Рабочая программа и КТП по литературе 5 класс (Меркин)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №36
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №____
от ________________2011 года
Председатель педсовета
_____________Н. Н. Давыдова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (1 вида)
По литературе
Ступень обучения основное общее образование ( 5 класс)
Количество часов 68 Уровень базовый
Учитель Белоусова Светлана Юрьевна
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Г. С. Меркин и др.), М. «Русское слово», 2010г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель Г. С. Меркин). В ней также учитывается преемственность с рабочими программами начального общего образования.
В рабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых с учётом психологических и возрастных особенностей пятиклассников.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 5 классе 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа рассчитана на 68 ч.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Таблица тематического распределения количества часов:
Разделы программы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
Введение | 1 | |
Из мифологии | 3 | |
Из устного народного творчества | 3 | |
Из древнерусской литературы | 1 | |
Басни народов мира | 2 | |
Русская басня | 5 | |
Из литературы 19 века | ||
А. С. Пушкин | 5 | |
Поэзия 19 века о родной природе | 1 | |
М. Ю. Лермонтов | 2 | |
Н. В. Гоголь | 2 | |
И. С. Тургенев | 5 | |
Н. А. Некрасов | 2 | |
Л. Н. Толстой | 5 | |
А. П. Чехов | 2 | |
Из литературы 20 века | ||
И. А. Бунин | 2 | |
Л. Н. Андреев | 2 | |
И. А. Куприн | 1 | |
А. А. Блок | 2 | |
С. А. Есенин | 2 | |
А. П. Платонов | 2 | |
П. П. Бажов | 2 | |
Н. Н. Носов | 1 | |
Е. И. Носов | 2 | |
Родная природа в произведениях 20 века | 3 | |
Из зарубежной литературы | 6 |
Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадает с авторской программой по предмету.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
- Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Литература 5 класс» в 2ч./авт.-сост. Ф.Е.Соловьёва; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
- Повторение и контроль знаний по литературе на уроках и внеклассных мероприятиях. 5 класс. Тесты, контрольные и проверочные работы, викторины / Е.В.Суркис. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
Дополнительная литература
- Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.
- Журнал «Литература в школе»
- «Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе»
Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
- CD «Большая Советская энциклопедия»
- CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
- CD «А. С. Пушкин в зеркале двух столетий» (Мультимедийная энциклопедия)
Образовательные электронные ресурсы:
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.
http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.
http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.
http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.
http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве.
В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.
http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.
http://www.andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. Цель проекта собрать воедино информацию о Леониде Андрееве. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии". На сайте представлена биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки.
http://pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.
http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.
Протокол заседания МО учителей русского языка и литературы от «___» августа 2011г. № 1 Руководитель МО _______Ромашкова Н. А. | Согласовано Зам. Директора по УМР ____________ Маслова Л. В. «____» августа 2011г. |
Согласовано
заместитель директора по УМР
____________ Маслова Л. В.
«____» августа 2011г.
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №36
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
Класс 5 «В»
Учитель Белоусова Светлана Юрьевна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы 1 вида, Белоусовой С. Ю., утверждённой решением педсовета, протокол «№ 1 от «_____» августа 2011г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Дата по планированию | Фактическая дата урока | Оборудование урока | |
Введение (1ч) | |||||
1 | 1 | Книга – твой друг. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. Кубан. Литература Кубани. Писатели Кубани – детям. Любимые книги, герои, авторы. | К и М Урок № 1 | ||
Из мифологии (3 ч) | |||||
2 | 1 | Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека. | К и М Урок № 2 | ||
3 | 2 | Античный миф. «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Т/л Мифологический герой. | К и М Урок № 2 | ||
4 | 3 | Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Образы Одиссея и Полифема. Т/л Мифологический персонаж. | К и М Урок № 2 | ||
Из устного народного творчества (3 ч) | |||||
5 | 1 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Волшебная сказка. «Царевна - лягушка». Нравственная проблематика сказки. Т/л Сказочный персонаж. | К и М Урок № 3 | ||
6 | 2 | Бытовая сказка «Чего на свете не бывает» Отличие бытовой сказки от волшебной. Сказка и миф. Т/Л Типы сказочных персонажей. | К и М Урок № 3 | ||
7 | 3 | Загадки, пословицы, поговорки. Антитеза, антонимы, иносказание. Кубань. Кубанские пословицы и поговорки. Отражение нравов, быта, мироощущения казаков. | К и М Урок № 4 | ||
Из древнерусской литературы (1 ч) | |||||
8 | 1 | Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет». Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. Т/л Летопись. | Электрон. учебник | ||
Басни народов мира (2 ч) | |||||
9 | 1 | Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица». | |||
10 | 2 | Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». | Электрон. учебник | ||
Русская басня (5ч) | |||||
11 | 1 | Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен. В.К.Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса». | Электрон. учебник | ||
12 | 2 | М.В.Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру…» А. П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и лиса». | Электрон. учебник | ||
13 | 3 | И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. «Ворона и Лисица», «Демьянова уха». Тематика басен Крылова. Басенный сюжет. | Электрон. учебник | ||
14 | 4 | И.А.Крылов. «Волк на псарне», «Свинья под дубом» Сатирическое и нравоучительное в басне. Мораль, аллегория, сравнение, гипербола. | Электрон. учебник | ||
15 | 5 | С. В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. | |||
Из литературы XIX века (24ч ) | |||||
А. С. Пушкин (5ч) | |||||
16 | 1 | А.С.Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. Пушкин и книга. «Няне». | Ки М урок №6 | ||
17 | 2 | Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». | |||
18 | 3 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. | К и М урок №6 | ||
19 | 4 | Герои и персонажи в «Сказке…» Литературная сказка и её отличия от фольклорной. | |||
20 | 5 | «Руслан и Людмила» (отрывок) Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. Кубан. Пушкин на Кавказе. Лукоморье. | К и М урок №6 | ||
21 | 1 | Поэзия 19 века о родной природе. | |||
М. Ю. Лермонтов ( 2 ч) | |||||
22 | 1 | М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания. | Ки М урок № 9 | ||
23 | 2 | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. | |||
Н. В. Гоголь (2 ч) | |||||
24 | 1 | Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. «Ночь перед Рождеством» | Ки М урок № 12 | ||
25 | 2 | «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд Образы и события повести. Зло и добро в повести. | Ки М урок №12 | ||
И. С. Тургенев (5 ч) | |||||
26 | 1 | И.С.Тургенев. Детские впечатления. И.С.Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. «Муму». | |||
27 | 2 | «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. | |||
28 | 3 | Тематика и социальная проблематика рассказа. Отношение автора к событиям. | |||
29 | 4 | Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму». | |||
30 | 5 | Стихотворение в прозе: «Воробей». Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». | |||
Н. А. Некрасов (2 ч) | |||||
31 | 1 | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. «Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам. | Электрон. учебник | ||
32 | 2 | Стихотворение «Тройка». Основная тема стихотворения. | |||
Л. Н. Толстой (5 ч) | |||||
33 | 1 | Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Кубан. Толстой на Кавказе. Т/л Повесть | |||
34 | 2 | «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Своеобразие сюжета. | Электрон. учебник | ||
35 | 3 | Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. | |||
36 | 4 | Любовь как высшая нравственная основа в человеке (Бела). Отношение писателя к событиям. | |||
37 | 5 | Р. Письменный отзыв на эпизод | |||
А. П. Чехов (2 ч) | |||||
38 | 1 | А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. Врач А.П.Чехов и писатель Антоша Чехонте. «Пересолил». Тема рассказа. | Электрон. учебник | ||
39 | 2 | «Злоумышленник». Отношение писателя к персонажам. Юмор, ирония. | |||
Из литературы ХХ века (19 ч ) | |||||
И. А. Бунин (2 ч) | |||||
40 | 1 | И.А.Бунин. Детские годы Бунина. «Густой и зелёный ельник у дороги…» Тема природы, второй план в стихотворении. | Электрон. учебник | ||
41 | 2 | «В деревне». Слияние человека с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов. | |||
Л. Н. Андреев (2 ч) | |||||
42 | 1 | Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петька на даче». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. | |||
43 | 2 | Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Эпизод. | |||
А. И. Куприн (1ч) | |||||
44 | 1 | А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. | Электрон. учебник | ||
А. А. Блок (2ч) | |||||
45 | 1 | А.А.Блок. Детские впечатления А.Блока. «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. | Электрон. учебник | ||
46 | 2 | «Полный месяц встал над лугом…». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Антитеза. | |||
С. А. Есенин (2 ч) | |||||
47 | 1 | С.А.Есенин. Детские годы С.Есенина. «Ты запой мне ту песню, что прежде…». Малая и большая родина. | Электрон. учебник | ||
48 | 2 | «Поёт зима - аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…». Единство человека и природы. | |||
А. П. Платонов (2 ч) | |||||
49 | 1 | А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребёнка. | |||
50 | 2 | Образ Никиты. | |||
П. П. Бажов (2 ч) | |||||
51 | 1 | П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». | Электрон. учебник | ||
52 | 2 | Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приёмы создания художественного образа. Кубан. «Кубанские сказы» В.А. Попова. Отражение в них быта и нравов казачества. | Мультфил | ||
53 | 1 | Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. | |||
Е. И. Носов (2 ч) | |||||
54 | 1 | Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребёнка. | |||
55 | 2 | Юмористическое и лирическое в рассказе. Р. Письменный ответ на вопрос. | |||
Родная природа в произведениях писателей 20 века (3 ч) | |||||
56 | 1 | Родная природа в произведениях писателей 20 века. В. Ф. Боков «Поклон» | |||
57 | 2 | Родная природа в стихотворении Р. Г. Гамзатова «Песня соловья» | |||
58 | 3 | Родная природа в стихотворении Н. М. Рубцова «В осеннем лесу». | |||
Из зарубежной литературы (6ч) | |||||
59 | 1 | Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей. | |||
60 | 2 | Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность. | |||
61 | 3 | Марк Твен. Краткие сведения о писателе. «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Автобиографические мотивы. Мир детства и мир взрослых. | Электрон. учебник | ||
62 | 4 | Ж.Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь» (главы из книги». Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа. | |||
63 | 5 | Дж.Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише». Период раннего взросления. | |||
64 | 6 | А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок). | |||
65 | 7 | Ж Рони_Старший «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. | |||
66 | 8 | Р. Бредбери. «Все лето в один день»: мечта и реальность, жизнелюбие и доброта- основные мотивы произведения. | |||
67 | 9 | Литературный час «Я хочу рассказать вам». | |||
68 | 10 | Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку, литературе, литературе Дальнего Востока, 6 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и составлена из расчета 6 часов в неделю, 204 часа в год....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Рабочая программа по литературе 6 класс
Рабочая программа русский язык к учебнику ЛадыженскойРабочая программа литература к учебнику Коровиной...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Литература» ФГОС (уровень основного общего образования) УМК Г.С. Меркин...