Логопедическое занятие в 5 классе "Путешествие по басням И.А.Крылова"
методическая разработка (5 класс) по теме
Логопедическое занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе VII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Визитная карточка | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Осипова Татьяна Анатольевна
Учитель – логопед
С(К)ОШ №3
Логопедическое занятие по развитию связной речи в 5 классе.
Визитная карточка занятия.
Тема: «Путешествие по басням И.А.Крылова»
Тип занятия: комбинированное
Цель: обобщить знания детей о басне, как литературном жанре.
Задачи:
- Совершенствовать монологическую речь, как средство и форму мыслительной деятельности.
- Активизировать речевой запас детей на основе имеющихся знаний и знакомства с новой басней.
- Развивать познавательную мотивацию учащихся через ситуацию сотрудничества.
- Использовать возможности художественного текста для развития личностных качеств, а именно моральных и нравственных норм .
Технологии: здоровье-сберегающая, игровая, ИКТ, использование инсценировок.
Оборудование: компьютерная презентация, рабочие тексты басни, карточки со словами из словаря, карточки с басенными фразами, макет дерева, рабочие тетради учащихся, карточки самооценки, карточки с тестом.
Этапы занятия | Цель этапа. Деятельность логопеда. | Деятельность учащихся |
Организация начала занятия 1 этап. Актуализация имеющихся у детей знаний . | Цель: Собрать внимание детей, настроить на работу. - Почему на доске портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням Крылова и ваши рисунки к басням? Цель: Актуализировать имеющиеся у детей знания о И.А.Крылове и жанре-басня. - Что вы знаете об И.А.Крылове и его баснях? - Что знаете о памятнике И.А.Крылову? - А в армянской литературе есть жанр – басня? СЛАЙД№1. Итог: Вы много знаете о баснях. Мы сегодня отправимся в путешествие по басням И.А.Крылова. На занятии узнаете новое. Будете совершенствовать технику чтения, учиться внимательному отношению к слову. - Работать на занятии будете самостоятельно и в группах. - На партах имеются карточки со словами из Толкового словаря , карточки самоанализа и карточки с Тестом. | Дети у доски. Приветствие гостей. В кругу взялись за руки - настрой на работу. Итог: На занятии будем говорить о И.А.Крылове. - И.А.Крылов – великий русский баснописец.( рассказ на основе имеющихся знаний) Рассказ детей. Ответ ученика. Дети садятся за парты. |
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА. 2 этап. Найти басню среди других литературных жанров. 3 этап. Составление басенных фраз. 4 этап. Игра со словами. ФИЗМИНУТКА «Любопытная Ворона». | СЛАЙД№2 - скороговорка - С нами в путешествие отправится ворона из басни. Из какой басни? - Потренируем речевой и голосовой аппарат. Цель: Учить детей определять басню по характерным признакам ( персонажи-животные, наличие рифмы) СЛАЙД№3 . Задание - «Найти басню». Итог: Объясните выбор. Цель: Тренировать детей в составлении басенных фраз по началу и концу. СЛАЙД №4. Игра «Собери басенную фразу». - Из каких басен эти фразы? Итог: Сверим результаты вашей коллективной работы со слайдом. Цель: Учить детей творческому подходу в работе со словами. СЛАЙД №5. Творческая игра «Поиграем в слова». - Из слова БАСНЯ составить разные слова(кроме имен) - Напишите значение каждого слова. Итог: Составьте свое определение слова БАСНЯ? | -«Ворона и лисица» Проговаривают скороговорку ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА СЫР громко, тихо, с разной интонацией . Находят басню среди текстов разных литературных жанров. Указывают на животных-персонажей и наличие рифмы в словах. Работают с карточками в парах. Сверяют со слайдом. Работа в тетрадях. БАСНЯ Бас Баня Баян Я Дают свое определение слова БАСНЯ. Выполняют движения со словами. |
5 этап. Знакомство с басней « Два мальчика» | Цель: Развитие слуховой функции. СЛАЙД №6 – аудиозапись басни «Два мальчика». - Познакомимся с басней И.А.Крылова «Два мальчика» в исполнении чтеца. - Обратите внимание на выразительность чтения. Итог: Определите, где находится мораль басни. | Слушают чтение басни. - Мораль находится в конце басни. |
6 этап. Анализ лексического и семантического содержания текста. 7 этап. Инсценировка. | Цель: Продолжать учить детей анализировать лексическое и семантическое содержание текста с опорой на словарные слова .Активизировать речевой запас. Развивать личностные качества детей. - На партах есть лист-помощник со словами из Толкового словаря, которые помогут вам понять смысл некоторых трудных слов. -Вам понятно содержание басни? Кто является героями басни? - А с чего начинается басня? - Идет диалог Сени и Феди. Посмотрите в словаре, что такое диалог? -Сейчас вы будете читать басню самостоятельно, выполняя задания для развития навыка чтения. И еще мы будем внимательно анализировать слова басни, определять, как поступки героев говорят об их характерах. СЛАЙД ФЕДЯ СЕНЯ - Читаем диалог. Кто будет Федя, кто Сеня? -Любит ли Федя учиться? Докажите. (запись на слайде – не любит учиться) - Сеня сразу согласился? Нет, он стал рассуждать. Значит он какой?(придумайте родственное слово) ( запись на слайде - рассудительный) - Найдите слово ухватка в словарике. -Федя сообразил ,что делать? Значит он какой? (родственное слово) ( запись на слайде – сообразительный) - Разделите строчки следующего абзаца на слова и прочитайте выразительно. - Найдите слова, из которых следует, что Сене было тяжело. - Но он упорно помогал другу. Он какой?(родственное слово) ( запись на слайде – упорный) - был верен уговору? Сеня какой? (запись на слайде – верный уговору, честный) - Как вы оцениваете поступок Феди? Он обманул товарища? Значит он кто ?(родственное слово) (запись на слайде –обманщик) - Какими словами автор выражает свое отношение к Сене? А ваше отношение? Чтение морали басни. - Вы с друзьями поступали когда-нибудь нечестно? А вас обманывали друзья? - Запомните черты характера Сени и Феди и запишите в тетрадь по памяти. СЛАЙД-проверка Цель: Способствовать воспитанию в детях моральных и нравственных норм через инсценировку другой концовки басни. - Включите воображение и придумайте другую концовку басни. Какие варианты? - Инсценируйте ваши варианты хорошей концовки басни. Итог: Как поступки людей влияют на их характер? | - Героями басни являются мальчики Сеня и Федя. - Басня начинается с разговора мальчиков. Читают определение диалога. Читают диалог -Федя не любит учиться(«покамест как баранов нас не погнали в класс») - Сеня рассудительный. Читают в словарике значение слова ухватка. - Федя сообразительный. Читают, деля строчки на слова. -«пыхтел, весь потом обливался» -Сеня упорный. - верный уговору, честный Читают следующие абзацы, повернув их на 180 и 90 градусов. - Обманщик -«бедный, облизывал лишь губки».Сеню жаль. Читают мораль, повторяя каждую строчку по 2 раза. Ответы детей. Работа в тетрадях: СЕНЯ ФЕДЯ Дети подчеркивают корни в родственных словах. Проверка со слайдом. Взаимопроверка. -Федя взобрался на дерево и помог Сене взобраться.( 1 вариант) -Федя набрал каштанов и угостил друга (2 вариант) Показывают инсценировки. Рассуждения детей. |
Социализация. Рефлексия. | - Какой этап в путешествии по басням И.А.Крылова был самым интересным? - Давайте обобщим знания о басне, как литературном жанре, проведя для этого тест (работа в парах) - Скажем друг другу «спасибо» за общение. | На листке ТЕСТ дети отмечают букву правильного ответа. Заполняют карточки « Моя самооценка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».
-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...
Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»
Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...
Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова
Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова. 6 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют ...
И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)
В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...
Презентация по литературе. Особенности жанра басни .Басни И.А.Крылова.
Данная презентация подготовлена для урока литературы по теме "Басни И.А.Крылова". Цели данной презентации: учить сопоставлять разные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в ...
Конспект занятия по басням И.А. Крылова.
Басня "Лебедь, щука, рак."...
план-конспект занятия по внеурочной деятельности "Басни Крылова переживут века..."
Занятие по курсу "Литературная гостиная"....