Тема урока: «Баллада «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов» 6 класс
план-конспект урока по литературе
Тема урока: «Баллада «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов» 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_6_klass.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Баллада «Светлана»: особенности композиции. Особенности языка и образов» 6 класс
Цели и задачи: повторить изученный материал, познакомить с новым, учить анализировать текст, прослеживая основную мысль автора в произведении; способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать у учащихся чувство прекрасного, умение ценить любовь, веру человека во что-то светлое, доброе, высокое.
Тип урока: анализ литературного текста.
Этап урока | Пример учебной задачи | Организационное решение | Формирование УУД |
Мотивация | Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? Что вы знаете о творчестве В.А.Жуковского? С какими произведениями поэта вы познакомились в пятом классе?
| Фронтальная работа Опрос класса | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера, осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. |
Целеполагание | Обратимся к вашим тетрадям-словарям и вспомним значение слов «направления в русской литературе», «стихотворные жанры», «композиция», «особенности». Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте задачи урока, воспользовавшись словами-помощниками: Изучим… Узнаем… Научимся… Проверим… | Индивидуальная работа на карточках «Заполни пробелы в определении….» Парная работа Обсудите в парах предполагаемые продолжения фраз. | 1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи. 2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные. 3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. |
Актуализация знаний | Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский? (Русский романтизм) -Назовите жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада) -Вспомним, что такое баллада? -Почему баллада называется «Светлана»? Что означает это имя? | Фронтальная работа. Возможно применение приёма «Верно – не верно» (в «слабом» классе) Как вариант – заполнение небольшого опорного конспекта или таблицы «Направление, поэт/писатель, произведение, жанр» Индивидуальное задание: найти устаревшие слова, которые встретились в произведении и объяснить их значение. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
Открытие новых знаний | Баллада Жуковского «Светлана» является оригинальным произведением, несмотря на то, что основе ее содержания положен сюжет немецкой баллады Бюргера «Ленора». | Видео Сообщение учащихся | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. |
Практический этап | - Почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? -Какой страной представляли Россию раньше, конечно, помимо того, что она была огромной? -А чем занимались в зимнее время девушки на Руси? - Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет, композицию. Назовите композиционные части и действия в балладе. - Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы. Каков символический характер пространства и времени? В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? -Назовите птиц, которые присутствуют в балладе. Ещё один символ - свет. Что можно сказать про него? -Немаловажную символику несёт с собой цвет в тексте… Самостоятельная парная работа. Выписать из текста средства художественной выразительности (метафоры , эпитеты , сравнения, олицетворения , гиперболы) на дополнительную отметку. | Групповая работа 1 группа – Ворон (В народе и в балладе) 2 группа – Голубь (В народе и в балладе) 3 группа – Петух (В народе и в балладе) 4 группа – значение света в балладе и в литературе 5 группа из «сильных» учащихся «Цветовая символика в балладе»( заполнение таблицы) | умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; |
Рефлексия | - Какой же смысл в балладе В. А. Жуковского? Особенности языка и образов баллады? - Что же спасает Светлану, главную героиню баллады? - Выразительное чтение отрывка заранее подготовленными учениками | Фронтальный опрос или письменный ответ на вопросы или закончи предложение… | Оценивают достигнутый результат Освоение личностного смысла учиться. Структурируют знания. |
Домашнее задание | Выразительное чтение отрывка или инсценировка отрывка. Нарисовать иллюстрацию к балладе Для « сильных» учеников заполнение таблицы «Сравнительная характеристика баллад «Светлана» и «Ленора»» | эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений. |
Учащиеся в течение урока оценивают свою работу на каждом этапе урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.
Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....
Урок литературы по теме "Н.А.Некрасов. Особенности композиции и основная тема стихотворения «Крестьянские дети».
Проект урока литературы, соответствующего требованиям ФГОС...
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс
Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....
Биология 7 класс. Тема урока: "Класс Насекомые Общая характеристика, особенности строения"
Биология 7 класс Тема урока "Класс Насекомые.Общая характеристика, особенности строения" Методическая разработка урока....
Урок систематизации знаний «Особенности композиции романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 10 класс
Цели. Деятельностная: научить школьников структуризации полученного знания по содержанию и проблематике романа Достоевского, развивать умение перехода от частного к общему, повторить изученный способ ...
Статья на тему "Скороговорка как инструмент овладения фонетическими особенностями языка"
В данной статье содержится информация о происхождении скороговорой, их роли в изучении английского языка, а так же как метода обучения, который может использоваться учителем на уроке....
Презентация к уроку ИЗО 2 кл. Композиция – основа языка пластических искусств. Иллюстрация к басне И. А. Крылова
Презентация к уроку ИЗО 2 класс. По теме: " Композиция – основа языка пластических искусств. Иллюстрация к басне И. А. Крылова"...