Виртуальное путешествие по басням Ивана Андреевича Крылова
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Разработка внеклассного мероприятия по литературе в 5х класса в рамках проведения предметной недели

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виртуальное путешествие по басням Ивана Андреевича Крылова 
Цель: обобщить изученное о баснях И.А. Крылова; выяснить, насколько серьёзно усвоен материал; углубить нравственное воздействие басен на учащихся; научить острее видеть и понимать жизненные факты и явления; активизировать творческие способности и логическое мышление учащихся; нравственное воспитание.
Форма работы: групповая работа, КВН
Класс: 5
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, мультимедийная презентация.

Ход урока. Наша предметная неделя, неделя литературы, посвящена в этом году классикам – юбилярам. Одного из них в народе тепло называли «дедушкой Крыловым». И следуя завету последователей великого баснописца: Мы чтим Крылова подвиг величавый,

И ум его насмешливо – лукавый,

И русский ясный слог его живой…

Давайте вспомним его жизненный путь, который, благодаря его произведениям, длится уже 245 лет.

Иван Андреевич Крылов - писатель, баснописец, журналист.
Родился 13 февраля 1768 или 1769 года (точный год рождения не установлен). Если считать верным 1768 год. Родился он в Москве в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери. Образование Крылов получил скудное, но, благодаря исключительным способностями, любви к чтению с самого детства, настойчивым занятиям над собой, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.
В 1782 году семья перебралась в Петербург, где перед Крыловым открывается возможность заниматься литературным трудом. Он пишет комедии, трагедии и имя Крылова вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.
В 1789 году Крылов начинает заниматься журналистикой и издавать журнал.
Но мы знаем Ивана Андреевича как замечательного баснописца и с удовольствием знакомимся с его произведениями.
Я сегодня выступаю в роли только ведущего. Оценивать вас будет жюри (представить членов жюри). Ваша задача – показать, насколько хорошо вы изучили творчество И.С. Крылова, блеснуть своими познаниями, проявить смекалку и творческие способности.
В КВН участвуют 3 команды: «Крыловцы»,«Бременские музыканты», «Баснописцы». Остальные ребята – болельщики, они будут помогать той команде, за которую болеют. Встречаем игроков!
I. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.

«Крыловцы»:
Мы «Крыловцы» не простые,
Мы ребята удалые!
Любим басни мы читать –
Ведь хотим мы лучше стать!
Но вы сильно не кричите,
Лучше слушать нас спешите.
Помогите нам в успехе
И в здоровом, бодром смехе!

«Бременские музыканты»:
Мы к вам приехали на час!
Сразиться мы хотим!
Расскажем басни вам сейчас
И про пороки не смолчим.
Ягнята и Волки, Муравьи и Стрекозы
Свиньи под дубом, а также Мартышки

Команда - «Баснописцы»

Наш девиз:

Мы, ребята – просто класс!

Убедитесь сами.

И  о баснях  в этот час

Мы сразимся с вами.

Мы знаем всех, мы знаем всё,

И нет сильней команды!

И покорим ваши сердца,

Овациям мы рады!

II. РАЗМИНКА «Цепочка названий» - по очереди называют названия басен, пока не остается 1 команда – группа поддержки помогает.
(«Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая Лисица», «Лисица и Осёл»)

 («Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волк и Овцы»)

(«Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»)

Итак, мы услышали большое количество басен, а кто предположит, сколько написал И.А.Крылов этих коротких притч (205) – внимательность, стенд.

2. «Театральное испытание» подготовить немую инсценировку, прочитать выразительно басню, задать вопрос команде – 3 балла.

Мы приглашаем вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняем роли. Но роли необычные – немые, а команда соперников должна угадать  героя или название басни.
«Мартышка и очки», «Лиса и виноград», «Стрекоза и муравей»
 

Игра со зрителями «ПРОДОЛЖИ СТРОЧКУ»- по итогам конкурса 1 балл достается той команде, чья группа поддержки дала больше правильных ответов.

«Ты сер.../ а я, приятель, сед...».

«Когда в товарищах согласья нет.../ на лад их дело не пойдёт».

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло.../ тебе бы видно было, что эти жёлуди на мне растут»!

«А Васька.../ слушает да ест».

 «Как музыке идти?/ Ведь вы не так сидите».

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? / За то, что хвалит он Кукушку ».

«Усильного.../всегда бессильный виноват».

«Чтоб музыкантом быть.../ так надобно уменье».
«Коль корни обнажишь.../ оно засохнуть может».

«Ты всё пела. Это дело.../ так пойди же попляши».

 «Ай, Моська! Знать, она сильна.../ что лает на Слона».
«Ворона каркнула во всё воронье горло.../сыр выпал. С ним была плутовка такова».
«А вы, друзья, как ни садитесь.../ всё в музыканты не годитесь».

3 задание «Теоретическая головоломка» - командам дается несколько минут на то, чтобы из предложенных терминов собрать определение басни – короткое прозаическое произведение  стихотворное сатирического поучительного характер основанное на аллегории когда с помощью образов животных высмеиваются человеческие недостатки и пороки (3 балла -  1ми выполнили и правильно, 2 балла – 2ми выполнили правильно, 1 балл – последними и правильно, 0 баллов – если неправильный ответ)
Игра  со зрителями:

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ СЛОВА?

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!»

(Лисице из басни «Ворона и Лисица»)

«Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них».

(Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)

«Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум…»

(Волку из басни «Волк на псарне»)        

«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой…»

( Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)

«Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»

 (Мартышке из басни «Квартет»)

 

К кому обращены эти слова

«Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище»

( к Соловью из басни  «Осёл и Соловей»)

«Смотри – ка, говорит,- кум милый мой! Что это там за рожа?

( к Медведю из басни  «Зеркало и Обезьяна»)

«Кумушка, мне странно это: Да работала ты ль лето?»

( к Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)

«Соседка, перестань срамиться,- Ей шавка говорит,- тебе ль со Слоном возиться?»

 ( к Моське из басни «Слон и Моська»)

«Соседушка, я сыт по горло»

( к Демьяну из басни «Демьянова уха»)

4 задание.

Басня никогда не бывает нудной.
Она поучает незаметно, мудро, весело.
А ее героев мы запоминаем надолго.

 «Острый глаз» - Команды демонстрируют свою внимательность и скорость – определяют по иллюстрации, о какой басне идет речь. 

Спасибо за внимание, участие и вашу талантливость!!!

Жюри подсчитывает баллы, определяет победителя.

Список литературы:

1.Википедия: биография И.А.Крылова.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич

2. Крылов И.А. Басни. – М. «Просвещение», 1994 г.

3.Литературная викторина «Басни И.А.Крылова» http://fedoseickina201.rusedu.net/post/7762/97140


«Крыловцы»: 
Мы «Крыловцы» не простые,
Мы ребята удалые!
Любим басни мы читать –
Ведь хотим мы лучше стать!
Но вы сильно не кричите,
Лучше слушать нас спешите.
Помогите нам в успехе
И в здоровом, бодром смехе!

«Бременские музыканты»:
Мы к вам приехали на час!
Сразиться мы хотим!
Расскажем басни вам сейчас
И про пороки не смолчим.
Поддержка ваша нам поможет,

И наши знания, конечно тоже!

Команда - «Баснописцы»

Мы, ребята – просто класс!

Убедитесь сами.

И  о баснях  в этот час

Мы сразимся с вами.

Мы знаем всех, мы знаем всё,

И нет сильней команды!

И покорим ваши сердца,

Овациям мы рады!


короткое прозаическое произведение  стихотворное сатирического поучительного характер основанное на аллегории когда с помощью образов животных высмеиваются человеческие недостатки и пороки.

короткое прозаическое произведение  стихотворное сатирического поучительного характер основанное на аллегории когда с помощью образов животных высмеиваются человеческие недостатки и пороки.
короткое прозаическое произведение  стихотворное сатирического поучительного характер основанное на аллегории когда с помощью образов животных высмеиваются человеческие недостатки и пороки.
Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад,

 В нем винограду кисти рделись.

 У кумушки глаза и зубы разгорелись;

 А кисти сочные как яхонты горят;

 Лишь то беда, висят они высоко:

 Отколь и как она к ним ни зайдет,

 Хоть видит око,

 Да зуб неймет.

 Пробившись попусту час целой,

 Пошла и говорит с досадою: "Ну, что ж!

 На взгляд-то он хорош,

 Да зелен - ягодки нет зрелой:

 Тотчас оскомину набьешь".

Басня « Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них".

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

Басня «Зеркало и обезьяна»

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть". -

"Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают.

А он украдкою кивает на Петра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова

Жизнь и творчество Ивана Андреевича КрыловаИван Андреевич Крылов прошел суровую школу жизни, смог отразить свой опыт в прекрасных баснях ставших неотъемлемой частью классической русской ли...

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА ПО ТВОРЧЕСТВУ ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА

Цель: -  вспомнить все знакомые произведения И.А.Крылова -  развивать внимание, память, смекалку, мышление -  прививать любовь к чтен...

Жизнь и творчество Ивана Андреевича Крылова

Рассказ и жизни и творчестве баснописца, задания по басням, инсценировка басни "Демьянова уха", кроссворд по творчеству И.А.Крылова...

Изображение войны 1812 года в баснях Ивана Андреевича Крылова

материал предназначен для уроков литературы в 8 классе...

Ремейк басни Ивана Андреевича Крылова `Стрекоза и Муравей`.

Мюзикл ки басне Ивана Андреевича Крылова `Стрекоза и Муравей`....

Творчество Ивана Андреевича Крылова.

Биография Ивана  Андреевича Крылова, герои басен....

Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы для обучающихся 5-9 классов «Мудрые басни Ивана Андреевича Крылова»

Цель: формирование читательской компетентности учащихся в процессе изучения литературы, постижение общечеловеческого смысла басен.Задачи:1.Образовательные: осмысление жанра басни,обощение  с...