Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме
В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;
показываем бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniya_mayakovskogo.docx | 341.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Антонова Оксана Викторовна
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В.МАЯКОВСКОГО
«ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ»
Цели: познакомить с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;
показать бессердечие мещанина и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя;
Ил. А. Г. Тышлера.
I. Вступительное слово учителя.
«Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго ещё будет нас ждать», - писала о поэте Марина Цветаева. И сегодня мы как раз заворачиваем за тот поворот, за которым нас ждёт Маяковский. В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» автор размышляет о пороках современного ему общества, недостатках людей.
Удивительную злободневность приобретают его стихи сегодня.
II. Учитель читает стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
III. Анализ стихотворения.
- Что происходит в стихотворении? (Поскользнулась и упала лошадь).
- Как описывает автор гололёд? ( Ветром опита, льдом обута, улица скользила).
Словарная работа
Круп – задняя часть тела животных, обычно лошадей.
Зевака – тот, кто «зевает» - слоняется без дела.
Кузнецкий – улица Кузнецкий мост, одна из центральных улиц Москвы.
- Что делают зеваки на Кузнецком? ( Штаны пришедшие на Кузнецкий клёшить).
- Как автор даёт понять своё отношение к тем, кто смеялся над лошадью? Какое это отношение?
(«смех зазвенел и зазвякал»).
- Как вы понимаете слова: « Улица опрокинулась, течёт по-своему»…? ( В глазах лошади изображение вверх ногами).
- Какие слова подчёркивают большие размеры лошади? ( «Лошадь грохнулась»; «течёт за каплищей каплища»).
Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? ( И какая-то общая звериная тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте»).
- Какое свойство своей души приоткрывает лирический герой в обращении к лошади? (Нежность, неловкость при виде чужих слёз, желание утешить, ободрить).
- Какие эпитеты автор использует при описании лошади, когда та услышала слова поддержки? («Рыжий ребёнок», «пришла весёлая»).
- Какие слова герой нашёл для своего сочувствия? (« Деточка, все мы немножко лошади»).
- Как вы понимаете эти слова? (Все мы – живые. Каждый может оступиться, у каждого случаются беды, каждый нуждается в поддержке, каждый из нас знает, что такое боль).
- О чём это стихотворение? ( О человеческом сочувствии живому существу, попавшему в беду).
-Какими словами заканчивается стихотворение? ( « И стоило жить, и работать стоило»).
- Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу героя.
- Какова же главная мысль стихотворения? ( Каждое существо на земле нуждается в сочувствии и понимании).
- Эта мысль была важна во времена Маяковского и остаётся важной и в наше время. Автор противопоставляет смех зевак - обывателей, для которых упавшая лошадь – развлечение, глубокому пониманию и сочувствию, который проявляет лирический герой.
- Прочтите описание звука копыт так, чтобы можно было услышать, ощутить стук копыт по мостовой.
БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –
-Какие звуки помогают создать эту иллюзию?
Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.
-Употребление этих согласных звуков создаёт картину движения лошади, она идёт, цокая копытами.
Это звукоподражание ( подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы) несёт у Маяковского ещё и смысловую нагрузку «Гриб. Грабь. Гроб. Груб», помогает представить реальность того времени: грабежи, грубость, смерть.
- Прочитайте следующие строки, выделяя указанные звуки. Что передают они?
ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…
… и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…
-Эти звуки передают шарканье ног по тротуару. Метафора (ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…) даёт ощущение бесконечного движения любопытных по Кузнецкому мосту.
- Прочитайте следующие строки. Что мы слышим, выделяя голосом гласные звуки?
- ЛошАдь УпАлА!
-УпАлА лошАдь!
- Мы слышим выражение боли, которую испытала лошадь, когда упала (звук «у»), звук «а» - это крик самой лошади и восклицания прохожих.
Ассонанс - повторение гласных звуков в слове, фразе.
- Обратите внимание ещё раз на эти строки из текста. Это зеркальный повтор помогает нам понять, что не только зеваки смотрят на лошадь, но и лошадь видит их, слышит их смех, испытывая при этом сильнейшую физическую боль и душевную, так как ждёт помощи, сочувствия.
- Если обратить внимание на рифмы по всему стихотворению, то они здесь разные:
усеченные неточные (плоше - лошадь, зевака - зазвякал), неравносложные (в шерсти - в шелесте, стойло - стоило), составные ( в вой ему - по-своему, один я - лошадиные, в няньке - на ноги).
- Обратите внимание на графику стиха - деление текста на интонационные отрезки. Строчки в стихотворении располагаются свободно по замыслу поэта.
Лирика В. Маяковского отличается от привычных нам стихотворений. XX век- эпоха коренной переделки мира, затронувшей и поэзию: «рубленый стих», «лесенка», необычные метафоры. Но всё же это – лирика с её страстным желанием раскрыть собственную душу.
- В заключительных строках стихотворения
…встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.
Маяковский говорит о том, что человеческое сочувствие, внимание и любовь – это то, ради чего стоит жить и работать, при этом поэт говорит не только о животном: это утверждение справедливо и для человека.
IV. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения ( наизусть – по выбору) « Хорошее отношение к лошадям».
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 7 классе по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Материал содержит развёрнутый конспект урока по теме "Анализ стихотворения В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"...
Самостоятельная работа-анализ стихотворения В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Самостоятельная работа учащихся 7 класса со стихотворением В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"....
Доброта и милосердие в стихотворении Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Урок литературы в 7 классе....
"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"
Урок литературы в 7 классе "Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"...
Анализ стихотворения Владимира Маяковского «А вы могли бы?»
Разработка представляет собой опорный маршрут для семантического анализа стихотворения В.В.Маяковского "А вы могли бы?" Учащиеся самостоятельно исследуют словарь произведения, делят на ...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Стихотворение Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир"
Поэзия В.Маяковского - это диалог-отклик на любую боль, причинённую всему живому...
Знакомство с В.В. Маяковским. Анализ стихотворений: "Необычайное приключение..", "Хорошее отношение к лошадям"
Знакомство с В.В. Маяковским, слово о писателе, Творческая лаборатория писателя.Анализ отрывка из «Разговора с фининспектором о поэзии».Подробный анализ стихотворенний "Необычайн...