М.Ю. Лермонтов "Бородино». История создания, особенности повествования
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Открытый урок по литературе, где даётся хороший материал по изучению стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино"( знакомство с биографией писателя, история создания стихотворения, проводится анализ стихотворения, словарная работа, творческие задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_literature_v_5.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе в 5б-м классе
М.Ю. Лермонтов «Бородино». История создания, особенности повествования.
Учитель русского языка и литературы
Солодухина Светлана Васильевна МБОУ гимназии №3 г. Грязи
Эпиграф
Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно.
М.Ю.Лермонтов
(Слайд №1)
Цели урока: (Слайд №2)
- Знакомство с биографией М. Ю. Лермонтова.
- Чтение содержания стихотворения "Бородино" с обращением особого внимания на его художественные достоинства.
- Развитие умения делать анализ художественного текста.
- Воспитание уважения к великому прошлому России.
Оформление доски: рисунки учащихся
Ход урока.
- Как вы понимаете выражение «быть хватом»? «сражен булатом»?
«быть хватом» значит всё уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю, выполнял все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя горечь, когда он вспоминает солдата. Слова «сражен булатом» говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою шпагой.
1. Организационный момент.
2. Слово о поэте (ответ ученика.) (Слайды №3, 4, 5, 6)
3. Историческая справка о Бородинском сражении. (Слайд №7)
-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
- А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости всего народа?
(Упоминание о великих исторических событиях).
- Знакомо ли вам слово - Бородино? (Слайд №8).
(Относится к событиям войны 1812года, название деревни под Москвой, где произошло крупное сражение.)
- Сегодня темой нашего урока будет разговор о Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М. Ю. Лермонтова. История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.
1 ученик: (Слайд №9).
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России. Потери русских составили 45,6 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тысяч человек, у французов - вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все "за" и "против", желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными.
2 ученик:
Не сбылось пророчество Наполеона: "Через три года я буду господином всего света. Остается Россия, но я раздавлю ее:" Ему пришлось признать: "Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми". Вслед за русским генералом А. П. Ермоловым можем с гордостью повторить: "У Бородино французская армия расшиблась о русскую". Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: "Воины! Славный: год, в которой: поразили вы лютого и сильного врага: минул; но не пройдут и не умолкнут: громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!"
3 ученик:
26 августа состоялось Бородинское сражение. 1 сентября - военный совет в Филях, где Кутузов принимает решение оставить Москву. 2-6 сентября - пожар Москвы. Октябрь - Кутузов вынуждает французов покинуть Москву и отступать по Старой Смоленской дороге. Ноябрь - декабрь - окончательный разгром французской армии и изгнание его остатков за пределы России.
4. Словарная работа. (Слайд № 10)
- Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова и их значения и постарайтесь запомнить:
- редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;
- мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;
- картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
- лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
- бивак - стоянка войск под открытым небом;
- кивер - высокий военный головной убор из твердой кожи;
- булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;
- улан, драгун - солдаты конных полков;
- басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
- С точки зрения лексики, что это за слова?
(Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)
5. Выразительное чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником (Слайд №11).
- Понравилось ли стихотворение? Как вы его поняли? Какие строки произвели на вас особое впечатление?
Анализ произведения.
- Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?
(Первая строфа стихотворения - это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.)
- Что собой представляет остальная часть стихотворения?
(Рассказ бывалого воина, участника сражения - волнующий, гордый, правдивый.)
- Как построено произведение? (В форме разговора молодого солдата и старого).
- Как вы себе представляете дядю - героя, от лица которого ведётся рассказ?
- В каком он был возрасте во время битвы? А во время своего рассказа о битве? (Сейчас это старый человек, а во время сражения был молод).
- Какой он был - простой или образованный человек? Обратите внимание на его речь.
(Зачитывание строчек из текста: "Это человек из народа, солдат, артиллерист").
- Был ли он храбрым? Прочитайте эти строчки?
- Как он вспоминает битву? (Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигом солдат).
- Как он называет героев своего поколения? (Могучее, лихое племя, богатыри). Почему? (Он гордится ими, их победой).
- Почему солдат употребляет слово "мы" 20 раз, а слово "я" 3 раза? (Он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле).
- Мысли старого солдата - это чувство всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы - богатыри. Качества русского солдата:
(Слайд №12).
- Мужество - присутствие духа в опасности.
- Храбрость - отсутствие страха.
- Отвага - смелость, бесстрашие, храбрость.
- Удаль - безудержная, лихая смелость.
- Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.
- Патриотизм - преданность и любовь к Родине, народу.
- Чем объясняется победа русских?
Герои стихотворения - русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: ":могучее, лихое племя, богатыри:" Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: "Есть разгуляться где на воле!" Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: "Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!"
Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: "Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус".
Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: "Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам: Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой".
Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: "И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!"
- Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое. А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни? Созданию картины боя способствуют тропы:
- Сравнения: Носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди
- метафоры и олицетворения: «картечь визжала», «и залпы тысячи орудий / слились в протяжный вой…»
- эпитеты: «дым летучий», «гора кровавых тел», «русский бой удалый»
Наиболее яркое проявление звукописи – в 11 т- й строфе:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел
Аллитерации (сочетания согласных звуков) на «р» , на шипящие и свистящие «ч», «ж», «ц», «с», «ш»
Речь Лермонтова богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала. ( Заранее подготовленный ученик)
6. Итог урока:
- Какие герои истории привлекают Лермонтова? Каких людей он ценит и за что? Как он относится к Родине?
(Слайд №13).
Стихотворение "Бородино" - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага.
7. Домашнее задание:
Выучить наизусть отрывок стихотворения.
Выписать эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Задание для самостоятельной работы
Тест
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
1. Исторической основой произведения является:
А. Великая Отечественная война;
Б. Отечественная война 1812 года;
В. Русско-японская война.
2.О Бородинском сражении рассказывает:
А.Молодой новобранец;
Б. Командующий армией;
В.Старый солдат.
3. Герой стихов (рассказчик) служил в _
А.Артиллерии;
Б. Кавалерии;
В.Танковых войсках.
4.Кому принадлежат слова:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали…»:
А. Старому солдату;
Б. Драгуну;
В. Полковнику.
5.В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы…» - используется:
А. Сравнение;
Б. Антитеза;
В. Метафора
6. Какое настроение царит в русской армии перед боем:
А. Ликование;
Б. Солдаты готовятся к бою;
В. Все легли спать.
7. Изображение боя представляет собой:
А. Описание;
Б. Рассуждение;
В. Повествование.
8. В строках: «…носились знамена, как тени», «… земля тряслась, как наши груди», «… французы двинулись, как тучи» - автор прибегает к :
А. Метафоре;
Б.Сравнению;
В. Эпитету.
9. Стиль речи, к которому можно отнести фразы: « скажи-ка, дядя», « у наших ушки на макушке», «постой-ка брат мусью»:
А. Художественный;
Б. Разговорный;
В. Деловой.
10. На следующий день после Бородинского сражения русские солдаты были готовы:
А. Укрепить свои позиции;
Б. Продлить бой;
В. Сдаться французам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.
Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича»....
М.Ю.Лермонтов "Бородино". Композиция, особенности повествования.
Цели урока: познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;знакомство с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,воспитывать уважения к великому прошлому....
Презентация к уроку литературы в 10 классе "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра"
Презентация - сопровождение урока "История создания романа Л.Толстого "Война и мир". Особенности жанра" содержит материал о творческой истории произведения: изменение замысла, варианты названий, смысл...
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.
Познакомить с историей создания романа, формированием авторского замысла, раскрыть его своеобразие, обучение конспектированию....
Открытый урок: А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.
Открытый урок молодого специалиста школы № 11 г. Калининграда Жарковой Марии Александровны.Урок изучение нового материала. Знакомство с личностью А.Т. Твардовского: жизнь и этапы творчества поэта....
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"
Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатк...
А.Н.Островский «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции.
А.Н.Островский «Гроза». История создания, особенности жанра и композиции....