Урок по рассказу Н.С.Лескова.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Галимуллина Ильгамия Рашитовна

Разработка урока по рассказу Н.С.Лескова "Человек на часах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n._s._leskov_chelovek_na_chasah.doc81 КБ

Предварительный просмотр:


Урок по рассказу Н. С. Лескова «Человек на Часах»

  Задачи: дальнейшее ознакомление с творчеством писателя; обобщить представления учащихся о национальных чертах русского человека и их отражении в произведениях русской литературы; раскрыть многообразие идейного содержания рассказа. 

 Основные виды деятельности: беседа по вопросам; анализ внутренней речи героя; межтекстовый анализ.

Ход урока: 

  1. Чтение учителем  «Автобиографических заметок» Николая Семеновича Лескова

«По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии, но дворянство наше молодое и незначительное, приобретено оно моим отцом по чину коллежского асессора. Род наш собственно происходит из духовенства, и тут за ним есть своего рода почетная линия. Мой дед, священник Дмитрий Лесков, и его отец, дед и прадед — все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачевском или Трубчевском уезде Орловской губернии. От этого села Лески и вышла наша родовая фамилия — Лесковы…

      Отец мой, Семен Дмитриевич Лесков, „не пошел в попы“ , а пресек свою духовную карьеру тотчас же по окончании курса наук в Севской семинарии. Это, говорили, будто очень огорчило деда и едва ли не свело его в могилу…

      Выгнанный дедом из дома за отказ идти в духовное звание, отец мой бежал в Орел с сорока копейками меди, которые подала ему его покойная мать „через задние ворота“…

      С сорока копейками отец пришел в Орел и „из-за хлеба“ был взят в дом местного помещика Хлопова, у которого учил детей, и, должно быть, успешно, потому что от Хлопова его „переманул“ к себе помещик Михаил Андреевич Страхов, служивший тогда орловским уездным предводителем дворянства…

      На месте учителя в доме Страховых отец обратил на себя внимание своим прекрасным умом и честностью, которая составляла отменную черту всей его многострадальной жизни…

      Я родился 4 февраля 1831 года Орловского уезда в селе Горохове, где жила моя бабушка, у которой на ту пору гостила моя мать…

      Жили мы в крошечном домике, который состоял из одного большого крестьянского сруба, оштукатуренного внутри и покрытого соломой…

      В деревне я жил на полной свободе, которой пользовался как хотел. Сверстниками моими были крестьянские дети, с которыми я и жил и сживался в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего „мелкопоместного курничка“, из постоялого двора и с поповки…»

II. Чтение учителем первой главы рассказа и беседа, направленная на осмысление экспозиции рассказа, позиции героев, мотивации их поведения в произведении. Примерные вопросы:
      1. С чего начинается рассказ «Человек на часах»?
      2. От чьего лица ведется повествование?
      3. О чем говорится в предисловии к рассказу?
      4. Как вы думаете, является ли герой рассказа героическим лицом, а его история и ее развязка оригинальными? Свой ответ обоснуйте.
      5. Почему автор, с одной стороны, указывает на произошедшую историю как на исторический анекдот, а с другой — говорит о том, что в рассказе нет никакого вымысла?
      6. В какое время происходит действие в рассказе? Найдите в тексте указание на то, к какому времени относятся описываемые в рассказе события.

      Важно отметить указание на вымышленность событий, которые, подобно сказке («Сказка — ложь, да в ней намек...»), придуманы автором, но передают при этом подлинную атмосферу времени. Авторская ирония подчеркивает трагизм происходящего.
      
III. Пересказ содержания рассказа необходим, чтобы восстановить последовательность событий, причинно-следственные связи. Здесь можно остановиться на жанровой природе произведения.
      1. К какому жанру можно отнести произведение писателя «Человек на часах»?
      2. В чем «анекдотичность» случившегося?
      3. Какой эпизод положен в основу рассказа?
      4. Какие поступки героев, на первый взгляд, оказываются странными, лишенными смысла?
      5. Поясните слова «офицер инвалидной команды» (офицер, дежурящий по району), «гуманист», «карцер», «обер-полицмейстер» (начальник полиции), «лазарет», «либерализм» и дайте толкование образным выражениям «пойдет горячка», «всякая вина виновата», «сам владыка», «выйти сухим из воды», без которых понимание произведения будет неполным.
      
IV. Беседа по вопросам поможет понять поступки и состояние персонажей:
      1. Подумайте, чем встревожен каждый из героев.
      2. Что объединяет всех «провинившихся»?
      3. Как мог быть решен вопрос с Постниковым, спасшим человека?
      4. Как на самом деле была разрешена ситуация? Познакомьтесь с комментариями к рассказу.
      5. Почему подвиг другого офицера в рассказе был представлен царю как спасение им погибающего?
      6. Какие чувства испытывает каждый из героев рассказа?
      7. Как сложилась судьба Постникова? Почему наказан герой?
      8. Для чего подполковник Свиньин навещает героя в лазарете и дает ему фунт сахару и четверть фунта чаю? Почему солдат доволен и благодарен?
      
V. Обобщение и подведение итогов урока. Следует в заключение остановиться на смысле названия, объяснить, почему оно было изменено (вместо «Спасения погибавшего» — «Человек на часах»), пояснить авторскую позицию:

 «Я думал о тех людях, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы оно ни было»

Викторина по рассказу Н.С.Лескова "Человек на часах

  1. Какая стояла погода в 1839 году на Крещение?
  2. Где нес караульную службу рядовой Постников?
  3. Каково происхождение рядового Постникова?
  4. Сколько времени длилась внутренняя борьба между чувством долга и чувством сострадания?
  5. Кто не вовремя подвернулся под руку и объявил себя спасителем утопающего?
  6. Почему ему не поверили?
  7. Отчего доброе дело вылилось в скандал, интригу и суматоху?
  8. Какое слабое место было у полковника Свиньина?
  9. Какой военный прием он решил применить в создавшейся взрывоопасной ситуации?
  10. Что умел с легкостью делать обер-полицмейстер Кокошкин?
  11. Что произошло в кабинете у обер-полицмейстера Кокошкина?
  12. Как были награждены истинный и мнимый спасители и почему?
  13. Как Свиньин отнесся к собственному распоряжению?
  14. Как Постников отнесся к своему наказанию и почему?
  15. Мнение владыки (митрополита) по поводу происшедшего?
  16. Согласны ли вы с мнением владыки, что "все в этой истории получили по заслугам" и даже Бог на небесах, наверное. был бы доволен?
  17. Как вы думаете, почему в окончательном варианте Н.С. Лесков  заменил первоначальное название рассказа "Спасение погибавшего" на название "Человек на часах"?
  18. Н.С.Лесков говорил, что событие, о котором говорится в рассказе "трогательно и ужасно". В чем ужас этого события?

Викторина по рассказу Н.С.Лескова "Человек на часах"

  1. Какая стояла погода в 1839 году на Крещение?
  2. Где нес караульную службу рядовой Постников?
  3. Каково происхождение рядового Постникова?
  4. Сколько времени длилась внутренняя борьба между чувством долга и чувством сострадания?
  5. Кто не вовремя подвернулся под руку и объявил себя спасителем утопающего?
  6. Почему ему не поверили?
  7. Отчего доброе дело вылилось в скандал, интригу и суматоху?
  8. Какое слабое место было у полковника Свиньина?
  9. Какой военный прием он решил применить в создавшейся взрывоопасной ситуации?
  10. Что умел с легкостью делать обер-полицмейстер Кокошкин?
  11. Что произошло в кабинете у обер-полицмейстера Кокошкина?
  12. Как были награждены истинный и мнимый спасители и почему?
  13. Как Свиньин отнесся к собственному распоряжению?
  14. Как Постников отнесся к своему наказанию и почему?
  15. Мнение владыки (митрополита) по поводу происшедшего?
  16. Согласны ли вы с мнением владыки, что "все в этой истории получили по заслугам" и даже Бог на небесах, наверное. был бы доволен?
  17. Как вы думаете, почему в окончательном варианте Н.С. Лесков  заменил первоначальное название рассказа "Спасение погибавшего" на название "Человек на часах"?
  18. Н.С.Лесков говорил, что событие, о котором говорится в рассказе "трогательно и ужасно". В чем ужас этого события?

МОУ Пижмаринская СОШ

Балтасинского муниципального района

Республики Татарстан

       

 
Урок по рассказу Н. С. Лескова

 «Человек на Часах»

Открытый урок по русской литературе в 7 классе

                                                        Учитель русского языка и литературы,

                                            английского языка 1 квалификацион-

                                     ной категории Галимуллина И.Р.

2011                                                                         

Никола́й Семёнович Леско́в 

1831-1895г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- размышление на тему "Человек и общество" (По рассказу Н.С. Лескова "Старый гений"____________________________________

Урок по рассказу поможет учащимся выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и осмыслить их взаимосвязь с современностью....

Урок-практикум "Эпиграф в литературном произведении" (на основе рассказа Н.С. Лескова "Зверь")

Впереди рождественские дни. Сейчас наступило время, когда можно (и нужно)  познакомить учеников с рождественскими рассказами (не так много таких произведений в школьной программе). Данный урок мо...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"

Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова "Зверь"

конспект урока литературы (внеклассное чтение)...

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"

Урок литературы с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Нравственные проблемы в рассказе Н.С.Лескова "Старый гений"...