Тема «История одного путешествия» (по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
цель урока - применение знаний на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_odnogo_puteshestviya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «История одного путешествия»
(по произведению А.Н.Радищева
«Путешествие из Петербурга в Москву»)
Цель: знакомство с творчеством Радищева, обучение анализу прозаического произведения, развитие творческих способностей учащихся.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Роман А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» - одно из самых значительных явлений русской литературы ХVIII века. Он написан в популярном тогда жанре «путешествия». Путешествие – жанр, в основе к-го лежит сообщение путешественником достоверных сведений о каких-либо землях, странах, народах, в форме заметок. Записок, дневников, очерков, мемуаров. Путешественник может рассказывать о вымышленных, воображаемых странах. Жанр открыл Л.Стерн, основатель сентиментализма. Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами и писал, что человека отличает от зверя способность к состраданию. Сочувствие, сострадание – главные эмоции повествователя в романе. «Я взглянул окрест меня –душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Но есть и отличие Радищева от писателей-сентименталистов. Своеобразие «Путешествия…» состоит в том, что Радищев, взяв форму «путешествия», наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из «Путешествия» озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу.
- Беседа.
Вместе с Радищевым отправимся из Петербурга в Москву.
1). Недолгая остановка в «Любани».
- Какую мы увидели первую станцию?
Инсценировка диалога путешественника с крестьянином-пахарем (о судьбе народа устами самого народа)
- Что мы узнали о положении крестьян?
- Что возмущает рассказчика?
В гл. «Любани» Радищев рисует огромное чудище, к0ое тучно, нагло, пакостливо, лающе, огромно, многоголовно. Это чудище – крепостное право. Радищева возмущает бедность и тяжелейший труд крестьян, то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. «Крестьянин в законе мертв,» - пишет Радищев. И вывод, к-ый делает Радищев: крепостное право не может существовать и должно быть ликвидировано.
2) Станция «Едрово».
- Посмотрите, какими увидели крестьянских девушек художники И.Аргунов «Портрет крестьянки в русском костюме», неизвестный художник «Портрет крестьянской девочки».
Иван Аргунов – крепостной графов Шереметьевых – принадлежит к художникам, чье творчество предвосхитило расцвет русского портрета в последней четверти XVIII века. «Портрет…» - одно из последних произведений Аргунова. Лучшие портреты Аргунова те, где моделями были не блестящие вельможи, а простые люди. На портрете изображена, по-видимому, кормилица в доме Шереметьевых, русская крестьянка, одетая в праздничный наряд – кокошник и сарафан с галунами. Круглое, открытое, с нежным румянцем лицо молодой женшины привлекает простодушием и целомудренным выражением. Простота и безыскусность присущи ей. Скромность, благородство, достоинство подчеркивает художник. И вспоминаются строки Некрасова:
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива.
Ко всякой работе ловка.
- А какой увидел молодую крестьянку Анюту путешественник? Что пленяет в ее облике?
Она не знает притворства, когда любит, то любит от всего сердца и искренне. Она здорова морально и физически.
- С какой целью противопоставляет автор крестьянок светским щеголихам?
3) Следующая остановка – «Медное».
-Какую страшную в своей обыденности историю поведал Радищев?
Молодой промотавшийся барин продает крестьян с публичного торга.
- Кого продает барин?
Старика 75 лет, к-ый с отцом барина был в Крымском походе и вынес раненого господина. Он был дядькою своего молодого барина и спас того ребенком, бросившись за ним в реку, не задумываясь об опасности. В юности выкупил барина из тюрьмы, куда тот был посажен за долги.
Жену его 80 лет. Была кормилицей его матери, была его нянькой, управляла домом. Во время своей службы ничего не украла, никогда не лгала.
Женщину 40 лет, кормилицу. В жилах барина течет ее кровь. Она вторая мать, он ей больше обязан. Она расстается с молодым барином, как с сыном.
Девушку 18 лет, обесчещенную им. Она держит младенца, сына барина, его кровь.
Ее мужа 25 лет, своего верного слугу, своего любимца.
- На чем построена эта глава?
На антитезе. Противопоставление благородства и низости, доброты и жестокости, гуманности и бесчеловечности... Крестьяне в большинстве своем по-человечески лучше помещиков. Богатство и знатность ограждают человека от труда и обязанностей. Такие люди чаще грубы и жестоки.
- Какие чувства и мысли вызывает у вас картина Неврева «Торг»?
4) Новая остановка – «Пешки».
- Какие бытовые детали использует Радищев, изображая «рабство тощее»?
Выразительное чтение отрывка из главы «Четыре стены..». Радищев показал жуткий быт крестьянина. И это жизнь тех, кто, по словам Радищева, есть «источник государственного избытка, силы, могущества». Единственное, что помещик не может отнять у крестьянина, это воздух.
- Почему от конкретных картин, описывающих горестную жизнь мужиков, автор переходит к открытой угрозе: «Страшись, помещик жестокосердный»?
В этих словах – предостережение власть имущим. Расплата – за зло, за «порчу», производимую крепостным правом. Радищев видит, что ужасы крепостничества грозят яростным возмущением крестьян, и Радищев оправдывает это возмущение: «Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности. Но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать».
5) –Какую роль играет в общей структуре «Путешествия» ода «Вольность»?
«Вольность» подводит читателя к мысли о справедливости революционного выступления народа, доведенного до отчаяния злоупотреблением властей. Писатель ставил перед собой цель – разбудить дремлющие силы, бросить вызов «жестокосердным». Революция, по мнению Радищева, спасет Россию. Ее он «зрит сквозь целое столетье».
3. Итог урока. Рефлексия. Составление синквейна.
В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Путешествие из Петербурга в Москву
уничтожающий осуждающий
осуждал написал осветил
общественную систему, несущую народу горе
в романе
4. Д/З. Почему Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»? (письм.ответ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по России (по произведению А.Н.Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву")
Урок комплексного применения знаний с включением экономического аспекта. Рассматриваются актуальные экономические проблемы нашего времени в сопоставлении с проблемами 18 века на примере отдельных глав...
Научная работа .Тема "История одной церкви"
научная работа .Описание истории разрушенной церкви в Батуринском сельском поселении. Воспоминания старожилов.интересные факты...
MEТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЦИКЛА УРОКОВ ПО ТЕМЕ: «ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИКОНЫ»
Методическая разработка цикла «История одной иконы» создана на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по иностранным языкам(о...
Реферат по теме «История одного подвига»
О деле капитана 1 ранга Щастного (3.10.1881-1918) до сих пор мало известно. Оно пролежало в архивах КГБ без движения более 70 лет. Из-за этого не один архивный документ не публиковался при Советской в...
Проведение классного часа на тему "Мой город. Путешествие в прошлое и будущее" на примере Санкт-Петербурга.
Статья-разработка классного часа на 1 сентября для жителей Санкт-Петербурга. ...
ЗАОЧНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ КВЕСТ-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОМАНУ А.Н. РАДИЩЕВА «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ»
Квест-путешествие – новая форма изучения или закрепления материала- даёт возможность совместить путешествие и игру, решить задания, связанные с историей, литературой и культурой, повы...
Презентация к уроку литературы на тему: "История одного города" как сатирическое произведение
Данная презентация может быть использована как дополнительный материал к уроку литературы в 10 классе по теме: "История одного города" как сатирическое произведение.Презентация состоит из 14...