Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.rar509.72 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды контроля, самостоятель- ной деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1

1

Литература и время

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Беседа о прочитанных за лето книгах. Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики (романы, повести, рассказы, пьесы, поэмы, песни). Исторические мотивы в лирике. Повторение изученного в 7 классе. Викторина по теории литературы. Знакомство с учебником для 8 класса

Знать: авторов и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (воспроизведение исторических событий в художественной литературе). Понимать: значение изучения литературы. Уметь: определять связь литературного произведения со временем; рассказывать о самостоятельно прочитанных книгах

Рассказы о прочитанных за лето книгах, викторина

Чтение сказки Х.К. Андерсена «Калоши счастья», вопросы и задания (с. 14)

4.09.14

4.09.14

2

2

Х.К. Андерсен. Сказка «Калоши счастья»

Урок- беседа

Сказка Х.К. Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению произведений исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в Средние века. Четкость и убедительность выводов автора. Устное сочинение о перемещении во времени

Знать: содержание сказки Х.К. Андерсена «Калоши счастья».

Понимать: основные проблемы, поставленные автором в произведении; позицию автора; связь каждого человека со своим временем.

Уметь: пересказывать текст; определять особенности изображения времени в произведении; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Вопросы и задания (с. 14)

Повторение изученного по фольклору, чтение статьи «Отражение жизни народа в произведениях фольклора» (с. 16—17)

6.09

6.09

ФОЛЬКЛОР (3 часа)

3

1

Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Народная историческая песня

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Повторение изученного о фольклоре. Жанры исторической тематики в фольклоре, причина их сохранности в памяти народа. Сюжеты и герои фольклорных исторических произведений. Былины и предания как свидетельства исторических событий. Понятие об исторической песне. Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «Правеж». «Петра I узнают вдиведском городе». Иван Грозный и Петр Великий в народных песнях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в исторических песнях. Слово и музыка в народной исторической

Знать: основные жанры и содержание фольклорных произведений исторической тематики; теоретико-литературные понятия былина, предание, легенда, историческая песня.

Понимать: как преобразуются исторические сюжеты, герои в народном толковании; отношение народа к героям исторических песен; роль народной исторической песни в художественных произведениях. Уметь: определять жанры фольклора; выразительно читать и анализировать исторические песни; характеризовать

Вопросы и задания (с. 20, 23)

Чтение статьи «Народный театр» (с. 23-25), пьесы «Как француз Москву брал»

11.09

11.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

песне. Использование исторической народной песни в художественных произведениях. Словарная работа

героев и их поступки; находить в тексте изобразите л ьно - выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

4

2

Народный театр. Пьеса «Как француз Москву брал»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Различные жанры народной драматургии и их особенности. Народная драма — органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал». Популярность драмы в Греции и Болгарии. Чередование комических сцен с трагическими. Драматический конфликт в исторической народной пьесе. Соединение героев разных эпох (Наполеон и Потемкин) в пьесе. Сюжет пьесы. Патриотический пафос народной драмы

Знать: жанры народной драматургии, ее истоки; содержание пьесы «Как француз Москву брал».

Понимать: особенности подхода к изображению истории в народной драме; причины популярности пьесы в России и за рубежом; роль внесценических персонажей в пьесе; патриотический пафос народной драмы. Уметь: определять жанр народной драмы; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; объяснять появление в одной пьесе героев, которые не могли встретиться друг с другом в жизни

Характеристика героев, вопросы и задания (с. 30)

Выразительное чтение пьесы по ролям, вопросы и задания ко всей теме (с. 23)

13.09

13.09

5

3

Итоговый урок по фольклору

Урок- практикум

Исполнение пьесы «Как француз Москву брал» в лицах. Сопоставление произведений разных жанров на историческую тему (былины, исторические песни и пьесы). Анализ фольклорных произведений

Знать: основные жанры и содержание фольклорных произведений исторической тематики.

Понимать: значение фольклорных произведений на историческую тему для народного самосознания.

Уметь: исполнять произведения фольклора; анализировать произведения разных жанров на историческую тему и сопоставлять их друг с другом; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания ко всей теме (с. 23)

Чтение статей «Историческая личность на страницах произведений Древней Руси» (с. 32-33), «Летопись» (с. 33-35)

18.09

18.09

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 часов)

6

1

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Летопись

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Возникновение древнерусской литературы. Роль принятия христианства в ее развитии. Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков. Влияние древнерусской литературы на литературу последующих веков. Жанры древнерусской литературы. Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение исторических событий в летописях XI—XVII веков. «Повесть временных лет» как первый общерусский

Знать: теоретико-литературные понятия летопись, канон; жанры древнерусской литературы; особенности жанра летописи. Понимать: значение древнерусской литературы и ее изучения; задачи древнерусской литературы.

Уметь: воспринимать и пересказывать произведения древнерусской литературы; объяснять значение устаревших слов и выражений

Выразительное чтение, анализ текста, сопоставительный анализ, вопросы и задания первого уровня (с. 36)

Выразительное чтение и пересказ фрагмента «Повести о разорении Рязани Батыем», вопросы первого и второго уровней (с. 40) 1

20.09

20.09

1

2

3

4

5

6

7

8

9

летописный свод. Источники «Повести...» — более ранние своды и записи. Историческая основа баллады А.С. Пушкина «Смерть Олега от своего коня». Словарная работа

7

2

Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Урок изучения нового материала, урок- практикум

Понятие о воинской повести. Содержание и герои воинских повестей. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Время написания (XIII век — первая половина XIV века) и исторический комментарий. События и герои повести. Мужество, храбрость, самоотверженность Евпатия Коловрата. Образ Батыя. Художественные средства создания образов. Сходство повествования с былинами. Фольклорные элементы в повести. Отношение к герою неизвестного автора. Словарная работа

Знать: теоретико-л итератур ные понятия воинская повесть, анафора, гипербола; содержание «Повести о разорении Рязани Батыем».

Понимать: патриотический пафос произведения; отношение неизвестного автора к герою.

Уметь: воспринимать и пересказывать повесть, сопоставлять ее с былинами; выделять в тексте фольклорные элементы; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразител ьно- выразигел ьн ые средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

Выразительное чтение, пересказ, анализ текста, сопоставительный анализ, характеристика героев, вопросы и задания первого и второго уровней, 1—2 третьего уровня (с. 40)

Задание 3 третьего уровня (с. 40), выразительное чтение «Сказания о житии Александра Невского»

25.09

25.09

8

3

Житие. «Сказание о житии IАлександра Невского»

Урок

изучения нового материала, урок- прак- тикум

Понятие о житии. Жития святых как исторические повествования. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения героя в житийной литературе. Роль нравственного поучения в житиях. Художественные особенности жанра жития. Композиция жития. «Сказание о житии Александра Невского». Герой русской истории как канонизированный святой. Черты воинской повести и житийной литературы в «Сказании...». Особенности портрета Александра Невского. Роль библейских персонажей в характеристике героя. Отношение к герою неизвестного автора. Словарная работа

Знать: теоретико-литературные понятия воинская повесть, житие, агиографическая литература', содержание «Сказания о житии Александра Невского»; библейских персонажей, упомянутых в произведении. Понимать: религиозно-назидательный смысл житийной литературы; эмоциональность воинской повести; отношение автора к герою.

Уметь: воспринимать и пересказывать воинскую повесть; выделять в тексте элементы композиции; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

Выразительное чтение, пересказ, анализ текста, вопросы и задания первого и второго уровней,1—2 третьего уровня (с. 47—48)

Задание 3 третьего уровня (с. 48), выразительное чтение отрывка повести Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский», вопросы и задания первого уровня (с. 53-54)

27.09

27.09

9

4

Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

«Житие преподобного Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Роль Сергия Радонежского в политической и церковной жизни Руси. Развитие жанра жития. Историческая основа произведения Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX века. Становление характера подвижника. Словарная работа

Знать: теоретико-литературные понятия житие, агиографическая литература; историю создания и историческую основу повести Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».

Понимать: религиозно-назидательный смысл житийной литературы; отношение автора к герою.

Уметь: воспринимать и пересказывать

Выразительное чтение, пересказ, вопросы и задания первого уровня (с. 53-54)

Устное описание картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», вопросы и задания треть-

2.10

2.10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

произведение; выделять в тексте элементы композиции; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений

его уровня (С. 54)

10

5

Образ Сергия Радонежского в литературе и живописи

Урок развития речи

Отличие жития от художественного авторского текста. Герой жития в изображении художника. История создания картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Описание репродукции картины. Композиция, герои картины. Роль пейзажа, деталей в картине. Подготовка к сочинению по произведениям древнерусской литературы. Выбор произведений, подбор материалов

Знать: историю создания картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»; этапы работы над сочинением по картине.

Понимать: роль Сергия Радонежского в русской истории; отличие жития от художественного авторского текста; роль пейзажа, деталей в создании образов картины М.В. Нестерова. Уметь: составлять рассказ по репродукции; выделять элементы композиции картины; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Устное описание картины, вопросы и задания третьего уровня (с. 54)

Подготовка к сочинению по произведениям древнерусской литературы

4.10

4.10

11

6

Сочинение по произведениям древнерусской литературы

Урок развития речи

Примерные темы сочинения:

  1. Герои русской истории в произведениях литературы.
  2. Мой любимый герой древнерусской литературы.
  3. Образ Сергия Радонежского в литературе и живописи.

Консультации учителя

Знать: особенности древнерусской литературы; содержание и героев произведений древнерусской литературы. Понимать: значение древнерусской литературы и ее изучения. Уметь: раскрывать тему сочинения; доказывать свою точку зрения

Сочинение

Чтение повести Н.М. Карамзина «Марфа-по- садница, или Покорение Новгорода»

9.10

9.10

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (3 часа)

12

1

События истории в произведениях XVIII века

Урок изучения нового материала

Жанры исторических произведений (эпические и драматические). Историческая драма и исторический герой. Я.Б. Княжнин и его пьесы на сценах русского театра. Слово о Н.М. Карамзине. Отражение и оценка русской истории в научном и художественном творчестве писателя. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского»

Знать: теоретико-литературные понятия историческая драма, историческая повесть; сведения о жизни и творчестве Н.М. Карамзина.

Понимать: причины обращения писателей XVTII века к сюжетам античной и русской истории; значение научного и литературного творчества Н.М. Карамзина. Уметь: записывать основные положения лекции

Конспект лекции

Вопросы и задания первого уровня (с. 73)

11.10

11.10

13

2

Н.М. Карамзин. Историческая повесть «Марфа-

Урок изучения нового мате-

Историческая повесть Н.М. Карамзина «Марфа-посадница». Смысл предисловия к повести. Образ рассказчика. Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Выступления на вече князя Холмского и Марфы Борецкой. Словарная работа

Знать: историческую основу, сюжет и героев повести Н.М. Карамзина «Марфа- посадница».

Понимать: смысл предисловия к повести; цель обращения ораторов (Холмского и Марфы) к отечественной истории; при-

Вопросы и задания первого уровня (с. 73)

Вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 73-74)

16.09

16.09

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

посадница, или Покорение Но- вагорода»

риала,

урок-

беседа

чины победы Марфы в ораторском состязании.

Уметь: воспринимать, выразительно читать и анализировать произведение; объяснять значение устаревших слов и выражений

14

3

Художественные особенности повести Н.М. Карамзина «Мар- фа-по- садница, или Покорение Но- вагорода»

Урок- практикум

Образ Марфы Борецкой. Бескомпромиссность натуры героини. Художественные средства создания образов. Средства эмоциональной выразительности (антонимы, фразеологизмы, оценочная лексика, риторические восклицания, вопросы, обращения) в речи героев. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора. Словарная работа

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: смысл финала повести; позицию автора; роль художественных средств в создании образов; значение владения приемами ораторского искусства. Уметь: характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений; определять средства эмоциональной выразительности в речи героев

Вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 73-74)

Составление вопросов по ранее изученным произведениям XIX века исторической тематики

18.10

18.10

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (37 часов)

15

1

Проблема человека и времени в произведениях XIX века

Урок изучения нового материала

Постоянство интереса читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Создание жанра исторического романа. Массовая литература на исторические темы. Воплощение истории в произведениях разных жанров. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы. Обзор произведений XIX века, изученных ранее

Знать: отличительные черты литературы XIX века; сюжеты и героев ранее изученных произведений литературы XIX века. Понимать: эстетические и нравственные уроки произведений на исторические темы.

Уметь: записывать основные положения лекции; строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Конспект лекции, вопросы и задания по произведениям XIX века, изученным ранее

Выразительное чтение стихотворения А.К. Толстого «Илья Муромец», вопросы и задания (с. 81)

23.10

23.10

16

2

Былины и их герои в произведениях XIX века. А.К. Толстой. Стихотворение «Илья Муромец»

Урок изучения нового материала, урок- прак- тикум

Герои и события былин в русской поэзии. Слово об А.К. Толстом. Стихотворение «Илья Муромец». Особенности жанра. Баллада как форма освоения текста древней былины. Композиция произведения. Элементы былинного стиля в стихотворении. Роль антитезы в монологе Ильи Муромца. Цельные героические характеры былинных богатырей в произведениях А.К. Толстого. Главные черты героев былин и баллад А.К. Толстого: самоотверженность, храбрость, патриотизм, человечность. Народный идеал и авторская позиция в стихотворении.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.К. Толстого; содержание стихотворения «Илья Муромец»; сюжеты и героев русских былин.

Понимать: причины обращения А.К. Толстого к русским былинам; воплощение народных идеалов в образе Ильи Муромца; патриотический, вольнолюбивый пафос произведения; позицию автора; значение фольклорных мотивов в стихотворении. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; определять  жанровые особенности

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 81)

Выразительное чтение стихотворения А.К. Толстого «Правда», вопросы и задания (с. 83), сообщения о былинных мотивах

25.10

25.10

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сопоставление былин об Илье Муромце и стихотворения А. К. Толстого

героя и его поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения разных жанров с общим героем

17

3

А. К. Толстой. Стихотворение «Правда»

Урок- практикум

Стихотворение «Правда» — стилизация под былину. Былинные приемы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Поэтическая сила и обаяние стихотворений А.К. Толстого. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества (сообщения учащихся). Сопоставление отражения событий и образов богатырей в произведениях русского искусства. Прослушивание фрагментов опер Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.С. Аренского, обсуждение. Описание картин В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, иллюстраций И.Я. Билибина, Е.А. Кибрика. Словарная работа

Знать: жанровые особенности и содержание стихотворения «Правда». Понимать: смысл поучения, данного в заключительной части стихотворения; позицию автора; значение былин в русском искусстве.

Уметь: определять тему и идею произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять произведения разных жанров и разных видов искусства; описывать картины

Выразительное чтение, анализ поэтического текста, вопросы и задания^. 83), сообщения

Выразительное чтение «Песни о Гайавате» Г.У. Лонгфелло, вопросы и задания первого уровня (с. 95-96)

30.10

30.10

18, 19

4

5

Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

Уроки изучения нового материала, уроки-бе- седы

Слово о Г.У. Лонгфелло. Поэтичность индейских поэм и преданий в «Песне о Гайавате». Особенности жанра произведения. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Близость героев поэмы к миру природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэме. Сопоставление Гайаваты с мифологическими персонажами. Образность и красота поэтического языка произведения. Совершенство перевода поэмы И.А. Буниным. Сопоставление «Песни о Гайавате» с произведениями о жизни индейцев Ф. Купера, М. Рида и других писателей. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве Г.У. Лонгфелло (кратко); сюжет и героев «Песни о Гайавате».

Понимать: гуманистический пафос произведения; призыв автора к гармонии человека и природы; совершенство перевода поэмы И.А. Буниным; роль образов природы в произведении; заслугу Г.У. Лонгфелло в создании американского эпоса. Уметь: выразительно читать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте; сопоставлять литературные произведения друг с другом

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 95-96)

Чтение романа В. Скотта «Айвенго», вопросы и задания (с. 98-99)

1.11

13.11

1.11

13.11

20, 21

6

7

В. Скогт.

Роман

«Айвенго»

Уроки внеклассного чтения

Слово о В. Скотте — родоначальнике ис торического романа. Изображение эпохи в романе «Айвенго». Концепция истории и человека в произведении. Жизненная достоверность, объективность повествования. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Сюжет, герои и композиция произведения. Айвенго

Знать: сведения о жизни и творчестве В. Скотта (кратко); историческую основу, сюжет и героев романа «Айвенго». Понимать: позицию автора (провозглашение кодекса чести и благородства); заслугу В. Скотта в создании жанра исторического романа: влияние писателя на создание исторических жанров художественной лите-

Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 98-99)

Чтение статьи

об И.А. Крылове

(с. 99-101), выразительное чтение басни «Волк

15.11

20.11

15.11

20.11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Отношение автора к героям. А.С. Пушкин о В. Скотте

ратуры и на развитие Исторической науки. Уметь: пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

на псарне», вопросы и задания (с. 103)

22

8

И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»

Ком-

бини-

рован-

ный

урок

Повторение и обобщение изученного о басне. Слово об И.А. Крылове. Басни И.А. Крылова на злобу дня (о событиях войны 1812 года). Патриотический пафос басни «Волк на псарне». Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Варианты басни. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 года. Актуальность басни

Знать: сведения о творчестве И.А. Крылова во время войны 1812 года; отличительные черты жанра басни; теоретико- литературные понятия олицетворение, аллегория, иносказание, эзопов язык, мораль; крылатые выражения из басен И.А. Крылова; историческую основу и содержание басни «Волк на псарне». Понимать: аллегорический смысл басни, ее патриотический пафос; значение басни во время наполеоновского нашествия. Уметь: выразительно читать и анализировать басню; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять варианты басни; давать сравнительную характеристику героев разных басен И.А. Крылова

Выразительное чтение, сопоставительный анализ, вопросы и задания (с. 103)

Выразительное чтение «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина, вопросы и задания (с. 110)

22.11

22.11

23

9

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Урок изучения нового материала, урок- прак- тикум

Богатство исторической тематики в творчестве А.С. Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в «Песни о вещем Олеге». Особенности жанра (баллада). Сюжет баллады и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения. Композиция произведения. Художественные средства создания образов. Словарная работа

Знать: сведения о творчестве А.С. Пушкина на исторические темы; теоретико-литературные понятия летопись, баллада; сюжет и героев баллады «Песнь о вещем Олеге». Понимать: позицию автора, его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; сопоставлять балладу А.С. Пушкина с летописным источником; определять жанр произведения, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Пересказ по плану, вопросы и задания (с. 110)

Чтение фрагментов поэмы А.С. Пушкина «Полтава», вопросы и задания (с. 116)

27.11

27.11

24

10

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Многоплановость героической поэмы «Полтава». Описание битвы и ее главного героя. Противопоставление образов Петра I и короля Карла. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя победы. Патриотический пафос произведения. Элементы анализа поэтического текста. Словарная работа

Знать: содержание и основные темы поэмы «Полтава»; теоретико-литературные понятия звукопись, аллитерация, афористичность.

Понимать: смысл названия поэмы; патриотический пафос произведения; позицию автора; роль звукописи в поэме. Уметь: выразительно читать фрагменты

Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания (с. 116)

Чтение фрагмента трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», вопросы и задания (с. 124)

29.11

29.11

        

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; определять способы выражения авторского отношения к Петру I; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

25

11

А.С. Пушкин.

Трагедия «Борис Годунов» (отрывок)

Урок изучения нового материала, урок- беседа

История создания трагедии «Борис Годунов». Влияние «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина на творчество А.С. Пушкина. Личные обстоятельства жизни А.С. Пушкина в период написания пьесы. Основной конфликт трагедии. Столкновение преступной власти и нравственных позиций народа. Образы Пимена и Григория. Противопоставление eve гною, мирского и божественного, духовного. Понимание Пименом своей работы как долга перед потомками, «завещанного от Бога». Исторические и нравственные проблемы, поднятые во фрагменте трагедии. Афористичность поэзии А.С. Пушкина, Словарная работа

Знать: историческую основу, историю создания и содержание трагедии «Борис Годунов».

Понимать: смысл противопоставления образов Пимена и Григория; гуманистический пафос трагедии; позицию автора; афористичность поэзии А.С. Пушкина. Уметь: выразительно читать и воспринимать текст; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; определять способы выражения авторского отношения к героям; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Выразительное чтение по ролям, характеристика героев, вопросы и задания (с. 124)

Чтение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

4.12

4.12

26

12

Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Болдинская осень 1833 года. История создания повести «Капитанская дочка». Работа над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой». Пугачев в историческом труде и художестве н н о м п рои зведе н и и: художестве н - нос мастерство писателя в произведениях двух различных жанров. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и герои на страницах повести. Герои и их истор ич ес кие прототипы.

Знать: историческую основу, историю создания, сюжет и героев повести «Капитанская дочка»; теоретико-литературные понятия повесть, хроника, историзм, прототип.

Понимать: значение исторического труда и исторической повести А.С. Пушкина. Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев повести с их историческими прототипами; находить обшее и различное в историческом труде и художественном произведении на одну тему

Выборочный пересказ, сопоставительная характеристика героев и их прототипов

Вопросы и задания первого и второго уровней к главе! (с. 134), первого уровня к главе HI, всех уровней к главам IV—V (с. 149- 150), третьего уровня к главе VII (с. 167), 1 первого уровня, 2 второго уровня, 1-2 третьего уровня к г лаве VIII (с, 174-175), 2 третьего уровня к главе XII1 (с, 181),

6.12

6.12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

всех уровней к главе XIV (с. 192)

27

13

Жизненный путь Петра Гринева

Урок- беседа, урок- практикум

Формирование характера Петра Гринева. Нравственная оценка его личности. Смысл эпиграфа к повести. Проблема чести, достоинства, долга, нравственного выбора в произведении. Гринев и Швабрин. Швабрин как антигерой. Гринев и Савельич. Значение образа Савельича в романе. Особенности повествования. Устные рассказы о герое по плану. Комментированное чтение. Словарная работа

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: смысл эпиграфа к повести; смысл противопоставления Гринева и Швабрина; позицию автора, его отношение к героям.

Уметь: ориентироваться в тексте; составлять план устного рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев

Вопросы и задания первого и второго уровней к главе I (с. 134), первого уровня к главе III, всех уровней к главам IV—V (с. 149-150), третьего уровня к главе VII (с. 167), 1 первого уровня, 2 второго уровня,1—2 третьего уровня к главе VTII (с. 174-175), 2 третьего уровня к главе XIII (с. 181), всех уровней к главе XIV (с. 192)

Вопросы и задания 1 третьего уровня к главе III (с. 150), 1 второго уровня к главам VIII (с. 175), XII (с. 181), анализ эпизода «Маша в Царском Селе»

11.12

11.12

28

14

Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина

Урок- беседа, урок- практикум

«Доброе семейство» Мироновых. Маша Миронова. Высокие духовные качества: нравственная красота, честность, чистота, доброта, способность л юбить, верность, чувство ответственности, сила воли, смелость, выдержка, самоотверженность, стойкость, простота, близость к народу. Отношения Маши с Гриневым. Отношение к Маше Савельича, Палаши, попадьи, родителей Гринева. Анализ эпизода «Маша в Царском Селе»

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Маше Мироновой; отношение автора к героине. Уметь: выразительно читать и выборочно пересказывать текст; выполнять анализ эпизода по плану; составлять устный рассказ о героине и давать нравственную оценку ее поступкам

Вопросы и задания 1 третьего уровня к главе III (с. 150), 1 второго уровня к главам VIII (с. 175), XII (с. 181), анализ эпизода «Маша в Царском Селе»

Вопросы и задания 2 первого уровня,

  1. 2        второго уровня к главе II (с. 143),
  2. 3        первого уровня, 3 второго уровня

к главе VIII (с. 174-175), 2 первого уровня, 2 третьего уровня к главе IX (с. 179), всех уровней к главе XI (с. 180)

13.12

13.12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

29

15

Образ

Пугачева

в произ

ведениях

А.С. Пуш

кина

Урок-

бе

седа,

урок-

прак-

тикум

Пугачев в историческом труде и в романе А.С. Пушкина. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Реальное и вымышленное в образе Пугачева. Взгляд писателя на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Окружение Пугачева. Значение сна Гринева. История с заячьим тулупчиком. Смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву. Отношения Пугачева и Гринева. Значение сказки Пугачева об орле. Противоречивость образа Пугачева: ум, сметливость, широта натуры, отвага, свободолюбие, память на добро и жестокость, кровожадность, самонадеянность, лукавство. Юмористические и трагические черты в образе Пугачева. Мотив превращения в образе Пугачева. Размышления автора о соотношении судьбы отдельного человека и истории народа, связанные с образом Пугачева

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву; роль фольклорных произведений в создании характера Пугачева; позицию автора в отношении восстания, его неоднозначное отношение к Пугачеву.

Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое и давать нравственную оценку его поступкам; определять соотношение фактов и вымысла в создании образа Пугачева

Вопросы и задания 2 первого уровня, 1 —2 второго уровня к главе II (с. 143), 2—3 первого уровня, 3 второго уровня к главе VIII (с. 174-175), 2 первого уровня, 2 третьего уровня к главе IX (с. 179), всех уровней к главе XI (с. 180)

Вопросы и задания третьего уровня к главе I (с. 134), 1 первого уровня,1—2 третьего уровня к главе II (с. 143), второго уровня к главе III (с. 150), 4 второго уровня, 1—2, 4 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 192-193)

18.12

18.12

30

16

Портрет

и пейзаж

на стра

ницах

повести

А.С. Пуш

кина «Ка

питанская

дочка»

Урок- беседа, урок- практикум

Портрет в повести как средство характеристики героев. Особенности изображения пейзажа и его роль в повести. Роль бурана в развитии сюжета. Сопоставление изображения бурана в повести Пушкина и в очерке Аксакова. Художественные средства создания портретов и пейзажей. Словесное рисование

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: роль портрета и пейзажа в сюжете и характеристике героев повести. Уметь: ориентироваться в тексте, анализировать его; составлять словесные портреты героев; объяснять роль динамического портрета в создании характера; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять пейзажные зарисовки разных авторов

Вопросы и задания третьего уровня к главе 1{с. 134), 1 первого уровня, 1—2 третьего уровня к главе II (с. 143), второго уровня к главе III (с. 150), 4 второго уровня, 1—2, 4 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 192-193)

Вопросы и задания 2—3 третьего уровня к главе III (с. 150), всех уровней к главе VI (с. 160), первого уровня к главе VII (с. 167), Г первого уровня, 1 третьего уровня к главе IX (с. 179), всех уровней к главе X (с. 180), 1 первого уровня, 1 третьего уровня к главе XIII (с. 181)

20.12

20.12

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

31

17

Второстепенные персонажи в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок- практикум

Две семьи: Гриневы и Мироновы. Роль Савельича в судьбе Гринева. Две встречи Гринева и Зурина. Жители Белогорской крепости (семья капитана Миронова, Иван Игнатьич, Максимыч, попадья и др.). Отношения между героями. Добродушный юмор автора. Окружение Пугачева: общие черты и яркие индивидуальности. Сподвижники Пугачева: Белобородое и Хлопуша. Групповая характеристика членов военного совета в Оренбурге. Способы выражения позиции автора, его отношения к героям. Словесное рисование

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: роль второстепенных персонажей в повести; роль художественных средств в создании образов; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: ориентироваться к тексте, анализировать его; составлять словесные портреты героев; давать сравнительную и групповую характеристики героев

Вопросы и задания 2—3 третьего уровня к главе III (с. 150), всех уровней к главе VI (с. 160), первого уровня к главе VII (с. 167), 1 первого уровня, 1 третьего уровня к главе IX (с. 179), всех уровней к главе X (с. 180), 1 первого уровня, 1 третьего уровня к главе XIII (с. 181)

Чтение статей «Герои исторической повести», «Историческая повесть и исторический труд» (с. 193-200), вопросы и задания первого уровня, 1, 3 второго уровня, 5 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 192-193)

25.12

25.12

32

18

Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок развития речи

Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд. Смысл названия повести. Связь эпиграфа к повести с сюжетом. Смысл эпиграфов к отдельным главам повести. Приметы исторической повести в композиции произведения. Роль фольклорных произведений разных жанров в повести. Обсуждение тем сочинения:

  1. Становление личности Петра Гринева.
  2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» и в историческом труде А.С, Пушкина.
  3. Смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
  4. Смысл названия повести А.С. Пушки на «Капитанская дочка»

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: смысл названия повести, эпиграфов к произведению и его отдельным главам; позицию автора, его отношение к героям; роль фольклорных элементов в повести; совершенство пушкинской прозы.

Уметь: ориентироваться в тексте; определять приметы исторической повести в композиции произведения; составлять рассказы о героях и давать нравственную оценку их поступкам; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Вопросы и задания первого уровня,1, 3 второго уровня, 5 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 192-193), составление плана сочинения, подбор материалов

Сочинение

27.12

27.12

33

19

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово оМ.Ю. Лермонтове. Чтение статьи о писателе (с. 200—202). Интерес поэта к русской истории и отражение ее в творчестве. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — поэма об историческом прошлом Руси. Исторический сюжет и герои «Песни...». Картины быта XVI века, их

Знать: сведения о роли истории в творчестве МЛО. Лермонтова: теоретико-литературное понятие историческая поэма: сюжет и героев «Песни...».

Понимать: роль художественных средств, характерных для фольклорных произведений, в создании образов; роль картин старинного быта для понимания характе-

Вопросы и задания первого и второго уровней (с. 221)

Чтение статьи «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого

15.01

15.01

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое Руси в поэме

значение для понимания характеров и идеи поэмы. «Песня...» как лироэпическое произведение. Художественные средства, характерные для фольклорных произведений (зачин, повторы, диалоги, концовка, постоянные эпитеты, образный параллелизм), их роль в создании образов. Комментированное чтение. Обучение выразительному чтению. Словарная работа

ров, идеи поэмы; драматический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать текст; определять особенности жанра произведения; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений

купца Калашникова» (с. 203-205), вопросы и задания третьего уровня (с. 221)

34

20

Проблема долга и чести в «Песне про... купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова

Урок-

бе-

седа,

урок-

прак-

тикум

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным, трагическое столкновение героев. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Позиция Кирибеевича. Суд царский и суд народный в поэме. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Понятие о фольклоризме литературы. Романтическое изображение природы как фона событий. Иллюстрации к повести

Знать: сюжет и героев «Песни...». Понимать: смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным; роль фольклорных традиций в произведении; позицию автора, его антидеспотические настроения. Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять образ Ивана Грозного в исторической песне «Правеж» и в поэме М.Ю. Лермонтова; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему

Вопросы и задания третьего уровня (с. 221)

Чтение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

17.01

17.01

35

21

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои повести

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово о Н.В. Гоголе. Интерес писателя к историческому прошлому. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Способы создания образа эпохи. Образы Тараса и его сыновей. Портрет Тараса Бульбы. Главное в жизни Тараса. Судьба матери и жены казака. Пейзаж, интерьер, их роль в повести. Художественные средства создания образов. Комментированное чтение главы I. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; теоретико-литературное понятие историческая повесть; сюжет и героев повести «Тарас Бульба». Понимать: роль портрета, интерьера в создании характеров; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и выборочно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших и диалектных слов

Выразительное чтение, аналитический пересказ, вопросы и задания к главе I (с. 238)

Вопросы и задания первого уровня к главе II (с. 249-250), всех уровней к главам III и IV (с. 254)

22.01

22.01

36

22

Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок- беседа

Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, удаль, самоотверженность, стойкость, верность боевому товариществу. Бытовые и художественные детали, их роль в изображении героев. Словарная работа

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: роль деталей в создании образов; позицию автора, его отношение к героям.

Уметь: выразительно читать и выборочно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших и диалектных слов

Вопросы и задания первого уровня к главе II (с. 249-250), всех уровней к главам III и IV (с. 254)

Вопросы и задания к главам V-VII (с. 254-255)

24.01

24.01

1

2

3

4

5

6

7

8

9

37

23

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Урок- прак- тикум

Общее и различное в братьях. Поведение Остапа и Андрия в первых сражениях. Любовь Андрия. Идеальный образ польской панны. Черты романтического героя в Андрии. Изменения в поведении героя. Героическая личность Остапа. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Осуждение предательства. Бескомпромиссность Тараса Бульбы. Отношение автора к героям. Художественные средства создания образов. Развитие понятия о литературном герое

Знать: сюжет и героев повести; теорети- ко-л итературн ые понятия романтический герой, портрет, гипербола, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Понимать: отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и выборочно пересказывать текст; давать сравнительную характеристику героев; прослеживать изменения в характере и поступках героев и объяснять причины этих изменений; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сравнительная характеристика героев, вопросы и задания к главам V-VII (с. 254-255)

Вопросы и задания к главам VIII—XII, 3 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 267-268)

29.01

29.01

38

24

Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок- беседа

Мастерство Н.В. Гоголя в изображении батальных сцен и создании героических характеров. Битва под Дубно. Подвиги запорожцев в борьбе за родную землю. Тема массового героизма и патриотизма. Речевая характеристика Тараса Бульбы. Трагедия и величие Тараса Бульбы. Голос автора в повести. Своеобразие, сочность, яркость, образность языка. Художественные средства в описании героики сражения. Сходство запорожцев с былинными богатырями. Сочетание юмора, драматизма, трагизма в повести

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: смысл финала повести; патриотический пафос произведения; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и выборочно пересказывать текст; находить фольклорные элементы в повести; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в характере героев и объяснять причины этих изменений; определять соотношение в повести юмора и драматизма, трагизма

Вопросы и задания к главам VIII—XII (с. 267), художественный пересказ

Вопросы и задания второго и третьего уровней к главе II (с. 250)

31.01

31.01

39

25

Образы природы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок- практикум

Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Роль пейзажа. Мастерство Н.В. Гоголя в изображении природы. Лирические отступления в повествовании, их роль

Знать: сюжет и героев повести. Понимать: поэтический характер изображения природы в повести; роль пейзажа, лирических отступлений в произведении; мастерство Н.В. Гоголя в изображении природы.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Вопросы и задания второго и третьего уровней к главе II (с. 250), второго уровня ко всему тексту повести (с. 267)

Вопросы и задания первого уровня, 1—2, 4 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 267-278)

5.02

5.02

40

26

Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок развития речи

«Тарас Бульба» как историческая повесть. Чтение статьи «Героическая личность» (с. 268). Обсуждение тем сочинения:

  1. Остап и Андрий — братья и враги.
  2. «Что такое Тарас?» (В. Г. Белинский)
  3. Характер, рожденный временем (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).
  4. История и вымысел в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
  5. Лирическое и эпическое п повести

Знать: сюжет и героев повести; этапы работы над сочинением. Понимать: позицию автора, его нравственные идеалы: роль художественных средств в произведении; значение повести в русской культуре.

Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; строить развернутые высказывания на основе прочитанного: аргументиронп'п» спою точку зрения

Составление плана сочинения, подбор материалов

Сочинение, выразительное чтение и анализ одного из стихотворений раздела «Мотивы былого в лирике поэ- гоп XIX иска»

7.02

7.02

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 6. Запорожская Сечь как воплощение авторских идеалов

(с. 4-18)*, вопросы и задания ко всей теме (с. 19)

41,

42

27

28

Мотивы былого в лирике поэтов XIX века

Уроки изучения нового материала, уроки- практикумы

Обращение поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке минувшего. Философская глубина содержания миниатюры В.А. Жуковского «Воспоминание». Ключевые слова в стихотворении «Песня». Чувство истории в стихотворении А.С. Пушкина «Воспоминание». Роль исторической параллели в стихотворении «Стансы». Человек и власть в стихотворении «Анчар». Историческая элегия Д.В. Давыдова «Бородинское поле». Мотивы одиночества в стихотворении И.И. Козлова «Вечерний звон». Отражение исторических событий в стихотворении Ф.Н. Глинки «Москва». Фольклорные мотивы в «Солдатской песне о Севастополе» А.Н. Апухтина

Знать; стихотворения русских поэтов на исторические темы; теоретико-литературные понятия сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, риторические фигуры. Понимать: своеобразие отражения истории в л ирических произведениях; философскую глубину и лирический пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанры, темы и идеи; определять способы отражения истории в лирике; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях; сопоставлять поэтические произведения друг с другом

Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 5—6, 6-7, 8, 9, 10-11, 12, 14, 16-17, 19)

Сообщения о жизни и творчестве А. Дюма, чтение романа «Три мушкетера», вопросы и задания (с. 22)

12.02

14.02

12.02

14.02

43, 44

29

30

А. Дюма. Роман «Три мушкетера»

Уроки внеклассного чтения

Слово об А. Дюма (сообщения учащихся). Авантюрно-исторические романы А. Дюма. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость выражения авторской позиции. Причина популярности романов А. Дюма. Черты исторического и авантюрного романа в произведении «Три мушкетера». Главное действующее лицо романа. Кодекс чести героев. Подлинные исторические события в романе. Приметы времени в произведении. Роль пейзажа, интерьера в романе. Инсценировки и киноварианты сюжета

Знать: сведения о жизни и творчестве А. Дюма; теоретике-литературное понятие авантюрно-исторический роман; сюжет и героев романа «Три мушкетера». Понимать: смысл названия романа; позицию автора, его нравственные идеалы; причины популярности романа. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выборочно пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; определять соотношение реального и вымышленного в романе; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сообщения, выборочный пересказ, анализ текста, вопросы и задания (с. 22)

Выразительное чтение баллады А. К. Толстого «Василий Шибанов», вопросы и задания (с. 29-30)

19.02

21.02

19.02

21.02

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

45

31

А.К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово об А.К. Толстом. Интерес писателя к национальной старине. Баллада «Василий Шибанов». Композиция произведения. Подлинные исторические лица баллады: царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов — воплощение необычайной, бескорыстной, искренней преданности и верности. Василий Шибанов как нравственный идеал автора. Изобразительно- выразительные средства, их роль в балладе. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве А. К. Толстого; сюжет и героев баллады «Василий Шибанов»; теоретико-литературные понятия баллада, завязка, кульминация, развязка, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, антитеза, гипербола. Понимать: позицию автора, его нравственные идеалы.

Уметь: выразительно читать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; объяснять значение устаревших слов и выражений

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 29-30)

Чтение глав романа А. К. Толстого «Князь Серебряный», вопросы и задания первого и третьего уровней (с. 43), первого и второго уровней, 1—4 третьего уровня ко всему тексту романа (с. 68-69)

26.02

26.02

46, 47

32

33

А. К. Толстой. Роман «Князь Серебряный»

Уроки внеклассного чтения

Эпоха и ее воспроизведение в романе. Понятие об опричнине. Сюжет и главные герои романа. Исторические лица (царь Иван IV Грозный, Борис Годунов, Малюта Скуратов и др.). Вымышленные герои, их роль в повествовании. Кодекс чести главных героев. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Сопоставление поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова» и романа А.К. Толстого. Словарная работа

Знать: теоретико-литературное понятие исторический роман; историческую основу, сюжет и героев романа «Князь Серебряный».

Понимать: связь исторического романа с фольклором; патриотический пафос произведения; позицию автора, его нравственные идеалы.

Уметь: выразительно читать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; сопоставлять литературные произведения на одну тему; объяснять значение устаревших слов и выражений

Выборочный пересказ, анализ текста, вопросы и задания всех уровней (с. 43, 54-55, 67), первого и второго уровней, 1—4 третьего уровня ко всему тексту романа (с. 68-69)

Задание 5 третьего уровня ко всему тексту романа (с. 69), чтение статьи «Вымысел и реальность в художественном произведении» (с. 69-71)

28.02

5.03

28.02

5.03

07.03

07.03

48

34

Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте

Повтори- тель- но- обоб- щаю- щий урок

Соотношение вымысла и реальности в романе. Психологическая достоверность образов вымышленных героев. Главная мысль романа о губительности деспотической власти. Значение народной речи в литературном тексте. Народная песня на страницах романа. Богатство пословиц и поговорок в романе. Мастерство писателя в изображении эпохи

Знать: способы создания исторической картины в художественном произведении. Понимать: роль народной речи в произведении; мастерство писателя в изображении эпохи.

Уметь: анализировать произведение, определять его тему и идею; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; определять соотношение реального и вымышленного в романе

Вопросы и задания (с. 72)

Сообщения о жизни и творчестве J1.H. Толстого, чтение рассказа «После бала»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

49

35

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Слово о Л.Н. Толстом (сообщения учащихся). Отражение русской истории в произведениях писателя. Рассказ «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Особенности композиции произведения (рассказ в рассказе). Два рассказчика. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Чувства Ивана Васильевича на балу и после бала. Роль случая в судьбе героя. Социально-нравственные проблемы рассказа. Моральная ответственность человека за происходящее. Критическая сила рассказа. Гуманистический пафос произведения. Смысл названия рассказа

Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и героев рассказа «После бала». Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведения; позицию автора.

Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; определять тему и идею произведения, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения во внутреннем мире героя; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль

Вопросы и задания (с. 83-85)

Чтение статьи «Контраст как композиционный прием» (с. 85-86), вопросы и задания (с. 86)

12.03

12.03

50

36

Контраст как композиционный прием

Урок- практикум

Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя, как способ выражения авторской позиции. Сопоставление частей рассказа. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, красочные и звуковые образы при ее создании. Художественное мастерство писателя

Знать: сюжет и героев рассказа; понятие контраст.

Понимать: роль приема контраста, антонимов в рассказе; правдивость произведения; художественное мастерство писателя. Уметь: сопоставлять части рассказа и находить в них контрастные красочные и звуковые образы

Сопоставительный анализ частей рассказа, вопросы и задания (с. 86)

Чтение статьи «Время и пространство в художественном тексте» (с. 86-88), вопросы и задания (с. 88)

14.03

14.03

51

37

Время и пространство в художественном тексте

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Особенности организации художественного времени и пространства в рассказе «После бала». Роль глаголов прошедшего времени в рассказе. Соотнесение времени повествования с временем создания произведения, его актуальность. Пространство действия в рассказе. Связь времени действия рассказа с организацией пространства в произведении. Расширение рамок времени и пространства. Роль деталей в рассказе. Обсуждение тем сочинения:

  1. Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).
  2. Полковник на балу и после бала.
  3. Что такое честь, долг, совесть в моем понимании

Знать: теоретико-литературные понятия художественное время, художественное пространство; историческую основу рассказа «После бала».

Понимать: роль деталей в рассказе; связь времени и пространства в произведении. Уметь: соотносить пространственно-временные характеристики и определять способы расширения рамок времени и пространства в произведении

Вопросы и задания (с. 88)

Сочинение

19.03

19.03

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (14 часов)

52

1

Автор и время на страницах про-

Урок изучения но-

Жанры произведений исторической тематики: общее и различное. Причины популярности произведений на исторические темы. Судьба исторических жанров в современной

Знать: отличительные черты литературы XX века; авторов и героев ранее изученных произведений XX века. Понимать: эстетические и нравственные

Конспект лекции, вопросы по произведениям XX века,

Выразительное чтение одного

из произведе-

21.03

21.03

        

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

изведений XX века

вого материала

русской литературе. Способы проявления авторской позиции в художественном произведении на историческую тему

уроки произведений исторической тематики.

Уметь: записывать основные положения лекции

изученным ранее

ний раздела «Былины и их герои в поэзии XX века» (с. 91-100)

53,

2

Былины и их герои в поэзии XX века

Уроки изучения нового материала,

Слово о поэтах XX века и их творчестве. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И.А. Бунина «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья». Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство в создании исторических образов и совершенство языка, богатство и разнообразие ритмики стихотворений. Былинные мотивы в творчестве К.Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк. Характер комического в стихотворении Е.М. Винокурова «Богатырь»

Знать: о трансформации образа былинного героя в лирике XX века; стихотворения поэтов XX века на былинные мотивы. Понимать: смысл названий стихотворений; своеобразие отражения прошлого в стихотворениях поэтов XX века. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанры, темы и идеи; сопоставлять стихотворения разных авторов на былинные сюжеты; находить в поэтических текстах изобрази- тельно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять стихотворения с произведениями живописи

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 93, 94, 95, 97-98, 100-101), вопросы и задания 1—2 ко всей теме (с. 101)

Задание 3 ко всей теме (с. 101), чтение рассказа Ю.Н. Тынянова «Подпоручик Киже», вопросы и задания (с. 104-105)

2.04

2.04

54

3

Ю.Н. Тынянов. Рассказ «Подпоручик Киже»

Урок внеклассного чтения

Слово о Ю.Н. Тынянове. Исторические романы и повести писателя. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Особенности осмысления исторического сюжета Ю.Н. Тыняновым. Анекдотичный сюжет рассказа. Роль иронии и гротеска в произведении. Язык и стиль, помогающие воссоздать картины русской истории. Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве Ю.Н. Тынянова; содержание рассказа «Подпоручик Киже»; теоретико-литературные понятия гротеск, ирония. Понимать: роль иронии и гротеска в произведении.

Уметь: анализировать текст, определять его жанр, тему и идею; сопоставлять несуществующего персонажа (Киже) с подобными персонажами других произведений (Н.В. Гоголь «Ревизор», А.С. Пушкин «Дубровский»); объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Задание 3 ко всей теме (с. 101), вопросы и задания (с. 104-105)

Чтение повести Ю.Н. Тынянова «Восковая персона»

4.04

4.04

55,

4

Ю.Н.Тынянов. Повесть «Восковая персона»

Уроки изучения нового материала, уроки- беседы

«Восковая персона» — повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. Трагедия Петра I: отсутствие преемника великих дел на благо России. Окружение Петра. Эпическое и лирическое в повести. Особенности языка и стиля писателя. Роль эпиграфов к главам. Юмор в повести. Словарная работа

Знать: историческую основу, сюжет и героев повести «Восковая персона». Понимать: смысл названия произведения; роль эпиграфов к главам; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и анализировать произведение, определять его жанр, тему и идею; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте

Вопросы и задания (с. 117-118, 122, 132-133)

Чтение романа М. Ал- данова «Чертов мост», вопросы и задания (с. 135-136)

9.04

9.04

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

56

5

М. Алда- нов. Роман «Чертов мост»

Урок внеклассного чтения

Слово о М. Алданове. Исторические романы и повести писателя. Родная история и история Европы в его произведениях. Тетралогия «Мыслитель» — воссоздание эпохи Великой французской революции. «Чертов мост» — второй роман тетралогии. Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе. Роль повествователя в романе. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведении

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Алданова; теоретикоглитературное понятие тетралогия; историческую основу, сюжет и героев романа «Чертов мост». Понимать: смысл названия произведения; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выборочно пересказывать и анализировать произведение, определять его жанр, тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 135-136)

Чтение миниатюры С. Цвейга «Невозвратимое мгновение», вопросы и задания (с. 139-140)

11.04

11.04

57

6

С. Цвейг «Невозвратимое мгновение» (Ватерлоо, 18 июня 1815 года)

Урок внеклассного чтения

Слово о С. Цвейге. Исторические миниатюры «Звездные часы человечества». Обостренное чувство времени в миниатюрах С. Цвейга. «Невозвратимое мгновение». Попытка осознать причины событий истории. Особенности композиции произведения. Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ Наполеона и отношение к нему автора. Взгляд писателя на роль личности в истории

Знать: сведения о жизни и творчестве С. Цвейга; теоретико-литературное понятие историческая миниатюра', историческую основу, сюжет и героев миниатюры «Невозвратимое мгновение». Понимать: смысл названия произведения; позицию автора, его отношение к героям; философские взгляды писателя. Уметь: выразительно читать и анализировать произведение, определять его жанр, тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 139-140)

Чтение отрывков романа Б.Л. Васильева «Утоли моя печали...»

16.04

16.04

58

7

Б Л. Васильев. Роман «Утоли моя печали...»

Урок внеклассного чтения

Слово о Б.Л. Васильеве. Изображение ходынской трагедии (18 мая 1896 года). Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Судьбы представителей русской интеллигенции. Чувство ответственности за судьбу страны. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица (Николай II, великий князь Сергей Александрович, В.И. Немирович-Данченко, террористы И. Каляев и Б. Савинков) и вымышленные герои. Трагические судьбы членов семьи Хомяковых — Олексиных. Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы

Знать: сведения о жизни и творчестве Б.Л. Васильева (кратко); историческую основу, сюжет и героев романа «Утоли моя печали...».

Понимать: смысл названия романа; исторический и художественный смысл символов в описании ходынской трагедии; зависимость жизни человека от хода истории; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выборочно пересказывать и анализировать произведение, определять его жанр, тему и идею; характеризовать героев и их поступки

Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 143, 148, 155, 157, 162-163)

Чтение раздела «Великая Отечественная война в лирике XX века» (с. 163-178), выразительное чтение и анализ одного стихотворения

18.04

18.04

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Наденьки от происходящих событий. Проблема политического террора в романе. Смысл названия романа. Вопрос об историческом пути России. Актуальность романа

59,

8

Великая Отечественная война в лирике XX века

Уроки- кон- церты

Тема Великой Отечественной войны в литературе. Сочетание гражданских и интимных мотивов в поэзии этого периода. Страстный призыв выстоять в тяжких испытаниях в стихотворениях А.А. Ахматовой «Клятва» и «Мужество». Кровная связь образа Москвы с образом всей страны в стихотворении А.А. Прокофьева «Москве». Образ русской земли в стихотворении К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Противопоставление войны и детства в балладе А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста». Противоестественность и бесчеловечность войны в стихотворении Ю.В. Друниной «Зинка». Утверждение жизни в стихотворении М.А. Дудина «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях...». Причины популярности песни на стихи А. А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь...». Фольклорные песенные традиции в стихотворении М.В. Исаковского «Огонек». Эхо войны, осмысление ее влияния на судьбы людей в произведениях XX века, ставших песнями (Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики», Е.М. Винокуров «В полях за Вислой сонной...», B.C. Высоцкий «Штрафные батальоны»)

Знать: произведения русских поэтов о Великой Отечественной войне. Понимать: нравственную проблематику стихотворений, их патриотический, гуманистический пафос; сочетание трагических и жизнеутверждающих мотивов в поэтических произведениях. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 166-167, 168, 170, 172, 173, 174, 175, 178)

Выразительное чтение по ролям фрагментов пьесы Л.М. Леонова «Золотая карета»

23.04

23.04

60

9

Л.М.Леонов. Пьеса «Золотая карета»

Урок изучения нового материала, урок- беседа

Тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенных лет. Слово о Л .М. Леонове. Исторические и философско-нравственные раздумья автора о Великой Отечественной войне, о сущности человеческого счастья, о возмездии за содеянное. Судьбы героев пьесы «Золотая карета» и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолковании их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы. Конфликт пьесы. Понимание патриотизма автором и героями пьесы. Выбор персонажами жизненного пути. Роль авторских ремарок в пьесе. Символика названия произведения

Знать: сведения о жизни и творчестве Л.М. Леонова (кратко); историческую основу, историю постановки, сюжет и героев пьесы «Золотая карета». Понимать: суть конфликта в пьесе; смысл названия произведения; символические образы пьесы; патриотический пафос произведения; смысл финала пьесы; позицию автора, его философские взгляды, отношение к героям.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать произведение, определять его жанр, тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные

Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 195-196)

Чтение раздела «Мотивы былого в лирике поэтов XX века» (с. 196-216), выразительное чтение и анализ одного стихотворения

25.04

25.04

1

2

3

4

5

6

7

8

9

средства и определят^ их роль; объяснять роль символов в пьесе ',

61,

10

Мотивы былого в лирике поэтов XX века

Уроки изучения нового материала, уроки-беседы

Традиционное внимание поэтов к событиям родной истории. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX века. Многогранность осмысления былого поэтами Серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего. Соединение прошлого, настоящего и будущего в сонете В.Я. Брюсова «Тени прошлого». Смысл сопоставления времени восстания декабристов с современностью в стихотворении З.Н. Гиппиус «14 декабря». Изысканность художественной формы стихотворения Н.С. Гумилева «Старина». Движение времени в стихотворении «Прапамять». Роль сопоставлений в воссоздании картин минувшего и настоящего в стихотворении М.А. Кузмина «Летний сад». Преклонение перед Москвой уходящей в стихотворении М.И. Цветаевой «Домики старой Москвы». Роль обращений в стихотворении «Генералам двенадцатого года». Образ России в стихотворении Е.А. Евтушенко «Когда звонят колокола». Отношение к прошлому в стихотворении B.C. Высоцкого «Зарыты в нашу память на века...»

Знать: теоретико-литературные понятия сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, риторические фигуры; стихотворения поэтов XX века о прошлом. Понимать: лирический пафос стихотворений; причины пристального внимания к осмыслению минувшего в лирике XX века.

Уметь: записывать основные положения лекции; анализировать стихотворения, определять их жанры, темы и идеи; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 200, 201-202,

  1. 204,
  2. 205, 207,209,211, 213-214,216)

Вопросы и задания (с. 217), итоговые вопросы и задания (с. 218)

30.04

30.04

62

63

64

65

66

11

12

13

14

15

 \

\

Модуль”Наш Шолохов”(Изучение казачьих песен)

Казачьи песни. История их происхождения

Литературно- музыкальная композиция «Многоликий Шолохов»

Литературный журнал «Наш Шолохов»

Прослушивание отрывков из оперы. И Дзержинского «Тихий Дон» с обсуждением

Радиоспектакль с музыкальным сопровождением «Они сражались за Родину»

\

\

\

7.05

14.05

16.05

21.05

23.05

7.05

14.05

16.05

21.05

23.05

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.

*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе УМК Курдюмовой 6 класс

Структура документаРабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:1. Пояснительную записку;2. требования к уровню подготовки учащихся;3. содержа...

Рабочая программа по литературе. УМК Курдюмовой Т.Ф. 10 класс

Данная программа разработана по УМК Курдюмовой Т.Ф.Русский язык и литература. Литература 10 класс (базовый уровень). Издательство "Дрофа"....

Программа по русскому языку 10 класс. учебник Львовой

Программапо русскому языку 10 класс по учебнику Львовой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...