«Композиционные особенности описания . повествования, рассуждения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Русский родной язык  5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_5_klass_razrabotka_uroka.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

    Токмакова Л.В.

 Русский родной язык  5 класс                                                                                                                                                               

 Тема: «Композиционные особенности описания

. повествования, рассуждения»

Цели: 1Образовательно – развивающие:

1.1Применение опорных понятий: тип речи, повествование, описание, рассуждение.

1.2Развитие общеучебных умений: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения, поиск и извлечение необходимой информации, отвечать на вопросы в форме суждений, преобразование модели с целью выявления общих законов;

1.3 Развитие специальных (предметных) умений: устанавливать соответствие основных признаков типов речи.

Ход занятия

Время

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Заявка на оценку

Критерии оценки

  • Вопрос-понятие – 1 б
  • Вопрос-суждение –
  • Ответ на вопрос – 1-2б
  • Возражение – 1-2 б
  • Умозаключение
  • Сравнение         2 б
  • Дополнение –
  • Версия – 1-2б
  • Нарушение дисциплины -   - 1б
  • Правильная осанка –
  • Самой активной группе – 1б
  • За скорость – 1 б

- Сегодня у нас необычный урок.

Работать сегодня будем и в группах,  и индивидуально. 

- Определите тему нашего урока, прослушав стихотворение.

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.

Тема нашего урока:

Композиционные особенности описания,

 повествования, рассуждения

   Проблема урока

- Вследствие чего текст относится к определенному типу речи?

1 мин.

2мин.

- Тема урока Типы речи

Самооценка результатов устных ответов

1.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил…

- Определите, к какому типу речи относится текст.

- Как доказать, что тип речи текста – повествование?

- Какие типы речи вам известны?

Установите соответствие

Признаки типа речи

Тип речи

  1. Событие 1+событие 2+ событие 3= …

А. Рассуждение

  1. Признак 1+ признак 2 + признак 3 = …

Б.Повествование

  1. Суждение 1 +суждение 2 = суждение 3 = …

В. Описание

- Назовите основание для деления по видовым признакам

5 мин.

Тип текста – повествование.

В тексте описываются действия в определенной последовательности.

- Тип речи- это способ изложения автором главной мысли.

- Повествование, описание, рассуждение

Самооценка результатов устных ответов

Учащиеся устанавливают соответствие. Дают ответ:

1.- Б, 2.-В, 3.-А.

- основание –  цель (зачем) текста, структура текста, языковые средства, ключевой ответ на вопрос.

Самооценка результатов устных ответов

2.

Индивидуальная работа

  1. Сравнить типы речи, сформулировав письменно по два суждения на общее и два суждения на особенные признаки

К-3

  1. Работа с текстом

- Определить тип речи текста. Выделить типичное строение текста.

- Сформулировать к текстам по два вопроса – суждения К-2

  1. Козел был черный с белыми пятнами. Одного глаза на белой половине морды у него не было, а глаз на черной половине был открыть и смотрел безумным взглядом, каким смотрит с картины Иван Грозный, убивший своего сына. На правом роге козла, как чек в магазине, был наколот квадратный кусочек синей материи.

2.Козел повернулся, красиво встал на дыбы, Дудкин ойкнул и захлопнул за собой дверь. В следующий момент рога так треснули по ней, что сверху побелка посыпалась. Потом козел снова повернулся, опустил рога мелкими  шажками потопал ко мне. Я шмыгнул в комнату и запер дверь на крючок.

    3. Я не боялся прихода участкового, я был даже рад, что он придет, и думал только о том,  как он попадет в квартиру. И вдруг у меня мелькнула такая мысль: козел сейчас в комнате родителей. Что, если я в одну секунду проскочу переднюю, открою входную дверь… А там лестница, а там двор, а там люди, от которых мне попадет, но которые избавят меня от козла…

15 мин.

- Как описание, так и рассуждение применяются в устной и письменной речи.

 - Так же как повествование, так и рассуждение являются формой выражения речи.

- Сравнивая особенности текста повествование с текстом - описание, можно сказать, что текст - повествование отличается динамикой изображаемых действий , что отсутствует в тексте – описание.

- По сравнению с текстом - рассуждение, в котором дается ответ на вопрос: Почему?, текст – описание отвечает на вопрос: Какой?

Фрагмент № 1 – тип речи описание

Структура текста: (Общее впечатление, признаки предмета, авторская оценка)

- Как доказать, что фрагмент №1 относится к тексту - описание?

- Чем объяснить, что козел, по словам рассказчика, напоминает своим взглядом Ивана Грозного ?

Фрагмент № 2 – тип речи повествование

Структура текста: (Завязка, развитие действия, кульминационный момент, развязка)

- Как доказать, что тип речи второго фрагмента - повествование?

- Почему рассказчик «шмыгнул в комнату и запер дверь»?

Фрагмент № 3 – тип речи рассуждение

Структура текста (тезис, аргументы(доказательства), вывод.)

- Как доказать, что тип речи текста №3 - рассуждение?

-Почему рассказчик не побоялся прихода участкового?

- Каким образом рассказчик планировал избавиться от козла самостоятельно?

3.

Простая кооперация

Задания:

Обсудить в группах результат индивидуального труда и подготовить выступление по теме.

Самооценка результатов устных ответов

1 группа- Тип речи – Повествование

2 группа- Тип речи – Описание

3 группа –Тип речи - Рассуждение

10 мин.

1 группа  тип речи повествование

2 группа     тип речи

 описание

3 группа     тип речи рассуждение

Цель

Рассказать о событии, которое развивается динамично в  течение какого – то времени.

Наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет

Выяснить причины и следствия обсуждаемых вопросов, событий, поступков людей.

Структура

текста

 (Завязка, развитие действия, кульминационный момент, развязка)

*Общее впечатление

*Признаки предмета

*Авторская оценка

1. Тезис

2. Аргументы (доказательства)

3. Вывод

Языковые средства

*Преобладают глаголы или глагольные формы.

* Глаголы в прошедшем времени, сов. вида. *Обстоятельства времени

*Преобладают имена сущ. и прилаг.

*Глаголы в форме наст. времени.

*Обстоятель-

ство места

*Преобладает абстрактная лексика.

*Вводные слова.

*Используются обстоятельства цели, следствия итд.

Основной задаваемый вопрос

Что произошло?

Что происходит?

Каков предмет?

Каков человек?

Почему так поступают?

Почему так утверждаем?

4.

Сложная кооперация

1.Выступления групп по своей теме.

2. Возражения, дополнения других групп.

3. Каждая группа может задать выступающей группе по одному вопросу- суждения.

4. Анализ и оценка выступления групп представителями других групп

10 мин.

Самооценка результатов устных ответов

5.

Самооценка индивидуального труда

1 мин.

6.

Домашнее задание

1 мин.

Перескажите тексты. Можно ли рассматривать эти фрагменты рассказа как смысловые части единого текста? Объясни почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Открытый урок молодого специалиста школы № 11 г. Калининграда Жарковой Марии Александровны.Урок изучение нового материала. Знакомство с личностью А.Т. Твардовского: жизнь и этапы творчества поэта....

Урок русской словесности в 10 классе "Жанровые и композиционные особенности текста"

Урок построен в форме практического занятия -анализа художественного произведения...

«Формирование способности анализировать композиционные особенности построения произведения искусства»

Предмет: Композиция Класс: 3 класс предпрофессиональной подготовки отделения изобразительного искусства ДШИ Тема : «Виды и типы изобразительного пространства картины» Цель: Сформировать ...

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа....

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

Типы речи: описание, повествование, рассуждение 5 класс...

конспект урока "Композиционные особенности описания . повествования, рассуждения"

Коснпект урока по родному (русскому) языку  "Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения" 5 класс...