Логопедическое занятие в 5 классе "Путешествие по басням И.А.Крылова"
методическая разработка (5 класс) по теме

Осипова Татьяна Анатольевна

 

Логопедическое занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе VII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Визитная карточка21.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Осипова Татьяна Анатольевна

                                                                               Учитель – логопед

С(К)ОШ №3

                   

Логопедическое занятие по развитию связной речи в 5 классе.

Визитная карточка занятия.

Тема: «Путешествие по басням И.А.Крылова»

Тип занятия: комбинированное

 Цель: обобщить знания детей о басне, как литературном жанре.

Задачи:

  1. Совершенствовать монологическую речь, как средство и форму мыслительной деятельности.
  2. Активизировать речевой запас детей на основе имеющихся   знаний  и знакомства с новой басней.
  3. Развивать познавательную мотивацию учащихся через ситуацию сотрудничества.
  4. Использовать возможности художественного текста для развития личностных качеств, а именно моральных и нравственных норм .

Технологии: здоровье-сберегающая, игровая, ИКТ, использование инсценировок.

Оборудование: компьютерная презентация, рабочие тексты басни, карточки со словами из словаря, карточки с басенными фразами, макет дерева, рабочие тетради учащихся, карточки самооценки, карточки с тестом.

Этапы занятия

Цель этапа.

Деятельность  логопеда.

Деятельность учащихся

Организация начала занятия

1 этап.

Актуализация имеющихся у детей знаний .

Цель: Собрать внимание детей, настроить на работу.

- Почему на доске портрет И.А.Крылова,  иллюстрации к басням Крылова и ваши рисунки к басням?

Цель: Актуализировать имеющиеся у детей знания о И.А.Крылове и жанре-басня.

- Что вы знаете об И.А.Крылове и его баснях?

- Что знаете о памятнике И.А.Крылову?

- А в армянской литературе есть жанр – басня?

СЛАЙД№1.

Итог: Вы много знаете о баснях. Мы сегодня отправимся в путешествие по басням И.А.Крылова. На занятии узнаете новое. Будете совершенствовать технику чтения, учиться внимательному отношению к слову.

- Работать на занятии будете самостоятельно и в группах.

- На партах имеются карточки со словами из Толкового словаря , карточки самоанализа и карточки с Тестом.

Дети  у доски.

Приветствие гостей.

В кругу взялись за руки  -  настрой на работу.

Итог: На занятии будем говорить о И.А.Крылове.

- И.А.Крылов – великий русский баснописец.( рассказ  на основе имеющихся знаний)

Рассказ детей.

Ответ ученика.

Дети садятся за парты.

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

2 этап.

Найти басню среди других литературных жанров.

3 этап.

Составление басенных фраз.

4 этап.

Игра со словами.

ФИЗМИНУТКА

 «Любопытная Ворона».

СЛАЙД№2 - скороговорка

- С нами в путешествие отправится  ворона из басни. Из какой басни?

- Потренируем речевой и голосовой аппарат.

Цель: Учить детей определять басню по характерным признакам  ( персонажи-животные, наличие рифмы)

СЛАЙД№3 .

Задание -  «Найти басню».

Итог:  Объясните выбор.

Цель: Тренировать детей в составлении басенных фраз по началу и концу.

СЛАЙД №4.

 Игра «Собери басенную фразу».

- Из каких басен эти фразы?

Итог: Сверим результаты вашей коллективной работы со слайдом.

Цель: Учить детей творческому подходу в работе со словами.

СЛАЙД №5.

Творческая игра «Поиграем в слова».

- Из слова БАСНЯ составить разные слова(кроме имен)

- Напишите значение каждого слова.

Итог: Составьте свое определение слова БАСНЯ? 

-«Ворона и лисица»

Проговаривают скороговорку ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА СЫР громко, тихо, с разной интонацией

.

Находят басню среди текстов разных литературных жанров.

Указывают на  животных-персонажей и наличие рифмы в словах.

Работают с карточками  в парах.

 Сверяют со слайдом.

Работа в тетрадях.

БАСНЯ

Бас                                                      

Баня

Баян

Я

Дают свое определение слова БАСНЯ.

Выполняют движения со словами.

5 этап.

Знакомство с басней « Два мальчика»

Цель: Развитие слуховой функции.

СЛАЙД №6 – аудиозапись басни «Два мальчика».

- Познакомимся с басней И.А.Крылова «Два мальчика» в исполнении чтеца.

- Обратите внимание на выразительность чтения.

 Итог: Определите, где находится мораль басни.

Слушают чтение басни.

- Мораль  находится в конце басни.

6 этап.

Анализ лексического и семантического  содержания текста.

7 этап.

Инсценировка.

Цель: Продолжать учить детей анализировать лексическое и семантическое содержание текста с опорой на словарные слова .Активизировать речевой запас. Развивать личностные качества детей.

   - На партах есть лист-помощник со словами из Толкового словаря, которые помогут вам понять смысл некоторых трудных слов.

-Вам понятно содержание басни?  Кто является героями басни?

 - А с чего начинается басня?

- Идет диалог Сени и Феди. Посмотрите в словаре, что такое диалог?

-Сейчас  вы будете читать басню самостоятельно, выполняя задания для развития навыка чтения. И еще мы будем внимательно анализировать слова басни, определять, как поступки героев говорят об их характерах.

СЛАЙД   ФЕДЯ   СЕНЯ

- Читаем диалог. Кто будет Федя, кто Сеня?

 -Любит ли Федя учиться? Докажите.

 (запись на слайде – не любит учиться)

- Сеня сразу согласился? Нет, он стал рассуждать. Значит он какой?(придумайте родственное слово)

( запись на слайде - рассудительный)

- Найдите слово ухватка в словарике.

    -Федя сообразил ,что делать? Значит он какой? (родственное слово)

( запись на слайде – сообразительный)

- Разделите строчки следующего абзаца на слова и прочитайте выразительно.

- Найдите слова, из которых следует, что Сене было тяжело.

- Но он упорно помогал другу. Он какой?(родственное слово)

( запись на слайде  упорный)

- был верен уговору? Сеня какой?

(запись на слайде – верный уговору, честный)

- Как вы оцениваете поступок Феди? Он обманул товарища? Значит он кто ?(родственное слово)

(запись на слайде –обманщик)

- Какими словами автор выражает свое отношение к Сене? А ваше отношение?

Чтение морали басни.

- Вы с друзьями поступали когда-нибудь нечестно? А вас обманывали друзья?

- Запомните черты характера Сени и Феди и запишите в тетрадь по памяти.

СЛАЙД-проверка

Цель: Способствовать воспитанию в детях моральных и нравственных норм через инсценировку другой концовки басни.

- Включите воображение и придумайте другую концовку басни. Какие варианты?

- Инсценируйте ваши варианты хорошей концовки басни.

Итог: Как поступки людей влияют на их  характер?

- Героями басни являются мальчики Сеня и Федя.

- Басня начинается с разговора мальчиков.

Читают определение диалога.

Читают диалог

-Федя не любит учитьсяпокамест как баранов нас не погнали в класс»)

- Сеня рассудительный.

Читают в словарике значение слова ухватка.

- Федя сообразительный.

Читают, деля строчки на слова.

пыхтел, весь потом обливался»

-Сеня упорный.

- верный уговору, честный

Читают следующие абзацы, повернув их  на 180 и 90 градусов.

- Обманщик

бедный, облизывал лишь губки».Сеню жаль.

Читают мораль, повторяя каждую  строчку по 2 раза.

Ответы детей.

Работа в тетрадях: СЕНЯ  ФЕДЯ

 Дети подчеркивают корни в родственных словах.

Проверка со слайдом.

Взаимопроверка.

    -Федя взобрался на дерево и помог Сене взобраться.( 1 вариант)

     -Федя набрал каштанов и угостил друга                               (2 вариант)

Показывают инсценировки.

Рассуждения детей.

 Социализация.

Рефлексия.

- Какой этап в путешествии по басням И.А.Крылова был самым интересным?

- Давайте обобщим знания о басне, как литературном жанре, проведя для этого тест (работа в парах)

- Скажем друг другу «спасибо» за общение.

На листке ТЕСТ дети отмечают букву правильного ответа.

Заполняют карточки « Моя самооценка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».

-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...

Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова

Урок внеклассного чтения "Его басни переживут века!" Басни И.А.Крылова.  6 класс. На уроке ученики получают дополнительные сведения об авторе и о басне как эпическом жанре литературы, закрепляют ...

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» (по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва)

В баснях Крылова слились речь поэтическая и разговорная. По форме басни близки к драматургическому произведению. Особенность басен Крылова – новизна образа рассказчика, его умение смеяться вмест...

Презентация по литературе. Особенности жанра басни .Басни И.А.Крылова.

Данная презентация подготовлена для урока литературы по теме "Басни И.А.Крылова". Цели данной презентации: учить сопоставлять разные тексты, самостоятельно делать выводы, находить общее и различное в ...