Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок литературы в 6 классе "Трудный путь человека к правде"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_6_klasse_trudnyy_put_cheloveka_k_pravde_zhizni.docx | 40.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 6 класс
Тема: «Трудный путь человека к правде жизни».
Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца».
Кузнецова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы
Цели:
Обучающие: раскрыть мастерство Пришвина как писателя; показать единство человека и природы, задуматься об ответственности человека за судьбу природы и за близких людей, повторить теорию литературы (портрет, изобразительно-выразительные средства)
Развивающие: совершенствовать технику выразительного чтения, развивать устную речь, учиться навыку анализа текста.
Воспитательные: прививать интерес к урокам литературы посредствам внедрения различных форм работы и использования иллюстративного материала, воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев произведения.
Оборудование: рисунки детей, звуки птиц (аудиозапись), компьютер, проектор, экран, разработанная презентация.
1 группа: Вопросы:
- Найти в тексте описание – характеристику главных героев – Насти и Митраши.
- Что называется портретом в литературном произведении?
- Какие черты детей наиболее дороги автору?
- Описать жизнь Насти и Митраши после смерти родителей.
2 группа:
- Выделить сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к детям.
- Почему поссорились брат и сестра?
- Найти тревожные нотки в описании раннего утра. С чем связана эта тревога?
- Почему Настя забыла о брате?
3 Группа:
- Зачем писатель рассказывает историю сосны и ели? Случайно ли она предшествует ссоре Митраши и Насти?
- Какой смысл вкладывает автор в слова «Кладовая солнца»?
- Что такое олицетворение?
Индивидуальные задания:
- Иллюстрировать эпизод «У лежачего камня».
- Выразительное чтение наизусть притчи о сосне и ели.
- Выразительное чтение эпизода – описание раннего утра в лесу (восхода солнца)
- Рассказать кратко историю Травки и Антипыча.
- Как складывался опасный путь Митраши.
- Расскажите как вела себя Настя оставшись одна.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач.
Слово учителя:
- На прошлых уроках мы познакомились с замечательным писателем
М.М. Пришвиным и прочитали его сказку – быль «Кладовая солнца».
Слайд 1 (На доске портрет писателя: он сидит на пеньке, взгляд устремлен вдаль)
- Перед вами один из портретов Пришвина. Обратите внимание на его одежду, позу, взгляд.
- Каким изображен писатель на портрете? (Сидящим на пеньке в охотничьем снаряжении, с пристальным взглядом, устремленным вдаль, на окружающую природу)
- Сын писателя Петр Михайлович Пришвин вспоминал об отце: «После охотничьего броска по торфяным болотам, немного передохнув, он энергично забрасывает ногу на ногу, вынимает из бокового кармана записную книжку, кладет её на коленку, берет карандаш и начинает что-то записывать, изредка прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами и опять спешно что-то записывает».
- А как вы думаете, что он может записывать?
У Пришвина много растений, повадок животных, их мест обитания. Писатель любил природу был наблюдательным, внимательным. Вы уже знаете про его «дом на колесах», что он был путешественником, много ездил и ходил по стране, искал уединение в природе. Мы сегодня с вами подобно М.М. Пришвину тоже отправимся в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей, посмотрим, какие трудности пришлось испытать им в дороге, как они с ними справились, чему научились, какую правду жизни хранил лесник Антипыч.
Слайд 2 (Настя и Митраша отправляются в поход за клюквой)
Работа над содержанием произведения.
- Слово учителя;
- Сам Пришвин говорил: «Я. друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Это прослеживается и в его сказке-были «Кладовая солнца».
- Итак, давайте обобщим, что мы узнали о главных героях Насте и Митраше. Слайд 3 (Портреты детей)
2. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.
а) Характеристика детей.
- Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя, его лица, фигуры, одежды)
- Прочитайте портреты Насти и Митраши. (домашнее задание 1группы)
- Уже в самом начале повести Пришвин через описание внешности сумел показать духовную красоту героев и свое отношение к ним. Назовите эпитеты и сравнения, с помощью которых характеризуются дети? (Настя – золотая курочка на высоких ножках. Веснушки, как золотые монетки, носик чистенький; Митраша – мужичок в мешочке, в золотых веснушках, носик тоже чистенький, как у сестры).
- Как характеризуют героев данные сравнения и эпитеты?
- Какое чувство автора передает это описание? (Автор называет Настю не курицей, а курочкой, этим выражает свою нежность к девочке. Вся она улыбчивая, похожая на веселое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат).
- Что во внешности Митраши больше всего подчеркивает писатель? (силу, упорство, настойчивость)
- Какие черты характера детей наиболее дороги автору? (Трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села)
- Докажите словами из текста, что дети отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. (Жили дружно, вместе вели хозяйство, заботились друг о друге …)
- Найдите в тексте слова, с помощью которых автор дает прямую оценку своим героям, выражая им сочувствие, годясь ими, радуясь их успехам? («Они были очень милые …,досталось однако, детишкам бедным и большая забота…», «Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились» , « и какие это были умненькие детишки» , «не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»)
- Можно ли каждого из детей назвать «полным человеком», как в повести Платонова «Корова» машинист назвал Васю? (Да, Митраша – маленький по возрасту, но душа у него, как у взрослого, по-настоящему сильного человека. И у Насти большое сердце, доброта)
- Ребята, мы отметили с вами, что дети жили дружно, были добродушными, но почему же они поссорились? (домашнее задание 2 группы)
(Они поссорились не потому, злые они действительно любили друг друга . Но каждый из них поглощен своими делами. Настя мечтает о большом сборе клюквы, Митраша хочет исследовать новую тропу. Поэтому, еще готовясь к походу, дети плохо слушают друг друга. Настя пропустила рассказ брата о палестинке. Это настораживает, потому что в походе дети должны держаться вместе и следовать общим правилам.)
- Давайте закроем на секунду глаза и представим, что мы с вами ранним весенним утром оказались в лесу с Митрашей и Настей, которые отправились в лес за клюквой.
(Звучат голоса птиц – аудиозапись)
- Голоса каких птиц мы услышали в весеннем лесу? Скажите словами текста. (читаем …)
- Пение птиц, новые цветочки белого подснежника и лиловые, мелкие, ароматные цветочки волчьего лыка - всё встречает наступление рассвета, восход солнца.
Слайд 4 (Восход солнца в лесу)
б) Анализ эпизода «У лежачего камня»
- Перед вами иллюстрации эпизода «У лежачего камня». Наши ребята вот так представили себе эту картину и изобразили её на своих рисунках. А как Пришвин описывает ранее утро в лесу? (гл.4 2 абзац «Когда первые лучи солнца …)
- С каким чувством описывает автор утро?
(Писатель восхищается красотой весеннего утра. Восход солнца изображается, как праздничное торжество, солнце названо великим; Приветственное пение птиц звучит как гимн ему. Горячее и чистое солнце несет радость всему живому).
в) Работа над выразительным чтением.
- Удалось … при чтении передать чувства автора? А кто может прочитать, выразив восхищение писателя, показав торжественность момента? (выразительное чтение эпизода)
- А нашим художникам удалось передать красоту и торжественность восходящего солнца? (ответы учащихся)
- Видите, ребята, образно, красочно описать природу можно и словами, как, делает писатель, и кистью и красками, как художники.
- Мы любуемся красотой природы, а Настя с Митрашей видели её ? (Нет)
- Почему?
(Замерзшие дети сидели на камне, дожидаясь, когда к ним придут лучи солнца и согреют их хоть немного. Они неподвижны, как «изваяния», и ничего не замечают. Не случайно автор называет здесь героев «охотниками за сладкой клюквой», ведь все их мысли поглощены походом).
- В описании утра есть тревожные нотки. Найдите их. (Домашнее задание 2 группы)
(Тревога чувствуется в драке тетерева с вороном, в движении облаков, в стоне сосны и ели)
- С чем связана эта тревога? О чём природа предупреждает читателя? (Тревога связана тем, что еще до восхода солнца дети начали спорить, по какой дороге идти. А когда солнце взошло и они собрались продолжить путь, спор разгорался с новой силой и завершился ссорой, в результате чего брат и сестра пошли в разные стороны).
- Именно во время отдыха на камне перед детьми встает проблема выбора пути.
г) Угадай эпизод.
Слайд 5 (Сосна и ель)
- Посмотрите на доску. Перед вами пейзаж. Сопоставьте его с эпизодом в тексте. Что отражено на данной иллюстрации?
(Этот эпизод отражает притчу о сосне и ели, растущих вместе)
- Прочитаем выразительно наизусть данный фрагмент … (чтение наизусть)
- Какова жизнь у сосны и ели? (ответ учащихся)
- Зачем писатель рассказывает историю сосны и ели? (Домашнее задание
3 группы)
(Пришвин проводит параллель между детьми и деревьями. Легко угадывается сопоставление Насти и Митраши с елью и сосной, которые мужественно растут в неподходящем для деревьев месте – болоте. Герои произведения – сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Настя и Митраша, как эти деревья, ссорятся и мирятся. Деревья ветвями ранят друг друга, а дети – словами. Так всегда в жизни: обижаем чаще всего самого близкого человека.)
- Случайно ли ссоре Насти и Митраши предшествует притча о сосне и ели? (Не случайно. В страданиях сосны и ели угадывается боль, которую причинили друг другу брат и сестра. И « корни с малолетства сплелись», они постоянно борются за самоутверждение. И невозможно их разделить, потому что они умрут друг без друга. Знают об этом сосна и ель и будто предупреждают Настю и Митрашу о том, что может произойти, если дети разойдутся.)
д) Олицетворение
Писатель наделил природу признаками живых существ. Как называется в литературе прием, когда неодушевленные предметы описываются, как живые существа? (олицетворение)
- Является ли природа героем произведения?
- Какую роль она играет в жизни детей?
(Пришвин описывает природу, как будто серая хмарь, злой ветер, стон деревьев хотели предупредить детей об опасности и горюют с ними.)
- Таким образом, с этого момента начинается выбор каждого из детей собственного пути. Обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на все болото, превращается в заколдованный, сказочный, где разговаривают звери и птицы, где живут собака – друг человека и волк – враг человека. Самое главное, начинается своеобразное испытание героев; в этом лесу проявляются их истинные качества.
Слайд 6 (Изображение леса)
е) Пересказ эпизода
- Ребята, мы с вами продолжаем наш путь. Вот ветхий домик – сторожка, где раньше жил лесник Антипыч.
Слайд 7 (Сторожка лесника)
- Перескажите кратко историю Травки и Антипыча . (Индивидуальный пересказ)
- Настя и Митраша жили дружно; их связывают кровные узы, а что сближает Антипыча и Травку, человека и собаку?
( Они – друзья; только близкие люди, родственники или настоящие друзья, заботятся друг о друге )
- В чем состояла забота друг о друге Антипыча и Травки?
Слайд 8 (Забота собаки и человека друг о друге)
(Антипыч любил свою собаку, кормил её, берёг от волков, она гоняла зверя для Антипыча, но не для себя.)
- Почему Травке было трудно привыкнуть к дикой жизни?
(Она не привыкла жить для себя. Она все время помнит о своем хозяине: «…плач сплетенных навеки деревьев не могла выносить собака: деревья животному напоминали о его собственном горе». Травка должна была теперь жить для себя. Она могла поймать много зайцев и не быть голодной. Но Травке этого было мало. Она уже не могла жить без человека, как дикий волк. Травка хотела, чтобы ее любили и чтобы она служила людям.)
- Какова же правда Антипыча, которую он должен был перешепнуть Травке?
(Правда в том, чтобы жить не для себя, а для других, в любви к ближнему.)
- Как вы думаете, знали правду мудрого Антипыча Настя и Митраша?
(Не знали, если бы знали, то не бросили друг друга в лесу, не забыли бы о волшебных свойствах человеческой доброты, любви и ответственности.)
Слайд 9 (Волк Серый Помещик)
- А Серый Помещик знал?
(Нет, поэтому жил один. Был злой, никого не любил.)
- Хорошо ли живется Серому Помещику?
(Нет, он одинокий, у него нет друзей, он ни оком не заботится, о нём тоже никто не беспокоится.)
ж) Пересказ эпизода
- Вернёмся к нашим героям. Расскажите, как складывается опасный путь Митраши? (индивидуальное задание)
Слайд 10 (Опасный путь Митраши)
(Довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой. Из-за упрямства пошел по слабенькой тропе. Оказался на Блудовом болоте. Если бы не Травка, то погиб бы в болоте. Затем встретился с волком Серым Помещиком и застрелил его.)
- Почему Травка пришла на помощь мальчику?
(Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча, а Травка очень скучала одна. Когда Антипыч был живой, Травка была веселая и ни о чем не беспокоилась. Она ловила зайцев и приносила их Антипычу. Но Антипыч умер, и Травка все время выла. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч. Когда же он позвал ее, то у Травки не осталось никакого сомнения. Митраша назвал ее «умница», «милая Затравушка», «голубушка» и этим напоминал доброго хозяина. Митраша позвал ее, и она поползла к нему. Но он ее схватил за ногу, и она поняла, что так бы Антипыч не сделал, и хотела убежать. Но Митраша уже вырвался из болота. Он позвал ее и обнял, и она нашла себе хозяина.)
Слайд 11 (Травка спасает Митрашу)
- Вернемся на дорогу, по которой пошла Настя.
З) пересказ эпизода
- Расскажите, как вела себя Золотая Курочка, оставшись одна?
Слайд 12 (Дорога Насти)
(Настя пошла по протоптанной тропе, по которой «все люди ходили, но потом все же свернула с неё. Набрела на палестинку. Увлеклась сбором ягод и забыла о Митраше. Её охватывает жадность. «Ей больше хотелось», «ссыпать горсточку за горсточкой». Она попала под власть унижающего человека чувства жадности. Это уже не прежняя «золотая курочка».)
- Такая жадность не нравится писателю. Как он показывает своё отношение?
Слайд 13 (Лось)
(Пришвин описывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине, хватает сосновой корочки и лепестков болотного трилистника. Лось, увидев Настю, всю мокрую и грязную, передвигающую большую корзину, не боится девочку. Он не видит в ней человека. Упрёк писателя в прямом вопросе: « Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к очень кислой ягоде клюкве?»)
- Что же заставило Настю осознать свой поступок? (Встреча со змеёй.)
Ей представилось будто она вышла из шкуры змеиной. Лось, узнав в ней человека, прыгнул из осинника. И Настя вспомнила о Митраше, услышала близкий выстрел и закричала. Митраша ответил ей. Настя вмиг к нему прибежала.)
- Девочка в дальнейшем глубоко переживала случившееся, отдала больным детям целебную клюкву.
Настя и Митраша – дети. Им свойственно ошибаться. Митраша проявил упрямство и легкомыслие. Настя – жадность. Но природа учит их уму-разуму, и они учатся у природы.
- Пришвин заканчивает своё произведение словами: «Вот такие богатства скрыты в наших болотах». Называет их кладовыми солнца.
- Какой смысл вкладывает автор в слова «Кладовая солнца»?
(задание 3 группы)
(На этом болоте торф, целебная клюква, рядом лес, травы. Это не только Блудово болото, но и огромная кладовая природы с её богатствами, а также человек – мудрый хозяин природы.)
- Я думаю, есть и иной смысл в названии произведения. Недаром он рассказывал нам о приключениях Насти и Митраши, об Антипыче и Травке. Как вы думаете? Какое богатство приобрели они в лесу на болоте?
(Настя и Митраша поняли, что дружба, взаимопомощь - это тоже богатство. Их научила Травка. Возможно, она передала детям мудрую правду Антипыча, когда помогала им.)
Слайд 14 (Кладовая солнца: два значения)
- Как вы думаете, осознали они свои ошибки, произойдет такой случай у брата с сестрой?
(Дети много поняли в лесу. Настя и Митраша будут любить друг друга, заботятся друг о друге, как Антипыч и Травка, не оставлять в беде.)
- Значит, кладовая солнца – это и человек с его лучшими душевными качествами.
Слайд 15 (Фото Пришвина)
Творческая работа
- Ребята, мы прочитали замечательное произведение. Научились многому у такого мастера слова, как Пришвин, любить природу, наблюдать, всматриваться в окружающий нас удивительный мир. А также писатель учит нас выражать свои мысли, чувства ярко, образно, красиво.
Попробуем теперь и мы, следуя советам Пришвина, выполнить творческое задание.
Мы с вами уже отмечали, что писатель говорил о том, что он пишет о природе, а сам только о людях и думает.
- Дайте письменный ответ на вопрос:
- Каким Пришвин хотел видеть человека?
(письменная работа)
- Послушаем ваши ответы.
(Человек, по мнению Пришвина, должен быть разумным хозяином природы, знать, любить и понимать её, как любил и понимал её сам писатель. Природными богатствами пользоваться разумно, без жадности. И конечно же, не терять лучшие человеческие качества: доброту, щедрость, верность, взаимовыручку, трудолюбие.)
Итог урока.
Слайд 16 (Высказывание Пришвина)
- М.М. Пришвин писал: «Всё прекрасное на земле от солнца, и всё хорошее от человека». Прав ли он?
(Солнце дает жизнь всему живому, и человек должен быть добрым, как солнце: дарить другим радость, не только людям, а всем другим существам.)
- А вы добрые? Другим людям, животным хорошо с вами?
- Так давайте задумаемся над своим поведением. Я думаю, Пришвин заставил нас задуматься о многом, в том числе и о своих душевных качествах. Ведь самое трудное – победить что-то плохое в самом себе, своей душе, чтобы жить в добре, любви со всеми.
Домашнее задание: Написать мини – сочинение «Дружба в моей жизни»
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»
Тема: «НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока: комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их...
«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»
«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока:комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их поведение в...
Урок литературы с использованием технологии развития критического мышления по произведению М.Пришвина "Кладовая солнца"
Тема урока "Заветы М.Пришвина". Место данного урока в системе уроков - итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы....
Урок-игра "Кто хочет стать миллионером?" по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца"
Разработка построена по принципу телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером?". Предлагаемая форма работы поможет расширить круг знаний учащихся, привить любовь к родной литературе и к культуре в ...
Интегрированный урок-путешествие по литературе "Что движет солнце и светила?"
Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины" .Литература 7 класс.Продолжительность 2 урока. Цель:раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин,отправившихся вслед за осуждё...
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Тропа Насти.
Цель: научить раскрывать характеры героев через их поступки, излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, формировать умение читать, комментировать, анализировать и...