П.П.Бажов. Особенности сказочного повествования в сказе «Синюшкин колодец»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Ерзутова  Елена Евгеньевна

Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки.  Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Ильи , проблемы и тайны жизни)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sinyushkin_kolodets.docx33.1 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МБОУ Наримановского района «СОШ№11» Е.Е.Ерзутова. Технологическая карта урока литературы в 5 классе.    

     

Тема

П.П.Бажов. Особенности сказочного повествования в сказе «Синюшкин колодец» 3 часа, 2ой урок

УМК

Учебник по литературе.5 класс. Часть первая. под ред. Б.А. Ланина. М., «Вентана-граф»,2012.

Цель

Познакомить с особенностями сказового повествования, с отличием сказа от сказки.  Анализ сказа, его стилистических особенностей. Обучение аналитическому чтению (сила характера Ильи , проблемы и тайны жизни)

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание  сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать отличительные признаки сказа.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать

мысли и оценивать свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог; сказ.

Межпредметные связи

 Окружающий мир, речь и культура речи.

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник,

 презентация

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

I. Орг.момент

Цель. Включение в деят-ть

2

Приветствие. Включение в деятельность – задание.

Чтение скороговорки.

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

II.

Мотивация к учебной деятельности

Цель – определение содержательных рамок урока

4

Проверка Домашнего задания.

Читаются слова некоторых героев из текста «Синюшкин колодец» либо описание героев, учащимся необходимо определить, кто в тексте говорит эти слова, либо чьё это описание.

Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?

Применяя ранее полученные знания, определяют, кто говорит реплики, к какому герою подходит описание.

Предполагают, что будем говорить об Илье.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

III. Актуализация и углубление изученного

Цель –актуализация знаний

10

1. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о П.П.Бажове.

Затем учащиеся задают вопросы классу по теме увиденного и услышанного.

  • Какие события жизни Бажова помогли ему стать автором  сказов?
  • Что такое сказ? Чем отличается он от сказки?
  • Как учился П. Бажов и каким образом получил он доступ к сокровищам библиотеки?
  • Какие сказители тебе известны?

2. Вспомните отличительные признаки СКАЗА

3. Определение структуры текста

4. Определение рамок структуры текста сказа «Синюшкин колодец»

Внимательно  слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы.

Реальные события, герои, место, где происходит действие

Завязка, кульминация, развязка

Называют по содержанию текста.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

IV. Физкультминутка

2

V. Работа с текстом

 Цель -развитие читательских умений.

6

Беседа  по  содержанию сказа  «Синюшкин колодец».

-Что удивило или, может быть, даже поразило во время чтения сказа? Что показалось необычным или непривычным?

-Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать  главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?

 

-О чем рассказывает «Синюшкин колодец»?

-Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную на заказ? Что мучило его?

Просмотр фрагмента мультфильма (перед смертью бабка дает наставление Илье) http://video.mail.ru/bk/sharakova/_myvideo/7.html?liked=1 

- Как вы думаете, обрадовался ли Илья полученному наследству? Какие ассоциации у вас возникают при слове «наследство

(Удивляет то, что встреча с волшебством происходит в обычной жизни с простыми людьми, такими как Ильяо. Бажов приблизил сказку к были, придал ей достоверность.)

События происходят «в заводе». Главными героями можно назвать Илью, Двоерылко и Синюшку. Добрые чувства вызывает Илья, поскольку он простой паренек, не жаждущий наживы.

(«Синюшкин колодец» рассказывает о простом пареньке Илье, которому от бабки досталось наследство – три перышка да множетсво советов. Следуя им, он становится богатым и встречает свою любовь).

(Не обрадовался, однако выбрасывать не стал и советам бабкиным все же последовал. При слове возникают ассоциации с богатством, драгоценностями 

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

3. преобразовывать и сохранять информацию .

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

2. Освоение способов совместной деятельности

VI. Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания

5

Составление  рассказа  об Илье.

Вывод: Бажов воспевает в своем сказе любовь к труду, гордость своим мастерством, непрестанное стремление совершенствоваться.

Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится об Илье.

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду;

Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

VII. Самостоятельная работа спо тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю

5

Работа  над  языком  сказа, особенностями  речи  героев.

-Приведите примеры  яркости, выразительности  языка  сказа (описания героев, их поступков).

-От чьего лица идет повествование: от лица автора или рассказчика? Свое мнение нужно обосновать.

-Почему же сказ называется «Синюшкин колодец», а не «Трудолюбивый и мудрый Илья», например, ведь главным героем является он?  

Выполняют в парах

(Услышали они эту историю из уст рассказчика-сказителя, потому что написан сказ разговорным языком (обратить внимание на лексику и стиль), так, что можно представить, будто его кто-то сказывает. Возможно, автор и рассказчик — одно лицо.)

(Желание Ильи доказать Синюшке, что он не пустослов, что он многое умеет и самое главное – умеет добиваться поставленной цели, позволяет Синюшке проникнуться к нему и наградить его богатствами, за которыми до него приходили многие. Колодец – тот образ, который во многом помогает ему в этом).

Коммуникативные УУД:

1. Освоение способов совместной деятельности

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

VIII. Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

  1. 3
  1. Устное рисование «синюшкиного колодца».
  2. Чем заканчивается сказ?

Выполняют задание устно.

Сказ «Синюшкин колодец» заканчивается тем, что Илья становится богатым и женится на Синюшке. Только, к сожалению, в конце сказа они умирают.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

IX. Домашнее задание.

3

1.Подготовить выразительное чтение отрывка из сказа.

2.Нарисуйте иллюстрацию к сказу или одному из эпизодов.

3. Ответьте на вопрос: «Можете ли вы теперь, зная сказ, о чем-то недостижимом, ускользающем и загадочном сказать «синюшкин колодец»? Попробуйте раскрыть это иносказание в какой-нибудь обычной истории (письменно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования»

Урок позволяет повторить сведения из начальной школы об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развивать умени...

Презентация к уроку.П.П.Бажов "Синюшкин колодец"

Презентация к уроку литературы(5 класс).Нравственные уроки сказа П.П.Бажова "Синюшкин колодец"....

конспект урока "Композиционные особенности описания . повествования, рассуждения"

Коснпект урока по родному (русскому) языку  "Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения" 5 класс...