Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание  таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное отношение к природе и забота о наших меньших братьях - животных. Также урок рассчитан на развитие творческих способностей учащихся ( ззащита  своих рисунков, выразительное прочтение стихотворений, составление кластера. Это урок воспитания доброты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paustovskiy_teplyy_hleb.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе.

Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"

Цели урока:

- развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения;

 - воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения;

 - обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.

                                                                                                                   Эпиграф:   Добрые сердца – это сады

                                                                                                                             Добрые слова – корни.

                                                                                                                                      Добрые мысли – цветы.

                                                                                                                                      Добрые дела – плоды.

Учитель: Сегодня мы начнём читать сказку  Паустовского «Тёплый хлеб».  Ещё ваши дедушки и бабушки с детства полюбили его произведения, которые одинаково известны и детям и взрослым. Сам писатель говорил о своём творчестве: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно». Благодаря этой вере все повести, и рассказы, и сказки Паустовского направляют и поворачивают душу читателя всегда только в одну сторону – в сторону добра. Вот и «Тёплый хлеб» – именно такая мудрая и добрая сказка.

«Спешите делать добро» именно так однажды сказал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

Вопрос: Как вы понимаете ключевое слово ДОБРО?

Открываю ответ: По словарю С.И. Ожегова добро – 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.

Я:  Вам было дано задание – нарисовать Добро. Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете слово  ДОБРО.

Защита рисунков:

 Учащиеся защищают свои рисунки, на которых изображены тёплый летний дождь в капельках “добро”; яркий букет цветов; колоски на поле, хлеб на столе; дятел, который “лечит” дерево, мальчик, помогающий старушке, и другие.

- Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла?

( У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным, чёрным. )

Учитель: Итак, сказка «Т.Х.». Она написана через 9 лет после победы в В.О. войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.

- Как вы понимаете значение слова «хлеб»? (Это житейская необходимость, потребность, главная пища).

- Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб». Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ?

(Теплый от старославянского – жар, огонь.). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.)

-Где происходят события? (В деревне Бережки)

-Что вы можете сказать о названии деревни* ( Образовано от слов «беречь», оберегать»).Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.

- Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит …..

Составляем кластер   на доске:                                   

                              Хор.поступки                                          свет

мама                                                                                          солнце

                                                         Добро                             мир

                     радость                                        

                                           счастье                            любовь

Беседа по вопросам:

- Что можете рассказать о главном герое? (Молчаливый, недоверчивый. Равнодушен ко всем. Даже к играм. Ленивый. Любимая фраза «Да ну тебя!».

- А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой?  А где его родители? Почему они только вдвоём?

(Дети должны понять, что мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить).

-Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки?

(Вывод: Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят)

 -А вы знаете, что обозначает имя Филипп?   Филипп – греч. – любитель лошадей.

Соответствует ли имя мальчика его поступкам?

- Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках. Послушайте, пожалуйста.

(Чтение отрывка «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «…и в неё кружились льдинки»)

- Какое настроение у вас вызвал пейзаж?

(Ответ: Тихая, спокойная обычная зима)

- Давайте продолжим чтение и узнаем, что же случилось в Бережках.

(Чтение отрывка «В один из таких тёплых, серых дней…» до слов «…Иди, копай!»)

-А что же сделал Филька? Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня,  закидывает хлеб в снег. А мы в начале урока выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни. Называет его дьяволом и христорадником.

- Что же произошло?

(Подвести детей к выводу: Произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня,  который жил-то милосердием добрых людей)

-Итак, Филька совершил злой поступок. Как изменилось настроение природы!

(Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек - часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.)

Учитель:  На этой печальной ноте  прервём чтение сказки и проведём небольшую разминку.

Физминутка:

«Встаньте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно глазами , используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.»

Учитель:  Продолжаем урок.  Бабушка догадалась, что злое дело совершил её внук, и она рассказала ему легенду столетней давности.  (Ученик пересказывает легенду)

- Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? Истории чем-то похожи?  (чтобы задумался над тем, что совершил).

Переохлаждение сердца…. Как это понять? (Вывод: мужик умер потому, что у него жестокое, холодное сердце)

-Зачем Филька, такой равнодушный, ленивый, боязливый, ночью побежал к мельнице? Легко ли было ему идти к мельнику? Почему?

-Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это  характеризует?

- Что советует Панкрат герою ?  Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит?  (отречься о  дурной прежней жизни, сознательно начав новую)

-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).

-Что  придумал Филька?

- Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Ученик читает отрывок : в воздухе запахло весной…-    Тепло.  Ласка, любовь,добро….)

-Чему посвящены последние строки рассказа? (покаянию Фильки. Примирению с конем).

(Ученик читает заключительные эпизоды_

Вывод: Это очень трогательный момент : момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку «Да ну тебя».

Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.

Учитель: Скажите, можем мы прожить без доброты? Докажите. (Доброта всегда приносит радость окружающим людям.  Она как волшебное лекарство вылечивает от многих  недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми, нужно тоже отвечать добром. Детское сердце не должно «охлаждаться»,  ибо все – и хорошее и плохое начинается с детства).

 - Ребята, как вы думаете, творить зло легко? Неужели  делать добро труднее? (Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно  лишь немногим. Цель писателя – помочь в этом.)

Давайте с вами составим портрет Доброты (совместно составляем портрет добро ты).

ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА

- Давайте составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

Ученики (по очереди примерно).

1. Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

2.Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

Учитель: Однако портрет еще не полный – для того, чтобы наши души были добрыми, что еще должно быть реализовано кроме добрых поступков? (Ответ учащихся:   добрые слова).

Учитель читает стихотворение, а ученики добавляют хором слова

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

 Когда услышит… (добрый день)

Мальчик, вежливый и развитый                                    

Говорит, встречаясь.... (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим ... (извините, пожалуйста)

И в России и в Италии

На прощанье говорят ... (до свидания)!

Учитель:  Научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках  и о сказанных словах.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте.

 Я хочу Вам, ребята, оставить каждому на память  «ПРАВИЛА ДОБРОТЫ», вложите в  свои дневники и хотя бы один раз в день перечитывайте. (Раздаю каждому ребёнку)

ПРАВИЛА  ДОБРОТЫ

1. Уважай старших.

2. Нужно быть добрым, отзывчивым.

     Не бойся предлагать помощь  в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

3. Будь вежливым, внимательным к другим, не причиняй другим вреда, обиды.

4.Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

5.Умей слушать  людей, не перебивай говорящего человека.

6.Не бойся  просить прощения и прощать.

7.Учись размышлять о своих поступках и сказанных словах и отвечать за них.

- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. А завещанием вам прозвучат слова писателя: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».

- Своим необычайно ярким и неповторимым творчеством К.Г.Паустовский заслужил эту улыбку. Эту улыбку заслужили и вы своими достойными ответами.

Закончим наш урок стихами  Марка Шехтера (читает ученик):

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе.

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

Рефлексия,  оценивание  участия учащихся, выставление отметок

Домашнее задание:  ответить устно на вопрос: Чему учит сказка «Теплый хлеб»?

Ответить на вопросы викторины (вопросник даётся воспитателю)

Прочитать рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы»

Викторина по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

1.Какой масти был раненый конь? (вороной)

2.Кто взял себе коня? (Мельник)

3.Какое прозвище имел Филька? (Ну, тебя)

4.Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (Кинул в снег).

5.Что случилось в природе после этого? (метель и сильный мороз).

6.Сколько лет назад был такой же мороз? (сто).

7.Отчего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы).

8.Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (К Панкрату).

9.Что посоветовал Фильке Панкрат? (Изобрести изобретение от стужи).

10.Сколько времени дал Фильке Панкрат? (час с четвертью).

11.Кто был свидетелем Фильки и Панкрата? (сорока).

12.Что понёс Филька раненому коню? (буханку  свежего хлеба)

13. Что конь сделал после того, как съел хлеб? ( Положил голову на плечо Фильке).

ВОПРОСЫ К УРОКУ

1. Как вы понимаете ключевое слово ДОБРО?

2.Какие цвета помогли вам в рисунках раскрыть тему добра и зла?

3.Как вы понимаете значение слова  ХЛЕБ?   4.Что обозначает слово ТЁПЛЫЙ?

5.Где происходят события? Что вы можете сказать о названии деревни?

6. Кто герои сказки?(Филька, конь, Панкрат)

7.Что мы узнали о коне?

8.Что можно рассказать о Фильке? Почему он неласковый, недоверчивый, молчаливый, ленивый, равнодушный даже к играм?

9.Чтение отрывка о зиме. Какое настроение у вас вызвал пейзаж?

10.Что же случилось в Бережках? (чтение отрывка о  злом поступке Фильки)

11.Что же произошло? (Злое, жестокое дело)

12.Как изменилось настроение природы?

13.Пересказ легенды.  Отчего умер мужик? (От  охлаждения сердца) Как это понять?

А у какого еще сказочного литературного героя было ледяное сердце? ( У Кая. Но Кая спасла Герда. У Фильки бы тоже «замерзло сердце», но он  понял ошибку, осознал свою вину.)

14 Когда Филька понял, что он злой и жестокий человек?

15.Зачем Филька, такой равнодушный, ленивый, ночью побежал к мельнице?

16.Легко ли было ему идти к  мельнику?

17Что советует Панкрат Фильке? (Предлагает раскаяться, помириться с конём))

18Что это значит? (Исправить  своё злое дело, отречься от дурной прежней жизни, начать новую)

19.Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (Живущим по совести, чистым, весёлым)

20Что придумал Филька? Как это произошло?

21Что происходит в природе, когда Филька покаялся?

22.Чему посвящены последние строки сказки? (Покаянию Фильки. Примирению с конём)

22 Простил его конь?

23. Ребята, тяжело просить прощение, прощать?

24. Но каким себя потом ощутил Филька? (Зачитать)

25 Какие нравственные уроки мы вынесли из этой сказки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души

Воспитывать толерантность,  дружелюбие, вдумчивое отношение  к окружающим людям;  дать представление о многообразииформ проявления красоты в человеке.Развивать чувство товариществ...

В дела ты добрые вложи, все лучшее своей души

Занятие -мастерская для учащихся 5-6 классов...

Классный час: « В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души»

Человеколюбие общества, семьи, отдельных людей определяется по отношению к старикам и детям.  Быть внимательными, добрыми учат нас телевизионные передачи, известные люди нашей страны....

"В дела ты добрые вложи, все лучшее своей души"

Методическая разработка классного часа...

Сценарий мероприятия «Час общения с элементами игры «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души».

Сценарий мероприятия «Час общения с элементами игры «В дела ты добрые вложи все лучшее своей души».Цель: повышение социальной компетентности учащихся.Задачи: 1)познакомить учащихся с общечеловеческими...