План урока на тему: "Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество. Духовно – нравственные проблемы повести «Старик и море»."
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Зарипова Фильсина Рафисовна

Урок литературы в 11 классе. Изучение творчества американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Духовно - нравственные проблемы повести "Старик и море".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaripova_f.r._plan_uroka_po_khemingueyu_v_11_klasse.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Э.Хемингуэй. Жизнь и творчество. Духовно – нравственные проблемы повести «Старик и море».

Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя;

проследить, как в повести решается проблема взаимоотношения человека и природы, одиночества и смысла человеческой жизни;

создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения;

совершенствовать  умения  анализа  и  интерпретации  литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

приобщить к высшим достижениям всемирной литературы и культуры.

Обор.: портрет писателя, материалы о романе.

Ход урока

I. 1. Организационный момент.  

    2. Актуализация – повторение материала прошлого урока.

II. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщение о жизни и творчестве Эрнеста Миллера Хемингуэя (21.07.1899, Оук-Парк, Иллинойс, США — 2.07.1961, Кетчум, Айдахо, США) — американский писатель, лауреат Нобелевской премии по лит-ре 1954 года.

Вырос в семье врача. Литературное дарование проявилось еще в школьные годы. Во время Первой Мировой войны служил шофером скорой помощи Был ранен на австро-итальянском фронте. После войны целиком посвятил себя литературе. Много путешествовал, увлекался горными лыжами, охотой, рыбалкой.

Военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя. С началом 2 Мировой войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон. Писатель всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.

После окончания войны Хемингуэй уехал на Кубу и возобновил свою творческую деятельность. Он продолжал путешествовать и в 1953 г. в Африке попал в серьезную авиакатастрофу.

Стал лауреатом Пулитцеровской и Нобелевской премий по литературе. Был четырежды женат. После прихода к власти на Кубе Фиделя Кастро вернулся в США, в Айдахо.  Последние годы жизни страдал тяжелыми депрессиями, а позже — серьезным заболеванием печени.  

2 июля 1961 г. покончил с собой.

3. История создания повести «Старик и море». (1952 г.)                          

 Человек не для того создан,

                       чтобы терпеть поражение.

Человека можно уничтожить,

но его нельзя победить.

   Э. Хемингуэй

Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Еще в 1936 году в очерке «На голубой воде» для журнала «Эсквайр» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком. Сама же повесть была опубликована в сентябре 1952 года в журнале «Лайф». Уже после опубликования повести Хемингуэй в одном интервью приоткрыл свой творческий замысел. Он сказал, что книга «Старик и море» могла иметь и более тысячи страниц, в этой книге мог найти своё место каждый житель деревни, все способы, какими они зарабатывают себе на жизнь, как они рождаются, учатся, растят детей.

«Это всё отлично сделано другими писателями. В литературе вы ограничены тем, что удовлетворительно сделано раньше. Поэтому я должен постараться узнать что-то ещё. Во-первых, я постарался опустить всё не необходимое с тем, чтобы передать свой опыт читателям так, чтобы после чтения это стало частью их опыта и представлялось действительно случившимся. Этого очень трудно добиться, и я очень много работал над этим. Во всяком случае, говоря кратко, на этот раз мне небывало повезло, и я смог передать опыт полностью, и при этом такой опыт, который никто никогда не передавал».

В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за свое произведение, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе.

4. Словарная работа.

Вспомните, что представляет собой притча как жанр. Докажите, что повесть «Старик и море» является притчей.

Комментарий. Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.

5. Анализ и интерпретация произведения.

 

1) Краткий сюжет.  

Сантьяго — старый рыбак, Манолин — соседский мальчик. (100-летний кубинский рыбак Грегорио Фуэнтос, стал одним из прототипов главного героя повести. 1998 год)

84 дня старый кубинский рыбак Сантьяго выходит в море и не может ничего поймать. Даже его маленький друг Манолин почти перестал ему помогать, хотя они по-прежнему дружат и часто разговаривают о том о сём. На 85-й день старик выходит в море, как обычно, на своей парусной лодке, и ему улыбается удача — на крючок попадается марлин (рыба, имеет тело вытянутой формы, копьевидную морду и длинный жёсткий спинной плавник. известно, что марлины способны очень быстро плавать, достигая скорости около 85 км/ч) около 5,5 метров длиной. Старик жалеет, что с ним нет мальчика, одному справиться нелегко. В течение нескольких дней между рыбой и человеком происходит настоящая битва. Старик смог справиться голыми руками с рыбой, которая длиннее его лодки и вооружена мечом. Но марлин уносит лодку далеко в море, мало поймать рыбу — с ней ещё надо доплыть до берега. На кровь из ран рыбы к лодке старика собираются акулы и пожирают рыбу. Старик вступает с ними в схватку, но здесь силы не равны. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвертые сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил. Когда он доплывает до берега, от рыбы остаётся один скелет, голова и меч, который Сантьяго дарит мальчику на память.

2) Вопросы и задания.

Охарактеризуйте старика Сантьяго. К каким событиям своей жизни старик чаще всего возвращается в воспоминаниях? Почему он так привязан к мальчику?

Верным ли будет утверждение, что старик Сантьяго одухотворяет природу и осознаёт себя его частью?

Как в подтексте повести-притчи «Старик и море» проходит тема несокрушимости человеческого духа?

Какие слова из повести Э. Хемингуэя «Старик и море» звучат как всепобеждающий гимн человеку?

Расскажите об особенностях стиля Э. Хемингуэя. Как писатель строит диалог? Какое значение в его произведениях отводится подтексту? Какие функции выполняют детали? Почему он намеренно отказывается от эмоционального повествования?

Кем, по-вашему, предстаёт старик Сантьяго в конце повести — победителем или побеждённым?

Как вы считаете, что наполняет оптимизмом повесть-притчу «Старик и море»?

Можно утверждать, что впервые в творчестве Э. Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своём труде жизненное призвание?

Сантьяго всё знает о рыбной ловле, как знал о ней всё Э. Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший признанным чемпионом в охоте на крупную рыбу. Море выступает в повести почти как живое существо: «Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки,— что поделаешь, такова уж её природа».

В старике Сантьяго есть подлинное величие — он ощущает себя равным могучим силам природы. «Рыба,— говорит он,— я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер». Сантьяго настолько органично слит с природой, что даже звёзды кажутся ему живыми существами.

Мужество старика предельно естественно. Старик знает, что своё мужество и стойкость, являющиеся непременным качеством людей его профессии, он доказывал уже тысячи раз. «Ну, так что ж? — говорит он себе. — Теперь приходится доказывать это снова. Каждый раз счёт начинается сызнова: поэтому, когда он что-нибудь делал, то никогда не вспоминал о прошлом».

И вот он победил рыбу, а вместе с ней — и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей неудаче и не о себе, а об этой рыбе, которой причиняет боль, о звёздах и львах, которых видел, когда юнгой плавал на паруснике к берегам Африки; о своей нелёгкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борении, умел переносить страдания и не терять надежды.

«…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,— говорит Сантьяго, и это кредо самого автора. Моральная несокрушимость — это, по мнению автора, главное качество, которое возвеличивает человека, делает его достойным этого имени.

III. Итоги урока. Обобщение изученного. Оценки.

«Старик и море» — последняя книга, опубликованная Э. Хемингуэем, стала его завещанием. Э. Хемингуэй - писатель трагического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно. Характер его творчества можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. Такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй.

IV. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «О чём заставляет задуматься повесть-притча «Старик и море»?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эрнест Хемингуэй - Повесть "Старик и море" - гимн вселенной и человеку

Разработка урока и презентация для демонстрации на мультимедийном оборудовании (для учащихся 8 класса)."Эрнест Хемингуэй - Повесть "Старик и море" - гимн вселенной и человеку"ЦЕЛИ:Обзорно познакомить ...

Э. Хемингуэй. Повесть « Старик и море» - гимн вселенной и человеку.

Вокруг американского писателя Эрнеста Хемингуэя  еще при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее о...

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Представлен конспект урока по литературе в 11 классе. Урок сопровождается презентацией....

Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."

Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...

Эрнест Миллер Хемингуэй. Жизнь и творчество

Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961) – знаменитый американский писатель и журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе. Интересно, что он стал популярным во всем мире не только благодаря с...