Виртуальное путешествие по басням Ивана Андреевича Крылова
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
Разработка внеклассного мероприятия по литературе в 5х класса в рамках проведения предметной недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виртуальное путешествие по басням Ивана Андреевича Крылова | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виртуальное путешествие по басням Ивана Андреевича Крылова
Цель: обобщить изученное о баснях И.А. Крылова; выяснить, насколько серьёзно усвоен материал; углубить нравственное воздействие басен на учащихся; научить острее видеть и понимать жизненные факты и явления; активизировать творческие способности и логическое мышление учащихся; нравственное воспитание.
Форма работы: групповая работа, КВН
Класс: 5
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, мультимедийная презентация.
Ход урока. Наша предметная неделя, неделя литературы, посвящена в этом году классикам – юбилярам. Одного из них в народе тепло называли «дедушкой Крыловым». И следуя завету последователей великого баснописца: Мы чтим Крылова подвиг величавый,
И ум его насмешливо – лукавый,
И русский ясный слог его живой…
Давайте вспомним его жизненный путь, который, благодаря его произведениям, длится уже 245 лет.
Иван Андреевич Крылов - писатель, баснописец, журналист.
Родился 13 февраля 1768 или 1769 года (точный год рождения не установлен). Если считать верным 1768 год. Родился он в Москве в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери. Образование Крылов получил скудное, но, благодаря исключительным способностями, любви к чтению с самого детства, настойчивым занятиям над собой, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.
В 1782 году семья перебралась в Петербург, где перед Крыловым открывается возможность заниматься литературным трудом. Он пишет комедии, трагедии и имя Крылова вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.
В 1789 году Крылов начинает заниматься журналистикой и издавать журнал.
Но мы знаем Ивана Андреевича как замечательного баснописца и с удовольствием знакомимся с его произведениями.
Я сегодня выступаю в роли только ведущего. Оценивать вас будет жюри (представить членов жюри). Ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.С. Крылова, блеснуть своими познаниями, проявить смекалку и творческие способности.
В КВН участвуют 3 команды: «Крыловцы»,«Бременские музыканты», «Баснописцы». Остальные ребята – болельщики, они будут помогать той команде, за которую болеют. Встречаем игроков!
I. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.
«Крыловцы»:
Мы «Крыловцы» не простые,
Мы ребята удалые!
Любим басни мы читать –
Ведь хотим мы лучше стать!
Но вы сильно не кричите,
Лучше слушать нас спешите.
Помогите нам в успехе
И в здоровом, бодром смехе!
«Бременские музыканты»:
Мы к вам приехали на час!
Сразиться мы хотим!
Расскажем басни вам сейчас
И про пороки не смолчим.
Ягнята и Волки, Муравьи и Стрекозы
Свиньи под дубом, а также Мартышки
Команда - «Баснописцы»
Наш девиз:
Мы, ребята – просто класс!
Убедитесь сами.
И о баснях в этот час
Мы сразимся с вами.
Мы знаем всех, мы знаем всё,
И нет сильней команды!
И покорим ваши сердца,
Овациям мы рады!
II. РАЗМИНКА «Цепочка названий» - по очереди называют названия басен, пока не остается 1 команда – группа поддержки помогает.
(«Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая Лисица», «Лисица и Осёл»)
(«Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волк и Овцы»)
(«Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»)
Итак, мы услышали большое количество басен, а кто предположит, сколько написал И.А.Крылов этих коротких притч (205) – внимательность, стенд.
2. «Театральное испытание» подготовить немую инсценировку, прочитать выразительно басню, задать вопрос команде – 3 балла.
Мы приглашаем вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняем роли. Но роли необычные – немые, а команда соперников должна угадать героя или название басни.
«Мартышка и очки», «Лиса и виноград», «Стрекоза и муравей»
Игра со зрителями «ПРОДОЛЖИ СТРОЧКУ»- по итогам конкурса 1 балл достается той команде, чья группа поддержки дала больше правильных ответов.
«Ты сер.../ а я, приятель, сед...».
«Когда в товарищах согласья нет.../ на лад их дело не пойдёт».
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло.../ тебе бы видно было, что эти жёлуди на мне растут»!
«А Васька.../ слушает да ест».
«Как музыке идти?/ Ведь вы не так сидите».
«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? / За то, что хвалит он Кукушку ».
«Усильного.../всегда бессильный виноват».
«Чтоб музыкантом быть.../ так надобно уменье».
«Коль корни обнажишь.../ оно засохнуть может».
«Ты всё пела. Это дело.../ так пойди же попляши».
«Ай, Моська! Знать, она сильна.../ что лает на Слона».
«Ворона каркнула во всё воронье горло.../сыр выпал. С ним была плутовка такова».
«А вы, друзья, как ни садитесь.../ всё в музыканты не годитесь».
3 задание «Теоретическая головоломка» - командам дается несколько минут на то, чтобы из предложенных терминов собрать определение басни – короткое прозаическое произведение стихотворное сатирического поучительного характер основанное на аллегории когда с помощью образов животных высмеиваются человеческие недостатки и пороки (3 балла - 1ми выполнили и правильно, 2 балла – 2ми выполнили правильно, 1 балл – последними и правильно, 0 баллов – если неправильный ответ)
Игра со зрителями:
КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ СЛОВА?
«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!»
(Лисице из басни «Ворона и Лисица»)
«Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них».
(Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)
«Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум…»
(Волку из басни «Волк на псарне»)
«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой…»
( Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
«Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»
(Мартышке из басни «Квартет»)
К кому обращены эти слова
«Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище»
( к Соловью из басни «Осёл и Соловей»)
«Смотри – ка, говорит,- кум милый мой! Что это там за рожа?
( к Медведю из басни «Зеркало и Обезьяна»)
«Кумушка, мне странно это: Да работала ты ль лето?»
( к Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
«Соседка, перестань срамиться,- Ей шавка говорит,- тебе ль со Слоном возиться?»
( к Моське из басни «Слон и Моська»)
«Соседушка, я сыт по горло»
( к Демьяну из басни «Демьянова уха»)
4 задание.
Басня никогда не бывает нудной.
Она поучает незаметно, мудро, весело.
А ее героев мы запоминаем надолго.
«Острый глаз» - Команды демонстрируют свою внимательность и скорость – определяют по иллюстрации, о какой басне идет речь.
Спасибо за внимание, участие и вашу талантливость!!!
Жюри подсчитывает баллы, определяет победителя.
Список литературы:
1.Википедия: биография И.А.Крылова.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич
2. Крылов И.А. Басни. – М. «Просвещение», 1994 г.
3.Литературная викторина «Басни И.А.Крылова» http://fedoseickina201.rusedu.net/post/7762/97140
«Крыловцы»:
Мы «Крыловцы» не простые,
Мы ребята удалые!
Любим басни мы читать –
Ведь хотим мы лучше стать!
Но вы сильно не кричите,
Лучше слушать нас спешите.
Помогите нам в успехе
И в здоровом, бодром смехе!
«Бременские музыканты»:
Мы к вам приехали на час!
Сразиться мы хотим!
Расскажем басни вам сейчас
И про пороки не смолчим.
Поддержка ваша нам поможет,
И наши знания, конечно тоже!
Команда - «Баснописцы»
Мы, ребята – просто класс!
Убедитесь сами.
И о баснях в этот час
Мы сразимся с вами.
Мы знаем всех, мы знаем всё,
И нет сильней команды!
И покорим ваши сердца,
Овациям мы рады!
короткое прозаическое произведение стихотворное сатирического поучительного характер основанное на аллегории когда с помощью образов животных высмеиваются человеческие недостатки и пороки.
короткое прозаическое произведение стихотворное сатирического поучительного характер основанное на аллегории когда с помощью образов животных высмеиваются человеческие недостатки и пороки.
короткое прозаическое произведение стихотворное сатирического поучительного характер основанное на аллегории когда с помощью образов животных высмеиваются человеческие недостатки и пороки.
Лисица и виноград
Голодная кума Лиса залезла в сад,
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: "Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь".
Басня « Мартышка и очки»
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них".
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Басня «Зеркало и обезьяна»
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". -
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова
Жизнь и творчество Ивана Андреевича КрыловаИван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях ставших неотъемлемой частью классической русской ли...
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСТВУ ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА
Цель: - вспомнить все знакомые произведения И.А.Крылова - развивать внимание, память, смекалку, мышление - прививать любовь к чтен...
Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова
Рассказ и жизни и творчестве баснописца, задания по басням, инсценировка басни "Демьянова уха", кроссворд по творчеству И.А.Крылова...
Изображение войны 1812 года в баснях Ивана Андреевича Крылова
материал предназначен для уроков литературы в 8 классе...
Ремейк басни Ивана Андреевича Крылова `Стрекоза и Муравей`.
Мюзикл ки басне Ивана Андреевича Крылова `Стрекоза и Муравей`....
Творчество Ивана Андреевича Крылова.
Биография Ивана Андреевича Крылова, герои басен....
Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»
Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение с...