Открытый урок литературы «Давний, давний спор…»(пьеса А.Н. Островского в оценке критики: (Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.А. Григорьева, М.А. Антоновича и др.)
план-конспект урока по литературе (9 класс)
На уроке учащиеся 9 класса пытались разрешить проблему: В чем причина столь разных толкований драмы «Гроза»?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока литературы | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Давний, давний спор…»(пьеса А.Н. Островского в оценке критики)
Открытый урок литературы
Тема урока – «Давний, давний спор…»(пьеса А.Н. Островского в оценке критики: (Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.А. Григорьева, М.А. Антоновича и др.)
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с произведениями критической литературы 1860-х годов, развивать умение рассуждать на примере рассматриваемых статей, развивать критическое мышление учащихся, обобщить изученный материал.
Домашнее задание к уроку: прочитать критические высказывания о драме и героях «Грозы».
“Гроза” — удивительнейшее
произведение русского, могучего… таланта.
И.С. Тургенев
- Оргмомент.
- Психологический настрой.
- Целеполагание.
Ни одно по-настоящему талантливое произведение не оставляет никого равнодушным: одни восхищаются им, другие – высказывают критические суждения. Так произошло и с драмой Островского «Гроза». Поклонники писателя называли ее поистине народным произведением, восхищались решительностью и смелостью Катерины; но были и те, кто отзывался довольно резко, отказывая героине в уме. Такие неоднозначные оценки были высказаны Н.А.Добролюбовым , Д.И.Писаревым, М. Антоновичем, А. Григорьевым, И.А. Гончаровым, известными литературными критиками 1860-х годов.
- Проблема урока. В чем причина столь разных толкований драмы «Гроза»?
Пьеса Островского вызвала множество статей и рецензий. Среди них особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве». Почему именно Катерина была названа «лучом света»? Потому, что инстинктивный протест героини «Грозы» был для критика прямым доказательством обреченности «темного царства». «Известно, — утверждал Добролюбов, — что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых». Образ Катерины в истолковании критика получал обобщающее значение — как утверждение той скрытой силы, которая не может не пробудиться в естественном стремлении народа к свободе, как свидетельство непримиримости его ко всем проявлениям угнетения, несправедливости, к любым формам самодурства.
Через несколько лет, в 1864 г., появилась статья другого известного критика Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». Писарев попытался обосновать совершенно другую трактовку образа Катерины. В своей статье он спорил не столько с Островским, сколько с Добролюбовым. Для Писарева Катерина, при всей ее страстности, нежности, искренности, что он охотно признает, все же не является «лучом света», прежде всего потому, что живет и действует она не по законам разума. Для Писарева же необходимым условием «светлого явления должен быть сильный и развитой ум; там, где нет этого свойства, там не может быть и светлых явлений».
В подобного рода высказываниях критика-просветителя достаточно отчетливо проявляется и его сила, и его слабость.
Наконец, необходимо учитывать оценку драмы Островского Аполлоном Григорьевым, который увидел в «Грозе» прежде всего «поэзию народной жизни», мимо чего прошли и Добролюбов и Писарев. Ряд ученых в последнее время разрабатывают именно эту концепцию: они стремятся уяснить истоки характера Катерины в контексте русской национальной культуры. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что Достоевский, постоянно полемизировавший с Добролюбовым, в письме к Н. Н. Страхову (18 апреля 1869 г.) сделал важное признание: «...знаете ли, я убежден, что Добролюбов правее Григорьева в своем взгляде на Островского. Может быть, Островскому и действительно не приходило в ум всей идеи насчет Темного Царства, но Добролюбов подсказал хорошо и попал на хорошую почву».
Долгое время считалось общепринятым, что после Добролюбова уже ничего принципиально нового о «Грозе» сказано не будет. Однако драма Островского не «памятник», она и сегодня живет, и сегодня способна заинтересовать пытливую мысль и школьника и многоопытного литературоведа.
Драму Островского «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта»
Определение целей и задач урока.
Мы сегодня продолжим этот спор. Сегодняшним девятиклассникам тоже есть что сказать.
- Проверка домашнего задания. Стратегия «Только минута»
Ученики распределяются по парам.
В течение минуты, не прерываясь, ученики пересказывают прочитанные критические высказывания о «Грозе» Островского.
6. Стратегия «Автобусная остановка»
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем группы по команде учителя переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет спикера.
7.Деление на группы.
Работа в группах. Группа «Н. Добролюбов»
Н. Добролюбов пишет о том, что «Гроза» есть «самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что в „Грозе“ есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это „что-то“ и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели».
Образ Катерины - «шаг вперёд во всей нашей литературе»: «Русская жизнь дошла до того, что почувствовалась потребность в людях более деятельных и энергичных». Образ Катерины «неуклонно верен чутью естественной правды и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она рвётся к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Все равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».
Группа «И. Гончаров»
Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она, бесспорно, занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам. С какой бы стороны она ни была взята, - со стороны ли плана создания, или драматического движения, или, наконец, характеров, всюду запечатлена она силою творчества, тонкостью наблюдательности и изяществом отделки.
И. Гончаров
Группа
Писарев Дмитрий Иванович (1840 - 1868)
В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную черту; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве», обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он взглянул спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который привел бы разрушение привлекательной иллюзии. Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума.
8. Выступления учащихся «Чья позиция нам ближе?». Время на подготовку 16 мин.
Выступают спикеры в течение одной минуты.
9. Выступления спикеров оценивают другие группы. Стратегия «Две звезды и желание»
10. Рефлексия «Плюс-минус-интересно»
Учащиеся пишут на стикерах о своих впечатлениях от урока.
На уроке мы рассматривали произведения:
А.Н.Островский. Драма «Гроза» (1859 г.)
Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860 г.)
И.А. Гончаров «Отзыв о драме «Гроза» А.Н. Островского (1860 г.)
Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы» (1864 г.)
11. Оценивание.
Группа «Н. Добролюбов» 29 января 2014 г. | |
Тема – Давний, давний спор…Пьеса «Гроза» в оценке критики | |
Члены группы: | Оценка работы: |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
Самые активные: | |
Пассивными были: | |
Креативные идеи принадлежат: | |
Ребята, помните, что БЫТЬ ОЦЕНЩИКОМ - это ЧЕСТЬ, поэтому оценки должны быть ОБЪЕКТИВНЫМИ и ЧЕСТНЫМИ. Работа всех членов группы оценивается по шкале от 0 до 5 баллов. 5 баллов – активная работа от начала до конца, на всех этапах, полная самоотдача во имя достижения общего результата; 4 балла – менее активная работа на всех этапах урока, либо активная работа, но 1 этап работы пропущен; 3 балла – работа характеризуется попеременной активностью и пассивностью, либо пропущены 2 этапа работы на уроке; 2 балла – работа характеризуется большей пассивностью, учащийся принял участие всего в одном этапе; 1 балл – пассивен, время от времени подавал реплики, либо 1-2 идеи по оформлению. 0 баллов – не принимал участие в работе группы на всех этапах урока. Обратить внимание! В течение работы на уроке с группы может быть снято до 5 баллов по причине ПЛОХОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ШУМА, который мешает работать другим группам, РАЗГОВОРОВ вне темы урока, ЗАНЯТИЙ посторонними делами. |
12. Итог урока. Вывод. Драма Островского «Гроза» своим появлением вызвала множество неоднозначных оценок. Особенно это касалось трактовки образа Катерины Кабановой, девушки с горячим сердцем. Одни критики воспринимали ее как героиню, сумевшую своим решительным поступком осветить мрачный мир «темного царства» и тем самым способствовать его разрушению (Добролюбов). Другие считали, что без достаточно развитого ума Катерина не способна стать «лучом света», это всего лишь «привлекательная иллюзия» (Писарев). Третьи соглашались с трактовкой Добролюбова, уличая Писарева в неспособности объективной оценки (Антонович). Но были и те, кто стоял «над схваткой», не желая видеть ничего, кроме прекрасно написанного художественного произведения. Таков был взгляд А. Григорьева. Иван Гончаров утверждал, что в «Грозе» «исчерпан и разработан богатый источник русского современного народного быта»
Нам представляется, что каждый критик по-своему прав. Все зависит от того, под каким углом зрения рассматривается объект критики. Добролюбов увидел только бунтарскую сторону характера Катерины, а Писарев заметил лишь исключительную темноту молодой женщины. Многие критики отметили мир живых, «существующих на каждом шагу личностей», отметили язык «художественно верный».
13. Домашнее задание. Сочинение по драме «Гроза».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9 классе по пьесе Н.Островского "Бедность не порок" (УМК под ред. В.Коровиной)
Методическая разработка урока по творчеству Островского с биографическими данными по программе В.Коровиной. Обзорно рассматривается пьеса "Бедность не порок"...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности"
В материалах представлена аннотация к технологической карте, технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, дидактические материалы к технологической карте...
Урок литературы в 10 классе по творчеству Н. Островского. Город Калинов и его жители.
Урок литературы в 10 классе по творчеству Н. Островского. Город Калинов и его жители....
Конспект урока литературы "Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети " в русской критике 18 века"
Урок литературы в 10 классе с применением технологии РКМЧ....
Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему : « Авторская оценка в художественном описании. Средства её художественной выразительности» с использованием приёмов технологии критического мышления и ИКТ технологий.
Постановка цели урока: сегодня мы попытаемся заглянуть в тайны созданияхудожественной и поэтической речи, посмотрим и увидим , г...
"Певец Замоскворечья" Интегрированный урок (литература, живопись, музыка) по творчеству А.Н.Островского.
Урок разработан с учетом индивидуального подхода к учащимся. При разработке урока опирались на современные образоват...
Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.
Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...