Рабочая программа по русскому языку 6 класс Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)
Рабочая программа русский язык к учебнику Ладыженской
Рабочая программа литература к учебнику Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._rus.yaz_6_kl._skan.docx | 1.1 МБ |
rab._progr._po_lit-re_6_kl._skan.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2012 год.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
• Устное народное творчество.
• Древнерусская литература.
• Русская литература XVIII века.
• Русская литература XIX века.
• Русская литература XX века.
• Литература народов России.
• Зарубежная литература.
• Обзоры.
• Сведения по теории и истории литературы.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Данная программа рассчитана на 70 ч, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений. Обязательное изучение литературы осуществляется в объёме:
в 5 классе — 70 ч,
в 6 классе — 70 ч,
в 7 классе — 70 ч,
в 8 классе —70 ч,
в 9 классе — 102 ч.
В ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат» на изучение предмета «Литература» в 6 классе отведено 3 часа в неделю (102 часа в год) – 1 час из школьного компонента.
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы в основной школе.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
Введение. 1 час
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 4 ч)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».
Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)
P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. (4 ч)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
Иван Андреевич Крылов. (3 ч)
Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
К. Р. Контрольная работа № 2 по теме «Басня».
P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (46 ч)
Александр Сергеевич Пушкин. (15 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 3 по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.
Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.
Иван Сергеевич Тургенев (5 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.
Федор Иванович Тютчев (6 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Николай Алексеевич Некрасов (4 ч)
Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов.
P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Семенович Лесков (5 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
КР № 7 по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова.
Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.
Антон Павлович Чехов (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4 ч)
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
КР № 8 по стихотворениям русских поэтов XIX века
РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (24 часов)
Александр Иванович Куприн (2 ч)
«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Андрей Платонович Платонов (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.
Александр Степанович Грин (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).
Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.
Произведения о Великой Отечественной войне (8 ч)
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).
P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Виктор Петрович Астафьев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
К. р. контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Валентин Григорьевич Распутин. (3 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Родная природа в русской поэзии XX века (2 ч)
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,
выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Николай Михайлович Рубцов.
Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)
К.Р. Контрольная работа N° 10 по стихотворениям о природе поэтов XX в.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Писатели улыбаются (4 ч)
Василий Макарович Шукшин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе
Фазиль Искандер.(2 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
Из литературы народов России (2 ч)
Габдулла Тукай (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.
Кайсын Кулиев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (16 ч)
Мифы Древней Греции (3 ч)
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).
Геродот (3 ч)
«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер (2ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).
Подведение итогов за год (5 ч)
Итоговый тест.
Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта и программы В.Я. Коровиной. Содержание программы реализовано в УМК под редакцией В.Я. Коровиной (издательство «Просвещение»).
Тематическое планирование.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 4 |
Из древнерусской литературы. | 2 |
Из русской литературы ХVIII века | 1 |
Из русской литературы XIX века. | 54 |
Из русской литературы XX века. | 28 |
Зарубежная литература. | 11 |
Повторение пройденного. | 1 |
Всего часов | 102 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Сроки | Примечание | |
по плану | по факту | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Писатели – создатели, хранители и любители книги | 02.09-03.09 | ||
2 | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | 02.09-03.09 | ||
3 | Художественные особенности календарно-обрядовых песен | 06.09-10.09 | ||
4 | Пословицы и поговорки | 06.09-10.09 | ||
5 | Р/Р Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора | 06.09-10.09 | ||
6 | «Повесть временных лет». | 13.09-17.09 | ||
7 | «Сказание о белгородском киселе». | 13.09-17.09 | ||
8 | Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха». | 13.09-17.09 | ||
9 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей» | 20.09-24.09 | ||
10 | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик» | 20.09-24.09 | ||
11 | Контрольная работа по теме «Басни» | 20.09-24.09 | ||
12 | А. С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И. И. Пущину» | 27.09-01.10 | ||
13 | А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник». | 27.09-01.10 | ||
14 | Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха | 27.09-01.10 | ||
15 | История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. I) | 04.10-08.10 | ||
16 | Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (гл. II-III) | 04.10-08.10 | ||
17 | Р/р Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (гл. IV-V) | 04.10-08.10 | ||
18 | Р/р Что заставило Дубровского стать разбойником? (гл. VI-VII) | 18.10-22.10 | ||
19 | Учитель (гл. VIII-X) | 18.10-22.10 | ||
20 | Р/р Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл. XI-XVI) | 18.10-22.10 | ||
21 | Два мальчика (гл. XVII) | 25.10-28.10 | ||
22 | Развязка романа (гл. XVIII-XIX) | 25.10-28.10 | ||
23 | Контрольная работа по роману «Дубровский» | 25.10-28.10 | ||
24 | Р/р Подготовка к сочинению | 08.11-12.11 | ||
25 | А. С. Пушкин «Повести Белкина» | 08.11-12.11 | ||
26 | А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка» | 08.11-12.11 | ||
27 | М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи» | 15.11-19.11 | ||
28 | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» | 15.11-19.11 | ||
29 | М. Ю. Лермонтов «Листок», «Утёс» | 15.11-19.11 | ||
30 | Контрольная работа по стихотворениям М.Ю. Лермонтова | 22.11-26.11 | ||
31 | И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» | 22.11-26.11 | ||
32 | Герои рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» | 22.11-26.11 | ||
33 | Рассказы героев «Бежина луга» | 29.11-03.12 | ||
34 | Природа и её роль в рассказах Тургенева. | 29.11-03.12 | ||
35 | Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по «Запискам охотника») | 29.11-03.12 | ||
36 | Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева | 06.12-10.12 | ||
37 | Р/р Человек и природа в стихотворениях Тютчева | 06.12-10.12 | ||
38 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета | 06.12-10.12 | ||
39 | Р/р Сопоставление пейзажной лирики Тютчева и Фета | 13.12-17.12 | ||
40 | А. А. Фет «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | 13.12-17.12 | ||
41 | Контрольная работа по творчеству Тютчева, Фета | 13.12-17.12 | ||
42 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». | 20.12-24.12 | ||
43 | Картины подневольного труда в стихотворении | 20.12-24.12 | ||
44 | Композиция стихотворения «Железная дорога» | 20.12-24.12 | ||
45 | Р/р Трёхсложные размеры стиха | 27.12-28.12 | ||
46 | Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ «Левша» | 10.01-14.01 | ||
47 | Характеристика персонажей сказа | 10.01-14.01 | ||
48 | «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши | 10.01-14.01 | ||
49 | Особенности языка сказа «Левша». | 17.01-21.01 | ||
50 | Р/р Контрольное сочинение по творчеству Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова. | 17.01-21.01 | ||
51 | А.П. Чехов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Толстый и тонкий» | 17.01-21.01 | ||
52 | Особенности юмора в рассказе «Толстый и тонкий» | 24.01-28.01 | ||
53 | В/чт Юмористические рассказы Чехова | 24.01-28.01 | ||
54-55 | Стихотворения о природе Е. А. Баратынского, Я. П. Полонского, А. К. Толстого | 24.01-28.01 | ||
56 | Р/р Анализ стихотворения | 31.01-04.02 | ||
57 | Контрольная работа по литературе XIX века | 31.01-04.02 | ||
58 | А.И.Куприн «Чудесный доктор». | 31.01-04.02 | ||
59 | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | 07.02-11.02 | ||
60 | А.С.Грин «Алые паруса». Автор и его герои | 07.02-11.02 | ||
61 | Победа романтической мечты над реальностью жизни. | 07.02-11.02 | ||
62 | «Алые паруса» как символ воплощения мечты | 14.02-18.02 | ||
63 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. «Неизвестный цветок» | 14.02-18.02 | ||
64 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок» | 14.02-18.02 | ||
65 | В/чт «Ни на кого не похожие» герои А. П.Платонова | 21.02-25.02 | ||
66-67 | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне | 21.02-25.02 21.02-25.02 | ||
68 | В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | 28.02-04.03 | ||
69 | Нравственные проблемы рассказа | 28.02-04.03 | ||
70 | Р/р Творческая работа по рассказу Астафьева | 28.02-04.03 | ||
71 | В.Г.Распутин «Уроки французского» | 07.03-11.03 | ||
72 | Нравственные проблемы рассказа | 07.03-11.03 | ||
73 | Смысл названия рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» | 07.03-11.03 | ||
74 | В. М. Шукшин «Критики» | 14.03-18.03 | ||
75 | Образ «странного» героя в рассказе Шукшина | 14.03-18.03 | ||
76-77 | Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». | 14.03-18.03 21.03-23.03 | ||
78-79 | Стихотворения о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой | 21.03-23.03 21.03-23.03 | ||
80-81 | Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова. | 04.04-08.04 04.04-08.04 | ||
82-83 | Родина в стихотворениях Г. Тукая и К. Кулиева | 04.04-08.04 11.04-15.04 | ||
84 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла | 11.04-15.04 | ||
85 | «Легенда об Арионе» | 11.04-15.04 | ||
86-88 | Гомеровский эпос. «Илиада», «Одиссея». Проверочная работа. | 18.04-22.04 18.04-22.04 | ||
89 | Контрольная работа по древнегреческим мифам и поэмам Гомера | 18.04-22.04 25.04-29.04 | ||
90 | В/чт М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот» | 25.04-29.04 | ||
91 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». | 25.04-29.04 | ||
92-93 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» | 02.05-06.05 02.05-06.05 | ||
94-95 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча | 02.05-06.05 10.05-13.05 | ||
96-97 | Итоговая контрольная работа | 10.05-13.05 10.05-13.05 | ||
98 | Анализ итоговой работы | 16.05-20.05 | ||
99-102 | Резервные уроки | 16.05-20.05 16.05-20.05 |
За год дано_______уроков, программа скорректирована и выполнена.
Учитель_______________/ И.С. Белая/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс. Рабочая программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе общеобразова-тельных учреждений (5-11 класс (Базовый и профильный уровни)) под редакцией...
Рабочая тетрадь по русскому языку Путешествие в город Текст 5 класс
Дорогие пятиклассники!Приглашаю вас в увлек...
рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой
Рабочая учебная программа по русскому языку по программе С.И. Львовой по стандартам 2004г. Включены уроки регионального компонента...
рабочая учебная программа по русскому языку по типовой программе С.И. Львовой, Н.Г. Гольцовой 3 ступень
Рабочая учебная программа рассчитана на 1 недельный час (базовый уровень)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочие материалы по русскому языку и литературе 5, 7-9 классы на 2014-2015 учебный год.
Рабочие программы по русскому языку 5класс по программе Рыбченковой, остальные по программе Ладыженской. рабочие программы по литературе по программе Коровиной....
Интегрированная программа по русскому языку и родному русскому языку 7 класс Шмелев
Интегрированная программа по русскому языку и родному русскому языку 7 класс Шмелев...