М.Ю.Лермонтов "Бородино". Композиция, особенности повествования.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Цели урока: познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;
знакомство с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,
воспитывать уважения к великому прошлому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_kursov.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока по литературе в 5 классе.
Тема М.Ю. Лермонтов “Бородино”. Композиция, особенности повествования. (1 урок)
Цели: познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;
знакомство с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,
воспитывать уважения к великому прошлому.
Оборудование: Презентация “Биография М.Ю. Лермонтова”, иллюстрации худ. А Кондратьева, “Бородино” и Ф.Рубо “Бородинская панорама”
Ход урока
1 Организационный момент.
2.Постановка цели перед учащимися.
Сегодня на уроке мы вспомним великого русского поэта 19 века М.Ю.Лермонтова, поговорим о его стихотворении “Бородино” и выясним, что же послужило толчком к написанию этого произведения.
3.Знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова.
Сообщения учащихся, подготовленные дома. (По ходу рассказа учитель показывает презентацию, дополняет, комментирует)
1 ученик.
( слайд 2-3)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 1814 году в семье отставного капитана, мелкого помещика. По словам близко знавших его людей, отец будущего поэта был красавец с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Мать, Мария Михайловна, урождённая Арсеньева. Брак, заключённый против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым.
Мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
( слайд 4-5)
Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой “Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французскими и немецкими языками.
Учитель. ( слайд 6-9)
- Ребята, а теперь проведём небольшую экскурсию по барскому дому, где жил М.Ю. Лермонтов.
Самая большая комната барского дома- зала обставлена роскошной мебелью конца 18- начала 19 века. На одной из стен семейные портреты.
Голубая гостиная обставлена мебелью из черного лакированного дерева. Довольно часто, оставив детей играть в зале, здесь беседовали гости Арсеньевой.
Для Михаила Лермонтова была отведена отдельная комната - классная. На полках и в шкафу - книги, отражающие курс домашнего обучения того времени: „Зрелище вселенныя" на русском, немецком и французском языках, „Ручная математическая энциклопедия”, „Псалтырь, или Книга хвалений", „История государства
Российского" Н. М. Карамзина, „Древнейшая всеобщая история".
В кабинете Лермонтова большой письменный стол. На столе книги русских и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка - ножечек, принадлежавшие поэту. Зимой 1836 года Лермонтов работал здесь над драмой "Два брата", поэмой "Сашка", стихотворением "Умирающий гладиатор". Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко Лермонтову. В центре - портрет А.С.Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом.
(слайд 10-11)
В западной части усадьбы сразу же за домом начинался “роскошный сад, расположенный на полугоре”
Лермонтов писал:
Приди ко мне, любезный друг,
Под сень черёмух и акаций,
Чтоб разделить святой досуг
В объятьях мира, муз и граций.
Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. М Лермонтов начал писать стихи рано. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В 1829 году ( ему было тогда 12 лет) у него уже набралась целая тетрадь. Она называлась “Мелкие стихотворения. Москва 1829 году”
Он учился как раз в пансионе при Московском университете.
Юношеское стихотворение “Слава”
К чему ищу так славы я?
Известно, в славе нет блаженства,
Но хочет всё душа моя
Во всём дойти до совершенства.
В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.
17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.
(Слайд 12-13)
Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвящённых Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы.. (Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты, Схватка в горах Дагестана.)
За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе.
- Ребята, какие стихотворения М.Ю. Лермонтова вы знаете?( чтение наизусть)
К числу самых знаменитых его стихотворений относится “Бородино”.
4. Исторические события 1812 года.
- Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте вспомним исторические события 1812 года.
- Какое событие произошло в 1812 года? Почему этот год вошел в историю?
(Сообщение ученика.)
Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.
Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва - одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу.
Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов.
-Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова “Бородино”.
Физминутка.
5. Выразительное чтение стихотворения “Бородино” учителем.
- Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?
- Давайте посмотрим, как построено стихотворение? В чём его особенность?
Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог.
- Кто участвует в разговоре? (Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).
- Вспомним понятие строфы как сочетание стихотворных строк, образующих единство.
_ Сколько строф в стихотворении? Какое количество в них отведено монологу старого солдата?
- Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?
- Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)
- С чего начинает солдат свой ответ? (Он с гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”).
- Что мы видим во второй строфе? ( монолог). Как нужно прочитать эту строфу?
- Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”)
- Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).
- Ребята, найдите строфы, где описывается Бородинское сражение. (Чтение с комментарием)
Словарная работа (запись в тетрадь)
Редут, картечь, сеча, лафет, бивак, кивер, хват, улан.
-Прочитайте строки, в которых солдаты на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины.
-Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди”), звуки орудий).
- А теперь по учебнику рассмотрим иллюстрации художника А Кондратьева, “Бородино” и художника Ф.Рубо “Бородинская панорама”
-Какие эпизоды сражения изображены художниками?
Что мы видим в последней строфе стихотворения? ( рассказчик гордится солдатами, которые одержали победу над врагом.) “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.
6. Подведение итога. Выставление оценок за урок.
-Каким чувством проникнуто это стихотворение?
-А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)
Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель-события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.
Идея – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор.
Идея стихотворения - любовь к Родине, патриотизм.
7. Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок стихотворения, подготовиться к тесту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.
Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича»....
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
Тематика, особенности сюжета и идейное содержание повествования И. Кузнецова «Крепость в степи»
Урок знакомства с повестью ставропольского писателя Иоакима Кузнецова не только развитие умения анализа художественного произведения, но и воспитание осознанного уважения к земле предков, любви к мало...
П.П.Бажов. Особенности сказочного повествования в сказе «Синюшкин колодец»
Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Ильи , проблемы и т...
М.Ю. Лермонтов "Бородино». История создания, особенности повествования
Открытый урок по литературе, где даётся хороший материал по изучению стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино"( знакомство с биографией писателя, история создания стихотворения, проводится анализ стих...
Тема урока: «Баллада «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов» 6 класс
Тема урока: «Баллада «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов» 6 класс...
«Композиционные особенности описания . повествования, рассуждения»
Русский родной язык 5 класс...