П.П.Бажов. Особенности сказочного повествования в сказе «Синюшкин колодец»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Ильи , проблемы и тайны жизни)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sinyushkin_kolodets.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы МБОУ Наримановского района «СОШ№11» Е.Е.Ерзутова. Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Тема | П.П.Бажов. Особенности сказочного повествования в сказе «Синюшкин колодец» 3 часа, 2ой урок | ||||
УМК | Учебник по литературе.5 класс. Часть первая. под ред. Б.А. Ланина. М., «Вентана-граф»,2012. | ||||
Цель | Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки. Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Ильи , проблемы и тайны жизни) | ||||
Планируемый результат | Предметные умения | Формировать УУД | |||
Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать отличительные признаки сказа. | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь | Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках | ||
Основные понятия | Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ. | ||||
Межпредметные связи | Окружающий мир, речь и культура речи. | ||||
Ресурсы: | Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация | ||||
Тип урока | Урок открытия нового знания. | ||||
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая |
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты | |
I. Орг.момент Цель. Включение в деят-ть | 2 | Приветствие. Включение в деятельность – задание. Чтение скороговорки. | Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке. | Включение в учебный процесс | |
II. Мотивация к учебной деятельности Цель – определение содержательных рамок урока | 4 | Проверка Домашнего задания. Читаются слова некоторых героев из текста «Синюшкин колодец» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание. Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке? | Применяя ранее полученные знания, определяют, кто говорит реплики, к какому герою подходит описание. Предполагают, что будем говорить об Илье. | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; | |
III. Актуализация и углубление изученного Цель –актуализация знаний | 10 | 1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове. Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.
2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА 3. Определение структуры текста 4. Определение рамок структуры текста сказа «Синюшкин колодец» | Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях. Отвечают на вопросы. Реальные события, герои, место, где происходит действие Завязка, кульминация, развязка Называют по содержанию текста. | Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; | |
IV. Физкультминутка | 2 | ||||
V. Работа с текстом Цель -развитие читательских умений. | 6 | Беседа по содержанию сказа «Синюшкин колодец». -Что удивило или, может быть, даже поразило во время чтения сказа? Что показалось необычным или непривычным? -Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?
-О чем рассказывает «Синюшкин колодец»? -Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную на заказ? Что мучило его? Просмотр фрагмента мультфильма (перед смертью бабка дает наставление Илье) http://video.mail.ru/bk/sharakova/_myvideo/7.html?liked=1 - Как вы думаете, обрадовался ли Илья полученному наследству? Какие ассоциации у вас возникают при слове «наследство | (Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни с простыми людьми, такими как Ильяо. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность.) События происходят «в заводе». Главными героями можно назвать Илью, Двоерылко и Синюшку. Добрые чувства вызывает Илья, поскольку он простой паренек, не жаждущий наживы. («Синюшкин колодец» рассказывает о простом пареньке Илье, которому от бабки досталось наследство – три перышка да множетсво советов. Следуя им, он становится богатым и встречает свою любовь). (Не обрадовался, однако выбрасывать не стал и советам бабкиным все же последовал. При слове возникают ассоциации с богатством, драгоценностями | Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию . Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности | |
VI. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания | 5 | Составление рассказа об Илье. Вывод: Бажов воспевает в своем сказе любовь к труду, гордость своим мастерством, непрестанное стремление совершенствоваться. | Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится об Илье. | Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; | |
VII. Самостоятельная работа спо тексту Цель – тренировать способность к самоконтролю | 5 | Работа над языком сказа, особенностями речи героев. -Приведите примеры яркости, выразительности языка сказа (описания героев, их поступков). -От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать. -Почему же сказ называется «Синюшкин колодец», а не «Трудолюбивый и мудрый Илья», например, ведь главным героем является он? | Выполняют в парах (Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.) (Желание Ильи доказать Синюшке, что он не пустослов, что он многое умеет и самое главное – умеет добиваться поставленной цели, позволяет Синюшке проникнуться к нему и наградить его богатствами, за которыми до него приходили многие. Колодец – тот образ, который во многом помогает ему в этом). | Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |
VIII. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание |
|
| Выполняют задание устно. Сказ «Синюшкин колодец» заканчивается тем, что Илья становится богатым и женится на Синюшке. Только, к сожалению, в конце сказа они умирают. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. | |
IX. Домашнее задание. | 3 | 1.Подготовить выразительное чтение отрывка из сказа. 2.Нарисуйте иллюстрацию к сказу или одному из эпизодов. 3. Ответьте на вопрос: «Можете ли вы теперь, зная сказ, о чем-то недостижимом, ускользающем и загадочном сказать «синюшкин колодец»? Попробуйте раскрыть это иносказание в какой-нибудь обычной истории (письменно). | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования»
Урок позволяет повторить сведения из начальной школы об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развивать умени...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО СКАЗУ П.П. БАЖОВА " СИНЮШКИН КОЛОДЕЦ"
АНАЛИЗ СКАЗА. ОТЛИЧИЕ СКАЗКИ ОТ СКАЗА....
Презентация к уроку.П.П.Бажов "Синюшкин колодец"
Презентация к уроку литературы(5 класс).Нравственные уроки сказа П.П.Бажова "Синюшкин колодец"....
«Композиционные особенности описания . повествования, рассуждения»
Русский родной язык 5 класс...
конспект урока "Композиционные особенности описания . повествования, рассуждения"
Коснпект урока по родному (русскому) языку "Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения" 5 класс...