Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям  в дороге, как они с ними справились, чему научились, какую правду жизни хранил лесник Антипыч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishvin_kladovaya_solnca.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Урок  литературы  6  класс

                               Тема: «Трудный путь человека к правде жизни».

           Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Цели:
• на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
• анализировать поступки детей, их поведение в природе;
• повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение);
• развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

                                                            Ход урока

           4 февраля исполнилось 140 лет со со дня рождения М.М.Пришвина Мы познакомились с жизнью и творчеством этого замечательного писателя и прочитали его сказку – быль «Кладовая солнца».

Слайд 1  Перед вами один из портретов Пришвина.  Каким изображен писатель на портрете? (Сидящим на пеньке в охотничьем снаряжении, с пристальным взглядом, устремленным вдаль, на окружающую природу)

         -  А как вы думаете, что он может записывать?

 Писатель любил природу был наблюдательным, внимательным.  Он был путешественником. Мы сегодня с вами подобно М.М. Пришвину тоже отправимся в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей, посмотрим, какие трудности пришлось испытать им  в дороге, как они с ними справились, чему научились, какую правду жизни хранил лесник Антипыч. Запишем тему.

Слайд 2   Сам Пришвин говорил: «Я. друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Это прослеживается и в его сказке-были «Кладовая солнца»

Слайд  3 Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша

         1 исследовательская группа готовила словесный портрет Митраши

         2 исследовательская группа готовила портрет Насти

             -  Уже в самом начале повести Пришвин через описание внешности сумел показать духовную красоту героев и свое отношение к ним. Обратите внимание на выразительные средства, с помощью которых  характеризуются дети?  (Настя – золотая курочка на высоких ножках. Веснушки, как золотые монетки, носик чистенький;   Митраша – мужичок в мешочке, в золотых веснушках, носик тоже чистенький, как у сестры).

             -  Какое чувство автора передает это описание? (Автор называет Настю не курицей, а курочкой, этим выражает свою нежность к девочке. Вся она улыбчивая,  похожая на веселое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат).

             -  Какие черты характера детей наиболее дороги автору? (Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села)

      - Как дети жили? (дружно, в согласии)

             Но почему же они поссорились? (домашнее задание 2 группы)      

  Каждый из них поглощен своими делами. Настя мечтает о большом сборе клюквы, Митраша хочет исследовать новую тропу. Поэтому, еще готовясь к походу, дети плохо слушают друг друга. Настя пропустила рассказ брата о палестинке. Это настораживает, потому что в походе дети должны держаться вместе и следовать общим правилам.)

             -  Давайте закроем на секунду глаза и представим, что мы с вами ранним весенним утром оказались в лесу с Митрашей и Настей, которые отправились в лес за клюквой.

           (Звучат голоса птиц – аудиозапись)

             -  Голоса каких птиц мы услышали в весеннем лесу?

             -  Пение птиц, новые цветочки белого подснежника и лиловые, мелкие, ароматные цветочки волчьего лыка - всё встречает наступление рассвета, восход солнца.

Слайд 4 А как Пришвин описывает ранее утро в лесу?    (гл.4   2 абзац  «Когда первые лучи солнца …)

             -  С каким чувством описывает автор утро?  

(Писатель восхищается красотой весеннего утра. Восход солнца изображается, как праздничное торжество, солнце названо великим; Приветственное пение птиц звучит как гимн ему. Горячее и чистое солнце несет радость всему живому)

              -  Мы любуемся красотой природы, а Настя с Митрашей видели её ?    (Нет)

              -  Почему?    

    (Замерзшие дети сидели на камне, дожидаясь, когда к ним придут лучи солнца и согреют их хоть немного. Они неподвижны, как «изваяния», и  ничего не замечают. Не случайно автор называет здесь героев «охотниками за сладкой клюквой».).

              -  В описании природы есть тревожные нотки. Найдите их.      

  (Тревога чувствуется в драке тетерева с вороном, в движении облаков, в стоне сосны и ели)

              -  С чем связана эта тревога? О чём природа предупреждает читателя? Что-случится.

    Писатель наделил природу признаками живых существ. Как называется в литературе прием, когда неодушевленные предметы описываются, как живые существа?             (олицетворение)

Слайд 5 (Сосна и ель)                                

              -  Посмотрите на доску. Перед вами пейзаж.  Сопоставим его с эпизодом в тексте.      

  (Это притча о сосне и ели, растущих вместе) (чтение наизусть)

              -  Зачем писатель рассказывает историю сосны и ели?        

(Легко угадывается сопоставление Насти и Митраши с елью и сосной. Герои произведения – сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Настя и Митраша, как эти деревья, ссорятся и мирятся. Деревья ветвями ранят друг друга, а дети – словами. Так всегда в жизни: обижаем чаще всего самого близкого человека.)

               -  Случайно ли ссоре Насти и Митраши предшествует притча о сосне и ели?     ( В страданиях сосны и ели угадывается боль, которую причинили друг другу брат и сестра. Сосна и ель  будто предупреждают Настю и Митрашу о том, что может произойти, если дети разойдутся.)

                     -  Ребята, мы с вами продолжаем наш путь.  Вот ветхий домик – сторожка, где раньше жил лесник Антипыч с Травкой.        

  Что сближает Антипыча и Травку, человека и собаку?                      

 ( Они – друзья; только близкие люди, родственники или настоящие друзья, заботятся друг о друге )

                    -  Почему Травке было трудно привыкнуть к дикой жизни?      

        (Она не привыкла жить для себя. Она все время помнит о своем хозяине: «…плач сплетенных навеки деревьев не могла выносить собака: деревья животному напоминали о его собственном горе». Травка должна была теперь жить для себя. Она могла поймать много зайцев и не быть голодной. Но Травке этого было мало. Она уже не могла жить без человека, как дикий волк. Травка хотела, чтобы ее любили и чтобы она служила людям.)

                     -  Какова же правда Антипыча, которую он должен был перешепнуть Травке?

(Правда в том, чтобы жить не для себя, а для других, в любви к ближнему.)

                     -  Как вы думаете, знали правду мудрого Антипыча Настя и Митраша?

              (Не знали, если бы знали, то не бросили друг друга в лесу, не забыли бы о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности.)

                     -  А Серый Помещик знал?                  

                (Нет, поэтому жил один. Был злой, никого не любил.)

                   -  Именно во время отдыха на камне перед детьми встает проблема выбора пути.

  Инсценировка эпизода карта

    Расскажите, как складывается опасный путь Митраши?   (индивидуальное задание)

                  (Довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой. Из-за упрямства пошел по слабенькой тропе. Оказался на Блудовом болоте. Если бы не Травка, то погиб бы в болоте.)

                    -  Почему Травка пришла на помощь мальчику?

(Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча, а Травка очень скучала одна.)

                    - Вернемся на дорогу, по которой пошла Настя

                    Как вела себя Золотая Курочка, оставшись одна?

                  (Настя пошла по протоптанной тропе, по которой  «все люди ходили, но потом все же свернула с неё. Набрела на палестинку. Увлеклась сбором ягод и забыла о Митраше. Её охватывает жадность. «Ей больше хотелось», «ссыпать горсточку за горсточкой». Она попала под власть унижающего человека чувства жадности. Это уже не прежняя «золотая курочка».)                            

                    -  Такая жадность не нравится писателю. Как он показывает своё отношение?                  

(Пришвин описывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине, хватает сосновой корочки и лепестков болотного трилистника. Лось, увидев Настю, всю мокрую и грязную, передвигающую большую корзину, не боится девочку. Он  не видит в ней человека. Упрёк писателя в прямом вопросе: « Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к очень кислой ягоде клюкве?»)

                    -  Что же заставило Настю осознать свой поступок?   (Встреча со змеёй.)                                                                                      

 Ей представилось будто она вышла из шкуры змеиной. Лось, узнав в ней человека, прыгнул из осинника. И Настя вспомнила о Митраше, услышала близкий выстрел и закричала. Митраша ответил ей. Настя вмиг к нему прибежала.)

                     -  Девочка в дальнейшем глубоко переживала случившееся, отдала больным детям целебную клюкву.

            Настя и Митраша – дети. Им свойственно ошибаться. Митраша проявил упрямство и легкомыслие. Настя – жадность. Но природа учит их уму-разуму, и они учатся у природы.

                      -  Пришвин заканчивает своё произведение словами: «Вот такие богатства скрыты в наших болотах». Называет их кладовыми солнца.

                      -  Какой смысл вкладывает автор в слова «Кладовая солнца»

                   (На этом болоте торф, целебная клюква, рядом лес, травы. Это не только Блудово  болото, но и огромная кладовая природы с её богатствами, а также человек – мудрый хозяин природы.)

                      -  Я думаю, есть и иной смысл в названии произведения. Недаром он рассказывал нам  о  приключениях Насти и Митраши, об Антипыче и Травке. Как вы думаете? Какое богатство приобрели они в лесу на болоте?                

       (Настя и Митраша поняли, что дружба, взаимопомощь - это тоже богатство. Их  научила Травка. Возможно,  она передала детям мудрую правду Антипыча, когда помогала им.)

                       -  Как вы думаете, осознали они свои ошибки, произойдет такой случай у брата с сестрой?                

      (Дети много поняли в лесу. Настя и Митраша будут любить друг друга, заботятся друг о друге, как Антипыч и Травка, не оставлять в беде.)

                       -  Значит, кладовая солнца – это и человек с его лучшими душевными качествами.

      Слайд 15 (Фото Пришвина)

                 Творческая работа         

             -  Ребята, мы прочитали замечательное произведение. Научились многому у такого мастера слова, как Пришвин, любить природу, наблюдать, всматриваться в окружающий нас удивительный мир. А также писатель учит нас выражать свои мысли, чувства ярко, образно, красиво.

           Попробуем теперь  и мы, следуя советам Пришвина,  выполнить творческое задание.

           Мы с вами уже отмечали, что писатель говорил о том, что он пишет о природе,  а сам только о людях и думает.

                      -  Дайте письменный ответ на вопрос:

                      -  Каким Пришвин хотел видеть человека?

                                                     (письменная работа)

                      -  Послушаем ваши ответы.            

                (Человек, по мнению Пришвина, должен быть разумным хозяином природы, знать, любить и понимать её, как любил и понимал её сам писатель. Природными богатствами пользоваться разумно, без жадности. И конечно же, не терять лучшие человеческие качества: доброту, щедрость, верность, взаимовыручку, трудолюбие.)

       Итог  урока.

Слайд 16 (Высказывание Пришвина)

                       -  М.М. Пришвин писал: «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека». Прав ли он?                  

           (Солнце дает жизнь всему живому, и человек должен быть добрым, как солнце: дарить другим радость,  не только людям, а всем другим существам.)

                       -  А вы добрые?  Другим людям, животным хорошо с вами?

                      -  Так давайте задумаемся над своим поведением. Я думаю, Пришвин заставил нас задуматься о многом, в том числе и о своих душевных качествах. Ведь самое трудное – победить что-то плохое в самом себе, своей душе, чтобы жить в добре, любви со всеми.

              Домашнее задание:   Написать мини – сочинение  «Дружба в моей жизни»

             Выставление оценок.   

 

Портрет Насти

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи. 

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

Портрет Митраши

Внешний

Внутренний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.

Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

                                                                                                                              

Тест

  1. Сколько лет Митраше?

А) 10

Б) 11

В) 12

2. Какое определение Блудову болоту дал автор?

А) Черное место

Б) Логово Серого помещика

В) Кладовая солнца

3. Как Лось отнесся к Насте, собиравшей клюкву?

А) Лось её не принял за человека

Б) Он её сразу испугался

В) Чуть её не сшиб

4. Кто такой Антипыч?

А) Случайный знакомый

Б) Лесник

В) военный

5. Почему Настя отдала эвакуированным ленинградским детям всю свою целебную ягоду?

А) Больным детям нужна помощь, Настя «мучилась про себя за свою жадность»

Б) Она не любила клюкву

В) Т.К. поссорилась с Митрашей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...

урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок  литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема  соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения;  проводитс...

Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)       Цель урока: раскрыть замысел писателя,  показать единство ч...

урок по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Все в мире взаимосвязано! (По произведению М.М.Пришвина « Кладовая солнца») Цель: раскрыть особенности художественного мира М.М.Пришвина через анализ текста , его эпизодов; показать, что человек – э...

Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе "Трудный путь человека к правде"...

Урок-мастерская по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Разработка урока-мастерской по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца"...

Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Тропа Насти.

    Цель: научить раскрывать характеры героев через их поступки, излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, формировать умение читать, комментировать, анализировать и...