Путешествие по произведениям И.А.Крылова
презентация к уроку (литература, 5 класс) по теме
Методический материал к уроку литературы в 5-6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krylov_pech..doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Его басни дойдут до потомства и никогда
не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо
они обратились в народные пословицы, а
народные пословицы живут с народом и их
переживают»
В.А.Жуковский
Тема урока: Путешествие по произведениям И.А.Крылова
Цель урока: Закрепить и обобщить полученные знания учащихся по творчеству И.А.Крылова.
Задачи урока:
- Повторить жанровые особенности басен.
- Развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Развивать устную речь.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: путешествие
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: групповая, коллективная
Возрастная категория: 5 класс
Вид урока: урок-путешествие.
Оборудование: карточки с названиями произведений, карточка со словами, произведения И.А.Крылова, компьютер, проектор.
Ход урока
Е.а.I. Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинается урок. На меня все посмотрели и за парты тихо сели!
П. Повторение пройденного материала. Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.
я-Кто такой И.А.Крылов? Что можете о нем сказать.
Е.а.-Что такое басня?
Я-Кто герои басен?
Е.а.А где находится самый красивый памятник русскому баснописцу?
Чем он отличается от всех других памятников И.А.Крылову?
Я- Итак, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? А что он писал?
Так, как же будет звучать тема нашего урока?
Ш. Урок-путешествие.
Е.а.- То, насколько хорошо вы знаете басни И.А.Крылова, мы сейчас и проверим. Сегодня мы с вами проведем урок-путешествие по произведениям нашего баснописца. А путешествовать мы будем на поезде. Вы любите ездить на поезде? Поэтому нам сейчас надо будет занять свои вагоны и сесть соответственно вашим номерам, а номера ваших мест это цвет ваших снежинок.
Так сколько же вагонов у нас получилось? (3) + вагон наших гостей, которые, надеемся, примут активное участие в нашем путешествии.
Вы, ребята, знаете, что прежде чем отправиться в путь необходимо не только занять свои места, но и помнить о технике безопасности в поезде, о правилах поведения. Думаю, что вы все это знаете. А мы с вами проведем еще и небольшой конкурс-разминку. Посмотрим на наш экран – перрон.
- Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (обезьяна)
- У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у стрекозы)
- Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)
- Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)
- Какого цвета было для стрекозы лето? (красное)
- На дереве какой породы восседала ворона? (ель)
- Что пленило лисицу? (сырный дух)
- Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (шея)
Молодцы! Не смотря на то, что поезд наш идет не так быстро, приближается первая остановка.
Я- 1. Крылатые выражения.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова. Так написал о Крылове М.Исаковский.
А вы, наши путешественники, знаете и сможете ли продолжить выражения, которые стали уже крылатыми? Давайте проверим.
- «Ты всё пела? Это дело…» (Так поди же попляши)
- «А вы, друзья, как не садитесь…» (Все в музыканты не годитесь)
- «Кукушка хвалит петуха …» (За то, что хвалит он кукушку)
- «У сильного всегда…» (У сильного всегда бессильный виноват)
- «Слона - то я и не ….» (приметил)
- «А Васька слушает да …» (Да ест)
- «Когда в товарищах согласья нет…» (На лад их дело не пойдет)
8. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок)
Е.а.2. Вторая остановка: Назови басню.
Из каких басен эти строки?
- «Очков с полдюжины она себе достала; вертит Очками так и сяк…»
- «Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом»
- «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение и уши ваших понежней…»
- «Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки!»
- «Спой, светик, не стыдись!»
- «А только воз и ныне там!»
- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
- «Ты сер, а я приятель сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю».
Я-3. Следующая остановка: Загадочные животные ( на столах лежат слова)
Составьте и запишите правильно слова - животных
асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол
В каких баснях встречаются эти животные?
- «Ворона и Лисица»
- «Кукушка и Петух»
- «Стрекоза и Муравей»
- «Лебедь, Рак да Щука »
- «Квартет»
- «Очки и Обезьяна»
- « Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
- « Слон и Моська»
А сейчас небольшая остановка. Физминутка.
Я
Мы сидели, рассуждали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
А теперь попляшут ножки:
Побежали по дорожке
Быстро-быстро - топ, топ, топ.
И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп.
Вместе
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Улыбнемся! Не лениться!
Е.а.4. Поэтическая остановка . Прослушаем отрывки из басен в исполнении артистов и ответим: Какая это басня?
все5. Театральная станция: Это одна из самых интересных станций. И прежде чем мы на ней выйдем, вспомним героев одной из басен Крылова (гости с 8 «В» класса). Найдем на столе по отрывкам название басни, прочтем ее наизусть или с выражением, по ролям.
я6. Загадочный ларец. Нам в вагон занесли ларец. Интересно, что в нем лежит? Надеемся, вы нам поможете.
- В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за рожа".
- В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.
- В ящике лежит предмет, дух которого Лису остановил.
- В ящике лежит предмет, без которого не смог бы сыграть ни один музыкант.
- В ящике лежит предмет, который особенно любит кушать свинья, а дерево, на котором плоды растут ей не нужно.
Е.а7. Станция Кроссвордная.
я8. Путаница. Мы с вами так долго ехали, что совсем запутались. Помогите нам: необходимо найти и исправить ошибки.
- «Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит».
- «Ворона гавкнула во все воронье горло».
- «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись».
- «Почуя серого так близко собаку (забияку), Псы залились в полях и рвутся вон на драку».
Е.а.9. Словарная станция. Нам необходимо, подобрать слова-антонимы к следующим словам:
глупый –
трудолюбивый –
хитрый –
скромный –
вежливый –
Вспомним, что же такое «антонимы»?
Проверим себя:
глупый – умный
трудолюбивый – ленивый
хитрый – простодушный, наивный
скромный – развязный
вежливый – грубый
Скажите, почему у нас в пути встретилась такая станция? Конечно же, мы должны уметь сравнивать поступки героев басен и находить то, что можно противопоставить глупости, хитрости, грубости и т.д.
IV. Домашнее задание:
- Выучить одну из полюбившихся басен И.А.Крылова.
- Нарисовать иллюстрацию к полюбившейся басне.
V. Итоги урока.
- Вы все сегодня были молодцы. Так хорошо работали
- Скажите, о чем мы сегодня говорили на уроке? ( о баснях)
- Кто автор этих басен? (И.А.Крылов)
- А сейчас прочитайте эпиграф к уроку
«Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают» (В.А.Жуковский)
- Согласны ли вы со словами русского поэта?
- Скажите, понравился вам урок? А что вам понравилось? Проведем еще такой урок? А гостям понравился урок? Пригласим наших гостей в следующий раз, ребята?
асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол
асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол
асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол
асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол
и Очки» «Зеркало
и Обезьяна» «Волк
и Ягненок»
глупый –
трудолюбивый –
хитрый –
скромность –
вежливость-
глупый –
трудолюбивый –
хитрый –
скромность –
вежливость –
глупый –
трудолюбивый –
хитрый –
скромность –
вежливость –
глупый –
трудолюбивый –
хитрый –
скромность –
вежливость –
«Лебедь, Щука и Рак»
«Волк и Лисица»
«Волк на псарне»
«Квартет» «Мартышка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в 5 классе "Путешествие по басням И.А.Крылова"
Логопедическое занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе VII вида....
Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
Урок литературы в 6 классе "Трудный путь человека к правде"...
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Тема «История одного путешествия» (по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»)
цель урока - применение знаний на практике...
Урок внеклассного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида Тема урока : «Бессмертные произведения И.А. Крылова. Мы с каждым годом любим всё сильней».
Данный урок позволяет воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения баснописца И.А.Крылова....
подготовка к выступлению в начальных классах по произведениям И.А.Крылова
Подготовка к выступлению на кассных часах в начальной школе по басням Крылова И.А....
Виртуальное путешествие по басням Ивана Андреевича Крылова
Разработка внеклассного мероприятия по литературе в 5х класса в рамках проведения предметной недели...