План-конспект открытого урока литературы Подготовила учитель русского языка и литературы Нижнеждановского филиала МКОУ «Рышковская СОШ» Коробкина Галина Николаевна Класс: 6 Тема : «Природа и человек в стихотворении А.А.
план-конспект урока по литературе (6 класс)
План-конспект
открытого урока литературы
Подготовила
учитель русского языка и литературы Нижнеждановского филиала МКОУ «Рышковская СОШ» Коробкина Галина Николаевна
Класс: 6
Тема :
«Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»
Цели и задачи урока:
- формировать представления об А. А. Фете как великом русском поэте,
-выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
- развивать навыки читательской грамотности :
- учить глубокому, вдумчивому чтению поэтического текста;
-понимать фактологическую информацию, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
- создать условия для формирования умения анализировать текст с точки зрения идейного содержания , нравственной проблематики и художественного своеобразия;
интерпретировать и обобщать информацию, которая
представлена в поэтическом тексте, формулировать на ее основе сложные выводы и оценочные
суждения по изучаемой теме
акцентировать внимание учеников на философской поэтической отделке стихотворения, глубине мыслей и размышлений поэта;
- развивать творческие , коммуникативные , исследовательские компетентности учащихся
-воспитывать у ребят любовь и уважение к природе, интерес к лирике А.А.Фета.
Основные понятия: стихотворение, тема, идея, автор, лирический герой, олицетворение, антитеза, аллегория, эпитет, метафора.
Методические приемы, виды деятельности: беседа, слово учителя, просмотр видеоряда, слушанье музыки, индивидуальная работа, прослушивание стихотворений
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям, раздаточный материал(таблицы для заполнения).,презентация, репродукции картин художников- пейзажистов.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект
открытого урока литературы
Подготовила
учитель русского языка и литературы Нижнеждановского филиала МКОУ «Рышковская СОШ» Коробкина Галина Николаевна
Класс: 6
Тема :
«Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»
Цели и задачи урока:
- формировать представления об А. А. Фете как великом русском поэте,
-выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;
- развивать навыки читательской грамотности :
- учить глубокому, вдумчивому чтению поэтического текста;
-понимать фактологическую информацию, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
- создать условия для формирования умения анализировать текст с точки зрения идейного содержания , нравственной проблематики и художественного своеобразия;
интерпретировать и обобщать информацию, которая
представлена в поэтическом тексте, формулировать на ее основе сложные выводы и оценочные
суждения по изучаемой теме
акцентировать внимание учеников на философской поэтической отделке стихотворения, глубине мыслей и размышлений поэта;
- развивать творческие , коммуникативные , исследовательские компетентности учащихся
-воспитывать у ребят любовь и уважение к природе, интерес к лирике А.А.Фета.
Основные понятия: стихотворение, тема, идея, автор, лирический герой, олицетворение, антитеза, аллегория, эпитет, метафора.
Методические приемы, виды деятельности: беседа, слово учителя, просмотр видеоряда, слушанье музыки, индивидуальная работа, прослушивание стихотворений
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям, раздаточный материал(таблицы для заполнения).,презентация, репродукции картин художников- пейзажистов.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Этап мотивации.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех вас видеть. А сейчас посмотрите, пожалуйста друг на друга, пожелайте друг другу успеха!
- Итак, вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
II. Этап актуализации знаний.
.Коллективная работа.
Проверка домашнего задания
Дома вы учили наизусть стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила»,
#1041;еседа
- Вспомним, какое образование получил А.А. Фет? (немецкая школа-пансион в г. Верро (ныне Эстония), словесное отделение философского фак-та Московского ун-та).
- Назовите современников Фета, известных литераторов середины XIX века? (Тургенев, Некрасов, Толстой).
- Как назывался первый сборник стихов Фета? (сборник «Лирический пантеон». Пантеон – здание, место погребения великих деятелей).
- А.А. Фет сотрудничал журналами: «Отечественные записки», «Москвитянин»,
автор входил в журнал «Современник».
- А с какими стихотворениями А. А. Фета вы знакомы?
I11. Этап целеполагания.
- Сегодня мы совершим ещё одно путешествие в поэтический мир лирического произведения А.А.Фета .
Перед тем как мы познакомимся со стихотворением ,давайте послушаем фрагмент из цикла Антонио Вивальди «Времена года»(«Зима»,Ч.1, «Декабрь»)
Что вы можете сказать об этой музыке? Какие слова можно подобрать. чтобы описать её? Какие картины природы можно представить ,слушая эту музыку?
Легко ли переживает природа зимние испытания?
А сейчас отгадайте загадки.
Я самый серьезный из русских деревьев,
Так просто не дамся на сруб.
Раскидиста крона, крепки мои ветви.
А люди зовут меня … (дуб)
Это дерево-символ России.
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
- Значит, на этом уроке мы будем говорить о … (дубе и березе)
На стр. 207 прочтите название стихотворения А.А. Фет
«Учись у них – у дуба, у берёзы…».
Какие мысли у вас появились?
(Чему и как можно учиться у деревьев?)
Предположите, чему же можно учиться у природы?
Почему человек может чему-то научиться у природы?
Назовите ключевые слова, которые будут звучать в теме урока?(человек и природа)
- Сформулируем тему урока.
«Человек и природа в стихотворении А.А.Фета «Учись у них, у дуба. У берёзы…»
Чему мы должны научиться на уроке?
1V. Этап открытия нового знания.
Слово учителя
- Начнем с истории создания стихотворения.
(Сообщение ученика)
В конце 1883 года Афанасий Фет находился в Москве. В этом году был опубликован первый выпуск сборника стихов «Вечерние огни». Это был период, когда он много писал – и одним из стихотворений стало “Учись у них – у дуба, у березы”, написанное в 31 декабря 1883 года. Это произведение, как отмечают биографы”, было буквально вырвано из сердца 64-летнего поэта. Неудивительно, что публика приняла его очень тепло. При этом в печать стихотворение попало только в 1885 году.
- Есть ли в этой дате «31 декабря» нечто символичное?
-Да, это последний день уходящего года, подведение итогов, размышление о пройденном пути, особенно если за плечами полная трудностей и испытаний жизнь.
-Познакомимся со стихотворением.
Прослушивание стихотворения.
(Видеоролик с мелодекламацией)
Беседа по прослушанному с элементами анализа.
- Какие чувства вызвало у вас прослушанное стихотворение?
Перечитайте его самостоятельно. Какие слова непонятны?
Словарная работа
ГЕНИЙ¹: В древнеримской мифологии:
дух - покровитель человека, позже - вообще олицетворение добрых или злых сил.
Добрый гений ”тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние”. Злой гений
- ГЕНИЙ²: высшая творческая способность
Литературный гений Толстого.
- ГЕНИЙ³: человек, обладающий такой способностью
Творения гениев.
Скорбящая-
- На какие части можно поделить стихотворение?
Какова его композиция?
(две части: первая – о зиме,
а вторая – о весне, причём вторая часть противопоставлена первой и начинается с союза НО.
Такое изобразительное средство, как мы помним называется…. антитезой.)
- О чем же размышляет поэт?
(О том, как тяжело преодолевать трудности и невзгоды, что нужно быть мужественным).
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Грусть, страх, но при этом восхищение мужеством природы, стремление учиться у нее мужеству и достоинству).
- С помощью каких картин и образов передает свои мысли и чувства? (Картина зимнего леса. Образы снежной холодной вьюги и деревьев, стойко и безропотно переносящих зимние страдания).
- Да, человек и природа в постоянном взаимодействии и бесконечном отражении друг друга, развиваемая поэтом на протяжении всего творческого пути идея.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
Учитель:
Следующая остановка нашего путешествия называется "Литературоведческая разминка". Давайте вспомним, с какими средствами художественной изобразительности мы знакомы.
Ученики:
Метафора - это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями.
Аллегория - иносказательное изображение явления.
Эпитет - это художественное определение предмета или явления.
Олицетворение-…
- С помощью каких художественно-выразительных средств Фет сопоставляет жизнь человека и природы? (Олицетворения – метель рвет листы, метель все злей, холод хватает за сердце, деревья молчат, на них застыли слезы).
Заполнение таблицы «Художественно-выразительные средства» (раздаточный материал)
- Почему именно деревья становятся героями Фета? (Они неподвижны, не имеют возможности, в отличие от птиц, животных, укрыться, спрятаться, защититься, уклониться от испытаний. Они мужественно сносят все, что уготовано судьбой).
- А чему мы можем научиться у дуба, у березы?
- Почему именно эти деревья? - Почему именно дуб и береза?
- Что это за деревья?
Сообщения о деревьях
Из всех деревьев русского леса милее всех наша береза.. С давних лет берёза была образом России. Максимальный возраст этого вида - 250 лет. С давних лет берёза была образом России. Ветвями берёзы украшали церкви и жилища. Тяжёлая плотная берёзовая древесина довольно прочная, хорошо сопротивляется раскалыванию. Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия. Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота).
:и так уж она хороша,
что кажется - в шуме березы
есть русская наша душа.
Вс. Рождественский.
Дуб. Народ сложил о нем много сказок, песен, поговорок. Он связывает с дубом силу, могущество и долголетие: "Стоит, как дуб несокрушимый". Максимальный возраст этого вида - до 2000 лет. Древесина дуба отличается прочностью, крепостью, плотностью, твёрдостью и тяжестью. Дубовая древесина - превосходный строительный и поделочный материал: она идёт на подводные и сухопутные постройки, устройство подводных и основных частей деревянных судо
- Какие ассоциации у вас вызывают дуб и береза?
(дуб – мужество, сила, стойкость; береза – нежность, хрупкость).
- А с кем сравнивает поэт дуб и березу?
- Кому принадлежат эти качества? (людям)
Рядом преподносятся столь не похожие друг на друга берёза и дуб. (дуб – твердость и сила; берёза – красота, нежность) . Поэт как бы говорит: в пору невзгод, лихолетья, мужайся, сумей выстоять, каким бы ты ни был – могучим, как дуб, или хрупким, как берёза.
- Кроме дуба и березы какие еще образы-персонажи присутствуют в нашем стихотворении? (зима и весна).
- Какую роль они играют в тексте?
- К кому обращается лирический герой?
- Зачем он это делает? (делает нас участниками этого действа, этого стихотворения).
V. Этап включения в систему знаний.
- Обратимся к вступительной статье перед стихотворением (стр. 207). Проверим наши предположения, соответствуют ли они мнению авторов учебника.
- Как вы понимаете выражение «в параллель»?
- Давайте попробуем доказать, что жизнь природы параллельна жизни человека: в них много похожего, но они не пересекаются. Нарисуем 2 параллельные прямые. Выпишем то, что приходится испытывать деревьям.
А теперь попробуем найти в жизни человека похожие ситуации.
Жизнь природы | Жизнь человека | |
Бури Грозы Метели Холода | Ссоры Измена Предательство Сплетня Одиночество Развод Болезнь | |
Треснула кора Застыли слёзы Болит душа Холод в сердце | Слёзы Переживания Душевная боль Обида Болит сердце Разочарование Злость Гнев |
- В стихотворении от такой жизни «Треснула, сжимаяся, кора». А что в жизни человека от таких жизненных бурь бывает?
- Что мы доказали с помощью нашей таблицы? (жизнь природы похожа на жизнь человека, поэтому у неё можно учиться.)
- Но чему учит поэт? В какой строке даёт Фет ответ на этот вопрос? «Они молчат; молчи и ты!»
- Проведите параллель с жизнью человека. (Не плачь, не расстраивайся, не жалуйся, скрепи своё сердце, мужественно и стойко вынеси все страдания. И тогда придёт избавление от жизненных бурь и невзгод, придёт весна, станет тепло в природе и тепло на душе. Все невзгоды когда-либо заканчиваются, и в душе наступает облегчение)
- Сам Фет испытал в жизни много трудностей, но смог выстоять, этому учит и читателя.
- В каких ситуациях вы бы посоветовали своему другу прочитать это стихотворение?
- Как бы вы прочитали его, чтобы поддержать своего друга?
Выразительное чтение стихотворения.
Работа с репродукциями картин русских художников.
Ребята, вы знаете ,что картины природы в искусстве изображают по-своему композиторы, писатели и поэты,художники.Посмотрите, как изображали зиму великие русские художники.
( Презентация)
-Скажите, какие картины созвучны стихотворению Фета?
VI. Этап подведения итогов урока.
Какой вопрос мы поставили в начале урока ?Ответили ли мы на него?
- Чем является для человека природа, по мнению поэта?
Примером для подражания. В ней можно черпать вдохновение и силы в трудные периоды жизни. природа и человек неразрывны друг от друга, человек и природа являются частями целого. Обращаясь к природе, мы лучше понимаем себя и свою жизнь.
#1069;тап рефлексии и оценивания.
- Достигли ли мы поставленной цели?
«Я оцениваю свои знания на … потому что…»
Домашнее задание: выучить стихотворение, Письменно ответить на вопрос «Чему учит стихотворение А.А. Фета ?»
Источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской культуры учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В.
Формирование читательской культуры учитель русского языка и литературы Зелёновского филиала МБОУ Платоновской СОШ Стребкова Н.В. выступление на РМО...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
Программа самообразования учителя русского языка и литературы МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска Немальцевой Анны Николаевны.
Интеграция этнокультурной составляющей регионального компонента с целями, задачами и содержанием предметной области «Литература» (как одна из приоритетных задач программы развития образования в ...
интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме " М.Ю. Лермонтов "Бородино". Устаревшие слова"
Интегрированный урок литературы и русского языка в 5 классе по теме М.Ю.Лермонтов "Бородино".Устаревшие слова....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка в 5-7 классах"
Духовно-нравственное воспитание на урокахлитературы и русского языка в 5-7 классах Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Николай...
Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.
Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...