Урок на тему:"Вся моя жизнь- роман с собственной душой.Знакомство с творчеством Лилии Юсуповой"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок « Вся моя жизнь- роман с собственной душой .Знакомство с творчеством Лилии Юсуповой « был проведен в этом учебном году в 10 «а» классе. Урок прошёл на хорошем методическом уровне, поэтому отправляю на конкурс :» В пути ,как факел, поднимал он слово»
Форма урока – урок- знакомство.
Подготовка и проведение таких уроков требует серьезных умственных затрат ,однако является интересным процессом, привлекающим своей новизной ,возможностью включения в изучаемый предмет альтернативных идей и нестандартных подходов.
Предмет литературы среди других предметов школьного курса занимает особое положение : именно здесь соприкасаются и складываются в общую картину знания учащегося по изучаемой дисциплине , о мире , о самом себе.
На данный урок были даны опережающие задания : выучить стих, сделать анализ , высказать свою точку зрения. Презентации проекта предшествуют подготовительный и исследовательский этапы.
Также на данный урок был приглашен наш художник Ерболат Тиянаков, который дал хорошую оценку картинам поэтессы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsya_moya_zhizn_urok.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета -заявка
Название конкурса : «В пути, как факел, поднимал он слово».
Название работы: «Вся моя жизнь- роман с собственной душой .Знакомство с творчеством Лилии Юсуповой»
Форма проведения: урок-знакомство.
Автор: Акемеева Татьяна Албегановна ,учитель русского языка и литературы БМОУ»Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова», ул.Советская ,52.
Адрес : с.Кош-Агач, ул.Новочуйская ,60.
Телефон: 8 913 699 9172
Директор школы М.С.Кыдырбаева.
Данные учителя:
Ф.И.О –Акемеева Татьяна Албегановна
Занимаемая должность – учитель русского языка и литературы МБОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова»
Адрес: Кош-Агачский район, с.Кош-Агач, ул.Новочуйская ,60.
Контактный телефон : 89136999172
Название работы : «Вся моя жизнь- роман с собственной душой .Знакомство с творчеством Лилии Юсуповой «.
Пояснительная записка.
Урок « Вся моя жизнь- роман с собственной душой .Знакомство с творчеством Лилии Юсуповой « был проведен в этом учебном году в 10 «а» классе. Урок прошёл на хорошем методическом уровне, поэтому отправляю на конкурс :» В пути ,как факел, поднимал он слово»
Форма урока – урок- знакомство.
Подготовка и проведение таких уроков требует серьезных умственных затрат ,однако является интересным процессом, привлекающим своей новизной ,возможностью включения в изучаемый предмет альтернативных идей и нестандартных подходов.
Предмет литературы среди других предметов школьного курса занимает особое положение : именно здесь соприкасаются и складываются в общую картину знания учащегося по изучаемой дисциплине , о мире , о самом себе.
На данный урок были даны опережающие задания : выучить стих, сделать анализ , высказать свою точку зрения. Презентации проекта предшествуют подготовительный и исследовательский этапы.
Также на данный урок был приглашен наш художник Ерболат Тиянаков, который дал хорошую оценку картинам поэтессы.
БМОУ»Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова»
Урок на тему:
« Вся моя жизнь –роман с собственной душой.Знакомство с творчеством Лилии Юсуповой»
2011 -2012 учебный год.
«Вся моя жизнь-роман с собствен
ой душой».Знакомство с творчеством
Лилии Юсуповой.
Цель урока:
-заинтересовать учащихся личностью Лилии Юсуповой;
- увлечь поэтическим творчеством, в котором искренняя и страстная любовь,
и прославление человека ;отметить особенности поэтической манеры
поэтессы.
Задачи :
Дидактические :
-продолжить формирование умений анализировать лирическое
произведение;
-показать неоднозначность и сложность авторского замысла;
Развивающие :
- развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение
своего представления о лирическом герое;
- расширить круг ассоциаций;
-развивать эмоциональную восприимчивость.
Воспитательные:
- воспитывать трепетное отношение к женщине , к любви;
- воспитывать художественный вкус;
Оформление урока :
- выставка книг(сборники стихов Л.Юсуповой ;
-презентация ;
-портреты Л.Юсуповой.
Эпиграф : Лилии Юсуповой.
Я музу жду и должен ждать
С небес она ко мне приходит
Когда же? Трудно угадать.
Порою ночь уж на исходе.
О том Всевышний может знать,
И все же под родимым кровом,
Поэту суждено рождать
-Его немеркнущее Слово.
В.Куницын. 27. 07. 2007год.
Учащиеся класса разделены на три группы ; задание к уроку получено заранее.
1-я группа учащихся : готовят к уроку сообщения-проекты о жизни Л.Юсуповой.
2-я группа :чтецы (учат к уроку наизусть стихи Л.Юсуповой, готовят краткий анализ лирических произведений)
3-я группа :аналитики (делают анализ ,дают оценку, выставку готовят с аннотацией )
Ход урока.
1.Организационный момент. Определение цели урока учащимися.
(звучит музыка « Одинокий пастух)
2.Вступительное слово учителя.
Если тебе 15 лет ,если тебя влекут к себе стихи ,если ты замираешь перед чудом поэтических строк ,а высокая таинственность прекрасных строф бередит твое сердце,- значит, подошла пора и твоя душа требует новых строк, где все: и прошлое , и настоящее ,и будущее- зовет тебя к проявлению личности.
Сегодня мы поговорим о замечательной поэтессе , о нашей землячке-Лилии Юсуповой .
Любовь ,как и поэзия, овладевает всем существом человека ,вдохновляя его на прекрасные невероятные поступки ,пробуждая его самые лучшие стремления ,будоража его творческое воображение.
3.Чтение эпиграфа учеником:
- Почему мы сегодня взяли эти стихи эпиграфом?
- В чем основная мысль стихотворения ?
(запись в тетради темы, эпиграфа)
4. Переход к теме урока.
Выступает 1 группа : (рассказывают о жизни и творчестве поэтессы)
Презентация . (слайд 1- портрет поэтессы)
- Лилия Юсупова - известная алтайская поэтесса. Живет она в г.Горно-Алтайск , работает фельдшером В ФАП.
Лилия Юсупова-член союза писателей России ,лауреат Петровской академии наук и искусств, победитель регионального поэтического конкурса «Золотая лира»,автор десяти поэтических книг:
(Слайд) - «Мой голос»
- «Незримый свет»
-«Неслучайная встреча»
-«Качнется маятник»
-«Двойной портрет»
- «Книга перемен»
-« Избранное»
-«Остров любви»
-«Твой вечный свет ,любовь»
-«Я думаю о времени всегда»
Лилия Юсупова родилась в Татарстане. Любовь к поэзии привила ей мама, которая является известной поэтессой . Кстати, она перевела с татарского языка на русский 200 стихотворений своей матери поэтессы Иделбике .Вот одно из стихотворений :
Презентация стихотворения (ученик читает наизусть)
Месяц встречи, месяц разлуки.
Когда печаль меня одолевает,
Когда в душе ,как в сумерках, темно,
Твои глаза по-прежнему сияют
Передо мной ,хоть нет тебя давно.
Они на лицах дочери и сына
Как уголёчки черные горят-
Две пары глаз любимого мужчины
Со мной и после смерти говорят.
Всё замечают и за всё прощают.
И утешают, в бедах не виня,
И, как бальзам, любую боль снимают
Две пары глаз ,смотрящих на меня.
А если грусть меня одолевает,
И если в сердце пасмурная ночь,
Две пары глаз твоих повелевают :
Ты все должна стерпеть и превозмочь.
(краткий анализ стихотворения)
2 группа читает стихотворения Л.Юсуповой.
Чтец 1: Тема любви раскрывается в лирике Л.Юсуповой просто и глубоко, непосредственно и тепло .Её стихотворения ,ставшие песнями поражают своей лиричностью и философичностью. В них поэт совершенно открыто говорит о своих душевных страданиях ,любви к близкому человеку .Не случайно ,что 10 –я книга посвящена другу и супругу Леониду Щучинову.
3 чтец : Любовь.
Я умирала много раз И, уводя от суеты,
И воскресала вновь- От темноты мирской,
Меня спасал в тяжелый час Мне возвращала снова ты
Твой вечный свет,любовь. Терпенье и покой.
В дни унижений и потерь, Моя душа- приют скорбей,
На посиделках зла Полынная трава.
Ты открывала тихо дверь И только нежностью твоей
И за собой звала. Я до сих пор жива.
4 чтец:
Жизнь –череда житейских радостей и бед.
Жизнь- сочетанье поражений и побед.
То соль ,то мёд из рук изменчивой судьбы
Уже не раз, не два ,не три отведал ты.
Что впереди? -ответить может только рак…
Ты ж утешайся тем ,что путь ещё далёк.
(краткий анализ стихотворения )
Беседа :
- Какое чувство осталось после прочтения?
- Все слова просты ,но они складываются в единый музыкальный образ грусти, «светлой печали».Почему печаль у Лилии Юсуповой светла?
(стихи Л.Юсуповой просты по форме, но глубоки и драматичны по содержанию.Это тот случай,когда говорят,что они написаны кровью сердца)
Чтец: Лилия Юсупова является не только прекрасной поэтессой , но и замечательным художником . Через все её картины проходит тема любви.
( слайды –картины «Боль», « Любовь»,»Ветка маральника»)
Учитель: Ребята,Лилия Юсупова и в живописи достигла успехов.По мнению Б.Калягина,кандидата искусствоведения,сотрудника Государственного музейно-выставочного центра «Росизо» (г.Москва) творчество Лилии Юсуповой стало «Заметным явлением современного художественного мира»
«Картины глазами художника»
Выступление художника Ерболата Тиянакова .Он описывает картины.
Чтец : Творчество.
Дано от неба будет много тебе,
Коль будешь верен чистоте и красоте,
Тот,кто пылает созидания огнем,
Прославит имя на века трудом.
Но чтобы дар не потерять,поднявшись ввысь.
Своим талантом и судьбой не возгордись.
(анализ стихотворения)
Учитель: Ребята ,давайте вернёмся к эпиграфу урока. Кто автор этих строк?
( Валерий Куницын)
Учитель : 13 декабря 2007 года в газете «Звезда Алтая « вышла статья Валерия Куницына «Берегиня времени « (о творчестве Л.Д.Юсуповой).
«Передо мной десятая поэтическая книга Лилии Юсуповой.От её стихов ,особенно от венков сонетов веет какой –то гипнотической силой.Книга «Я думаю о времени всегда» ценна и тем, что автором осуществлена попытка сделать стихотворный вариант китайской классической -«Книги перемен»,философский текст которой определяет место человека во Вселенной .Спасибо ей за это .Всего Л.Юсуповой написано 64 стихотворных текста .Несомненно что это большая удача Лилий Юсуповой.
Читая стихи Л.Юсуповой, начинаешь верить ,что её многосторонний талант имеет особое предназначение ,своим поэтическим голосом она наделяет человека душевным здоровьем ,укрепляет связь с родной землей и словом .Недаром говорится : « В начале было Слово , а Слово – Это Бог».
Учитель: Итак, ребята, что вы узнали о творчестве Лилии Юсуповой?
Понравились ли вам её стихи? Дайте обоснованный ответ.
- группа подводит итог , дает о оценку работе групп.
Награждение лучших чтецов символов пера.
Урок завершается чтением стихотворения о поэте :
Чтец : Высекаю стихи из гранита,
Непокорного горным ветрам.
Моё сердце надеждой прошито,
Неподвластное даже годам.
Добываю стихи из Катуни,
Из алтайской тайги золотой.
Верю я не останется втуне-
Труд Поэта воловий такой.
Валерий Куницын.
Домашнее задание : 1)выучить понравившееся стихотворение;
2)написать сочинение –миниатюру на тему:
«Моя Лилия Юсупова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Андрей Рублев.Жизнь и творчество"
Урок разработан для американской делегации (в рамках программы обмена)с целью информирования зарубежных друзей о культуре России и известных людях. В план урока были включены тест по итории России пре...
Урок по теме "Идеал прекрасного в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Урок литературы в 10 классе...
План урока на тему: "Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество. Духовно – нравственные проблемы повести «Старик и море»."
Урок литературы в 11 классе. Изучение творчества американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Духовно - нравственные проблемы повести "Старик и море"....
Урок по теме: "В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство, особенности стиха".
Разработка урока "В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство, особенности стиха"....
Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" (8 класс, программа Меркина)
Урок по теме "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова" был проведен для молодых учителей в рамках муниципального проекта "Становление". Основными задачами данного урока было оп...
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик
1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...
Марина Цветаева: “Вся моя жизнь – роман с собственной душой”.
Марина Цветаева: “Вся моя жизнь – роман с собственной душой”....