Тематика, особенности сюжета и идейное содержание повествования И. Кузнецова «Крепость в степи»
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему
Урок знакомства с повестью ставропольского писателя Иоакима Кузнецова не только развитие умения анализа художественного произведения, но и воспитание осознанного уважения к земле предков, любви к малой Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rk.docx | 13.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематика, особенности сюжета и идейное содержание повествования И. Кузнецова «Крепость в степи»
План урока:
- Выразительное чтение отрывка из книги «Крепость
в степи» (инд.задание).
2.Сообщение «Биография и особенности творчества Кузнецова И. В.»
3.Беседа по содержанию произведения:
- что выделяет писатель как самое главное в описании нашей малой Родины? ( Красоту степи, связь истории края с историей России, память о тех, кто прославил край и кто принимал участие в его становлеии.)
- зачем же нужна была Азово- Моздокская линия?
(Кузнецов И.В. Крепость в степи. – Ставрополь , 1987. Ч.1,стр11).
- кто из государственных деятелей принимал активное участие в заселении земель на Северном Кавказе? (Князь Потемкин)
- зачем хопёрские и волжские казаки едут на Кавказ? (Ч. 2, стр49)
- назовите героев книги, которые стали собирательным образом тех, кто осваивал кавказские земли? (Канон и Дмитрий Устиновы, майор Петров, Мария Николаевна Шульц )
- что такое Кавказ по мнению майора Петрова?
(Ч.2, стр. 51)
- что за удивительное явление природы встретили казаки по пути к месту построения крепости?( Озеро Маныч. С.56-58, ч. 2 ).
- какова была миссия знаменитого Суворова на Кавказе?(Ч.3,с.97-113).
- почему так подробно автор описывает клятву казаков, построивших крепость?(Ч.3,с.96).
4.Устное рецензирование.
-Определите тематику повести. (История заселения
степных земель Северного Кавказа. Взаимоотношения
России и народов Северного Кавказа. Историческое повествование о городе Ставрополе. Уникальность и красота ставропольской земли. Пребывание на Ставрополье людей, чьи имена прославили Россию).
-Сформулируйте идейное содержание повествования.
(И. Кузнецов дает нам возможность не только заглянуть в прошлое, но и осмыслить дела наших предков, узнать историю родного края, почувствовать его природную и историческую уникальность).
- В чем особенности стиля писателя? ( Легкость изложения последовательности событий, умение сочетать реальные исторические события и факты с художественным вымыслом, точные и в то же время образные описания природы степи).
-Какие страницы запомнились?
Дом. задание: Грибоедов на Кавказе (Ч.6,гл. 5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль природы в идейном содержании поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"
Цель урока: рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях....
Идейное содержание рассказа А. В. Костюнина "Рукавичка"
Конспект урока внеклассного чтения....
Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"....
Методическая разработка урока "Благотворительность:исторические корни и идейное содержание"
Урок по благотворительности....
Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""
Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...
Урок литературы "Идейное содержание книги Джеральда Даррелла «Говорящий сверток», посвященной защите животных, созданных фантазией человека".
На уроке учащиеся познакомятся с некоторыми фактами биографии писателя, что обеспечит усвоение идейного содержания книги Д.Даррелла. Учитель через разные формы работы развивает навыки комм...
Рассказ В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой". Идейное содержание.
Презентация поможет учителю организовать на уроке системную работу с рассказом В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Она содержит материал по истории создания, литературоведческие термины, задания п...
Комментарии
Урок литературы РК
Уроки литературы по региональному компоненту очень важны, потому что являются по сути метапредметными с особой воспитательной функцией. Повесть И.Кузнецова написана на основе реальных исторических событий, то есть это может быть и основой интегрированного урока (история, литература).