Открытый урок на тему: «Работа над звуком в пьесе П.И.Чайковского «Декабрь» из цикла "Времена года" с учащейся 5 класса Смагиной Марией. 20.12.2012 г.
план-конспект урока по теме
Цель урока: найти нужное прикосновение, звуковые краски для полного раскрытия художественного образа произведения.
Задачи: гибкость агогики, развитие внутреннего слуха, разнообразная педализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkrytyy_urok.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Работа над звуком в пьесе П.И.Чайковского «Декабрь».
Цель урока: найти нужное прикосновение, звуковые краски для полного раскрытия художественного образа произведения.
Задачи: гибкость агогики, исполнение вальсового аккомпанемента, разнообразная педализация.
Цикл «Времена года» создавался П.И.Чайковским в 1875-1876 г.г. по заказу издателя музыкального журнала «Нувеллист» Н.М.Бернарда, который публиковал ежемесячно по одной пьесе. Эпиграфы к пьесам из стихотворений русских поэтов, по-видимому, были выбраны издателем.
Музыка цикла состоит из лирических и жанровых пьес, на создание которых Чайковского вдохновляла русская природа, русские обычаи. По словам композитора, он испытывал «святой восторг» при общении с природой. «…Я еще не встречал человека, - писал П.И.Чайковский, - более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». Каждая пьеса содержит настроение или сюжет, связанные с одним из месяцев года в России. (Была показана в ноутбуке иллюстрация картины В.Сурикова «Взятие снежного городка).
Заключительная пьеса цикла – «Святки» («Декабрь»). Эпиграфом взяты первые строки из баллады В.А.Жуковского «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали…
Маша уже имеет представление о гаданиях, рассказала о некоторых способах гадания на Руси. «Святки» П.И.Чайковского замечательно передают атмосферу и радостное настроение рождественских праздников – ожидания чего-то приятного и волнительного. Композитор выбрал в качестве жанра вальс (танец западного происхождения, но в то время уже популярного в России, было известно уже много замечательных вальсов, например, «Вальс-фантазия» М.И.Глинки). «Чайковский сочетал присущую вальсу волнообразность мелодии с русской распевностью, с русской широтой и плавностью дыхания»,- писал Б.Асафьев.
Начинается с коротких трехзвучных интонаций в мелодии, по принципу вопрос-ответ, близко расположенные подголоски исполнять очень тихо (нужно слушать себя), многочисленные лиги не должны нарушать естественное дыхание фразы; музыка звучит непринужденно, пианист как бы наигрывает ее. Такой настрой помогает найти нужные звуковые краски для начала пьесы – неяркие полутона, начинается с пиано. Аккомпанемент играется легким туше, басы подхватываются неглубокой педалью. Для учащихся определенную сложность представляет исполнение партии левой руки: точность попадания на басы, легкие аккорды, взятые одновременно три звука. Маша показала, как распределяются три пласта: на 1 месте мелодия, затем – басы и на последнем (тише всего) – гармонические аккорды. Трехдольный ритм в партии левой руки сочетается с двухдольностью мелодии. Это характерный прием, часто используемый Чайковским ( «Вальс» из «Детского альбома», «Ната-вальс»). Сквозной пульс ритма вальса пронизывает звучание на протяжении 1 и 3 частей пьесы, сочетаясь с tempo rubato (автор сам поставил в тактах 7 и 23). Маша проиграла этот эпизод. В середине этих частей (си бемоль минор) более оживленное движение (как бы ускоренное вращение танцоров – образ как бы приближается к слушателю). Изменения темпа обязательно компенсируются: на сколько ускорил, на столько и сдержать, замедлить. Гибкое ощущение времени поможет исполнителю придать музыке естественность, импровизационность.
Маша рассказала,что «Святки» написаны в трехчастной форме с кодой; 1-ая и 3-я части в тональности ля бемоль мажор, а средняя часть (трио) – в ми мажоре, смена бемольной тональности на диезную звучит очень свежо. На первой «си» чуть задержаться, почувствовать смену тональности, успеть «перестроиться». В трио танцевальное начало уходит на второй план, исчезает вальсовый аккомпанемент и господство основной мелодии. Появляются иные средства выразительности: полифоничность, имитационное строение. Необходимо обратить внимание на своеобразность ритмики (синкопированные ходы мелодических голосов), прерванные интонации в окончаниях фраз, придающие звучанию причудливость. К.Н.Игумнов говорил, что именно эта часть пьесы рисует святочное гадание девушек. Четыре фразы, начинающиеся одинаково, затем эпизод, как «волна» нахлынувших эмоций, передается оркестровыми красками: в верхнем регистре скрипки, тут же им ответили виолончели своим «бархатным» тембром. Над этим поработать, поискать звуковые краски. Многотактовое настойчивое повторение коротких интонаций на органном пункте ноты ре диез в конце трио создает настроение ожидания: возвращение к музыке 1 части должно быть желанным. Заостренная ритмика, речевая выразительность трио сменяется плавным струящимся движением вальса, мягкой затаенной звучностью ласковых интонаций. 3-я часть – точное повторение 1 части, учитывая, однако, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», следует поискать иные звуковые краски, по-иному выстроить агогику.
Кода звучит в характере animato. Динамический план, указанный автором, должен быть точно выполнен – постепенное нарастание звучности и спад ее к концу. Звучит мелодия вальса, но не полностью, а только первым вопросительным мотивом, ответа нет. Здесь есть трудность передачи имитаций голосов и контрастирующих штрихов (легкое пальцевое стаккато и плавное легато в мелодической линии), также нужно уделить внимание и проработать «подкладывание» 1-го пальца в арпеджио ля бемоль мажора. Кода психологически воспринимается не только окончанием «Святок», но и прощанием с уходящим годом в целом. Три последних аккорда (на стаккато) и видятся, и слышатся многоточием…
Для более яркой и красочной передачи образов, настроения того времени можно обратиться к произведениям русских художников. На уроке были представлены репродукции В.Сурикова «Взятие снежного городка», Б.Кустодиева «Масленица» (презентация в компьютере).
Пьесы этого цикла очень полезны для художественного и пианистического развития учащихся.
Использована литература:
И.В.Малинина «Детский альбом» и «Времена года» П.И.Чайковского». А.Д.Алексеев «Русская фортепианная музыка». А.Д.Алексеев «История фортепианного искусства». А.Д.Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».
Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....
Открытый урок на тему : "Работа с микрофоном в младших классах
Основные этапы работы с микрофоном по предмету "эстрадное пение для обучающихся первого класса...
Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»
Цель урока:· Развитие полифонических навыков.Задачи урока:· Обучить основным навыкам поэтапного разбора ...
Конспект открытого урока на тему "Знакомство со звуком и буквой Д"
Конспект урока составлен для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, с учётом особенностей данного класса....
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...
Открытый урок на тему: "Работа над штрихами - основа для формирования исполнительских навыков учащихся"
Одной из основных задач, решаемых в классе баяна, является овладение всем богатством выразительных возможностей инструмента. Для этого требуется большая и целенаправленная работа над приёмами звукоизв...
Открытый урок на тему: "Работа над пьесой и разбор произведения в классе лимбы"
Занятия музыкальным творчеством способствуют развитию интеллекта, расширению обще эстетического кругозора учащихся, выявления связи природных и жизненных явлений, развитию образного мышления и фантази...