Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 509.72 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Виды контроля, самостоятель- ной деятельности | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | ||||||||
1 1 | Литература и время | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Беседа о прочитанных за лето книгах. Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики (романы, повести, рассказы, пьесы, поэмы, песни). Исторические мотивы в лирике. Повторение изученного в 7 классе. Викторина по теории литературы. Знакомство с учебником для 8 класса | Знать: авторов и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (воспроизведение исторических событий в художественной литературе). Понимать: значение изучения литературы. Уметь: определять связь литературного произведения со временем; рассказывать о самостоятельно прочитанных книгах | Рассказы о прочитанных за лето книгах, викторина | Чтение сказки Х.К. Андерсена «Калоши счастья», вопросы и задания (с. 14) | 4.09.14 | 4.09.14 |
2 2 | Х.К. Андерсен. Сказка «Калоши счастья» | Урок- беседа | Сказка Х.К. Андерсена «Калоши счастья» как эпиграф к изучению произведений исторической тематики, как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в Средние века. Четкость и убедительность выводов автора. Устное сочинение о перемещении во времени | Знать: содержание сказки Х.К. Андерсена «Калоши счастья». Понимать: основные проблемы, поставленные автором в произведении; позицию автора; связь каждого человека со своим временем. Уметь: пересказывать текст; определять особенности изображения времени в произведении; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | Вопросы и задания (с. 14) | Повторение изученного по фольклору, чтение статьи «Отражение жизни народа в произведениях фольклора» (с. 16—17) | 6.09 | 6.09 |
ФОЛЬКЛОР (3 часа) | ||||||||
3 1 | Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Народная историческая песня | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Повторение изученного о фольклоре. Жанры исторической тематики в фольклоре, причина их сохранности в памяти народа. Сюжеты и герои фольклорных исторических произведений. Былины и предания как свидетельства исторических событий. Понятие об исторической песне. Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «Правеж». «Петра I узнают вдиведском городе». Иван Грозный и Петр Великий в народных песнях. Изобразительно-выразительные средства, их роль в исторических песнях. Слово и музыка в народной исторической | Знать: основные жанры и содержание фольклорных произведений исторической тематики; теоретико-литературные понятия былина, предание, легенда, историческая песня. Понимать: как преобразуются исторические сюжеты, герои в народном толковании; отношение народа к героям исторических песен; роль народной исторической песни в художественных произведениях. Уметь: определять жанры фольклора; выразительно читать и анализировать исторические песни; характеризовать | Вопросы и задания (с. 20, 23) | Чтение статьи «Народный театр» (с. 23-25), пьесы «Как француз Москву брал» | 11.09 | 11.09 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
песне. Использование исторической народной песни в художественных произведениях. Словарная работа | героев и их поступки; находить в тексте изобразите л ьно - выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений | ||||||||
4 2 | Народный театр. Пьеса «Как француз Москву брал» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Различные жанры народной драматургии и их особенности. Народная драма — органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал». Популярность драмы в Греции и Болгарии. Чередование комических сцен с трагическими. Драматический конфликт в исторической народной пьесе. Соединение героев разных эпох (Наполеон и Потемкин) в пьесе. Сюжет пьесы. Патриотический пафос народной драмы | Знать: жанры народной драматургии, ее истоки; содержание пьесы «Как француз Москву брал». Понимать: особенности подхода к изображению истории в народной драме; причины популярности пьесы в России и за рубежом; роль внесценических персонажей в пьесе; патриотический пафос народной драмы. Уметь: определять жанр народной драмы; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; объяснять появление в одной пьесе героев, которые не могли встретиться друг с другом в жизни | Характеристика героев, вопросы и задания (с. 30) | Выразительное чтение пьесы по ролям, вопросы и задания ко всей теме (с. 23) | 13.09 | 13.09 | |
5 3 | Итоговый урок по фольклору | Урок- практикум | Исполнение пьесы «Как француз Москву брал» в лицах. Сопоставление произведений разных жанров на историческую тему (былины, исторические песни и пьесы). Анализ фольклорных произведений | Знать: основные жанры и содержание фольклорных произведений исторической тематики. Понимать: значение фольклорных произведений на историческую тему для народного самосознания. Уметь: исполнять произведения фольклора; анализировать произведения разных жанров на историческую тему и сопоставлять их друг с другом; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания ко всей теме (с. 23) | Чтение статей «Историческая личность на страницах произведений Древней Руси» (с. 32-33), «Летопись» (с. 33-35) | 18.09 | 18.09 | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 часов) | |||||||||
6 1 | Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Летопись | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Возникновение древнерусской литературы. Роль принятия христианства в ее развитии. Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе Средних веков. Влияние древнерусской литературы на литературу последующих веков. Жанры древнерусской литературы. Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение исторических событий в летописях XI—XVII веков. «Повесть временных лет» как первый общерусский | Знать: теоретико-литературные понятия летопись, канон; жанры древнерусской литературы; особенности жанра летописи. Понимать: значение древнерусской литературы и ее изучения; задачи древнерусской литературы. Уметь: воспринимать и пересказывать произведения древнерусской литературы; объяснять значение устаревших слов и выражений | Выразительное чтение, анализ текста, сопоставительный анализ, вопросы и задания первого уровня (с. 36) | Выразительное чтение и пересказ фрагмента «Повести о разорении Рязани Батыем», вопросы первого и второго уровней (с. 40) 1 | 20.09 | 20.09 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
летописный свод. Источники «Повести...» — более ранние своды и записи. Историческая основа баллады А.С. Пушкина «Смерть Олега от своего коня». Словарная работа | |||||||||||
7 2 | Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем» | Урок изучения нового материала, урок- практикум | Понятие о воинской повести. Содержание и герои воинских повестей. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Время написания (XIII век — первая половина XIV века) и исторический комментарий. События и герои повести. Мужество, храбрость, самоотверженность Евпатия Коловрата. Образ Батыя. Художественные средства создания образов. Сходство повествования с былинами. Фольклорные элементы в повести. Отношение к герою неизвестного автора. Словарная работа | Знать: теоретико-л итератур ные понятия воинская повесть, анафора, гипербола; содержание «Повести о разорении Рязани Батыем». Понимать: патриотический пафос произведения; отношение неизвестного автора к герою. Уметь: воспринимать и пересказывать повесть, сопоставлять ее с былинами; выделять в тексте фольклорные элементы; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразител ьно- выразигел ьн ые средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений | Выразительное чтение, пересказ, анализ текста, сопоставительный анализ, характеристика героев, вопросы и задания первого и второго уровней, 1—2 третьего уровня (с. 40) | Задание 3 третьего уровня (с. 40), выразительное чтение «Сказания о житии Александра Невского» | 25.09 | 25.09 | |||
8 3 | Житие. «Сказание о житии IАлександра Невского» | Урок изучения нового материала, урок- прак- тикум | Понятие о житии. Жития святых как исторические повествования. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения героя в житийной литературе. Роль нравственного поучения в житиях. Художественные особенности жанра жития. Композиция жития. «Сказание о житии Александра Невского». Герой русской истории как канонизированный святой. Черты воинской повести и житийной литературы в «Сказании...». Особенности портрета Александра Невского. Роль библейских персонажей в характеристике героя. Отношение к герою неизвестного автора. Словарная работа | Знать: теоретико-литературные понятия воинская повесть, житие, агиографическая литература', содержание «Сказания о житии Александра Невского»; библейских персонажей, упомянутых в произведении. Понимать: религиозно-назидательный смысл житийной литературы; эмоциональность воинской повести; отношение автора к герою. Уметь: воспринимать и пересказывать воинскую повесть; выделять в тексте элементы композиции; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений | Выразительное чтение, пересказ, анализ текста, вопросы и задания первого и второго уровней,1—2 третьего уровня (с. 47—48) | Задание 3 третьего уровня (с. 48), выразительное чтение отрывка повести Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский», вопросы и задания первого уровня (с. 53-54) | 27.09 | 27.09 | |||
9 4 | Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | «Житие преподобного Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Роль Сергия Радонежского в политической и церковной жизни Руси. Развитие жанра жития. Историческая основа произведения Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». Элементы житийного жанра в авторском произведении XX века. Становление характера подвижника. Словарная работа | Знать: теоретико-литературные понятия житие, агиографическая литература; историю создания и историческую основу повести Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». Понимать: религиозно-назидательный смысл житийной литературы; отношение автора к герою. Уметь: воспринимать и пересказывать | Выразительное чтение, пересказ, вопросы и задания первого уровня (с. 53-54) | Устное описание картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», вопросы и задания треть- | 2.10 | 2.10 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
произведение; выделять в тексте элементы композиции; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений | его уровня (С. 54) | ||||||||||
10 5 | Образ Сергия Радонежского в литературе и живописи | Урок развития речи | Отличие жития от художественного авторского текста. Герой жития в изображении художника. История создания картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Описание репродукции картины. Композиция, герои картины. Роль пейзажа, деталей в картине. Подготовка к сочинению по произведениям древнерусской литературы. Выбор произведений, подбор материалов | Знать: историю создания картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»; этапы работы над сочинением по картине. Понимать: роль Сергия Радонежского в русской истории; отличие жития от художественного авторского текста; роль пейзажа, деталей в создании образов картины М.В. Нестерова. Уметь: составлять рассказ по репродукции; выделять элементы композиции картины; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Устное описание картины, вопросы и задания третьего уровня (с. 54) | Подготовка к сочинению по произведениям древнерусской литературы | 4.10 | 4.10 | |||
11 6 | Сочинение по произведениям древнерусской литературы | Урок развития речи | Примерные темы сочинения:
Консультации учителя | Знать: особенности древнерусской литературы; содержание и героев произведений древнерусской литературы. Понимать: значение древнерусской литературы и ее изучения. Уметь: раскрывать тему сочинения; доказывать свою точку зрения | Сочинение | Чтение повести Н.М. Карамзина «Марфа-по- садница, или Покорение Новгорода» | 9.10 | 9.10 | |||
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (3 часа) | |||||||||||
12 1 | События истории в произведениях XVIII века | Урок изучения нового материала | Жанры исторических произведений (эпические и драматические). Историческая драма и исторический герой. Я.Б. Княжнин и его пьесы на сценах русского театра. Слово о Н.М. Карамзине. Отражение и оценка русской истории в научном и художественном творчестве писателя. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского» | Знать: теоретико-литературные понятия историческая драма, историческая повесть; сведения о жизни и творчестве Н.М. Карамзина. Понимать: причины обращения писателей XVTII века к сюжетам античной и русской истории; значение научного и литературного творчества Н.М. Карамзина. Уметь: записывать основные положения лекции | Конспект лекции | Вопросы и задания первого уровня (с. 73) | 11.10 | 11.10 | |||
13 2 | Н.М. Карамзин. Историческая повесть «Марфа- | Урок изучения нового мате- | Историческая повесть Н.М. Карамзина «Марфа-посадница». Смысл предисловия к повести. Образ рассказчика. Образы-антиподы: Иван III и Марфа Борецкая. Выступления на вече князя Холмского и Марфы Борецкой. Словарная работа | Знать: историческую основу, сюжет и героев повести Н.М. Карамзина «Марфа- посадница». Понимать: смысл предисловия к повести; цель обращения ораторов (Холмского и Марфы) к отечественной истории; при- | Вопросы и задания первого уровня (с. 73) | Вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 73-74) | 16.09 | 16.09 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
посадница, или Покорение Но- вагорода» | риала, урок- беседа | чины победы Марфы в ораторском состязании. Уметь: воспринимать, выразительно читать и анализировать произведение; объяснять значение устаревших слов и выражений | ||||||
14 3 | Художественные особенности повести Н.М. Карамзина «Мар- фа-по- садница, или Покорение Но- вагорода» | Урок- практикум | Образ Марфы Борецкой. Бескомпромиссность натуры героини. Художественные средства создания образов. Средства эмоциональной выразительности (антонимы, фразеологизмы, оценочная лексика, риторические восклицания, вопросы, обращения) в речи героев. Художественный смысл финала повести и историческая реальность. Позиция автора. Словарная работа | Знать: сюжет и героев повести. Понимать: смысл финала повести; позицию автора; роль художественных средств в создании образов; значение владения приемами ораторского искусства. Уметь: характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений; определять средства эмоциональной выразительности в речи героев | Вопросы и задания второго и третьего уровней (с. 73-74) | Составление вопросов по ранее изученным произведениям XIX века исторической тематики | 18.10 | 18.10 |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (37 часов) | ||||||||
15 1 | Проблема человека и времени в произведениях XIX века | Урок изучения нового материала | Постоянство интереса читателей и писателей к историческим событиям и героям. История в произведениях классики. Создание жанра исторического романа. Массовая литература на исторические темы. Воплощение истории в произведениях разных жанров. Патриотическое звучание произведений исторической тематики. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы. Обзор произведений XIX века, изученных ранее | Знать: отличительные черты литературы XIX века; сюжеты и героев ранее изученных произведений литературы XIX века. Понимать: эстетические и нравственные уроки произведений на исторические темы. Уметь: записывать основные положения лекции; строить развернутые высказывания на основе прочитанного | Конспект лекции, вопросы и задания по произведениям XIX века, изученным ранее | Выразительное чтение стихотворения А.К. Толстого «Илья Муромец», вопросы и задания (с. 81) | 23.10 | 23.10 |
16 2 | Былины и их герои в произведениях XIX века. А.К. Толстой. Стихотворение «Илья Муромец» | Урок изучения нового материала, урок- прак- тикум | Герои и события былин в русской поэзии. Слово об А.К. Толстом. Стихотворение «Илья Муромец». Особенности жанра. Баллада как форма освоения текста древней былины. Композиция произведения. Элементы былинного стиля в стихотворении. Роль антитезы в монологе Ильи Муромца. Цельные героические характеры былинных богатырей в произведениях А.К. Толстого. Главные черты героев былин и баллад А.К. Толстого: самоотверженность, храбрость, патриотизм, человечность. Народный идеал и авторская позиция в стихотворении. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.К. Толстого; содержание стихотворения «Илья Муромец»; сюжеты и героев русских былин. Понимать: причины обращения А.К. Толстого к русским былинам; воплощение народных идеалов в образе Ильи Муромца; патриотический, вольнолюбивый пафос произведения; позицию автора; значение фольклорных мотивов в стихотворении. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; определять жанровые особенности | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 81) | Выразительное чтение стихотворения А.К. Толстого «Правда», вопросы и задания (с. 83), сообщения о былинных мотивах | 25.10 | 25.10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Сопоставление былин об Илье Муромце и стихотворения А. К. Толстого | героя и его поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения разных жанров с общим героем | |||||||
17 3 | А. К. Толстой. Стихотворение «Правда» | Урок- практикум | Стихотворение «Правда» — стилизация под былину. Былинные приемы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Поэтическая сила и обаяние стихотворений А.К. Толстого. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества (сообщения учащихся). Сопоставление отражения событий и образов богатырей в произведениях русского искусства. Прослушивание фрагментов опер Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.С. Аренского, обсуждение. Описание картин В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, иллюстраций И.Я. Билибина, Е.А. Кибрика. Словарная работа | Знать: жанровые особенности и содержание стихотворения «Правда». Понимать: смысл поучения, данного в заключительной части стихотворения; позицию автора; значение былин в русском искусстве. Уметь: определять тему и идею произведения; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять произведения разных жанров и разных видов искусства; описывать картины | Выразительное чтение, анализ поэтического текста, вопросы и задания^. 83), сообщения | Выразительное чтение «Песни о Гайавате» Г.У. Лонгфелло, вопросы и задания первого уровня (с. 95-96) | 30.10 | 30.10 |
18, 19 4 5 | Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» | Уроки изучения нового материала, уроки-бе- седы | Слово о Г.У. Лонгфелло. Поэтичность индейских поэм и преданий в «Песне о Гайавате». Особенности жанра произведения. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Близость героев поэмы к миру природы. Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэме. Сопоставление Гайаваты с мифологическими персонажами. Образность и красота поэтического языка произведения. Совершенство перевода поэмы И.А. Буниным. Сопоставление «Песни о Гайавате» с произведениями о жизни индейцев Ф. Купера, М. Рида и других писателей. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Г.У. Лонгфелло (кратко); сюжет и героев «Песни о Гайавате». Понимать: гуманистический пафос произведения; призыв автора к гармонии человека и природы; совершенство перевода поэмы И.А. Буниным; роль образов природы в произведении; заслугу Г.У. Лонгфелло в создании американского эпоса. Уметь: выразительно читать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте; сопоставлять литературные произведения друг с другом | Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 95-96) | Чтение романа В. Скотта «Айвенго», вопросы и задания (с. 98-99) | 1.11 13.11 | 1.11 13.11 |
20, 21 6 7 | В. Скогт. Роман «Айвенго» | Уроки внеклассного чтения | Слово о В. Скотте — родоначальнике ис торического романа. Изображение эпохи в романе «Айвенго». Концепция истории и человека в произведении. Жизненная достоверность, объективность повествования. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Сюжет, герои и композиция произведения. Айвенго | Знать: сведения о жизни и творчестве В. Скотта (кратко); историческую основу, сюжет и героев романа «Айвенго». Понимать: позицию автора (провозглашение кодекса чести и благородства); заслугу В. Скотта в создании жанра исторического романа: влияние писателя на создание исторических жанров художественной лите- | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 98-99) | Чтение статьи об И.А. Крылове (с. 99-101), выразительное чтение басни «Волк | 15.11 20.11 | 15.11 20.11 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Отношение автора к героям. А.С. Пушкин о В. Скотте | ратуры и на развитие Исторической науки. Уметь: пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | на псарне», вопросы и задания (с. 103) | ||||||
22 8 | И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне» | Ком- бини- рован- ный урок | Повторение и обобщение изученного о басне. Слово об И.А. Крылове. Басни И.А. Крылова на злобу дня (о событиях войны 1812 года). Патриотический пафос басни «Волк на псарне». Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Варианты басни. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 года. Актуальность басни | Знать: сведения о творчестве И.А. Крылова во время войны 1812 года; отличительные черты жанра басни; теоретико- литературные понятия олицетворение, аллегория, иносказание, эзопов язык, мораль; крылатые выражения из басен И.А. Крылова; историческую основу и содержание басни «Волк на псарне». Понимать: аллегорический смысл басни, ее патриотический пафос; значение басни во время наполеоновского нашествия. Уметь: выразительно читать и анализировать басню; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять варианты басни; давать сравнительную характеристику героев разных басен И.А. Крылова | Выразительное чтение, сопоставительный анализ, вопросы и задания (с. 103) | Выразительное чтение «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина, вопросы и задания (с. 110) | 22.11 | 22.11 |
23 9 | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | Урок изучения нового материала, урок- прак- тикум | Богатство исторической тематики в творчестве А.С. Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в «Песни о вещем Олеге». Особенности жанра (баллада). Сюжет баллады и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения. Композиция произведения. Художественные средства создания образов. Словарная работа | Знать: сведения о творчестве А.С. Пушкина на исторические темы; теоретико-литературные понятия летопись, баллада; сюжет и героев баллады «Песнь о вещем Олеге». Понимать: позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; сопоставлять балладу А.С. Пушкина с летописным источником; определять жанр произведения, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Пересказ по плану, вопросы и задания (с. 110) | Чтение фрагментов поэмы А.С. Пушкина «Полтава», вопросы и задания (с. 116) | 27.11 | 27.11 |
24 10 | А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Многоплановость героической поэмы «Полтава». Описание битвы и ее главного героя. Противопоставление образов Петра I и короля Карла. Образ Петра в поэме - образ вдохновителя победы. Патриотический пафос произведения. Элементы анализа поэтического текста. Словарная работа | Знать: содержание и основные темы поэмы «Полтава»; теоретико-литературные понятия звукопись, аллитерация, афористичность. Понимать: смысл названия поэмы; патриотический пафос произведения; позицию автора; роль звукописи в поэме. Уметь: выразительно читать фрагменты | Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания (с. 116) | Чтение фрагмента трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», вопросы и задания (с. 124) | 29.11 | 29.11 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
поэмы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; определять способы выражения авторского отношения к Петру I; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | ||||||||
25 11 | А.С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов» (отрывок) | Урок изучения нового материала, урок- беседа | История создания трагедии «Борис Годунов». Влияние «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина на творчество А.С. Пушкина. Личные обстоятельства жизни А.С. Пушкина в период написания пьесы. Основной конфликт трагедии. Столкновение преступной власти и нравственных позиций народа. Образы Пимена и Григория. Противопоставление eve гною, мирского и божественного, духовного. Понимание Пименом своей работы как долга перед потомками, «завещанного от Бога». Исторические и нравственные проблемы, поднятые во фрагменте трагедии. Афористичность поэзии А.С. Пушкина, Словарная работа | Знать: историческую основу, историю создания и содержание трагедии «Борис Годунов». Понимать: смысл противопоставления образов Пимена и Григория; гуманистический пафос трагедии; позицию автора; афористичность поэзии А.С. Пушкина. Уметь: выразительно читать и воспринимать текст; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; определять способы выражения авторского отношения к героям; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | Выразительное чтение по ролям, характеристика героев, вопросы и задания (с. 124) | Чтение повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 4.12 | 4.12 |
26 12 | Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Болдинская осень 1833 года. История создания повести «Капитанская дочка». Работа над «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой». Пугачев в историческом труде и художестве н н о м п рои зведе н и и: художестве н - нос мастерство писателя в произведениях двух различных жанров. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и герои на страницах повести. Герои и их истор ич ес кие прототипы. | Знать: историческую основу, историю создания, сюжет и героев повести «Капитанская дочка»; теоретико-литературные понятия повесть, хроника, историзм, прототип. Понимать: значение исторического труда и исторической повести А.С. Пушкина. Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев повести с их историческими прототипами; находить обшее и различное в историческом труде и художественном произведении на одну тему | Выборочный пересказ, сопоставительная характеристика героев и их прототипов | Вопросы и задания первого и второго уровней к главе! (с. 134), первого уровня к главе HI, всех уровней к главам IV—V (с. 149- 150), третьего уровня к главе VII (с. 167), 1 первого уровня, 2 второго уровня, 1-2 третьего уровня к г лаве VIII (с, 174-175), 2 третьего уровня к главе XII1 (с, 181), | 6.12 | 6.12 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
31 17 | Второстепенные персонажи в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок- практикум | Две семьи: Гриневы и Мироновы. Роль Савельича в судьбе Гринева. Две встречи Гринева и Зурина. Жители Белогорской крепости (семья капитана Миронова, Иван Игнатьич, Максимыч, попадья и др.). Отношения между героями. Добродушный юмор автора. Окружение Пугачева: общие черты и яркие индивидуальности. Сподвижники Пугачева: Белобородое и Хлопуша. Групповая характеристика членов военного совета в Оренбурге. Способы выражения позиции автора, его отношения к героям. Словесное рисование | Знать: сюжет и героев повести. Понимать: роль второстепенных персонажей в повести; роль художественных средств в создании образов; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: ориентироваться к тексте, анализировать его; составлять словесные портреты героев; давать сравнительную и групповую характеристики героев | Вопросы и задания 2—3 третьего уровня к главе III (с. 150), всех уровней к главе VI (с. 160), первого уровня к главе VII (с. 167), 1 первого уровня, 1 третьего уровня к главе IX (с. 179), всех уровней к главе X (с. 180), 1 первого уровня, 1 третьего уровня к главе XIII (с. 181) | Чтение статей «Герои исторической повести», «Историческая повесть и исторический труд» (с. 193-200), вопросы и задания первого уровня, 1, 3 второго уровня, 5 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 192-193) | 25.12 | 25.12 |
32 18 | Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок развития речи | Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд. Смысл названия повести. Связь эпиграфа к повести с сюжетом. Смысл эпиграфов к отдельным главам повести. Приметы исторической повести в композиции произведения. Роль фольклорных произведений разных жанров в повести. Обсуждение тем сочинения:
| Знать: сюжет и героев повести. Понимать: смысл названия повести, эпиграфов к произведению и его отдельным главам; позицию автора, его отношение к героям; роль фольклорных элементов в повести; совершенство пушкинской прозы. Уметь: ориентироваться в тексте; определять приметы исторической повести в композиции произведения; составлять рассказы о героях и давать нравственную оценку их поступкам; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения | Вопросы и задания первого уровня,1, 3 второго уровня, 5 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 192-193), составление плана сочинения, подбор материалов | Сочинение | 27.12 | 27.12 |
33 19 | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово оМ.Ю. Лермонтове. Чтение статьи о писателе (с. 200—202). Интерес поэта к русской истории и отражение ее в творчестве. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» — поэма об историческом прошлом Руси. Исторический сюжет и герои «Песни...». Картины быта XVI века, их | Знать: сведения о роли истории в творчестве МЛО. Лермонтова: теоретико-литературное понятие историческая поэма: сюжет и героев «Песни...». Понимать: роль художественных средств, характерных для фольклорных произведений, в создании образов; роль картин старинного быта для понимания характе- | Вопросы и задания первого и второго уровней (с. 221) | Чтение статьи «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого | 15.01 | 15.01 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое Руси в поэме | значение для понимания характеров и идеи поэмы. «Песня...» как лироэпическое произведение. Художественные средства, характерные для фольклорных произведений (зачин, повторы, диалоги, концовка, постоянные эпитеты, образный параллелизм), их роль в создании образов. Комментированное чтение. Обучение выразительному чтению. Словарная работа | ров, идеи поэмы; драматический пафос произведения. Уметь: выразительно читать текст; определять особенности жанра произведения; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение устаревших слов и выражений | купца Калашникова» (с. 203-205), вопросы и задания третьего уровня (с. 221) | ||||||
34 20 | Проблема долга и чести в «Песне про... купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова | Урок- бе- седа, урок- прак- тикум | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным, трагическое столкновение героев. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Позиция Кирибеевича. Суд царский и суд народный в поэме. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Понятие о фольклоризме литературы. Романтическое изображение природы как фона событий. Иллюстрации к повести | Знать: сюжет и героев «Песни...». Понимать: смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным; роль фольклорных традиций в произведении; позицию автора, его антидеспотические настроения. Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять образ Ивана Грозного в исторической песне «Правеж» и в поэме М.Ю. Лермонтова; объяснять значение устаревших слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему | Вопросы и задания третьего уровня (с. 221) | Чтение повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 17.01 | 17.01 | |
35 21 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои повести | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово о Н.В. Гоголе. Интерес писателя к историческому прошлому. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Способы создания образа эпохи. Образы Тараса и его сыновей. Портрет Тараса Бульбы. Главное в жизни Тараса. Судьба матери и жены казака. Пейзаж, интерьер, их роль в повести. Художественные средства создания образов. Комментированное чтение главы I. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; теоретико-литературное понятие историческая повесть; сюжет и героев повести «Тарас Бульба». Понимать: роль портрета, интерьера в создании характеров; отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и выборочно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших и диалектных слов | Выразительное чтение, аналитический пересказ, вопросы и задания к главе I (с. 238) | Вопросы и задания первого уровня к главе II (с. 249-250), всех уровней к главам III и IV (с. 254) | 22.01 | 22.01 | |
36 22 | Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Урок- беседа | Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, удаль, самоотверженность, стойкость, верность боевому товариществу. Бытовые и художественные детали, их роль в изображении героев. Словарная работа | Знать: сюжет и героев повести. Понимать: роль деталей в создании образов; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и выборочно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль; объяснять значение устаревших и диалектных слов | Вопросы и задания первого уровня к главе II (с. 249-250), всех уровней к главам III и IV (с. 254) | Вопросы и задания к главам V-VII (с. 254-255) | 24.01 | 24.01 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
37 23 | Сравнительная характеристика Остапа и Андрия | Урок- прак- тикум | Общее и различное в братьях. Поведение Остапа и Андрия в первых сражениях. Любовь Андрия. Идеальный образ польской панны. Черты романтического героя в Андрии. Изменения в поведении героя. Героическая личность Остапа. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Осуждение предательства. Бескомпромиссность Тараса Бульбы. Отношение автора к героям. Художественные средства создания образов. Развитие понятия о литературном герое | Знать: сюжет и героев повести; теорети- ко-л итературн ые понятия романтический герой, портрет, гипербола, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение. Понимать: отношение автора к героям. Уметь: выразительно читать и выборочно пересказывать текст; давать сравнительную характеристику героев; прослеживать изменения в характере и поступках героев и объяснять причины этих изменений; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Сравнительная характеристика героев, вопросы и задания к главам V-VII (с. 254-255) | Вопросы и задания к главам VIII—XII, 3 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 267-268) | 29.01 | 29.01 |
38 24 | Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Урок- беседа | Мастерство Н.В. Гоголя в изображении батальных сцен и создании героических характеров. Битва под Дубно. Подвиги запорожцев в борьбе за родную землю. Тема массового героизма и патриотизма. Речевая характеристика Тараса Бульбы. Трагедия и величие Тараса Бульбы. Голос автора в повести. Своеобразие, сочность, яркость, образность языка. Художественные средства в описании героики сражения. Сходство запорожцев с былинными богатырями. Сочетание юмора, драматизма, трагизма в повести | Знать: сюжет и героев повести. Понимать: смысл финала повести; патриотический пафос произведения; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и выборочно пересказывать текст; находить фольклорные элементы в повести; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в характере героев и объяснять причины этих изменений; определять соотношение в повести юмора и драматизма, трагизма | Вопросы и задания к главам VIII—XII (с. 267), художественный пересказ | Вопросы и задания второго и третьего уровней к главе II (с. 250) | 31.01 | 31.01 |
39 25 | Образы природы в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Урок- практикум | Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Роль пейзажа. Мастерство Н.В. Гоголя в изображении природы. Лирические отступления в повествовании, их роль | Знать: сюжет и героев повести. Понимать: поэтический характер изображения природы в повести; роль пейзажа, лирических отступлений в произведении; мастерство Н.В. Гоголя в изображении природы. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Вопросы и задания второго и третьего уровней к главе II (с. 250), второго уровня ко всему тексту повести (с. 267) | Вопросы и задания первого уровня, 1—2, 4 третьего уровня ко всему тексту повести (с. 267-278) | 5.02 | 5.02 |
40 26 | Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Урок развития речи | «Тарас Бульба» как историческая повесть. Чтение статьи «Героическая личность» (с. 268). Обсуждение тем сочинения:
| Знать: сюжет и героев повести; этапы работы над сочинением. Понимать: позицию автора, его нравственные идеалы: роль художественных средств в произведении; значение повести в русской культуре. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; строить развернутые высказывания на основе прочитанного: аргументиронп'п» спою точку зрения | Составление плана сочинения, подбор материалов | Сочинение, выразительное чтение и анализ одного из стихотворений раздела «Мотивы былого в лирике поэ- гоп XIX иска» | 7.02 | 7.02 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». 6. Запорожская Сечь как воплощение авторских идеалов | • | (с. 4-18)*, вопросы и задания ко всей теме (с. 19) | ||||||
41, 42 27 28 | Мотивы былого в лирике поэтов XIX века | Уроки изучения нового материала, уроки- практикумы | Обращение поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний поэта. Яркая индивидуальность поэтов в художественной оценке минувшего. Философская глубина содержания миниатюры В.А. Жуковского «Воспоминание». Ключевые слова в стихотворении «Песня». Чувство истории в стихотворении А.С. Пушкина «Воспоминание». Роль исторической параллели в стихотворении «Стансы». Человек и власть в стихотворении «Анчар». Историческая элегия Д.В. Давыдова «Бородинское поле». Мотивы одиночества в стихотворении И.И. Козлова «Вечерний звон». Отражение исторических событий в стихотворении Ф.Н. Глинки «Москва». Фольклорные мотивы в «Солдатской песне о Севастополе» А.Н. Апухтина | Знать; стихотворения русских поэтов на исторические темы; теоретико-литературные понятия сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, риторические фигуры. Понимать: своеобразие отражения истории в л ирических произведениях; философскую глубину и лирический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанры, темы и идеи; определять способы отражения истории в лирике; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и определять их роль; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях; сопоставлять поэтические произведения друг с другом | Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 5—6, 6-7, 8, 9, 10-11, 12, 14, 16-17, 19) | Сообщения о жизни и творчестве А. Дюма, чтение романа «Три мушкетера», вопросы и задания (с. 22) | 12.02 14.02 | 12.02 14.02 |
43, 44 29 30 | А. Дюма. Роман «Три мушкетера» | Уроки внеклассного чтения | Слово об А. Дюма (сообщения учащихся). Авантюрно-исторические романы А. Дюма. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость выражения авторской позиции. Причина популярности романов А. Дюма. Черты исторического и авантюрного романа в произведении «Три мушкетера». Главное действующее лицо романа. Кодекс чести героев. Подлинные исторические события в романе. Приметы времени в произведении. Роль пейзажа, интерьера в романе. Инсценировки и киноварианты сюжета | Знать: сведения о жизни и творчестве А. Дюма; теоретике-литературное понятие авантюрно-исторический роман; сюжет и героев романа «Три мушкетера». Понимать: смысл названия романа; позицию автора, его нравственные идеалы; причины популярности романа. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; выборочно пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; определять соотношение реального и вымышленного в романе; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Сообщения, выборочный пересказ, анализ текста, вопросы и задания (с. 22) | Выразительное чтение баллады А. К. Толстого «Василий Шибанов», вопросы и задания (с. 29-30) | 19.02 21.02 | 19.02 21.02 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
45 31 | А.К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово об А.К. Толстом. Интерес писателя к национальной старине. Баллада «Василий Шибанов». Композиция произведения. Подлинные исторические лица баллады: царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов — воплощение необычайной, бескорыстной, искренней преданности и верности. Василий Шибанов как нравственный идеал автора. Изобразительно- выразительные средства, их роль в балладе. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве А. К. Толстого; сюжет и героев баллады «Василий Шибанов»; теоретико-литературные понятия баллада, завязка, кульминация, развязка, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, антитеза, гипербола. Понимать: позицию автора, его нравственные идеалы. Уметь: выразительно читать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; объяснять значение устаревших слов и выражений | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 29-30) | Чтение глав романа А. К. Толстого «Князь Серебряный», вопросы и задания первого и третьего уровней (с. 43), первого и второго уровней, 1—4 третьего уровня ко всему тексту романа (с. 68-69) | 26.02 | 26.02 |
46, 47 32 33 | А. К. Толстой. Роман «Князь Серебряный» | Уроки внеклассного чтения | Эпоха и ее воспроизведение в романе. Понятие об опричнине. Сюжет и главные герои романа. Исторические лица (царь Иван IV Грозный, Борис Годунов, Малюта Скуратов и др.). Вымышленные герои, их роль в повествовании. Кодекс чести главных героев. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Сопоставление поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова» и романа А.К. Толстого. Словарная работа | Знать: теоретико-литературное понятие исторический роман; историческую основу, сюжет и героев романа «Князь Серебряный». Понимать: связь исторического романа с фольклором; патриотический пафос произведения; позицию автора, его нравственные идеалы. Уметь: выразительно читать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; сопоставлять литературные произведения на одну тему; объяснять значение устаревших слов и выражений | Выборочный пересказ, анализ текста, вопросы и задания всех уровней (с. 43, 54-55, 67), первого и второго уровней, 1—4 третьего уровня ко всему тексту романа (с. 68-69) | Задание 5 третьего уровня ко всему тексту романа (с. 69), чтение статьи «Вымысел и реальность в художественном произведении» (с. 69-71) | 28.02 5.03 | 28.02 5.03 |
07.03 | 07.03 | |||||||
48 34 | Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте | Повтори- тель- но- обоб- щаю- щий урок | Соотношение вымысла и реальности в романе. Психологическая достоверность образов вымышленных героев. Главная мысль романа о губительности деспотической власти. Значение народной речи в литературном тексте. Народная песня на страницах романа. Богатство пословиц и поговорок в романе. Мастерство писателя в изображении эпохи | Знать: способы создания исторической картины в художественном произведении. Понимать: роль народной речи в произведении; мастерство писателя в изображении эпохи. Уметь: анализировать произведение, определять его тему и идею; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; определять соотношение реального и вымышленного в романе | Вопросы и задания (с. 72) | Сообщения о жизни и творчестве J1.H. Толстого, чтение рассказа «После бала» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
49 35 | Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Слово о Л.Н. Толстом (сообщения учащихся). Отражение русской истории в произведениях писателя. Рассказ «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Особенности композиции произведения (рассказ в рассказе). Два рассказчика. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Чувства Ивана Васильевича на балу и после бала. Роль случая в судьбе героя. Социально-нравственные проблемы рассказа. Моральная ответственность человека за происходящее. Критическая сила рассказа. Гуманистический пафос произведения. Смысл названия рассказа | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и героев рассказа «После бала». Понимать: смысл названия рассказа; гуманистический пафос произведения; позицию автора. Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему; определять тему и идею произведения, элементы композиции; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения во внутреннем мире героя; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль | Вопросы и задания (с. 83-85) | Чтение статьи «Контраст как композиционный прием» (с. 85-86), вопросы и задания (с. 86) | 12.03 | 12.03 |
50 36 | Контраст как композиционный прием | Урок- практикум | Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя, как способ выражения авторской позиции. Сопоставление частей рассказа. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, красочные и звуковые образы при ее создании. Художественное мастерство писателя | Знать: сюжет и героев рассказа; понятие контраст. Понимать: роль приема контраста, антонимов в рассказе; правдивость произведения; художественное мастерство писателя. Уметь: сопоставлять части рассказа и находить в них контрастные красочные и звуковые образы | Сопоставительный анализ частей рассказа, вопросы и задания (с. 86) | Чтение статьи «Время и пространство в художественном тексте» (с. 86-88), вопросы и задания (с. 88) | 14.03 | 14.03 |
51 37 | Время и пространство в художественном тексте | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Особенности организации художественного времени и пространства в рассказе «После бала». Роль глаголов прошедшего времени в рассказе. Соотнесение времени повествования с временем создания произведения, его актуальность. Пространство действия в рассказе. Связь времени действия рассказа с организацией пространства в произведении. Расширение рамок времени и пространства. Роль деталей в рассказе. Обсуждение тем сочинения:
| Знать: теоретико-литературные понятия художественное время, художественное пространство; историческую основу рассказа «После бала». Понимать: роль деталей в рассказе; связь времени и пространства в произведении. Уметь: соотносить пространственно-временные характеристики и определять способы расширения рамок времени и пространства в произведении | Вопросы и задания (с. 88) | Сочинение | 19.03 | 19.03 |
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (14 часов) | ||||||||
52 1 | Автор и время на страницах про- | Урок изучения но- | Жанры произведений исторической тематики: общее и различное. Причины популярности произведений на исторические темы. Судьба исторических жанров в современной | Знать: отличительные черты литературы XX века; авторов и героев ранее изученных произведений XX века. Понимать: эстетические и нравственные | Конспект лекции, вопросы по произведениям XX века, | Выразительное чтение одного из произведе- | 21.03 | 21.03 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
изведений XX века | вого материала | русской литературе. Способы проявления авторской позиции в художественном произведении на историческую тему | уроки произведений исторической тематики. Уметь: записывать основные положения лекции | изученным ранее | ний раздела «Былины и их герои в поэзии XX века» (с. 91-100) | |||
53, 2 | Былины и их герои в поэзии XX века | Уроки изучения нового материала, | Слово о поэтах XX века и их творчестве. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И.А. Бунина «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья». Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство в создании исторических образов и совершенство языка, богатство и разнообразие ритмики стихотворений. Былинные мотивы в творчестве К.Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк. Характер комического в стихотворении Е.М. Винокурова «Богатырь» | Знать: о трансформации образа былинного героя в лирике XX века; стихотворения поэтов XX века на былинные мотивы. Понимать: смысл названий стихотворений; своеобразие отражения прошлого в стихотворениях поэтов XX века. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения, определять их жанры, темы и идеи; сопоставлять стихотворения разных авторов на былинные сюжеты; находить в поэтических текстах изобрази- тельно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять стихотворения с произведениями живописи | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 93, 94, 95, 97-98, 100-101), вопросы и задания 1—2 ко всей теме (с. 101) | Задание 3 ко всей теме (с. 101), чтение рассказа Ю.Н. Тынянова «Подпоручик Киже», вопросы и задания (с. 104-105) | 2.04 | 2.04 |
54 3 | Ю.Н. Тынянов. Рассказ «Подпоручик Киже» | Урок внеклассного чтения | Слово о Ю.Н. Тынянове. Исторические романы и повести писателя. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Особенности осмысления исторического сюжета Ю.Н. Тыняновым. Анекдотичный сюжет рассказа. Роль иронии и гротеска в произведении. Язык и стиль, помогающие воссоздать картины русской истории. Словарная работа | Знать: сведения о жизни и творчестве Ю.Н. Тынянова; содержание рассказа «Подпоручик Киже»; теоретико-литературные понятия гротеск, ирония. Понимать: роль иронии и гротеска в произведении. Уметь: анализировать текст, определять его жанр, тему и идею; сопоставлять несуществующего персонажа (Киже) с подобными персонажами других произведений (Н.В. Гоголь «Ревизор», А.С. Пушкин «Дубровский»); объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | Задание 3 ко всей теме (с. 101), вопросы и задания (с. 104-105) | Чтение повести Ю.Н. Тынянова «Восковая персона» | 4.04 | 4.04 |
55, 4 | Ю.Н.Тынянов. Повесть «Восковая персона» | Уроки изучения нового материала, уроки- беседы | «Восковая персона» — повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. Трагедия Петра I: отсутствие преемника великих дел на благо России. Окружение Петра. Эпическое и лирическое в повести. Особенности языка и стиля писателя. Роль эпиграфов к главам. Юмор в повести. Словарная работа | Знать: историческую основу, сюжет и героев повести «Восковая персона». Понимать: смысл названия произведения; роль эпиграфов к главам; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выразительно читать и анализировать произведение, определять его жанр, тему и идею; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте | Вопросы и задания (с. 117-118, 122, 132-133) | Чтение романа М. Ал- данова «Чертов мост», вопросы и задания (с. 135-136) | 9.04 | 9.04 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
56 5 | М. Алда- нов. Роман «Чертов мост» | Урок внеклассного чтения | Слово о М. Алданове. Исторические романы и повести писателя. Родная история и история Европы в его произведениях. Тетралогия «Мыслитель» — воссоздание эпохи Великой французской революции. «Чертов мост» — второй роман тетралогии. Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе. Роль повествователя в романе. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведении | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Алданова; теоретикоглитературное понятие тетралогия; историческую основу, сюжет и героев романа «Чертов мост». Понимать: смысл названия произведения; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выборочно пересказывать и анализировать произведение, определять его жанр, тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 135-136) | Чтение миниатюры С. Цвейга «Невозвратимое мгновение», вопросы и задания (с. 139-140) | 11.04 | 11.04 |
57 6 | С. Цвейг «Невозвратимое мгновение» (Ватерлоо, 18 июня 1815 года) | Урок внеклассного чтения | Слово о С. Цвейге. Исторические миниатюры «Звездные часы человечества». Обостренное чувство времени в миниатюрах С. Цвейга. «Невозвратимое мгновение». Попытка осознать причины событий истории. Особенности композиции произведения. Мастерство батальных сцен в исторической миниатюре. Образ Наполеона и отношение к нему автора. Взгляд писателя на роль личности в истории | Знать: сведения о жизни и творчестве С. Цвейга; теоретико-литературное понятие историческая миниатюра', историческую основу, сюжет и героев миниатюры «Невозвратимое мгновение». Понимать: смысл названия произведения; позицию автора, его отношение к героям; философские взгляды писателя. Уметь: выразительно читать и анализировать произведение, определять его жанр, тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 139-140) | Чтение отрывков романа Б.Л. Васильева «Утоли моя печали...» | 16.04 | 16.04 |
58 7 | Б Л. Васильев. Роман «Утоли моя печали...» | Урок внеклассного чтения | Слово о Б.Л. Васильеве. Изображение ходынской трагедии (18 мая 1896 года). Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Судьбы представителей русской интеллигенции. Чувство ответственности за судьбу страны. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории как расширение палитры исторической прозы. Исторические лица (Николай II, великий князь Сергей Александрович, В.И. Немирович-Данченко, террористы И. Каляев и Б. Савинков) и вымышленные герои. Трагические судьбы членов семьи Хомяковых — Олексиных. Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы | Знать: сведения о жизни и творчестве Б.Л. Васильева (кратко); историческую основу, сюжет и героев романа «Утоли моя печали...». Понимать: смысл названия романа; исторический и художественный смысл символов в описании ходынской трагедии; зависимость жизни человека от хода истории; позицию автора, его отношение к героям. Уметь: выборочно пересказывать и анализировать произведение, определять его жанр, тему и идею; характеризовать героев и их поступки | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 143, 148, 155, 157, 162-163) | Чтение раздела «Великая Отечественная война в лирике XX века» (с. 163-178), выразительное чтение и анализ одного стихотворения | 18.04 | 18.04 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Наденьки от происходящих событий. Проблема политического террора в романе. Смысл названия романа. Вопрос об историческом пути России. Актуальность романа | ||||||||||
59, 8 | Великая Отечественная война в лирике XX века | Уроки- кон- церты | Тема Великой Отечественной войны в литературе. Сочетание гражданских и интимных мотивов в поэзии этого периода. Страстный призыв выстоять в тяжких испытаниях в стихотворениях А.А. Ахматовой «Клятва» и «Мужество». Кровная связь образа Москвы с образом всей страны в стихотворении А.А. Прокофьева «Москве». Образ русской земли в стихотворении К.М. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Противопоставление войны и детства в балладе А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста». Противоестественность и бесчеловечность войны в стихотворении Ю.В. Друниной «Зинка». Утверждение жизни в стихотворении М.А. Дудина «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях...». Причины популярности песни на стихи А. А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь...». Фольклорные песенные традиции в стихотворении М.В. Исаковского «Огонек». Эхо войны, осмысление ее влияния на судьбы людей в произведениях XX века, ставших песнями (Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики», Е.М. Винокуров «В полях за Вислой сонной...», B.C. Высоцкий «Штрафные батальоны») | Знать: произведения русских поэтов о Великой Отечественной войне. Понимать: нравственную проблематику стихотворений, их патриотический, гуманистический пафос; сочетание трагических и жизнеутверждающих мотивов в поэтических произведениях. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 166-167, 168, 170, 172, 173, 174, 175, 178) | Выразительное чтение по ролям фрагментов пьесы Л.М. Леонова «Золотая карета» | 23.04 | 23.04 | ||
60 9 | Л.М.Леонов. Пьеса «Золотая карета» | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Тема Великой Отечественной войны в литературе послевоенных лет. Слово о Л .М. Леонове. Исторические и философско-нравственные раздумья автора о Великой Отечественной войне, о сущности человеческого счастья, о возмездии за содеянное. Судьбы героев пьесы «Золотая карета» и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолковании их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы. Конфликт пьесы. Понимание патриотизма автором и героями пьесы. Выбор персонажами жизненного пути. Роль авторских ремарок в пьесе. Символика названия произведения | Знать: сведения о жизни и творчестве Л.М. Леонова (кратко); историческую основу, историю постановки, сюжет и героев пьесы «Золотая карета». Понимать: суть конфликта в пьесе; смысл названия произведения; символические образы пьесы; патриотический пафос произведения; смысл финала пьесы; позицию автора, его философские взгляды, отношение к героям. Уметь: выразительно читать текст по ролям; анализировать произведение, определять его жанр, тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные | Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 195-196) | Чтение раздела «Мотивы былого в лирике поэтов XX века» (с. 196-216), выразительное чтение и анализ одного стихотворения | 25.04 | 25.04 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
средства и определят^ их роль; объяснять роль символов в пьесе ', | ||||||||||
61, 10 | Мотивы былого в лирике поэтов XX века | Уроки изучения нового материала, уроки-беседы | Традиционное внимание поэтов к событиям родной истории. Тема прошлого как одна из главных тем лирики поэтов XX века. Многогранность осмысления былого поэтами Серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего. Соединение прошлого, настоящего и будущего в сонете В.Я. Брюсова «Тени прошлого». Смысл сопоставления времени восстания декабристов с современностью в стихотворении З.Н. Гиппиус «14 декабря». Изысканность художественной формы стихотворения Н.С. Гумилева «Старина». Движение времени в стихотворении «Прапамять». Роль сопоставлений в воссоздании картин минувшего и настоящего в стихотворении М.А. Кузмина «Летний сад». Преклонение перед Москвой уходящей в стихотворении М.И. Цветаевой «Домики старой Москвы». Роль обращений в стихотворении «Генералам двенадцатого года». Образ России в стихотворении Е.А. Евтушенко «Когда звонят колокола». Отношение к прошлому в стихотворении B.C. Высоцкого «Зарыты в нашу память на века...» | Знать: теоретико-литературные понятия сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, риторические фигуры; стихотворения поэтов XX века о прошлом. Понимать: лирический пафос стихотворений; причины пристального внимания к осмыслению минувшего в лирике XX века. Уметь: записывать основные положения лекции; анализировать стихотворения, определять их жанры, темы и идеи; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в стихотворениях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль | Выразительное чтение, анализ поэтических текстов, вопросы и задания (с. 200, 201-202,
| Вопросы и задания (с. 217), итоговые вопросы и задания (с. 218) | 30.04 | 30.04 | ||
62 63 64 65 66 11 12 13 14 15 | \ | \ | Модуль”Наш Шолохов”(Изучение казачьих песен) Казачьи песни. История их происхождения Литературно- музыкальная композиция «Многоликий Шолохов» Литературный журнал «Наш Шолохов» Прослушивание отрывков из оперы. И Дзержинского «Тихий Дон» с обсуждением Радиоспектакль с музыкальным сопровождением «Они сражались за Родину» | \ | \ | \ | 7.05 14.05 16.05 21.05 23.05 | 7.05 14.05 16.05 21.05 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-19190-1478080380.jpg)
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.
*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-216225-1362454127.jpg)
Программа по русскому языку 5 класс по учебнику "Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов и др."
Программа является примерной...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392683-1390901959.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-693559-1445502234.jpg)
Рабочая программа по литературе УМК Курдюмовой 6 класс
Структура документаРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:1. Пояснительную записку;2. требования к уровню подготовки учащихся;3. содержа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/11/picture-157730-1355224834.jpg)
Рабочая программа по литературе. УМК Курдюмовой Т.Ф. 10 класс
Данная программа разработана по УМК Курдюмовой Т.Ф.Русский язык и литература. Литература 10 класс (базовый уровень). Издательство "Дрофа"....
Программа по русскому языку 10 класс. учебник Львовой
Программапо русскому языку 10 класс по учебнику Львовой....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1368193-1638621919.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...