Урок внеклассного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида Тема урока : «Бессмертные произведения И.А. Крылова. Мы с каждым годом любим всё сильней».
план-конспект урока (8 класс) на тему

Апанаскевич Александра Павловна

Данный урок позволяет воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения баснописца И.А.Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya_11.2014.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 8 классе

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида

Тема урока : «Бессмертные произведения И.А. Крылова. Мы с каждым годом любим всё сильней».

                                  Составила учитель русского языка и чтения

                                  Апанаскевич Александра Павловна

2014

Цель урока:

 

- учить получать удовольствие и радость от общения с книгой;

- развивать интерес к чтению, умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, развивать связную устную речь учащихся;

- формировать      развитие        фантазии,       воображения,          творческие, индивидуальные способности учащихся через игру;

- воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения баснописца И.А.Крылова.

Оборудование:

- портрет И.А.Крылова;

- иллюстрации к басням;

- слова на плакате М.В.Исаковского;

- выставка рисунков учащихся к басням И.А.Крылова;

- плакат с пословицами;

- таблица с ребусом;

- костюмы к инсценировкам;

- крылатые слова из басен;

- кроссворд.

- презентация к уроку в слайдах

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

II.      Актуализация темы урока.

Учитель:   - Кто изображен на портрете?  Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. И.А.Крылов любил русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Он глубоко и серьезно работал над своими баснями и написал около 200 басен. Герои его басен – обычные звери, но ведут себя как люди: спорят, ссорятся, хитрят, хвастаются. На примерах зверей И.А.Крылов высмеивает пороки, присущие людям.(слайд 2 )

        Сегодня мы проведем урок-игру, вспомним знакомые басни И.А.Крылова, еще раз насладимся крыловскими строками и закрепим свои знания.

Прекрасные слова И.А.Крылову посвятил М.В.Исаковский:

                Кто не слыхал его живого слова?

                    Кто в жизни с ним не встретился своей?

                        Бессмертные творения Крылова

                        Мы с каждым годом любим все сильней.

                Со школьной парты с ними мы сживались,

                В те дни «Букварь» постигшие едва.

                И в памяти навеки оставались

                Крылатые крыловские слова.

                                                                М.Исаковский.(слайд 3 )

Итак,  И.А.Крылов писал басни.

- Что же мы называем басней? (ответ детей). Басня – это краткий нравоучительный рассказ в прозе или стихах. В басне под видом картин из жизни зверей высмеиваются людские недостатки.(слайд 4)

  1. Работа над произведениями по заданиям.

1.     Послушайте загадку. Отгадав ее, вы узнаете название басни.

Зверь смешной в огромной клетке

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости,

К общей детской радости.(слайд 5)

- Кто это?

- Какую басню мы читали? (Обезьяна и зеркало)

- Найдите иллюстрацию к этой басне       (на доске иллюстрации к басням И.А.Крылова).(слайд 6)

- Кто главные герои?

- Басню будем читать по ролям.

- Из данных слов выберите те, которые подскажут вам, с какой интонацией читать слова обезьяны  (презрительно, строго, с насмешкой, печально, радостно, весело, с осуждением).(слайд 7)

- А медведь как должен прочитать свои слова?

        Чтение басни по ролям.

- Кого высмеивает автор? (Сплетниц)

- В каких словах заключена главная мысль басни?

- Подберите подходящую по смыслу к данной басне пословицу. (Других не суди, на себя погляди)  (слайд 8)

2.  А теперь еще загадка.

        Маленький вертолет

        Летит назад и вперед.

        Большие глаза,

        Кто она?  (Стрекоза)      (слайд 9)

                Чернокожий карапуз

                Не по росту тащит груз.  (Муравей)    (слайд 10)

        

Инсценировка басни.

- Какая стрекоза? (ленивая, легкомысленная)

- А муравей?  (трудолюбивый, справедливый)

- Кому симпатизирует автор басни?

- Подберите пословицу к этой басне.   (Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть).

3.  Отгадаем ребус.   (слайд 11)

            ,          А

- Найдите среди ваших рисунков те, где встречается лиса.

- В каких баснях мы встречались с нею?  (Ворона и Лисица).

- Какая лиса?  (Хитрая, лукавая, льстивая).

- А Ворона?  (Глупая, доверчивая).

- Поэтому и сыр кому достался?

- Откройте басню и найдите слова, в которых заключена главная мысль.

- Подберите пословицу.  (Речи сахарные, а за пазухой камешек).

4.  Работа с крылатыми выражениями.

Учитель:  Басни И.А.Крылова очень легко запомнить: они такие ясные и складные. А многие фразы из них стали крылатыми выражениями. Мы очень часто употребляем в речи такие выражения, как «А Васька слушает, да ест», «Да только воз и ныне там», «Уж сколько раз твердили миру». При этом мы даже не задумываемся над тем, что слова эти впервые произнесли герои басен Крылова.

        Задание:  из каких басен эти крылатые выражения?    (слайд 12)

1.  «Кукушка хвалит петуха»                                1.  «Кот и повар»

2.  «А Васька слушает, да ест»                        2.  «Кукушка и Петух»

3.  «Уж сколько раз твердили миру»                3.  «Чиж и Голубь»

4.  «Да только воз и ныне там»                        4.  «Зеркало и Обезьяна»

5.  «Чем кумушек считать, трудиться»                5.  «Лебедь, Щука и Рак»

6.  «Чужой беде не смейся»                                6.  «Ворона и Лисица»

5.  Загадки.

        

        Сквозь летние сумерки парка

        По краю искусственных вод                                (Лебедь)    (слайд 13)

        Красавица птица – дикарка

        Как белое диво плывет.

                На мели сидит, усами шевелит,                       (Рак)          (слайд 14)

                А гулять пойдет – так задом наперед.

        У нее во рту пила,

        Под водой она жила.

        Всех пугала, всех глотала,                                (Щука)       (слайд 15)

        А теперь в котел попала.

Чтение басни наизусть.

- Какие пороки высмеивает автор в этой басне?

- Подберите для этой басни пословицу.    (Кто в лес, кто по дрова).

6.  Игра  «Путаница».

- Что здесь перепутано?

        «Плутовка к берегу на цыпочках подходит,

        «Вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит».

        «Как милый, голубок, поешь ты громко, важно».

        «Соседка, перестань срамиться», - ей бабка говорит.

        «Ворона гавкнула во все воронье горло».

        «Мартышка к старости слаба ушами стала».

7.   Кроссворд.    (слайд 16)

К

У

Х

А

В

М

Л

О

М

У

Р

А

В

Е

Й

М

А

Р

Т

Ы

Ш

К

А

Б

О

О

К

Е

С

Н

А

Д

Ь

А

Ь

К

А

По вертикали:

1.  Кто без драки «хотел попасть в большие забияки»?    (Моська)

2.  Она осталась без обеда по своей глупости.    (Ворона)

3.  Кто восхвалял петуха, «не боясь греха»?   (Кукушка).

4.  Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись.  (Лебедь)

По горизонтали:

  1. Героиня басни  «Квартет».   (Мартышка)

6.  У кого к зиме  «был готов и стол и дом»?  (Муравей)

  1. Любимое блюдо Демьяна?   (Уха)

8.  Подведение итогов  урока.  Оценки.    (слайд 17)

Учитель:  - Мы познакомились только с некоторыми баснями  И.А.Крылова. Но встречи с великим баснописцем не закончены. Если вы захотите и дальше знакомиться с баснями и творчеством И.А.Крылова, то для вас открыты двери нашей библиотеки. Приходите, выбирайте, читайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

Использование межпредметных связей на уроках сельскохозяйственного труда в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Одним из условий решения задач совершенствования процесса обучения в специальной(коррекционной) школе является формирование знаний на межпредметной основе. Реализация межпредметных связей на уроках се...

Программированное обучение на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Программированное обучение  на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Урок внеклассного чтения в 9 классе. Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич "Цинковые мальчики"

Урок внеклассног чтения по произведению С Алексиевич "Цинковые мальчики." В данной разработке помещен материал урока и презентация к уроку. Урок посвящен афганской войне....

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтения в специальных ( коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль интерактивных методов обучения  во время работы с детьми с нарушением интеллекта, признаки интерактивног...