Литература. 5 класс. Планирование.
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование курса литературы в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_klass_planirovanie.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

 Литература

  5   класс

Программа

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / Под редакцией В. Я. Коровиной. – М., «Просвещение», 2010.

Учебник

 В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

«Литература». 5 класс. В двух частях. – М., «Просвещение», 2010.

68 часов

Календарно-тематическое планирование

по литературе  в 5 классе

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

I четверть

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Устное народное творчество. Малые жанры  фольклора. Детский  фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

Сказка как  вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

Сказки о животных «Журавль и цапля». Народное представление  о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

(Р) Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению.

 Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».  

 Из русской литературы ХVIII века. М.В.Ломоносов. «Случились вместе два  астронома в пиру» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

(Вн. чт.)  Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века).

И. А. Крылов. Слово о баснописце.  Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали.

И. А. Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица».  Понятие об аллегории и морали.

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.

В. А Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои Черты литературной и народной сказки.

В. А Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

А. С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

 Урок контроля. Письменные ответы или тестирование.

II четверть

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

(Р) Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и поэтическая речь. Рифма, ритм, строка. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению.

Русская литературная сказка. А Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное и достоверно-реальное в сказке.

В. М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Н. А. Некрасов.  Слово о поэте. «На Волге». Раздумья о судьбе русского на рода Развитие понятия об эпитете.

Н. А. Некрасов.  «Есть женщины в русских селеньях – отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

(Р) Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Тургенева.

III четверть

А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

(Р) Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария.

Русские поэты XIX  века о Родине и родной природе. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Кольцова.

(Вн. чт.)  И. А. Бунин.  Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

(Р) Изображение города и его обитателей  в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения.  Обучение  домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом» и  «Низкий дом с голубыми ставнями». Своеобразие языка стихотворений.

П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

Образ Хозяйки медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и поступки в сказке «Теплый хлеб».

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского  «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

(Вн. чт.)  К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек  в произведении К. Г. Паустовского.

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С. Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя  рассказа А. П. Платонова. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Урок контроля. Контрольная работа  по литературе или тестирование.

IV четверть

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера главного героя и его поведение в лесу.

«Открытие» Васюткой  нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

(Р) Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе ХХ века: Есенин, Бажов, Паустовский, Астафьев».

Русские поэты XX  века о Родине и родной природе: Бунин, Дон Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира и своего места в нем.

Русские поэты XX  века о Родине и родной природе: Прокофьев, Кедрин, Рубцов. Образ  Родины в стихах о природе.

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

К. М. Симонов. Слово о поэте.  «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети. А. Т. Твардовский. Слово о поэте.  «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Х. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

В поисках Кая.  Друзья и враги. Внутренняя красота героини.

(Р) Наши любимые сказки Х. К. Андерсена. Подготовка к  домашнему сочинению по сказкам Х. К. Андерсена.

(Вн. чт.)  Ж. Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

(Вн. чт.)  М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев Твена.

(Вн. чт.)  Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении северного народа.

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. 6 класс. Планирование.

Вариант календарно-тематического планирования курса литературы в 6 классе...

Литература. 7 класс. Планирование.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе по программе В. Я. Коровиной...

Литература, 5 класс. Планирование.

Тематическое планирование уроков литературы, 5 класс по программе В.Я. Коровиной....

Литература, 8 класс. Планирование.

Тематическое планирование по литературе для 8 класса по программе В.Я. Коровиной....

Литература, 9 класс. Планирование.

Тематическое планирование по литературе для 9 класса по программе Т.Ф. Курдюмовой....

Литература, 10 класс. Планирование.

Планирование по учебнику В.П. Журавлёва....

Литература, 6 класс. Планирование.

Тематическое планирование по программе В.Я.Коровиной, 6 класс....