урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

 Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon biryuk_turgenev_6_klass_2012.zip19.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:  Особенности тургеневского повествования. Рассказ И.С.

Тургенева «Бирюк».

Цель  урока: расширить знания учащихся о творчестве И.С.Тургенева и особенностях его повествования.

 Задачи:

- обучающие: выявление художественных особенностей произведения, его основной идеи, дать представление о художественной детали;

  -развивающие: развитие исследовательских навыков, формирование навыков логического мышления, работы с иллюстрациями, анализа текста;

 -воспитательные: воспитание интереса к творчеству И.С.Тургенева, воспитание эстетического вкуса.

Тип урока:  урок получения новых знаний (урок-исследование)

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:  словесный, наглядный, проблемно-поисковый, дедуктивный, практический.

Приемы деятельности учителя:  эвристическая беседа, работа со словарями, аналитическая работа с текстом.

Технология:  компьютерная (с использованием мультимедийных средств).

Оборудование: мультимедиапроектор, запись музыки Свиридова «Деревянная Русь», портрет И. С. Тургенева, выставка «Интерьер крестьянской избы 19 века», словарь Даля.


ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Мы работаем над рассказом И. С. Тургенева «Бирюк». Послушайте музыку Свиридова «Деревянная  Русь», затем поделитесь впечатлениями, которые оставила эта музыка в душе каждого из вас.

-Какое настроение возникло?  (Возникло тревожное чувство, как будто душа болит. Представляются ветхие крестьянские избы, нищие, идущие по дороге. Создается безысходное, тоскливое настроение).

-Как эти чувства перекликаются с вашим впечатлением о рассказе «Бирюк»?  (Рассказ отставляет в душе тяжелое чувство, как и музыка).

-К какому моменту рассказа подходит эта музыка? (К началу и к концу рассказа. Эта музыка звучит как горькое раздумье автора).

2.Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности

-Музыка помогла настроиться на изучение рассказа. При вдумчивом чтении вы заметили, какое большое место занимают художественные описания внешности человека, природы, обстановки жилища героя.

3.Актуализация знаний

-Какого писателя и автора какого произведения представил нам художник на этой иллюстрации? (И.С. Тургенев, автора «Записок охотника»)

-Что это за «Записки охотника»? Почему они так называются? Где они были созданы? («Записки охотника» созданы в родовом имении Тургенева – Спасском –Лутовинове, цикл лирических очерков и рассказов, новелл. Тургенев записывал свои воспоминания, то, что он видел).

-Кто является главным героем  этих «Записок…»?  (крестьяне)  ( СЛАЙД №1 - №2 - №3)

4.Мотивация

-Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик?  (в крестьянах он видел таинственность)

5.Создание проблемной ситуации

-Сегодня мы тоже попробуем пройти охотничьей  тропой вместе с Тургеневым и тоже будем… (узнавать чью-то тайну).

-Чью?  (тайну Бирюка, героя одноименной новеллы Тургенева)  

6.Постановка проблемы и темы исследования

-Кто обычно раскрывает тайны? ( следователь)

-Мы сегодня тоже будем проводить своего рода следствие. Но назовем его несколько иначе. Подберите однокоренное слово к слову «следствие», чтобы понять, каким сегодня будет наш урок.  (урок-исследование по новелле И.С. Тургенева на тему «Тайна Бирюка»)

7.Определение структуры урока-исследования  (СЛАЙД №4)

-Как следователь проводит  сове расследование? На доске и вашей карточке помещены структурные элементы расследования. Задание: расположить их в правильном порядке:

1)Выдвижение версий

2)Поиск деталей, поясняющих ход дела

3)Сопоставление и оценивание деталей ( с точки зрения версии)

4)Нахождение причины явления

5)Раскрытие тайны  (подтверждение или опровержение версии)

(прокомментировать)

7.Выдвижение гипотез

-У любого следователя в начале обязательно должна быть или одна или несколько Версий

-Какие есть у вас версии относительно того, в чем таинственность образа Бирюка? Вы можете посоветоваться друг с другом. (образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает). (СЛАЙД№5)

-Значит, мы должны хорошо узнать  этот образ и в этом помогут детали  (имя, портрет, отношение к работе, отношение к Бирюку мужиков – крестьян, быт Бирюка, его семейное положение). (СЛАЙД №6)

8.Постановка цели исследования

-Итак, сейчас нам предстоит  ( по группам)  заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет нам раскрыть его тайну. Ваша задача –найти эти детали  в тексте, записать ключевые слова, зачитать. А главное – обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание  ( качества характера)

9.Образец работы

-Но для образца мы вместе заполним первую колонку этой таблицы.

-Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками

10.Заполнение таблицы  (работа в группах)

Деталь

Анализ детали

Оценивание деталей – черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Имя  (СЛАЙД №7)

Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком, Бирюк – это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком в нашей местности называют ВОЛКА (СЛАЙД №8)

Ни с кем не общается, угрюм, его не любят, одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя (СЛАЙД №9)

Вопросы –подсказки:

-Каково настоящее имя Бирюка?

-Что обозначает прозвище – Бирюк?

-Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

-Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?

Портрет  (СЛАЙД №10)

Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза.

Суровый, мужественный, красивый

Вопросы – подсказки:

-Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?

Отношение Бирюка к работе  (СЛАЙД №11)

Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Очень строгий, жестокий, добросовестный работник

Вопросы – подсказки:

-Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?

-Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

Отношение  к Бирюку мужиков – крестьян  

( СЛАЙД №12)

Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор  называет кровопийцей, душегубом, зверем ( 3 раза)

Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему

Вопросы – подсказки:

-Почему мужики ненавидят Бирюка?

-Как называет Бирюка пойманный им  мужик-вор?

Быт Бирюка, его семейное положение  ( СЛАЙД №13)

Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

Жена не выдержала характера Бирюка, ответственен за своих детей, очень беден, несчастлив, автор его жалеет

Вопросы – подсказки:

-Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?

-Счастлив ли Бирюк?

-Почему от него сбежала жена?

11.Сопоставление деталей

-Попробуйте теперь все нами сказанное сопоставить в одном предложении, используя данные третьей колонки:  ( СЛАЙД №14)

С одной стороны, Бирюк ____________________________________________________________________________________________________________________________________

С другой стороны,_____________________________________________________________________________________________________________________________

Потому что________________________________________________________

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный,  понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны,  жестокий, строгий, его хотят сжить со свету  (СЛАЙД №15)

-То есть, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает пред нами?  (Хорошим, умным, добросовестным)

-Но только одно слово у нас осталось непонятным –причина, которая не дает ему раскрыться пред мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

-А причина достаточно проста – он был несвободным, должен был выполнять приказы барина.

12.Раскрытие тайны

-Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка?  ( да)

-Попробуйте теперь письменно её изложить и закончить предложение, используя ключевые слова  ( Тайна Бирюка в том, что он хороший  и добрый человек, но,  так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят)

 (СЛАЙД №16)

13.Авторская позиция

-Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?

-Как оценивает по ступок Бирюка по отношению к вору Тургенев?  ( он называет Бирюка  «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле)  (СЛАЙД №17)

-Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, кото  рые  поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.

-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на памятнике были высечены слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила  делу освобождения крестьян от крепостного права.  (СЛАЙД №18 )

15.Домашнее задание

Написать сочинение- рассуждение на тему: «Мое отношение к главному герою рассказа «Бирюк».  (слайд №19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Урок литературы по теме "Особенности композиции "Слова о полку Игореве"

Представлена разработка урока, в которой особенности композиции данного произведения рассматриваются в контексте цветовой символики....

Конспект урока литературы по теме:"Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша".

Материал содержит подробную разработку урока литературы в 6 классе по теме "Особенности рассказа М.М. Зощенко "Галоша" (по программе Т.Ф. Курдюмовой). Это урок изучения нового материала,...

Разработка конспекта урока литературы по теме "Особенности пейзажа в стихотворении Б.Л.Пастернака "Золотая осень"

урок разработан с целью научить детей видеть в стихотворении изобразительно-выразительные средства, анализировать лирическое произведение,развивать творческие их способности ....

Урок литературы в 6 классе. Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютчева». Обучение анализу стихотворения ( «Неохотно и несмело», «Весенняя гроза», «С поляны коршун поднялся…»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКАВ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕОБЩАЯ ЧАСТЬПредметЛитератураКласс6Тема урока Тема: «Особенности пейзажной лирики в творчестве Ф.И.Тютч...

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" на примере сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Ведущая технол...