Открытый урок литературы в 8 классе по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского».
презентация урока для интерактивной доски по литературе (8 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_dobroty_po_rasskazu_v.g.rasputina.docx | 182.97 КБ |
2.uroki_frantsuzskogo_-_kopiya.pdf | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Тарумовская СОШ»
Уроки доброты
по рассказу В.Г.Распутина
«Уроки французского»
в 8В классе
Учитель русского языка и литературы Рулева О.Г.
село Тарумовка Тарумовский район Республика Дагестан
Тема: Уроки французского - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распу-тина «Уроки французского»)
Цели: - показать проблему добра и зла в человеческих поступках;
- развивать навыки анализа художественного произведения;
- учить высказывать собственное мнение о нравственных пози- ц цияхцлитературных героев;
- развивать творческое воображение и способности у учащихся.
Задачи:
1.Работа с текстом произведения.
2.Характеристика литературных героев.
3.Использование приемов ФГОС(“Ромашка Блума”, “Оставьте за мной последнее слово”,” Суд над геро-ями”, “Синквейн”,” Хокку”, “Попс-формула'', «Какой я” и др.)
Оборудование: 1.Творческие работы учеников( рисунки, задания по ф по ФГОС ;
2. презентация;
3. музыкальное оформление ; 4. 4.видеофрагменты из фильма.
Форма проведения : урок –размышление
ХОД УРОКА. . I. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас обычный урок. Мы будем анализировать текст, отвечать на вопросы, рассуждать, творить. У нас - мастерская. Мнение каждого ученика очень важно! Будем высказывать свою точку зрения, не нужно бояться ошибиться!
Древние мудрецы говорили: «Никогда не говори, не поду-мав!» Этого принципа мы будем придерживаться в своих ответах.
Урок состоит из целого ряда заданий, как коллективных, так и инди-видуальных. К концу урока мы должны стать лучше в мыслях, по-ступках, действиях. И если мы это осознаем, цель будет достигнута.
Обратите внимание на 3 слайд, это поможет вам определить тему урока.(Круги по воде)
-- Какие ключевые слова помогут вам составить представление о теме?
-Назовите слова, ассоциирующиеся с понятием доброта.
ДОБРОТА - бескорыстие, человечность, достоинство, совесть, любовь, милосердие, мудрость, благородство, великодушие, сострадание, жа-лость, широта души, сочувствие, переживание, участие, мягкосердечие, готовность прощать, понимание, душевная щедрость.
Учитель: Исходя из названия темы и эпиграфов, подумайте ,в чем нам предстоит разобраться.
II. Объявление темы и цели урока.(Слайды 4-6)
-Какова же цель урока?
-Какое слово в теме сегодняшнего урока, в названии рассказа привлекает наше внимание? (Опережающее задание.)
-Какие значения этого слова вы знаете? Вы дома выписали из словаря толкования этого слова и к каждому значению привели пример из текста.
- Какое значение вкладывает в это слово автор?
Пример какого еще значения мы можем встретить на страницах рассказа?
-Кто может процитировать о добре и прокомментировать.
-Учитель подводит итог сказанному. (Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев В.Г.Распутина).
III.Беседа.
-От какого лица ведется повествование?
-Как вы считаете, автор и герой в рассказе одно и тоже лицо?
-И все же их что-то разделяет.
IVОсмысление.
-Кого вы считаете главным героем? Может их несколько?
-Перед вами цитаты из текста. Определите, к кому они относятся.
Осмысление. (Слайд.7) Зачитаем цитаты, определим, кому они относятся :
«Чтобы учиться дальше…мне пришлось снаряжаться в райцентр».
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…».
«Не было в тот день…человека несчастнее меня».
«Мне нужен был рубль…на хлеб».
«Я шёл туда как на пытку». (Слайд 8)
-Кто играет немаловажную роль в судьбе мальчика?Слайд9)
«Она сидела передо мной аккуратная вся , умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре. Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»
Учитель
-Назовите в данном отрывке выражения, которые характеризуют Лидию Михайловну.(Слайд 10)
-Какие черты характера вы увидели? (Доброта, внешняя аккуратность, скромность, неприметность)
УЧИТЕЛЬ.
- Этот рассказ автобиографичен. Распутин посвятил его своей учи-тельнице. В образе Лидии Михайловны автор выразил идеал учителя. Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к учени-кам.(слайд 11)
V.Беседа:(Слайд12)
-О чем говорит название рассказа?
-От чьего лица ведется повествование? Почему?
-О каком времени пишет автор?
-Как жилось в деревне?
-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
-Какой эпизод запечатлен на иллюстрации?
-Каким вы представляете мальчика?
-Какие испытания ожидали его?( 12 слайд)
VI.Работа с эпизодом(видеофрагмент- слайд13-14
Учитель
-Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
-Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
-Почему Вадик и Птаха избили его?
-Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.
Слайд 13. Зачитаем отрывок стр.315. 317.(Слайд 15)
-Как герой относится к учительнице
-Почему Лидия Михайловна выбрала для занятия именно его (слайд 16)-видеофрагмент.
VII.Беседа(Слайд 17)
--Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?
-Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
-Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
- Какие черты характера проявляет герой?
(слайд18) Молодая учительница под предлогом занятий хочет ему по-мочь.(видеофрагмент)
(Слайд19)-видеофрагмент. Почему Лидия Михайловна решается на запрещенную игру?
(Слайд20) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС УРОКА - Поступок Лидии Михайловны -
педагогическое преступление
или ?..
(Слайд 21) Обратимся К словам А.Н.Толстого «Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра». Л.Н. Тол-стой
-Какова цель преподавания французского языка?
Цели
- правильное произношение;
- интерес к языку;
- научить читать;
- быть лучшим учеником;
- получить «5» в четверти;
- Чтобы были по всем предметам «5»
-Какова цель преподавания доброты?
Цели
- накормить мальчика;
- чтобы не голодал;
- чтобы не играл на деньги с
мальчишками;
- игра на деньги- нарушение
правил; чтобы не стал
нарушителем.
- чтобы его не били Птаха и
другие мальчишки
- забота о здоровье;
(Слайд 22-23) –Точка зрения Лидии Михайловны.
(слайд 24-25) Зачитаем концовку рассказа:
«И больше я её никогда не видел. Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
-Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе?
(Слайд26-27) VIII. АФИШИРОВАНИЕ.
- Мы с вами много трудились, но все-таки должны прийти к какому-то выводу.
Задание: - Давайте составим «КОДЕКС ДОБРОТЫ»
а) Словарная работа
КОДЕКС / дэ/, - а, м. 1. Свод законов.
2. Совокупность правил, убеждений.
- Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы вовремя прийти на помощь;
-сказать то, что нужно; сделать то, что необходимо в данный момент?
Кодекс доброты(Слайд 25)
ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН:
-быть внимательным;
-уметь понять и выслушать другого;
не обманывать окружающих;
-морально поддерживать других;
уступать другому;
-интересоваться делами
другого Человека;
-быть добрым и отзывчивым
человеком;
-не оставлять человека в беде;
-уметь прощать;
-уметь сочувствовать.
Беседа по вопросам: ( слайд 28).
- -К какому типу людей можно отнести Лидию Михайловну?
- -Как вы понимаете слова: «Служить другим своей профессией, делом своей жизни?»
-Каждой ли профессией можно служить людям?
(Слайд 29) –Как вы понимаете слова писателя?
Почему, мы так же, как перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе,- нет, а за то, что сталось с нами после».
( слайд 30)Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
-Какую роль играет послесловие?(слайд 28) а за то, чОбратимся к цели урока (Слайд 31).
XI. Развитие речи. Ответить письменно на вопрос Какие уроки преподала Лидия Михайловна мальчику и нам?(Cлайд32)
(Слайд33) X. Домашняя работа. Написать сочинение-эссе на тему «Уроки… , которые останутся в моей памяти».
XII.Рефлексия (Слайд 34)
Сегодняшний урок был посвящен…
На уроке мы узнали персонажей…, их… поступки, …выводы
Нашей основной задачей было – …
Автор учит нас тому, что….
Сегодня на уроке я понял, что….
После сегодняшнего урока я обязательно сделаю…
Наш урок я бы назвал(а)…
XIII Вручение учителям цветов на фоне песни об учителях (Слайд35-36).
то сталось с нами после».
родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе нет, а за то, что сталось с нами после».
ми, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе,
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки мужества и доброты по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского».
О главном герое и о том, какие уроки извлек он из жизненных событий детства, какие уроки извлекли мы....
Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.
Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....
Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся....
Открытый урок по литературе в 6 классе по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
Открытый урок по литературе в 6 классе по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»...
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...