| Организационный момент. Заявка на оценку
Критерии оценки - Вопрос-понятие – 1 б
- Вопрос-суждение – 2б
- Ответ на вопрос – 1-2б
- Возражение – 1-2 б
- Умозаключение 3б
- Сравнение 2 б
- Дополнение – 1б
- Версия – 1-2б
- Нарушение дисциплины - - 1б
- Правильная осанка – 1б
- Самой активной группе – 1б
- За скорость – 1 б
- Сегодня у нас необычный урок. Работать сегодня будем и в группах, и индивидуально. - Определите тему нашего урока, прослушав стихотворение. По-разному можно текст создавать: Можно красиво все описать, Можно проблему поднять, рассуждать, Можно и случай какой рассказать. Каждый получим с особым лицом. В каждом особую прелесть найдем. Ну, а поможет речи нам тип, Ведь на урок наш он темой проник.
Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока. Тема нашего урока: Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения Проблема урока - Вследствие чего текст относится к определенному типу речи?
|
1 мин.
2мин. |
- Тема урока Типы речи
Самооценка результатов устных ответов
|
1. | Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил…
- Определите, к какому типу речи относится текст. - Как доказать, что тип речи текста – повествование?
- Какие типы речи вам известны? Установите соответствие
Признаки типа речи | Тип речи | - Событие 1+событие 2+ событие 3= …
| А. Рассуждение | - Признак 1+ признак 2 + признак 3 = …
| Б.Повествование | - Суждение 1 +суждение 2 = суждение 3 = …
| В. Описание |
- Назовите основание для деления по видовым признакам | 5 мин.
| Тип текста – повествование.
В тексте описываются действия в определенной последовательности.
- Тип речи- это способ изложения автором главной мысли.
- Повествование, описание, рассуждение
Самооценка результатов устных ответов
Учащиеся устанавливают соответствие. Дают ответ: 1.- Б, 2.-В, 3.-А.
- основание – цель (зачем) текста, структура текста, языковые средства, ключевой ответ на вопрос.
Самооценка результатов устных ответов
|
2. | Индивидуальная работа
- Сравнить типы речи, сформулировав письменно по два суждения на общее и два суждения на особенные признаки
К-3
- Работа с текстом
- Определить тип речи текста. Выделить типичное строение текста.
- Сформулировать к текстам по два вопроса – суждения К-2
- Козел был черный с белыми пятнами. Одного глаза на белой половине морды у него не было, а глаз на черной половине был открыть и смотрел безумным взглядом, каким смотрит с картины Иван Грозный, убивший своего сына. На правом роге козла, как чек в магазине, был наколот квадратный кусочек синей материи.
2.Козел повернулся, красиво встал на дыбы, Дудкин ойкнул и захлопнул за собой дверь. В следующий момент рога так треснули по ней, что сверху побелка посыпалась. Потом козел снова повернулся, опустил рога мелкими шажками потопал ко мне. Я шмыгнул в комнату и запер дверь на крючок.
3. Я не боялся прихода участкового, я был даже рад, что он придет, и думал только о том, как он попадет в квартиру. И вдруг у меня мелькнула такая мысль: козел сейчас в комнате родителей. Что, если я в одну секунду проскочу переднюю, открою входную дверь… А там лестница, а там двор, а там люди, от которых мне попадет, но которые избавят меня от козла… | 15 мин. | - Как описание, так и рассуждение применяются в устной и письменной речи. - Так же как повествование, так и рассуждение являются формой выражения речи. - Сравнивая особенности текста повествование с текстом - описание, можно сказать, что текст - повествование отличается динамикой изображаемых действий , что отсутствует в тексте – описание. - По сравнению с текстом - рассуждение, в котором дается ответ на вопрос: Почему?, текст – описание отвечает на вопрос: Какой?
Фрагмент № 1 – тип речи описание Структура текста: (Общее впечатление, признаки предмета, авторская оценка)
- Как доказать, что фрагмент №1 относится к тексту - описание? - Чем объяснить, что козел, по словам рассказчика, напоминает своим взглядом Ивана Грозного ?
Фрагмент № 2 – тип речи повествование Структура текста: (Завязка, развитие действия, кульминационный момент, развязка)
- Как доказать, что тип речи второго фрагмента - повествование? - Почему рассказчик «шмыгнул в комнату и запер дверь»?
Фрагмент № 3 – тип речи рассуждение Структура текста (тезис, аргументы(доказательства), вывод.)
- Как доказать, что тип речи текста №3 - рассуждение? -Почему рассказчик не побоялся прихода участкового? - Каким образом рассказчик планировал избавиться от козла самостоятельно? |
3. | Простая кооперация Задания: Обсудить в группах результат индивидуального труда и подготовить выступление по теме. Самооценка результатов устных ответов 1 группа- Тип речи – Повествование
2 группа- Тип речи – Описание
3 группа –Тип речи - Рассуждение
| 10 мин. |
| 1 группа тип речи повествование | 2 группа тип речи описание | 3 группа тип речи рассуждение | Цель | Рассказать о событии, которое развивается динамично в течение какого – то времени. | Наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет | Выяснить причины и следствия обсуждаемых вопросов, событий, поступков людей. | Структура текста | (Завязка, развитие действия, кульминационный момент, развязка) | *Общее впечатление *Признаки предмета *Авторская оценка | 1. Тезис 2. Аргументы (доказательства) 3. Вывод | Языковые средства | *Преобладают глаголы или глагольные формы. * Глаголы в прошедшем времени, сов. вида. *Обстоятельства времени | *Преобладают имена сущ. и прилаг. *Глаголы в форме наст. времени. *Обстоятель- ство места | *Преобладает абстрактная лексика. *Вводные слова. *Используются обстоятельства цели, следствия итд. | Основной задаваемый вопрос | Что произошло? Что происходит? | Каков предмет? Каков человек? | Почему так поступают? Почему так утверждаем? |
|