План урока на тему: "Эрнест Хемингуэй. Жизнь и творчество. Духовно – нравственные проблемы повести «Старик и море»."
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11 классе. Изучение творчества американского писателя Эрнеста Хемингуэя. Духовно - нравственные проблемы повести "Старик и море".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaripova_f.r._plan_uroka_po_khemingueyu_v_11_klasse.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Э.Хемингуэй. Жизнь и творчество. Духовно – нравственные проблемы повести «Старик и море».
Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя;
проследить, как в повести решается проблема взаимоотношения человека и природы, одиночества и смысла человеческой жизни;
создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, предполагать пути их решения;
совершенствовать умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
приобщить к высшим достижениям всемирной литературы и культуры.
Обор.: портрет писателя, материалы о романе.
Ход урока
I. 1. Организационный момент.
2. Актуализация – повторение материала прошлого урока.
II. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
2. Сообщение о жизни и творчестве Эрнеста Миллера Хемингуэя (21.07.1899, Оук-Парк, Иллинойс, США — 2.07.1961, Кетчум, Айдахо, США) — американский писатель, лауреат Нобелевской премии по лит-ре 1954 года.
Вырос в семье врача. Литературное дарование проявилось еще в школьные годы. Во время Первой Мировой войны служил шофером скорой помощи Был ранен на австро-итальянском фронте. После войны целиком посвятил себя литературе. Много путешествовал, увлекался горными лыжами, охотой, рыбалкой.
Военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя. С началом 2 Мировой войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон. Писатель всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.
После окончания войны Хемингуэй уехал на Кубу и возобновил свою творческую деятельность. Он продолжал путешествовать и в 1953 г. в Африке попал в серьезную авиакатастрофу.
Стал лауреатом Пулитцеровской и Нобелевской премий по литературе. Был четырежды женат. После прихода к власти на Кубе Фиделя Кастро вернулся в США, в Айдахо. Последние годы жизни страдал тяжелыми депрессиями, а позже — серьезным заболеванием печени.
2 июля 1961 г. покончил с собой.
3. История создания повести «Старик и море». (1952 г.)
Человек не для того создан,
чтобы терпеть поражение.
Человека можно уничтожить,
но его нельзя победить.
Э. Хемингуэй
Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Еще в 1936 году в очерке «На голубой воде» для журнала «Эсквайр» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком. Сама же повесть была опубликована в сентябре 1952 года в журнале «Лайф». Уже после опубликования повести Хемингуэй в одном интервью приоткрыл свой творческий замысел. Он сказал, что книга «Старик и море» могла иметь и более тысячи страниц, в этой книге мог найти своё место каждый житель деревни, все способы, какими они зарабатывают себе на жизнь, как они рождаются, учатся, растят детей.
«Это всё отлично сделано другими писателями. В литературе вы ограничены тем, что удовлетворительно сделано раньше. Поэтому я должен постараться узнать что-то ещё. Во-первых, я постарался опустить всё не необходимое с тем, чтобы передать свой опыт читателям так, чтобы после чтения это стало частью их опыта и представлялось действительно случившимся. Этого очень трудно добиться, и я очень много работал над этим. Во всяком случае, говоря кратко, на этот раз мне небывало повезло, и я смог передать опыт полностью, и при этом такой опыт, который никто никогда не передавал».
В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за свое произведение, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе.
4. Словарная работа.
Вспомните, что представляет собой притча как жанр. Докажите, что повесть «Старик и море» является притчей.
Комментарий. Словарь В. Даля толкует слово «притча» как «поучение в примере». Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: притча — небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме.
5. Анализ и интерпретация произведения.
1) Краткий сюжет.
Сантьяго — старый рыбак, Манолин — соседский мальчик. (100-летний кубинский рыбак Грегорио Фуэнтос, стал одним из прототипов главного героя повести. 1998 год)
84 дня старый кубинский рыбак Сантьяго выходит в море и не может ничего поймать. Даже его маленький друг Манолин почти перестал ему помогать, хотя они по-прежнему дружат и часто разговаривают о том о сём. На 85-й день старик выходит в море, как обычно, на своей парусной лодке, и ему улыбается удача — на крючок попадается марлин (рыба, имеет тело вытянутой формы, копьевидную морду и длинный жёсткий спинной плавник. известно, что марлины способны очень быстро плавать, достигая скорости около 85 км/ч) около 5,5 метров длиной. Старик жалеет, что с ним нет мальчика, одному справиться нелегко. В течение нескольких дней между рыбой и человеком происходит настоящая битва. Старик смог справиться голыми руками с рыбой, которая длиннее его лодки и вооружена мечом. Но марлин уносит лодку далеко в море, мало поймать рыбу — с ней ещё надо доплыть до берега. На кровь из ран рыбы к лодке старика собираются акулы и пожирают рыбу. Старик вступает с ними в схватку, но здесь силы не равны. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвертые сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил. Когда он доплывает до берега, от рыбы остаётся один скелет, голова и меч, который Сантьяго дарит мальчику на память.
2) Вопросы и задания.
Охарактеризуйте старика Сантьяго. К каким событиям своей жизни старик чаще всего возвращается в воспоминаниях? Почему он так привязан к мальчику?
Верным ли будет утверждение, что старик Сантьяго одухотворяет природу и осознаёт себя его частью?
Как в подтексте повести-притчи «Старик и море» проходит тема несокрушимости человеческого духа?
Какие слова из повести Э. Хемингуэя «Старик и море» звучат как всепобеждающий гимн человеку?
Расскажите об особенностях стиля Э. Хемингуэя. Как писатель строит диалог? Какое значение в его произведениях отводится подтексту? Какие функции выполняют детали? Почему он намеренно отказывается от эмоционального повествования?
Кем, по-вашему, предстаёт старик Сантьяго в конце повести — победителем или побеждённым?
Как вы считаете, что наполняет оптимизмом повесть-притчу «Старик и море»?
Можно утверждать, что впервые в творчестве Э. Хемингуэя героем стал человек-труженик, видящий в своём труде жизненное призвание?
Сантьяго всё знает о рыбной ловле, как знал о ней всё Э. Хемингуэй, многие годы проживший на Кубе и ставший признанным чемпионом в охоте на крупную рыбу. Море выступает в повести почти как живое существо: «Другие рыбаки, помоложе, говорили о море, как о пространстве, как о сопернике, порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки,— что поделаешь, такова уж её природа».
В старике Сантьяго есть подлинное величие — он ощущает себя равным могучим силам природы. «Рыба,— говорит он,— я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер». Сантьяго настолько органично слит с природой, что даже звёзды кажутся ему живыми существами.
Мужество старика предельно естественно. Старик знает, что своё мужество и стойкость, являющиеся непременным качеством людей его профессии, он доказывал уже тысячи раз. «Ну, так что ж? — говорит он себе. — Теперь приходится доказывать это снова. Каждый раз счёт начинается сызнова: поэтому, когда он что-нибудь делал, то никогда не вспоминал о прошлом».
И вот он победил рыбу, а вместе с ней — и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей неудаче и не о себе, а об этой рыбе, которой причиняет боль, о звёздах и львах, которых видел, когда юнгой плавал на паруснике к берегам Африки; о своей нелёгкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борении, умел переносить страдания и не терять надежды.
«…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,— говорит Сантьяго, и это кредо самого автора. Моральная несокрушимость — это, по мнению автора, главное качество, которое возвеличивает человека, делает его достойным этого имени.
III. Итоги урока. Обобщение изученного. Оценки.
«Старик и море» — последняя книга, опубликованная Э. Хемингуэем, стала его завещанием. Э. Хемингуэй - писатель трагического мироощущения, его часто называли пессимистом, хотя это в корне неверно. Характер его творчества можно скорее определить как трагический героизм. Он воспевает победу в самом поражении и вопреки ему утверждает и славит упорство человеческого духа. Такими были герои писателя, таким был и сам Эрнест Хемингуэй.
IV. Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «О чём заставляет задуматься повесть-притча «Старик и море»?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эрнест Хемингуэй - Повесть "Старик и море" - гимн вселенной и человеку
Разработка урока и презентация для демонстрации на мультимедийном оборудовании (для учащихся 8 класса)."Эрнест Хемингуэй - Повесть "Старик и море" - гимн вселенной и человеку"ЦЕЛИ:Обзорно познакомить ...
Э. Хемингуэй. Повесть « Старик и море» - гимн вселенной и человеку.
Вокруг американского писателя Эрнеста Хемингуэя еще при жизни складывались легенды. Сделав ведущей темой своих книг мужество, стойкость и упорство человека в борьбе с обстоятельствами, заранее о...
Тестовые задания по повести "Старик и море" Э. Хемингуэя
Для проверки знаний учащихся...
А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».
Представлен конспект урока по литературе в 11 классе. Урок сопровождается презентацией....
Методическая разработка открытого урока по литературе на тему: "Биография и творчество Э.Хемингуэя. Повесть "Старик и море" - гимн непобедимости человека."
Методическая разработка срдержит материалы для проведения урока по творчеству и биографии Э. Хемингуэя, методические рекомендации.....
План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.
Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...
Эрнест Миллер Хемингуэй. Жизнь и творчество
Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961) – знаменитый американский писатель и журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе. Интересно, что он стал популярным во всем мире не только благодаря с...