Литература. 7 класс. Планирование.
календарно-тематическое планирование (литература, 7 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе по программе В. Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_klass_planirovanie.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе
7 класс
Программа «Литература» Под редакцией В. Я Коровиной
№ урока | Дата | Тема урока | Наглядность | |||
1 четверть | ||||||
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Презентация | ||||
2 | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | Презентация | ||||
3 | Понятие о былине. Собирание былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. | Презентация | ||||
4 | ВН. ЧТ. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | Презентация | ||||
5 | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | Презентация | ||||
6 | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге. | Презентация | ||||
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. | Виртуальная экскурсия | ||||
8 | РР Подготовка к письменной работе на одну из тем: 1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. 2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3. Что воспевает народ в героическом эпосе? 4.Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. 5. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя? | |||||
9 | М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению. | Презентация | ||||
10 | Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | Презентация | ||||
11 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению. | Презентация | ||||
12 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. | Презентация | ||||
13 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставление Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка. | Презентация | ||||
14 | РР А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина». | Презентация | ||||
15 | А. С. Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. | |||||
16 | Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». | |||||
17 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 17 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | Презентация | ||||
18 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. | |||||
19 | М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. | Презентация | ||||
20 | Контрольная работа по творчеству Пушкина и Лермонтова (ответы на вопросы, тестирование) | |||||
II четверть | ||||||
21 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам родной земли. | Презентация | ||||
22 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. | Презентация | ||||
23 | РР Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»», «Роль картин природы в понимании человеческих характеров». | |||||
24 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа. | Презентация | ||||
25 | РР И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе. | Презентация | ||||
26 | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». | Презентация | ||||
27 | ВН. ЧТ. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению. | |||||
28 | ВН. ЧТ. А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Конфликт «рыцарства» и самовластья. | |||||
29 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. | Презентация | ||||
30 | РР М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина». | |||||
31 | Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина». | Презентация | ||||
IIIчетверть | ||||||
32 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | Презентация | ||||
33 | Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир. | |||||
34 | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. | Презентация | ||||
35 | РР И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. Мастерство Бунина-прозаика и поэта. Подготовка к сочинению ««Золотая пора детства» в произведениях Л. Н. Толстого и И. А. Бунина». | Презентация | ||||
36 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. | Презентация | ||||
37 | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятия о юморе и сатире. | |||||
38 | Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник». | |||||
39 | ВН. ЧТ. Смех и слезы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др. | |||||
40 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. В. А. Жуковский. «Приход весны». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И. А. Бунин «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии 19 века. | Виртуальная экскурсия | ||||
41 | М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. | Презентация | ||||
42 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. | |||||
43 | Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | |||||
44 | ВН. ЧТ. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | Презентация | ||||
45 | В. В. Маяковский. Слово о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | |||||
46 | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. | Презентация | ||||
47 | Л. Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. | Презентация | ||||
48 | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. | |||||
49 | ВН. ЧТ. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А. П. Платонова. | Презентация | ||||
50 | РР Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века). | |||||
51 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов. | |||||
52 | Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. | |||||
IV четверть | ||||||
53 | ВН. ЧТ. Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова. | Презентация | ||||
54 | Ф. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. | Презентация | ||||
55 | Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению. | |||||
56 | ВН. ЧТ. Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. | |||||
57 | ВН. ЧТ. Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий). Единство человека и природы. Общее и индивидуальной в восприятии природы русскими поэтами. | Виртуальная экскурсия | ||||
58 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о литературном герое. | |||||
59 | ВН. ЧТ. Д. С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное завещание молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы. | |||||
60 | М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | |||||
61 | ВН. ЧТ. Песни на слова русских поэтов 20 века. А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | Презентация | ||||
62 | Из литературы народов России. Р. Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта. | Презентация | ||||
63 | Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. | Презентация | ||||
64 | Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению. | |||||
65 | Японские хокку (хайку). Особенности жанра. | Презентация | ||||
66 | Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | |||||
67 | Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. | |||||
68 | Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. 5 класс. Планирование.
Календарно-тематическое планирование курса литературы в 5 классе....
Литература. 6 класс. Планирование.
Вариант календарно-тематического планирования курса литературы в 6 классе...
Литература, 5 класс. Планирование.
Тематическое планирование уроков литературы, 5 класс по программе В.Я. Коровиной....
Литература, 8 класс. Планирование.
Тематическое планирование по литературе для 8 класса по программе В.Я. Коровиной....
Литература, 9 класс. Планирование.
Тематическое планирование по литературе для 9 класса по программе Т.Ф. Курдюмовой....
Литература, 10 класс. Планирование.
Планирование по учебнику В.П. Журавлёва....
Литература, 6 класс. Планирование.
Тематическое планирование по программе В.Я.Коровиной, 6 класс....