Урок по теме: "В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство, особенности стиха".
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Бажан Светлана Михайловна

Разработка урока "В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство, особенности стиха".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mayakovskiy.doc65.5 КБ
Office presentation icon mayakovskiy_urok.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство, особенности стиха.

(Слайд 1)

Цели урока: познакомиться с неизвестными страницами биографии, личностью и ранним творчеством В.Маяковского, новаторством его лирики, вспомнить ранее изученное о поэте;

развивать речь, творческие способности учащихся, умение анализировать стихотворения;

воспитывать интерес к литературе и истории родной страны,  любовь к родному слову.

Форма урока: урок - ролевая игра с использованием мультимедиа.

Оборудование к уроку: слайды фотографий В.Маяковского, его семьи, друзей, тексты его стихотворений, запись чтения стихов самим автором, видеоролик.

ХОД УРОКА

Эпиграф

Я сам расскажу о времени и о себе…
И чувствую – “я” для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
В.Маяковский (Слайд 2)

1. Вступительное слово учителя.

Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идёт о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Маяковский – одно из ярчайших имён в литературе XX века.

О Маяковском написано очень много. Мнения о нём часто полярны. Поэтому сначала прослушайте материал урока, а потом сделайте вывод.

А сейчас давайте вспомним, кто написал эти строки.

Крошка сын
                к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое
              хорошо
и что такое
             плохо?

Всем известны эти строки с детства. Это В.Маяковский. Оказывается, его творчество нам знакомо с раннего детства. Сегодня мы узнаем новые страницы жизни и творчества, личности поэта, вспомним ранее изученное, почитаем его ранние произведения, узнаем о пребывании Маяковского в нашем крае.

Эпиграфом к уроку станут слова В.Маяковского “Я сам расскажу о времени и о себе…”. И ещё одни строки: “И чувствую – “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”. Вы услышите на уроке строки из биографии поэта, написанной самим Маяковским, которая так и называется “Я сам”. Это рвущееся наружу “я” невозможно не заметить в его автобиографии.

Сегодняшний урок  мы проведём в форме круглого стола. Творческая группа заранее получила задание изучить жизнь, творчество и личность В.Маяковского. И теперь представят нам итог своей работы. За круглым столом у нас разместятся литературовед, корреспонденты, близкие и знакомые В.Маяковского. Главный гость – это сам поэт. (Слайд 3)

Все учащиеся в течение урока ведут необходимые записи, чтобы в конце урока представить отчёт о работе круглого стола.

Итак, начинаем заседание нашего круглого стола. Ваши вопросы.

2. Заседание круглого стола.

Корреспондент газеты “Известия”. Известно, что вы родились 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии, Грузия. (Слайд 4) Ваш отец – Владимир Константинович, лесничий. Мать – Александра Алексеевна. Две сестры – Ольга и Люда. (Слайд 5) Расскажите о вашей семье, о детстве.

Маяковский. Семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила она в весьма скромном достатке. Вольный дух Кавказа, дружба и развлечения с грузинскими детьми, поездки с отцом по лесничеству способствовали раннему взрослению и самостоятельности.

Чтобы учиться в гимназии, семье прошлось переехать в Кутаиси. Учился хорошо, обзавёлся новыми друзьями. (Слайд 6)

Но подошло время 1905 года. Волнения вспыхнули чуть ли не по всей России, в том числе и в Кутаиси. Я вместе с гимназистами старших классов принимал участие в демонстрациях и выступлениях.

Но вскоре в нашей семье произошло событие, которое круто переменило нашу жизнь: 19 февраля 1906 года от заражения крови умер отец. И летом семья переехала в Москву. Жили на отцовскую пенсию, снимали квартиру и сдавали комнаты.

В комнатах, которые семья сдавала, оказывались жильцами студенты-революционеры. У них собирались друзья и велись беседы и споры на политические темы. Я прислушивался к ним, потом просил почитать “что-нибудь революционное”. Меня стали принимать за своего и даже поручали кое-что по части нелегальщины.

В гимназии дела пошли неважно. Я всё больше вовлекался в общение с революционной молодёжью. И в начале 1908 года я ушёл из гимназии.

Корреспондент газеты “Труд”. Когда вы впервые попробовали писать?

Маяковский. В гимназии и попробовал писать. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно. Не помню ни строки. Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим “социалистическим достоинством”, бросил вовсе.

Корреспондент газеты “Труд”. Известно, что вы неоднократно подвергались в эти годы аресту. За что и как это повлияло на формирование ваше мировоззрения?

Маяковский. 1908 год, мне 14 лет – вступил в партию РСДРП. Затем нелегальная деятельность в типографии, за что и был арестован. При аресте ел блокнот с адресами и в переплёте.

Слежка, общение с профессиональными революционерами, чтение марксистской литературы, снова аресты.

За 11 бутырских месяцев перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Темы, образы не моей жизни.

Вышел взбудораженный. Но до чего же нетрудно писать лучше их. Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьёзную школу.

Я зашёл к тогда ещё товарищу по партии – Медведеву. Хочу делать социалистическое искусство. Он долго смеялся: кишка тонка.

Думаю всё-таки, что он недооценил мои кишки. Я прервал партийную работу. Я сел учиться.

Корреспондент газеты “Известия”. Но учиться вы начали живописи, которой увлекались с первых гимназических лет. Как получилось, что попали в литературу?

Д. Бурлюк. Разрешите, я объясню. Позвольте представиться: Давид Бурлюк, художник и поэт. С Владимиром мы познакомились в училище живописи. Сначала задирались – вскоре подружились. Это мне он прочёл свои первые стихи, выдав их за “чьи-то”. Я сразу понял, чьи это стихи, увидел в нём “дикого самородка” и на следующий день представил друзьям Маяковского как “гениального поэта”. Это смутило его. “Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение”, – сказал я ему. Но слово было сказано о том, что скрытой мечтой жило в нём: поэт. Совсем не исключено, что он ждал этого слова, и его оказалось достаточно, чтобы преодолеть сомнения.

Маяковский. Всегда с любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая.

Литературовед. Да, девятнадцатилетний Маяковский круто переменил свою жизнь, как сказала А.Ахматова, скандально ворвавшись в “душный зал” русской поэзии. А в конце 1912 г. Маяковский, Бурлюк, Хлебников и Крученых выпустили альманах и манифест “Пощёчина общественному вкусу”. В автобиографии сказано: “Родился русский футуризм”.

Маяковский. Хочу от вас услышать, как вы понимаете, что такое футуризм.

Ответы учащихся. Проверка домашнего задания.

Д.Бурлюк: Чтобы “внедрить” в сознание читающей публики новое искусство, мы предприняли поездку по городам России. (Слайд 7) Наши выступления сопровождались шумными скандалами, полицейскими запретами, невиданной по активности и по преимуществу ругательной прессой, тем самым создавшей нам широкую известность. Желтая кофта и цилиндр М., его остроумие бьющие наотмашь реплики – ответы на “каверзные” вопросы из зала, наконец, стихи выделявшиеся мощной поэтической энергией и яркой, неожиданной метафорикой, сделали его самой заметной фигурой в нашей группе. (Слайд 8, 9)

Корреспондент газеты “Труд”. Прочитайте нам что-нибудь из ранней лирики.

Звучит запись чтения Маяковским стихотворения “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче”.(Слайд 10)

Затем чтение учеником стихотворения «А вы могли бы?». (Слайд 11)

Словарная работа: ноктюрн – небольшое музыкальное произведение лирического характера.

Учитель. Анализ стихотворения “А вы могли бы?”. Ответы на вопросы.

Одно из первых опубликованных стихотворений М. Оно очень характерно для ранней манеры поэта: весёлая издёвка над здравым смыслом, необычная и грубо-вещная образность, намеренное желание сбить с толку читателя.

- Какие образы вы нашли в этом стихотворении? (Серые будни раскрасил краской, косые скулы человеческого лица при движении напоминают морские волны, водосточные трубы с поперечными “рёбрами” похожи на флейту, кларнет – они звучат при ветре, дожде, становятся частью “музыки большого города”.)

- В каких строчках слышится скрежет? Как называется этот приём? Какие звуки повторяются? (Аллитерация)

На чешуе жестяной рыбы

Прочёл я зовы новых губ.

- Обратите внимание на лексику. Что вы заметили? (Сталкивание в смысловом ряду разностильных слов: зовы, ноктюрн, Флейта и… стакан, студень, водосточные трубы.)

Литературовед. Это стихотворение очень близкое по настроению с уже известным всем стихотворением “Послушайте!”. Давайте вспомним его. (Чтение наизусть стих. “Послушайте!”)

Поэт Б.Пастернак пишет: “Я очень люблю раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания её серьёзность, тяжёлая, грозная, жалующаяся, была так необычна”. Поэт использует здесь вечный поэтический образ – звёзды, заменяя его своим – “плевочки”.

Литературовед С.Бавин пишет: “Традиционный для Маяковского пренебрежительно вызывающий тон не мог скрыть внятного чуткому слушателю крика боли за страдающую душу современного человека”.

Учитель. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение “Нате!” - с его вызывающим названием оно нашло своего адресата в благопристойной буржуазной публике, когда Маяковский прочитал его на открытии кабаре “Розовый фонарь” 19 октября 1913 года.

Чтение наизусть стихотворения “Нате!”. (Слайд 12)

Учитель. Проанализировав эти стихотворения, можно назвать особенности лирики Маяковского: (Слайд 13)

- необычные образы, форма, графика стиха, ошеломляющая поэтическая новизна;

- видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;

- видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен;

- за резкость скрывается глубокая лирика;

- в стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству.

Корреспондент газеты “Труд”. Как вы отнеслись к войне 1914 года? Участвовали ли в ней?

Маяковский. Отвращение и ненависть к войне. Война отвратительна. Пошёл записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадёжности. Позже идти на войну сам не хотел. Но забрили. Притворился чертёжником.

Корреспондент газеты “Известия”. А как вы приняли революцию?

Маяковский. Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция.

В 19-м году езжу с моими вещами и товарищей по заводам. Радостный приём. Пошёл в агитацию РОСТа.

Корреспондент газеты “Известия”. Я много слышал об этой стороне вашей деятельности, интересовался. Вот что я узнал. (Сообщение учащегося  об окнах РОСТа).

Корреспондент газеты “Труд”. Позвольте один личный вопрос. Была ли в вашей жизни настоящая любовь?

Лиля Брик. На этот вопрос я могу ответить. Позвольте представиться:

Лиля Брик. (Слайд 14)

С Маяковским мы познакомились в 1915 году. (Слайд15) Маяковский сразу влюбился в меня.

Маяковский ухаживал за мной бурно, безоглядно. Ему нравилось и то, что перед ним была дама, женщина другого круга - элегантная, умная, воспитанная, до конца непознаваемая, с прекрасными манерами, интересными знакомыми и лишенная всяких предрассудков. Мы встречались каждый день и стали неразлучны, но его чувства доминировали. Я же была спокойнее и умела держать его на расстоянии, от которого он сходил с ума. Я любила его, но не без памяти.(Слайд 16)

Любовь наша была не простой, она не раз достигала кризисных рубежей. Многое в наших отношениях остается непонятным.

Корреспондент газеты «Труд». Как дальше складывается ваша творческая судьба?

Маяковский. Организуем “Леф” (Левый фронт) – новую литературную группу. (Слайд 17) Мы выдвинули три новых принципа искусства:

- принцип социального заказа;

- принцип литературы факта;

- принцип искусства-жизнестроения.

В работе сознательно перевожу себя на газетчики. Пишу в “Известия”, “Труде”, “Рабочей Москве”. Вторая работа – продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю. Новочеркасск, Харьков, Париж, Ростов, Берлин, Казань.(Слайд 18) За 4 года я выступил с лекциями и стихами в 52 городах Советского Союза. Личное общение с читательской аудиторией считаю работой радостной и изнурительной. (Слайд 19) Был и на юге.

П.И.Лавуту. Разрешите представиться: П.И.Лавуту – организатор выступлений поэта. Я везде сопровождал Маяковского.

В Армавир Маяковский приехал 30 ноября 1927 года. Он остановился в “1-й Советской гостинице”, располагавшейся на месте теперешнего универмага.

Больной и переутомленный, поэт предупредил, чтобы его не беспокоили и никого к нему не пускали, хотя обычно двери у Владимира Владимировича для всех были открыты настежь. Однако публика, узнавшая о приезде Маяковского, не желала признавать никакого запрета, иные настойчивые посетители подолгу и требовательно стучали в запертую дверь номера, так что мне - организатору выступлений поэта - приходилось объясняться.

Вечером кинотеатр “Марс”, заполненный в основном молодежью, взволновано гудел. Наконец, в зрительном зале погас свет. И вот перед аудиторией появился Маяковский - высокий, молодой, энергичный. Все с любопытством разглядывали поэта. (Слайд 20) Маяковский начал читать чуть срывающимся голосом, видимо сильно волнуясь (да и болезнь, безусловно, давала о себе знать), но уже через минуту другую голос его окреп, слова и строки, произносимые им, приобрели сокрушающею силу”. После каждого стихотворения слушатели горячо аплодировали. Большое впечатление на армавирскую публику произвели такие стихотворения, как “Письмо Горькому”, “Письмо Есенину”, “Левый марш”. Потом Маяковский начал читать отрывок из поэмы “Хорошо!”.

Выступление поэта нашло широкий отклик у публики. На вечер Маяковского было продано 222 билета. В конце вечера, затянувшегося до глубокой ночи, состоялось нечто вроде диспута. 38 записок, поданных Владимиру Владимировичу на вечере, ныне хранятся в Государственном музее В.В. Маяковского в Москве. Вот некоторые из них: “Почему Ваша группа называется “левым фронтом”?”, “Что левого в Лефе?”, “Тов. Маяковский, Вы член партии или нет? А если нет, то почему?”.

В словесном турнире Маяковский был непобедим. Обладая феноменальной находчивостью и остроумием, он беспощадно разил противников. (Слайд 21) В выступлениях участников диспута отразились разноречивые оценки творчества поэта. Одни говорили, что поэзия Маяковского для широких масс малопонятна и трудна, что Маяковскому нужно “опроститься”. Другие утверждали, что поэт массам вполне понятен.

Радостным возвращался Маяковский в гостиницу. Поэт остался доволен встречей с читателями. Окружная газета “Трудовой путь” 4 декабря 1927 года писала по поводу выступления Маяковского: “К сожалению, армавирской аудитории не пришлось полностью познакомиться со всей поэмой “Хорошо!”, так как Маяковский по болезни читал лишь отдельные места...”. И далее газета продолжает: “Его выступление в Армавире, несомненно, представляет событие, мимо которого нельзя пройти. Армавирская публика, в известной части имеющая сумбурное представление о Маяковском, имела возможность близко познакомиться с его творчеством и поэзией. И нужно лишь пожалеть, что выступление поэта, по случаю его болезни, в Армавире было не полно и коротко”.

О пребывании в Армавире В.В. Маяковского, о его выступлении перед широкой читательской аудиторией напоминает мраморная доска, установленная на здание кинотеатра по улице Комсомольской, 129. Надпись гласит: “В этом здании 30 ноября 1927 года читал стихи В.В.Маяковский”. Одна из улиц Армавира носит имя талантливого советского поэта.

Маяковский. На этом разрешите проститься, меня ждут неотложные дела. До свидания, товарищи.

Корреспондент газеты “Рабочая Москва”. Корней Чуковский верно заметил: “Быть Маяковским очень трудно”. Последний отрезок жизни поэта окрашен в мрачные цвета. Он не изменил революционным идеалам, но веру в них всё больше подрывала нарождавшаяся тоталитарная система власти. В литературе шла острая борьба. В пьесе “Клоп” официальная критика учуяла “антисоветский душок”, а в “Бане” обнаружила “Издевательское отношение к нашей действительности…”. Выставка “20 лет работы” была бойкотирована прессой и писателями. Маяковский заболел, врачи запретили ему выступать. Все эти события стягивались в тугой узел. Больной, издёрганный, с трудом перемогавший нервное напряжение, поэт ищет утешения во встречах с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, милой, очаровательной, влюблённой в него молодой женщиной. Он хочет создать свою нормальную семью. Но и тут, находясь во взвинченном состоянии, торопя события, не может привести свои отношения с ней к гармонии.

!4 апреля 1930 года в возрасте 36 лет Маяковский выстрелом из револьвера покончил с собой. (Слайд 22, видеоролик)

 3. Заключительное слово учителя.

Спасибо всем участникам круглого стола. Вы проделали большую работу. Особое спасибо нашему Маяковскому. В его словах вы слышали строки из автобиографии поэта “Я сам”.

Маяковский…(Слайд 23) Кто же ещё соединил в себе столько непримиримых противоречий! Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал, им восторгались, его боготворили и славословили – о нём злословили и над ним издевались. Его любили и ненавидели.

И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идеи, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: “И чувствую – “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”.

Все участники круглого стола получают оценки.

Домашнее задание: рассказывать о Маяковском, читать поэму “Облако в штанах”, пьесы “Клоп” и “Баня”.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Андрей Рублев.Жизнь и творчество"

Урок разработан для американской делегации (в рамках программы обмена)с целью информирования зарубежных друзей о культуре России и известных людях. В план урока были включены тест по итории России пре...

Урок литературы в 10 классе "Жизнь и творчество Н.А. Некрасова"

Первый урок в цикле уроков о творчестве Н.А. Некрасова"....

Урок "Любовь сильнее смерти"(По жизни и творчеству И.С.Тургенева)

Урок литературы в 10 классе "Любовь сильнее смерти"  поможет учащимся восстановить основные этапы жизни и творчества И .Тургенева...

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...

Урок по теме" В.Маяковский"

Данная разработка поможет учителю провести урок по творчеству и жизни В.Маяковского....