверждает, что люди как лошади Лошадь поднялась и продолжила путь
Поэзия. Какое чувство расплылось в шелесте? «Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте — чего вы думаете, что вы их плоше ? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь».
Толпа Система образов «Хорошее отношение к ……» Я Лошадь
«И стоило жить, и работать стоило»? Рисунок В. Маяковского, 1930 г.
Предварительный просмотр:
Конспект урока-исследования.
Как новое искусство отвечает на старые вопросы (по стихотворению В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)
Оборудование: проектор, презентация, раздаточный материал (черный квадрат, текст стихотворения, маршрутный лист (МЛ), интерактивная доска, магниты).
- Организационный момент.
Меня зовут Алёна Анатольевна.
Сегодня я приглашаю вас принять участие в литературном исследовании.
- Ассоциативный ряд. Вовлечение в работу. Метапредметные связи.
Начнем мы с ответа на вопрос: «Что это»»?
Прикрепить с помощью магнита на доску. Под квадратом написано слово «картина».
Подумайте над вопросом «Что это»?
Заполните в маршрутных листах пункт 1 (показать детям).
Поднимите руку, кто записал «черный квадрат». Поднимите руку, кто записал «картина»?
Эпоха. Особенности времени. Метапредметные связи.
Посмотрите на экран. Презентация слайд 1, по щелчку на белом экране появляется картина Малевича «Черный квадрат».
Перед вами искусство начала 20 века, которое хотело перевернуть взгляд на привычный мир, стать новым искусством нового мира.
Заполните в МЛ пункт 2.
Так было в живописи и поэзии. Друг, соратник Казимира Малевича, художник и поэт, автор который задавал старые, как мир, вопросы, но придавал им новую форму. Автор строк «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…»
Знакомство с поэтом. Ответим на вопросы: «Кто это?» (Слайд 2.)
Прочесть фамилии писателей.
Запишите ответ на пункт №3 в Ваших МЛ.
Ответ выводится на слайд.
Хронотоп стихотворения.
Мы определили, чье стихотворение будем исследовать сегодня, давайте разгадаем, в какое время и место нас перенесет стихотворение Маяковского. Слайд 3.
Слушаем звуки города.
Заполните пункт №4 в МЛ до союза И.
Ребята, возьмите распечатки со стихотворением. Мы прочтем что-то новое и потому странное. Для новой поэзии нужны были новые слова. И поэт создает их. Я буду читать, а вы слушать и искать в тексте слова, которые Маяковский придумал сам.
Вслушайтесь, как звучит музыка слова Маяковского.
Слайд 4.
- Определяем, где пространство стихотворения и картинки на экране перестают совпадать. Вписываем ответ на МЛ, задание 4.
Слайд 5.
Особенность поэтики.
Найдите на распечатках с текстом словарь, прочтите его. Эти слова придумал Маяковский?
Неологизмы: каплища, клёшить, ржанула.
Впишите на МЛ, задание 5.
Слайд 4.
Сюжет.
Посмотрите на черные квадраты. Сидящие справа сверните черные квадраты в трубочку так, чтобы черный цвет оказался снаружи. Представьте, что в Ваших руках микрофон, вы журналист известного телеканала. Вы записываете репортаж с места событий. Как бы прочли такие новости? Кто хочет попробовать? Ученик выходит к доске.
Ветер продувает улицу. Мостовая обледенела. Все двигаются по Кузнецкому.
Лошадь поскользнулась и упала. Прохожие собрались в группу, раздался смех. Одинокий мужчина сторонится толпы, подходит к лошади, наклоняется к ней. Странный незнакомец заговорил с животным и утверждал, что все люди похожи на лошадей.
Как мы относимся к незнакомцу, беседующему с лошадьми?
Те, кто сидят слева, представьте, что вы Поэт, повернитесь к соседу по парте, положите руку ему на плечо и прочтите слова Лирического героя (фрагмент выделен в тексте стихотворения).
Какое чувство испытывает Лирический герой Маяковского? Почему?
Система образов. Слайд 8.
Впишите на место пустых черточек персонажей. Соедините их в подобие треугольника. С кем сравнивает себя Поэт?
Допишите другой вариант названия стихотворения
«Хорошее отношение к …………»
Основная мысль и основное чувство стихотворения. Слайд 9.
Если это стихотворение о поэте и поэзии, то найдите в тексте Владимира Маяковского последние 2 строки. Выпишите их и поставьте в конце вопросительный знак. Озвучиваем результат.
Мы получили новый вопрос или старый? Новое искусство сумело дать ответ на вечный вопрос о цели жизни?
Слайд.
10. Рефлексия.
Возьмите черный квадрат и напишите ответ на вопрос «Что на уроке было хорошо, а что плохо»? Черные квадраты подарите мне.
Предварительный просмотр:
Способно ли «новое» искусство ответить на «старые» вопросы?
Маршрутный лист.
- Что это? (Запишите 2 ответа, используйте словосочетания с именами существительными):
____________________
____________________.
- Кто это?_______________________________________
- Хронотоп стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»:
Время:____________ и ___________________________
Место:________________и ________________________________
- Неологизмы Маяковского.
_____________________
_____________________
_____________________
- Сюжет. Проза.
Ветер продувает улицу. Мостовая обледенела. Все двигаются по Кузнецкому.
Лошадь поскользнулась и упала. Прохожие собрались в группу, раздался смех. Одинокий мужчина сторонится толпы, подходит к лошади, наклоняется к ней. Странный незнакомец заговорил с животным и утверждал, что все люди похожи на лошадей.
- Система образов. Тема (о чем текст)
____________________
_____________________ _____________________
- Основная мысль стихотворения.
Найдите в стихотворении последние 2 строки, выпишите их и поставьте знак вопроса в конце предложения. Получился «новый» вопрос или «старый»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте и запишите, в чем, по вашему мнению, основная мысль стихотворения?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
8. Возьмите черный квадрат и напишите ответ на вопрос «Что на уроке было хорошо, а что плохо. Что новым, а что старым? Что привычным, а что странным»? Квадраты положите на стол учителя.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок — исследование по изучению стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова».
В материале представлен конспект урока-исследования по творчеству Есенина...
Конспект урока-исследования Влияние русской народной музыки на состояние здоровья человека
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья у...
Конспект урока-исследования по теме "Обломов и Штольц" в 10 классе
материал пригодится при изучении романа И.А. Гончарова "Обломов" в 10 классе. кроме этого в папке представлены таблицы-сравнительные характеристики Обломова и Штольца...
Конспект урока "Исследование функции с помощью производной"
Технология учебных циклов...
Конспект урока-исследования по литературе в 6 классе по сказу Н.С. Лескова "Левша". Тема урока: "Загадка русской души"
кеонспект открытого урока...
Доброта и милосердие в стихотворении Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Урок литературы в 7 классе....
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Стихотворение Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир"
Поэзия В.Маяковского - это диалог-отклик на любую боль, причинённую всему живому...