Стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
методическая разработка по литературе (7 класс)
раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mayakovskiy.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Стихотворению В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Образовательные цели:
- раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»;
- познакомить с изобразительно-выразительным средством - звукопись;
- расширить знания о личности поэта, его мировоззрении и поэтических особенностях.
Развивающие цели:
- совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;
- развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
- подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;
- формировать у ребят данные качества характера;
- воспитывать уважение к чувствам другого.
Оборудование: портрет В.Маяковского, иллюстрации к стихотворению, записи на доске (тема, словарь непонятных слов), мультимедийный проектор
Тип урока: интегрированный (литература, музыка, изобразительное искусство)
Форма урока: урок открытых мыслей, урок-проект
Методы:
- словесный (слово учителя);
- исследовательский (творческие работы, создание образа улицы);
- практический (чтение стихотворения);
- частично – поисковый (нахождение изобразительно-выразительных средств в тексте);
- личностно-ориентированный (восприятие, жизненный опыт)
Технологии:
- технология преподавания литературы как предмета, формирующего личность;
- технология сотрудничества;
- инновационно - коммуникационные технологии.
На доске словарь:
- Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
- Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
- Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
- Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
- Клёшить – от слова «клёш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
- Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
- ХОД УРОКА.
Орг.момент. –.
- Видеоролик о лошадях на песню «Я подозвал коня…».
-Вы наверно уже догадались, о чём или о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке. (Да, о лошади).
- Ребята, расскажите о пользе лошади в жизни человека? Какую роль она играет?
- Вы знаете,
…..видеть во сне белую лошадь или скачете вы на ней - это очень хороший знак, он предвещает встречу с хорошими людьми.
……
- Молодцы, ребята, вы очень много знаете о пользе лошади, ну а я расскажу вам одну историю. Она тоже ….
Чтение стихотворения наизусть В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» .
-Вы наверное узнали автора этого стихотворения. Да, это В.В. Маяковский .Вы с ним уже знакомы ещё с 6 класса.Но я хочу всего лишь дополнить ваши знания о том, что в январе 1974 г. в Москве был открыт Государственный музей имени В.В. Маяковского. А это стихотворение, которое я вам сейчас рассказала называется «Хорошее отношение к лошадям».Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. В одном из своих писем Маяковский признавался: «Хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь». И 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» было напечатано стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Откройте страницу учебника 2…
- Проведём словарную работу.
• Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.
• Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.
• Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.
• Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».
• Клёшить – от слова «клёш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
• Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».
Чтение стихотворения самим учащимся.
- Скажите, какие слова вам ещё непонятны?
Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади.
Переход ……..
Анализ стихотворения.
Давайте подумаем над темой и идеей стихотворения.
Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на скользкой мостовой. А как вы думаете, почему она грохнулась?(очевидно, от усталости) Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».
Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтичном», слове.
-Какова главная проблема стихотворения?
В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта, гуманизм…Толпе зевак нет никакого дела до чужой боли…
Какие слова выражают сочувствие лирического героя к лошади? Как вы их понимаете? (Боль и страдания за животное вылились из души автора и выразились в его словах.)
– Найдите, в каких строках заключается главный смысл стихотворения?
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
– Почему? (Слова поддержки и сочувствия могут помочь подняться и выдержать трудности.)
Обратимся к началу стихотворения:
Били копыта.
Пели будто:
– Гриб.
Грабь
Гроб.
Груб.
– Что необычного? (Форма.) Для чего лесенка? (Выделить каждое слово.) Какие ассоциации вызывают у вас звучание этих строк? (Слышится звуковая имитация гула конной рыси.) Такой приём называется звукоподражания или звукопись.)
- Найдите выразительные средства языка.
1. Гипербола:
Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...
2. Эпитеты:
звериная тоска, пришла веселая
3. Метафоры:
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Ветром опита» - ветром подсушена; влага, сырость «выпиты» ветром. «Льдом обута» -, передающая восприятие лошади: улица обута льдом, улица скользит, а не лошадь.
Концовка стихотворения. Как заканчивается стихотворение.
…и стоило жить,
И работать стоило.
- Как вы думаете о чём это стихотворение? ( о лошади). Ещё раз подумайте …..О человеке, о самого поэта.
Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади.
Работа с учебником. И так в вашем учебнике есть отрывки из разных произведений. Послушаем их. Прочитают их…..
- Знаете ли вы произведения тувинской литературы, в котором говорилось бы о негуманном отношении к лошади?
В 6 классе вы прочитали произведение СалимаСурун-оола «Аът биле оор». «Лошадь и вор». Чтение стихотворения на тувинском языке.
Вывод;
В этих произведениях упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет и пойдёт дальше.Многие смеются над упавшим, поскользнувшимся. Причем чем сильнее ушибся упавший, тем смешнее. Попробуйте представить себя на месте упавшего – вам будет не до смеха, но в том-то и дело, что упал не ты, ты избежал этой неприятности и смеешься над неудачником. И только герой произведения не смеялся, а вглядывался в глаза лошадиные, наполненные слезами. Эти вполне осмысленные, полные боли и унижения глаза лошади, заставили человека обратиться к ней, как к человеку, попытаться успокоить, приободрить.
…и стоило жить,
И работать стоило.
Может быть, этот вывод неожидан для читателя, но для Маяковского он характерен, потому что дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества.
Творческая работа.
-Нарисуйте, что и кто есть на улице. Проявите своё творчество.
В иносказательном плане глупого человека называют ослом,
мудрого – совой,
хитрого – лисой,
неуклюжего – медведем,
а какого человека называют лошадью? Если Вас называют лошадью, не воспринимайте это за оскорбление.
Итог:
Для получения обратной связи можно использовать прием незаконченных предложений:
Получил удовольствие от того, как …
Испытываю радость от того, что …
Мне интересно было узнать, что …
Лично мне это нужно, так как я …
После урока я хочу разобраться в …
Дома я хочу попробовать свои силы в …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ стихотворения Владимира Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".
В данном материале мы знакомимся с содержанием стихотворения, со звуковой организацией речи, со своеобразием стихотворного ритма, с составными и приблизительными рифмами;показываем бессердечие ме...
"Человек милосердный",мир человеческих чувств и отношений,тема гуманизма в стихотворении В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".(Межпредметный проект на уроках литературы в 7-ом классе).
К теме общения человека с "братьями нашеми меньшими" обращались многие русские литераторы. На современном этапе нравственное воспитание школьников на примере доброты по отношению к животным играет бол...
Презентация к уроку Идейно-художественное своеобразие стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Данная презентация позволит учителю сделать урок более интересным и выразительным....
Открытый урок по русской литературе Тема урока: Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Cтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»...
Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»
Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....
Конспект урока-исследования по стихотворению В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям"
Данный материал занимает 2 урока. Путь от метапредметных знаний к литературоведческому анализу, погружению в текст стихотворения. Задействованы различные каналы восприятия: зрительный, тактильный, слу...