Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Цель урока:
- привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;
- Воспитать вежливое уважительное отношения к людям, понимание того, что поведение человека не должно зависеть от ситуации, иначе случайность может стать причиной серьезных неприятностей в жизни, исправить которые не всегда возможно.
- Школьники повторят особенности драматического произведения, научатся анализировать пьесу А.Вампилова «Свидание»: работать с текстом драматического произведения, авторскими ремарками, сформируют навыки выразительного чтения текста по ролям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок по литературе | 19.56 КБ |
призентация к уроку | 361.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы по теме "Дар чувствовать, понимать..." (по пьесе А.Вампилова "Свидание"). 7-й класс
Медведева Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы
Цель урока:
- привлечь внимание учащихся к творчеству одного из самых интересных драматургов нашего времени, земляка А.Вампилова в канун 70-летия со дня рождения;
- Воспитать вежливое уважительное отношения к людям, понимание того, что поведение человека не должно зависеть от ситуации, иначе случайность может стать причиной серьезных неприятностей в жизни, исправить которые не всегда возможно.
- Школьники повторят особенности драматического произведения, научатся анализировать пьесу А.Вампилова «Свидание»: работать с текстом драматического произведения, авторскими ремарками, сформируют навыки выразительного чтения текста по ролям.
Оборудование: презентация с фотографиями, таблицами; карточки с текстом. Для оформления кабинета к уроку можно использовать портрет А.Вампилова .Рисунок 1.
Ход урока.
1.Подготовка к восприятию произведения. Работа над эпиграфом.
В этом году исполняется 70 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти одного из самых интересных драматургов нашего времени, для которого тема любви, взаимопонимания, верности, сердечной чуткости была, пожалуй, главной. Мы не можем не знать этого замечательного человека еще и потому, что родился он в поселке Кутулик Иркутской области. Человек, которого знает весь мир,- наш земляк. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.Вампилова «Свидание». (Приложение. Слайд 1.)
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю вам слова самого А.Вампилова, которые он когда-то записал в своем блокноте, потаенно, для себя: «Я люблю людей, с которыми все может случиться…» (Приложение слайд 2)
-Как вы думаете, почему именно такие люди были интересны писателю? ( Такие люди вообще всем интересны, потому что их жизнь наполнена приключениями, событиями, встречами…)
2.Повторение изученного: работа по теории литературы (особенности драматического произведения).
Перед нами небольшое произведение - пьеса А.Вампилова «Свидание».
-К какому роду литературы оно относится? Аргументируйте ответ. (Это драматическое произведение, т.к.предназначено оно для игры на сцене. Действие ,отношение к героям драматург раскрывает через слова .)
-Что является средствами характеристики действующих лиц в драматическом произведении? (диалоги и монологи).
- Что такое ремарки? Какую роль они выполняют в пьесе?
(авторские замечания, помогают понять душевное состояние героев, могут дать сведения о возрасте, внешнем облике, месте действия)
Приложение слайд 3
3. Анализ драматического произведения.
Слово учителя: Ну что ж, перейдем непосредственно к самому произведению.
Работа над названием пьесы.
Начнем с названия пьесы. «Свидание».
-Как вы понимаете значение этого слова? Может ли быть свидание по телефону, в письме? ( нет) Приложение слайд 4
Далее следует подзаголовок: Сцена из нерыцарских времен. У А.С.Пушкина есть драматическое произведение «Сцены из рыцарских времен», где действие происходит в средние века, действующие герои рыцари. Приложение слайд 5
- Что же хочет сказать автор, используя измененный пушкинский заголовок? (Сценка вполне могла произойти в наши дни).
-Наше время: рыцарское или нерыцарское? (Во все времена есть люди, способные защитить слабого, пожертвовать собой ради любимой женщины, способные на подвиг. Но ситуация, описанная в пьесе , на рыцарскую не похожа).
-Почему Вампилов, описывая одну ситуацию, говорит о нерыцарских временах? (такие ситуации повторяются все чаще)
Итак, благодаря писателю, мы словно подсмотрели одну из уличных сценок.
-Что же произошло на улице в самый обычный день? (кратко сюжет).
Анализ действующих лиц. Героями пьесы являются сапожник, студент и девушка.
-Что вы можете рассказать о каждом из этих действующих лиц?
Сапожник- бородатый, благообразный старичок с задатками интеллигентности, он с чувством юмора, в хорошем настроении.
Студент производит впечатление остроумного, веселого. находчивого парня.
- Но что в поведении студента вас насторожило, не понравилось? ( торгуется со старым человеком, фраза «Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте. ( у студента не было основания оскорблять сапожника, он его совсем не знает) Приложение слайд 6.
-Как вы думаете, мог ли такой человек понравиться девушке? ( почему бы и нет. Красивый, образованный, веселый). Так и случилось. Иначе бы девушка не согласилась прийти на свидание. -Как состоялось знакомство? (по телефону, разговаривали довольно долго, 3 месяца).
-Как вел себя студент во время телефонных разговоров? Что же случилось? Почему свидание не состоялось?
-Как вы объясните причину случившегося? ( причина в грубости студента).
Попробуем разобраться.
-Как вы думаете, зачем драматургу понадобился такой сюжетный ход: он перед свиданием спешит починить башмаки, она по воле автора здесь же ломает каблук? ( на назначенном свидании каждый бы старался казаться как можно лучше, а здесь каждый был таким, какой он есть на самом деле) .
Вернемся к этому моменту: девушка ломает каблук. С каким чувством она это обнаруживает? (с отчаянием)
Жалко обувь? (нет, она спешит на свидание, а тут…)
Вот и встретились наши герои, не подозревая, кто есть кто, не подозревая, что сейчас им предстоит пройти испытание, которое приготовил для них автор.
-Как повели себя герои?
Попробуем понять каждого и передать это в чтении по ролям. Но чтобы точнее передать характер действующих лиц, поработаем с ремарками, сопровождающими диалог. Ремарки к речи юноши попробуют сделать девочки, а к словам девушки-мальчики.
Каждому учащемуся выдается таблица с текстом. Необходимо подобрать ремарки, которые помогут разобраться в ситуации и выразительно прочитать текст по ролям. Рисунок 2. Проверка осуществляется по таблице Приложение слайд 7.
Чтение по ролям сцены спора.
Анализ сцены спора.
-В чем суть спора действующих лиц и на чьей вы стороне? ( нельзя оправдать поучительный, высокомерный тон студента, отсутствие чуткости. Ведь ему доверили: решается судьба, зависит счастье.)
-Каким предстает в споре каждый из героев? ( юноша поучает, наступает, насмешки его обидны и неуместны, в конце концов он грубит девушке; девушка умоляет, просит, уговаривает и только в ответ на хамство юноши произносит слово хам. А разве она не права?)
В тексте Вампилов использует выражение элементарная вежливость.
-Как вы понимаете это выражение? Приложение слайд 8
-Был ли выход из создавшейся ситуации?
В русском языке есть много способов выразить вежливость даже в случае отказа.
-Какие слова мог бы использовать студент, чтобы не обидеть девушку и при этом отказать ей в просьбе? Приложение слайд 8
Обобщение по тексту пьесы.
-Так состоялось свидание, первое свидание?
( состоялось, но не таким, каким его себе представляли герои)
-Каков же итог? (девушка разочарована, юноша ей нравился, иначе она бы не согласилась бы на свидание, произошло крушение надежд)
-А он? ( и юноша разочарован, ведь он не чувствует собственной вины) Но он сожалеет о случившемся, ведь все могло быть по другому.
-А вы заметили, что автор оставляет финал открытым? Он приглашает нас в соавторы. И мы, исходя из своего жизненного опыта, представлений о том, что хорошо, что плохо, что нравственно и безнравственно, додумываем эту историю.
-Как бы мы поступили в данной ситуации?
А.Вампилов был очень счастлив со своей женой Людмилой. Может быть одной из причин счастливой совместной жизни было умение Вампилова поступать порядочно и честно всегда, в любой ситуации. Приложение слайд 9.
В.Распутин сказал о Вампилове: «Он обладал удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души». Он видел нас такими, какие мы есть, и хотел, чтобы мы были лучше. Он любил нас. И сам достоин того же. Приложение слайд 10
Творческое задание. Попробуйте изменить сюжет в момент развития действия или кульминации и привести героев к счастливому финалу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дар чувствовать, понимать ... А. Вампилов. "Свидание" Я люблю людей, с которыми все может случиться А.Вампилов.
Роды литературы эпос лирика драма трагедия комедия драма Средства характеристики героев. монолог диалог ремарки
Свидание- встреча, о которой обычно заранее договариваются. Видеть, повидать, свидеться.
Рыцарь- самоотверженный, великодушный, благородный человек, защитник кого-либо или чего-либо.
Сидеть на чужом месте – заниматься не своим делом. Боялся дышать в телефонную трубку- трепетно, обдумывая каждое слово, боялся сказать лишнее.
Девушка Юноша ( Просит с надеждой быть понятой ): Но, надеюсь вы мне уступите… ( Язвительно и безразлично): Мне тоже некогда. (Умоляет ): Но войдите в мое положение. (Решительно, категорично): Ни в коем случае! Я опаздываю. ( Неуверенно ): вы не имеете права… (Еще более решительно и громко): Зато я не согласен. (Просительно, ища поддержки ): Мастер согласен. (Принимает слова за любезность): Благодарю. (Продолжает уговаривать ): Поймите, меня ждут. ( Дает понять, что не уступит): Присядьте…То есть вам придется постоять. (Пытаясь вызвать благородные чувства, взывая к сердцу и чувствам воспитанного человека): Я не говорю уже о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность… (Обрывая ее , холодно и надменно ): Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь…Он, и никто другой. Я не вижу в этом никакого смысла… (Меняет тон, улыбаясь): Вот если бы вы мне понравились… ( Вспыхнув): Ну, знаете ли! Вы, вы… (Сдерживая себя, почти без надежды, но все еще пытаясь уговорить): Ну хорошо… Я прошу вас, понимаете, прошу… (Почти с мольбой, доверительно ): Я даже признаюсь вам… Мне нельзя опаздывать. Решается моя судьба, от этих минут зависит счастье… (Не слыша ее умоляющей интонации): А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего?.. (Поучающее и с издевкой): Вы, наверное, успели заметить, что взаимоотношения полов состоят из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре… я должен уступать во всем каждой женщине… (Все больше заводится): женщины уже не ждут проявления чуткости… а требуют, кричат, грозят судом. (Обвиняет девушку): Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием : «Уступите мне свое счастье!». С какой стати! (С издевкой ) : Вас ждет феодал с гитарой. Вы ,я полагаю, понравитесь ему и без каблука. (Войдя в роль, с пафосом): Спешите, вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?
Вежливость- моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и обращения с окружающими. Вежливо, корректно, учтиво, галантно. Невежливо, заносчиво, высокомерно, грубо. К сожалению, я не могу вам уступить… Я бы с удовольствием, но… Я не могу потому что… Я был бы рад вам уступить, но…
Вампилов с женой Людмилой
«Он обладал удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души». В.Распутин. Он видел нас такими, какие мы есть, и хотел, чтобы мы были лучше. Он любил нас. И сам достоин того же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"
Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное от...
План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»
Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...
Конспект открытого урока литературы в 9 классе "Границы выразимого в слове и чувстве" (по произведению В.А.Жуковского "Невыразимое")
Цель урока: формирование понимания роли выразимого в слове и чувстве человека....
Открытый урок на тему: «Работа над звуком в пьесе П.И.Чайковского «Декабрь» из цикла "Времена года" с учащейся 5 класса Смагиной Марией. 20.12.2012 г.
Цель урока: найти нужное прикосновение, звуковые краски для полного раскрытия художественного образа произведения.Задачи: гибкость агогики, развитие внутреннего слуха, разнообразная педализация....
Открытый урок литературы «Давний, давний спор…»(пьеса А.Н. Островского в оценке критики: (Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.А. Григорьева, М.А. Антоновича и др.)
На уроке учащиеся 9 класса пытались разрешить проблему: В чем причина столь разных толкований драмы «Гроза»?...