Урок-практикум "Эпиграф в литературном произведении" (на основе рассказа Н.С. Лескова "Зверь")
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Впереди рождественские дни. Сейчас наступило время, когда можно (и нужно) познакомить учеников с рождественскими рассказами (не так много таких произведений в школьной программе). Данный урок можно провести или как урок-практикум по теме "Эпиграф в литературном произведении", или как урок внеклассного чтения по теме "И звери внимаху живое слово..." Предлагаемый урок был проведен в 8 классе по УМК под редакцией В.Ф. Чертова, но, на мой взгляд, такой урок можно провести и в 6, и в 7, и в 8 классах. К конспекту урока прилагается и статья "Слово о рассказе Н.С. Лескова "Зверь", с которой я выступала на Рождественских чтениях в Духовной семинарии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока-практикума | 105 КБ |
Статья о рассказе | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по литературе № 3 (по программе В. Ф. Чертова) в 8 (общеобразовательном) классе «В» (базовый уровень, 2 часа в неделю)
МБОУ «Экономическая гимназия»
Г. Хабаровска
Учитель русского языка и литературы: Лесник С.Д.
(урок прошел в декабре 2011 года как открытый урок для директоров города Хабаровска («Школа управленческого мастерства») по теме «Воспитательная система образовательного учреждения как средство достижения жизненной успешности гимназиста») / по календарно-тематическому планированию это урок № 31/.
Тема урока-практикума: | «Эпиграф в литературном произведении». |
Цель урока: | по истечении урока ученики будут знать, что такое эпиграф, и научатся понимать его роль в литературном произведении. |
Задачи урока: | выяснить с опорой на полученные ранее (на уроках развития речи) знания, что такое эпиграф, каковы источники эпиграфа и функции его в литературном произведении; показать на конкретных примерах (рассказе Н.С. Лескова «Зверь») художественные функции эпиграфа в литературном произведении; формировать навык устного и письменного анализа эпиграфа; формировать духовное начало в учениках через работу над святочным рассказом |
Виды деятельности: | беседа по вопросам, работа со вступительной статьей «Эпиграф в литературном произведении», « домысливание», устное словесное рисование, знакомство с рассказом Н.С. Лескова «Зверь» через сжатый пересказ и инсценирование фрагмента, заранее подготовленных учащимися, устные рассуждения, исследовательская деятельность учащихся |
Оборудование: | презентация к уроку, в которой есть портреты Н. С. Лескова, Серафима Саровского, слайд, сопровождаемый словами песни «Христос рождается», на фоне которого и инсценируется 16 глава рассказа «Зверь» Н.С. Лескова; декорации и костюмы к инсценировке рассказа: костюмы для помещика, священника, крепостного, кресло, елка (мы воспользовались слайдом с изображением елки) и, конечно, масло елки и мандаринов для создания соответствующей атмосферы; распечатки главы № 16 из рассказа «Зверь» Н. С. Лескова, колокольчики (которые учитель дарит ученикам на память). |
Мои примечания: | Тему этого урока я попыталась раскрыть на материале главы «Эпиграф в литературном произведении», данной в учебнике на странице 293, а также на материале рассказа Н.С. Лескова «Зверь»: во-первых, потому что данная программа рекомендует знакомство с этим рассказом на уроках внеклассного чтения (правда, эти рекомендации предлагались для учащихся 5 класса, но, на наш взгляд, обращение к этому рассказу в 5 классе необоснованно, так как глубины произведения дети в этом возрасте понять еще не в состоянии: не зря говорят, «Лесков – вообще трудно читаемый художник слова»), во-вторых, этот рассказ логично «вписался» в календарно-тематическое планирование: урок проходит во второй половине декабря, в преддверие святок (мы имеем возможность еще раз вспомнить святочный рассказ), кроме того, он имеет эпиграф – слова Серафима Саровского, а года три назад через дорогу от нашей гимназии построили храм Серафима Саровского, теперь мы его видим из окон нашего кабинета, слышим благовест, и это для нас много значит; в-третьих, рассказ позволяет ребятам говорить о духовном начале («обратить взор на самих себя»), что весьма актуально. |
Структура урока по теме: «Эпиграф в литературном произведении»
Этап | Деятельность учащихся | Планируемый результат | Технологии, методы |
1. Этап актуализации знаний учащихся. | Ученики сопоставляют названия произведений, называют эпиграфы к ним (с опорой на подсказки или без нее) | Мотивировать учащихся на восприятие нового материала. | Технология проблемного обучения, развития критического мышления, игровой деятельности, интерактивного обучения, гуманно- личностного обучения, диалог как метод обучения, частично-поисковый метод. |
2. Выявление нового. | Ученики работают со вступительной статьей учебника «Эпиграф в литературном произведении» на странице 293, сопоставляют определения, данные в учебнике и на слайде, знакомятся с видами необычных эпиграфов, находят в учебнике источники эпиграфов, отвечают на вопрос: какова роль эпиграфа? | Ученики будут знать значение слова «эпиграф», источники эпиграфа, функции эпиграфа в литературном произведении. |
3. Этап знакомства с рассказом Н.С. Лескова «Зверь» -сюрприз для учащихся – «яркое пятно в уроке». | Восьмиклассники предсказывают, предугадывают, предполагают, «дорисовывают» события рассказа Н.С. Лескова «Зверь», опираясь на услышанные слова эпиграфа к рассказу, слушают сжатый пересказ, смотрят инсценировку 16 главы, сопоставляют «домысливание» с услышанным и увиденным. | Обращение к рассказу, в котором есть эпиграф, поможет осознать роль эпиграфа в литературном произведении (главное: понять, что эпиграф напрямую связан с основным текстом, он помогает понять его основную мысль, позицию автора), будет способствовать формированию духовного начала в восьмиклассниках. |
4. Анализ рассказа «Зверь». | Ученики ведут диалог с учителем, характеризуют героев и их поступки, делают выводы о причинно-следственных связях эпиграфа и основного текста произведения. | На конкретном примере ученики осознают художественную функцию эпиграфа в литературном произведении, приобретают опыт устного и письменного анализа эпиграфа. |
6. Домашнее задание. | Ученики, прослушав домашнее задание, выбирают один из вариантов работы: 1) либо написать высказывание о роли эпиграфа в рассказе Н.С. Лескова «Зверь» (можно опираться на рекомендации, данные на странице 295); 2)либо написать сочинение в жанре эссе «Слово о рассказе Н.С. Лескова «Зверь» (не забудьте повторить особенности этого жанра, данные на странице 29). | Предложенные варианты домашнего задания позволят применить знания учащихся на практике. Те же, кто выберет второй вариант задания, смогут еще раз проверить свои знания не только относительно роли эпиграфа, но и такого жанра, как эссе. Кроме того, такое задание позволяет сформировать в учащихся метазнания, метанавыки. |
Конспект урока-практикума № 3 по теме: «Эпиграф в литературном произведении».
Цель урока: по истечении урока ученики будут знать, что такое эпиграф, и научатся понимать его роль в литературном произведении.
Задачи урока: 1)выяснить с опорой на полученные ранее (на уроках развития речи) знания, что такое эпиграф, каковы источники эпиграфа и функции его в литературном произведении;
2) показать на конкретных примерах (рассказе Н.С. Лескова «Зверь») художественные функции эпиграфа в литературном произведении;
3) формировать навык устного и письменного анализа эпиграфа;
4) формировать духовное начало в учениках через работу над святочным рассказом.
Оборудование: презентация к уроку, в которой есть портреты Н. С. Лескова, Серафима Саровского, слайд, сопровождаемый словами песни «Христос рождается», на фоне которого и инсценируется 16 глава рассказа «Зверь» Н.С. Лескова; декорации и костюмы к инсценировке рассказа: костюмы для помещика, священника, крепостного, кресло, елка (мы воспользовались слайдом с изображением елки) и, конечно, масло елки и мандаринов для создания соответствующей атмосферы; распечатки главы № 16 из рассказа «Зверь» Н. С. Лескова, колокольчики (которые учитель дарит ученикам на память).
Термины:
эпиграф, цитата, сюжет, катарсис.
Ход урока.
Актуализация знаний учащихся.
Перед учащимися на экране три названия произведений и их авторы: «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Сын полка» В. П. Катаева, «Живые мощи» И. С. Тургенева.
Что объединяет эти произведения?
(Внимательные ученики замечают, что к каждому из них есть эпиграф).
Вспомните, какие эпиграфы сопровождают названные произведения?
(Учащиеся с помощью подсказок, которые появляются на экране, называют эпиграфы.)
Выявление нового.
Вспомните, что такое эпиграф?
Обращение к вступительной статье.
Найдите в статье определение понятия «эпиграф»?
Посмотрите на экран, познакомьтесь со словарной статьей к данному понятию (учащиеся знакомятся с определением понятия «эпиграф» по словарю «Анатомия термина»).
Соотнесите эти определения. Выскажите свои наблюдения (работа выполняется в парах).
Найдите в статье информацию о том, что является источником эпиграфа. (Параллельно на экране высвечиваются наименования источников эпиграфов.)
Знакомство учащихся с вариантами необычных эпиграфов (информация, связанная с произведениями В.Набокова, А. Куприна, В.Пелевина, появляется на экране).
Вы знаете из уроков русского языка сведения о том, как оформляются эпиграфы.
Подумайте, для чего авторы литературных произведений приписывают к основному тексту эпиграф? (Обсуждение в группах). Высказываются мнения учащихся.
Знакомство с функциями эпиграфа в литературном произведении
(ученики находят сведения в статье, параллельно данная информация появляется на экране).
3.Обращение к рассказу Н.С. Лескова «Зверь» (знакомство с рассказом).
Сейчас я хочу познакомить вас с такими словами:
«И звери внимаху живое слово…» из Жития старца Серафима Саровского. (Текст появляется на экране).
Как вы понимаете эти слова? (Ученики высказывают свои мнения).
Как вы думаете, о чем может идти речь в произведении, которое начинается такими словами? (Работа в группах, связанная с «домысливанием», устным словесным рисованием).
Эти слова являются эпиграфом к рассказу Н.С. Лескова «Зверь».
Сейчас Семенова Л. и Кушнарь И. познакомят вас с содержанием данного произведения (заранее подготовленные ученики делают сжатый пересказ текста: если следовать основам гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе по Ш. А. Амонашвили, то данный этап урока можно рассматривать как сюрприз для учащихся)), затем группа ребят разыгрывает заключительную (16) главу рассказа (здесь важны декорации, костюмы, а главное – умение интерпретировать содержание текста).
4. Анализ рассказа «Зверь» Н.С. Лескова.
За что дядя, герой рассказа Н.С. Лескова, сказал священнику «спасибо»?
(Высказываются мнения ребят).
Учитель, систематизируя сказанное, делает вывод о том, что «живое искреннее проникновенное слово человека приводит к душевному потрясению, которое в свою очередь привело к нравственному очищению (вспомните слезы дяди), в эпоху Аристотеля об этом говорили как о катарсисе: мы видим процесс перерождения человека-зверя в человека, умеющего сострадать, сопереживать, делать добро.
Найдите в тексте слова, которые можно рассматривать как главные, важные.
(Ученики обращаются к тексту – 16 главе произведения – и зачитывают эти слова: «Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека. Ты меня этим тронул и превзошел меня в великодушии».
Как вы понимаете значение слова «великодушие»?
(Ученики высказывают свои мнения).
Учитель, систематизируя сказанное, отмечает, что, действительно, слово «великодушие» имеет значение: «высокое душевное качество, в основе которого снисходительность, умение жертвовать собой».
Но у этого слова может быть второе семантическое поле (учитель делает подсказку ученикам, записывая данное слово следующим образом:
ве - ЛИК - о - ДУШ - ие ).
Что теперь в семантике этого слова вы «видите»?
(Исследовательская деятельность учащихся в группах).
Учитель, систематизируя мнения учащихся, говорит о том, что у слова «ве-лик-о- душ-ие» есть второе значение: «лик вечности в душе человека».
Как вы понимаете это выражение?
Учитель, обобщая сказанное учениками, отмечает: если первое значение слова связано с «проявлением действия, направленного во вне» (от человека – носителя великодушия - к другому), то второе означает «проявление действия, направленного во внутрь человека», такое значение слова как бы заставляет нас обратить внимание (взор) на самого себя, на то, что есть в нашей душе, в нашем сердце.
Обращение к фрагменту работы ученицы класса, победительницы краевого конкурсного сочинения «Мы – дальневосточники» «Капелька моей жизни».
Аня в своей работе пишет: «…Остановись, человек, подумай, все ли делаешь правильно, по совести? Имеешь ли Сердце, открытое и Небу и Земле?»
Аня, объясни, что ты вкладываешь в это выражение «Имеешь ли Сердце, открытое и Небу и Земле?
У вас на столах лежат колокольчики. Возьмите их, позвоните в них, прислушайтесь к своему сердцу, подумайте, какое оно у вас…
Можно попросить учеников нарисовать в тетради свое сердце (один – два ученика могут это сделать на доске).
Пусть эти колокольчики всегда будут рядом с вами как напоминание о том, что нужно иногда смотреть внутрь самого себя.
Существует много мудростей о Сердце (тексты появляются на экране):
А) вся жизнь проходит через Сердце.
Б) источник всех богатств, духовных и материальных, есть Сердце.
В) самого главного глазами не увидишь: зорко одно лишь Сердце.
Г) без Сердца… разве человек поймет?
Но вас я хотела попросить подумать над такой мудростью:
Облагораживание собственного Сердца есть превращение его в ……, …… которого ждут все. (Текст появляется на экране).
Подумайте, какие слова должны быть на месте пропуска, как звучит эта мудрость? (Это задание на «домысливание», дополнение. Можно предложить детям подсказку. Работа идет в парах или группах. Затем высказываются мнения учащихся, в которых дается обоснование выбора).
Мудрость звучит так:
Облагораживание собственного Сердца есть превращение его в СОЛНЦЕ, ВОСХОД которого ждут все. (Полный текст появляется на экране)
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Каким образом можно облагораживать собственное сердце?
(Ученики высказывают мнения, учитель делает вывод: необходимо сердцу дать работу).
Знакомство с притчей.
Давно это было, еще тогда, когда зарождалось олимпийское движение. Пришел один незнакомый человек к тренирующимся и говорит: «Вы упражняете разные части тела: руки, ноги, плечи, тренируете мышцы,
соревнуетесь в бегах, прыжках, метании копья. А соревнуетесь ли вы в мощи вашего Сердца?»
«Как это?» - спросили спортсмены.
Незнакомец ответил…
Теперь вы этот некий незнакомый человек, а я спортсмен, задающий вам вопрос: «Как это – тренироваться в мощи вашего сердца?»
(Учитель проходит между рядами, «собирая» ответы учащихся.)
Вот ответ этого незнакомого человека: «Соревнуйтесь в проявлении ВЕЛИКОДУШИЯ». (Ответ демонстрируется на слайде).
В рассказе есть замечательные слова: «Довольно было чувствовать, что здесь совершилась слава Всевышнему и заблогоухал мир во имя Христа на месте сурового страха».
О чем эти слова?
5. Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание.
1) Вернемся к эпиграфу рассказа.
Какова роль этих слов в произведении? (письменные ответы учащихся).
Учащиеся прочитывают свои ответы и делают вывод о том, что эти слова выполняют и прогнозирующую функцию (то есть еще до знакомства читателя с текстом сообщают о главной теме или идее произведения, ожидаемых сюжетных ходах, характеристике героев), хотя следует заметить, что в начале урока никто не мог предположить, что именно о таких событиях будет идти речь в произведении, и функцию выражения авторской позиции: даже жестокий человек (человек-зверь), если ему многие истины разъяснять, а также показывать проявление добра, милосердия, любви, может обрести человеческое лицо; кроме того, необходимо работать над собой, над своей душой, над своим сердцем.)
2)Как подтверждение сказанного читается эпилог рассказа:
«Сганареля не отыскали. Ферапонт…сделался вольным … и был не только верным его слугою, но и верным его другом до самой смерти. Он закрыл своими руками глаза дяди, и он же схоронил его в Москве на Ваганьковском кладбище, где и по сю пору цел его памятник. Там же, в ногах у него, лежит и Ферапонт.
Цветов им теперь приносить уже некому, но в московских норах и трущобах есть люди, которые помнят белоголового длинного старика, который словно чудом умел узнавать, где есть истинное горе, и умел поспевать туда вовремя сам или посылал не с пустыми руками своего доброго пучеглазого слугу.
Эти два добряка, о которых много бы можно сказать, были – мой дядя и его Ферапонт, которого старик в шутку называл: «укротитель зверя».
3) Домашнее задание (по выбору: 1) либо написать высказывание о роли эпиграфа в рассказе Н.С. «Зверь» (можно опираться на рекомендации, данные на странице 295);
2)либо написать сочинение в жанре эссе «Слово о рассказе Н.С. Лескова «Зверь» (не забудьте повторить особенности этого жанра, данные на странице 29).
Заключительное слово учителя.
Что же произошло в доме дяди в Рождество Христово?
К какой категории рассказов вы отнесете данный рассказ? (Ученики говорят, что это святочный рассказ).
Вы впервые знакомитесь со святочным рассказом? (Дети вспоминают рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»).
Наш разговор состоялся в преддверие Святок, думаю, что уроки, вынесенные сегодня, вы заберете с собой в долгую жизнь, а в период Святок сотворите хотя бы маленькое, но доброе дело.
Впереди каникулы, много дней отдыха и у вас, и у ваших родителей. Рождество – семейный праздник. Почитайте в этот день святочные рассказы – и вы узнаете, почему именно на Рождество
украшают елку, почему все люди и даже звери спешат не только поклониться Младенцу, но и помочь тем, кто «заплутал на пути к его вертепу». А если эти рассказы будут предварять эпиграфы, подумайте над их ролью, над их значением.
Список информационных источников:
Учебник. Литература (в двух частях) под редакцией В.Ф. Чертов. М., «Просвещение», 2011.
Пособие для учителя. Уроки литературы ( 8 класс) под редакцией В.Ф. Чертова, М., «Просвещение», 2011.
А также те источники, которыми я пользовалась при написании статьи «Слово о рассказе Н.С. Лескова «Зверь» для выступления в Духовной семинарии на Рождественских чтениях (статью я тоже выслала).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., «Просвещение», 2011.
Лесков Н.С. Рассказы. Хабаровск: Книжное издательство, 1981.
Кретова А.А. Проблема нравственного формирования человека в творчестве Н.С. Лескова. М., «Образование и общество», № 2, 2001.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., «ОНИКС. Мир и образование», 2008.
Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймём? М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2004.
Кретова А.А. Проблема нравственного формирования человека в творчестве Н.С. Лескова. М., «Образование и общество», № 2, 2001.
Лесков Н.С. Повести и рассказы. (Рассказ «Зверь»). М., «Художественная литература», 1990.
Библия (Евангелие от Матфея, глава (15). М., Российское библейское общество, 1992.
Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2003.
Русские писатели. 19 век. Биографический словарь (Составитель Джанумов С.А.). М., «Просвещение», 2007.
Русские писатели. 19 век. Биографический словарь (Составитель Джанумов С.А.). М., «Просвещение», 2007.
Чалмаев В.А. «Откройте русскому человеку русский «свет». «Литература в школе», № 9, 2005.
Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймём? М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2004.
Библия (Евангелие от Матфея, глава (4). М., Российское библейское общество, 1992.
Русские писатели. 19 век. Биографический словарь (Составитель Джанумов С.А.). М., «Просвещение», 2007.
Телегин С.М. «Национальное и мифологическое у Лескова». «Литература в школе», № 1, 1996.
Сергушева С.В. «Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского». «Литература в школе», № 5, 2003.
Старыгина Н.Н. «Лесков в школе: что читать?» «Литература в школе», № 5 1993.
Кучерская М.А. К вопросу об источниках рассказа Н.С. Лескова «Зверь»: сплав романтизма с христианством. Материалы первой международной научной интернет-конференции. М., НИП «ВФК», 2008.
Герасимова Т.Ю. «Новые знания через педагогическую мастерскую «Что такое духовность». «Литература в школе», № 7, 2004.
Яхненко Е.В. «Древнерусские традиции в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». «Литература в школе», № 2, 2003.
Бородина А.В. Основы православной культуры. М., Издательский дом «Покров», 2003
Предварительный просмотр:
Лесник Светлана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Экономическая гимназия» города Хабаровска
( выступление в Духовной семинарии на Рождественских чтениях)
«Чтоб чувства добрые в читателе рождать…» (В.А. Громов)
ФГОС второго поколения ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника, любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества». (1)
Ценности человеческой жизни напрямую связаны с духовным воспитанием человека. Большое значение в этом воспитании имеют уроки литературы.
В. А. Жуковский, определяя цель воспитательного процесса, вошедшую в 19 столетии в национальную традицию и ставшую близкой многим писателям (в том числе Н.С. Лескову), отмечал: «Воспитание должно образовать человека, гражданина, христианина».
По глубоким внутренним убеждениям Н.С. Лескова, воспитание имеет решающее значение не только для судьбы каждой отдельной личности, но и для исторических судеб страны, для ее духовного пробуждения. Свою творческую задачу он видел в том, чтобы дать читателю «доброкачественную духовную пищу на все времена».
Этой цели содействуют святочные рассказы Н.С. Лескова, «ютившиеся до него на задворках прозы» (замечание Ю.Нагибина) и поднятые им на высоту серьезной литературы. (2)
Обратимся к одному из рассказов Н.С. Лескова «Зверь». Как отмечают исследователи его творчества (А.А. Кретова, М.А. Кучерская), большинство произведений автора «писаны мемуаром» (не является исключением и рассказ «Зверь»). Основная тема многих рассказов Н.С. Лескова – тема праведничества.
Автобиографическое начало определило форму повествования рассказа как воспоминание о детстве от первого лица маленького героя и взрослого повествователя, умудренного жизненным опытом. Такой «двойной» взгляд придает повествованию не только глубину и объемность, но и определяет характер художественного времени, которое отличается дистанцией между прошлым и настоящим «тогда» и «теперь» повествователя.
О чем же повествует святочный рассказ «Зверь»? Если говорить общо, то о чуде, которое произошло в День Рождества Христова.
С точки зрения фабульной линии произведения, это рассказ о том, как повествователь, будучи ребенком, в рождественские дни приезжает в дом своего дяди, богатого орловского помещика, и становится свидетелем сначала жуткой картины (так называемых потех своего родственника, устроившего в присутствии гостей – детей и взрослых - травлю жившего в поместье ручного медведя Сганареля, чтобы «насладиться» тем, как «молодой доезжачий» Ферапонт будет стрелять в своего воспитанника), а затем – свидетелем … необычайной сцены, сцены свершившегося чуда, спасения, дара.
С точки зрения идейно-тематической, рассказ Н.С. Лескова - это рассказ о том, как главный герой из жестокого, немилосердного человека-зверя (неслучайно «господин Страх», как называет дядю Лескова Страхова, ставшего прототипом сурового героя, американский лесковед Х. Маклейн (3), «властвует» в рассказе и тогда, когда повествователь накануне Рождества Христова гостит в доме своего родственника («Дядю боялись все», «…я в доме такого хозяина гостил неохотно и с немалым страхом»), и тогда, когда идет подготовка к празднику («Но пришла роковая пора…Сганареля велели Ферапонту отвести и посадить в яму, откуда был только один выход – на казнь»), и тогда, когда наступил день развлечений: («Все …кипело желанием броситься на зверя», «Раздался оглушительный бешеный рев», «Из творила ямы, как бы из преисподней…», «Все мы, люди, все лошади и собаки, …были в страшной опасности», «Но гости…видели нечто гораздо более страшное…») перерождается в человеколюбца, оценившего доброту и мужество своего крепостного Ферапонта и способного творить добро.
В эпилоге рассказа мы читаем: «Сганареля не отыскали. Ферапонт…сделался вольным … и был не только верным его слугою, но и верным его другом до самой смерти. Он закрыл своими руками глаза дяди, и он же схоронил его в Москве на Ваганьковском кладбище, где и по сю пору цел его памятник. Там же, в ногах у него, лежит и Ферапонт.
Цветов им теперь приносить уже некому, но в московских норах и трущобах есть люди, которые помнят белоголового длинного старика, который словно чудом умел узнавать, где есть истинное горе, и умел поспевать туда вовремя сам или посылал не с пустыми руками своего доброго пучеглазого слугу.
Эти два добряка, о которых много бы можно сказать, были – мой дядя и его Ферапонт, которого старик в шутку называл: «укротитель зверя».
Что же произошло вечером «в большой зале, где зажгли праздничную елку»? Произошло чудо святочного преображения. Мы, читатели, становимся свидетелями того, что в эпоху Аристотеля называли катарсисом. Живое, искреннее, проникновенное слово священника Алексея вошло в «раздраженное и гневливое» сердце героя, произвело в нем смуту, заставило его обернуться и посмотреть внутрь самого себя, испытать потрясение и сделать открытие: неужели я такой?: «…нервным, взволнованным голосом» дядя сказал:
- Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека. Ты меня этим тронул и превзошел в великодушии…».
В «Толковом словаре» С. И. Ожегова значение слова «великодушие» объясняется как «высокое душевное качество, в основе которого снисходительность, умение жертвовать собой». (4) Такое значение слова «говорит» о проявлении душевного качества, направленного «во вне» (от человека – носителя этого качества - к другим). Если же посмотреть на значение слова с другой точки зрения, то можно обнаружить следующий смысл: «ве – ЛИК - о – ДУШ –ие» есть «ЛИК вечности в ДУШе человека» (5). Данное значение слова «говорит» о проявлении действия, направленного «во внутрь» человека: семантическое поле слова как бы заставляет нас «обратить взор на самого себя», на то, что есть внутри каждого из нас, в наших душах и в наших сердцах.
Рассказчик обращает внимание на такую деталь: «происходило удивительное: он (дядя) плакал». С одной стороны, слезы - символ раскаяния героя в своей «зверской» натуре, с другой, - благодатные, покаянные, «рождественские» слезы, ниспосланные «человеку-зверю», - это символ «восстанавливающего природу падшего человека» (6) очищения, следствием которого стало нравственное прозрение в том, что милосердие, сострадание, «любовь, прощение, долг каждого утешить друга и недруга» (7) – основные законы жизни, основные законы человеческого сердца (обратим внимание на вторую деталь: чудо происходит возле праздничной новогодней елки, символа вечных истин). Эти вечные истины вдруг (!) почувствовал главный герой рассказа, человек-зверь, который, как вспоминает рассказчик, «был очень богат, стар и жесток», человек-зверь, в характере которого преобладали «злобность и неумолимость», человек-зверь, который «об этом нимало не сожалел, а даже щеголял этими качествами,…, которые, по его мнению, служили… выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа».
Существует много мудростей о сердце: «Вся жизнь проходит через Сердце», «Источник всех богатств, духовных и материальных, есть Сердце», «Без Сердца … разве человек поймет?», «Облагораживание собственного Сердца есть превращение его в Солнце, восход которого ждут все»… Как много значит Сердце для человека, но еще больше – его облагораживание: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что выходит из уст (из сердца исходит), сие оскверняет человека… ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (8)
Как можно облагораживать собственное сердце? Просто нести благо людям, помогать нуждающимся, делать добрые поступки, прощать людей, стараться позитивно мыслить, излучать свет, идти навстречу жизни с любовью (последняя – вершинная - тридцатая ступень духовного восхождения человека, описанная преподобным Иоанном Лествичником в его книге «Лествица», названа «Любовью»). (9) Любовь, способная уничтожить и победить страх, составляет основную мысль рассказа Н.С. Лескова «Зверь».
Благородное, по-детски чистое сердце имел «молодой доезжачий» Ферапонт - носитель одухотворенной красоты, великой телесной и душевной силы, верности нравственному идеалу. Он несчастлив, загнан, обречен, но весь светится добротой и благородством, так как в его душе живет мысль о деятельном благочестии человека, должного оставлять «по себе в памяти благочестивых потомков идеальный образ, озаренный лучами святости» (10), о чем свидетельствуют заключительные строки произведения. С такими «людьми из народа» был знаком автор святочного рассказа: «Я не изучал народ… я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом… Я с народом был «свой человек» и знал русского человека в самую его глубь». (11)
Благородным сердцем, способным, как сказал философ И.А. Ильин, «сберечь живое и глубокое чувство совести, мечту о праведности и святости, острое чувство «правды» и «кривды»… дух милосердия», (12) обладал отец Алексей. Оказавшись вечером около рождественской елки в кругу людей, ожидавших появления после неудачной потехи хозяина дома, он первый «поторопился нарушить …зловещую тишину» и страх, окутавший всех. Смиренно приняв на себя зло «раздраженного и гневливого сердца» дяди, «священник стал нам разъяснять слова: «славите», «срящите» и «возноситеся», и, дойдя до значения … последнего слова, сам тихо «вознесся» и умом и сердцем», поскольку говорил о даре, который каждый человек «может поднесть к яслям рожденного Отроча», - о Сердце, доброе Сокровище которого составляют «чувства утонченные и огненные, красота и величие Любви, вдохновение Веры, творящее терпение Надежды, возрождающаяся влага Доброты, гордость и суровость Долга, цветы Признательности, слезы Сострадания, улыбки Сорадости, возвышенность Преданности, искра Искренности, радость Покаяния, посевы Благородства». (13)
Сильное, мощное слово священника, донесшее до слушателей (и до главного героя тоже!) истину, стало причиной благодати и света, о которых автор пишет в финале рассказа: «Здесь совершилась слава вышнему Богу и заблогоухал мир во имя Христово на месте сурового страха… Зажглись веселые костры, и было веселье во всех, и шутя говорили друг другу: «У нас ноне… и зверь пошел во святой тишине Христа славить» (сравни: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет»). (14)
Благородное сердце обретает и главный герой рассказа. В деспоте-самодуре, не знавшем ни стыда, ни совести, ни удержу и не уважающем никакого закона, всю жизнь следующем прихотям полудикого владыки (потому и произошло омертвение души, вырождение человека и превращение в зверя), пробуждается душа, просыпается совесть, усиливается чувство вины: он обретает человеческое лицо и способность «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего». (15) Свят не тот, кто не совершает греха, а кто смог покаяться, преодолеть его и найти в себе силы воскреснуть к новой праведной жизни. (16) «У нас есть люди, - писал Н.С. Лесков, - которые в буквальном смысле совершали и совершают чудеса, свидетельствующие о необычайной способности русского человека».
Благородное сердце бьется в груди маленького героя рассказа, с образом которого в произведение косвенно входит тема невинного страдания детей. В восьмой главе повествователь-ребенок откровенно признается: «…мы, дети, сообразили, что мы наделали беды и что во всем этом есть что-то ужасное… После этого нас не занимали … ни вкусный рождественский ужин, … ни приехавшие на ночь гости… Нам было жаль Сганареля, жаль и Ферапонта… Я даже попросил у няни вразумления: нельзя ли мне помолиться за Сганареля?... Мне показалось, что беспредельное милосердие Божие может быть распространено не на одних людей, а также и на прочие Божьи создания, и я с детскою верою…просил величие Божие не оскорбиться моею жаркою просьбою и пощадить Сганареля». По-детски простодушно звучит эта молитва ребенка, но в ней выражена потребность человека увеличивать сумму добра в себе и вокруг себя, любить людей и животных. Неслучайно для Н.С. Лескова, как и для Ф.М. Достоевского, ребенок – это личность, полноправный «другой», живущий по правде, по совести, имеющий благодатную душу, просветленный ум и живое воображение (Ф. М. Достоевский был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: «Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только появлением между нами. А потому мы их должны уважать и подходить к ним с уважением к их лику ангельскому, к их невинности и трогательной их беззащитности»). (17)
Н. С. Лесков утверждал: только подлинно художественное произведение может выполнить свою сверхзадачу: способствовать духовно-нравственному воспитанию, умственному и эстетическому развитию ребенка. Воспитание души человека, пробуждение в детях любви и сострадания к людям, стремление к правде и добру (18) – основные функции «образования человека в читателе», которые выполняет святочный рассказ «Зверь».
Примечания:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., «Просвещение», 2011.
Лесков Н.С. Рассказы. Хабаровск: Книжное издательство, 1981.
Кретова А.А. Проблема нравственного формирования человека в творчестве Н.С. Лескова. М., «Образование и общество», № 2, 2001.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., «ОНИКС. Мир и образование», 2008.
Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймём? М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2004.
Кретова А.А. Проблема нравственного формирования человека в творчестве Н.С. Лескова. М., «Образование и общество», № 2, 2001.
Лесков Н.С. Повести и рассказы. (Рассказ «Зверь»). М., «Художественная литература», 1990.
Библия (Евангелие от Матфея, глава (15). М., Российское библейское общество, 1992.
Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2003.
Русские писатели. 19 век. Биографический словарь (Составитель Джанумов С.А.). М., «Просвещение», 2007.
Русские писатели. 19 век. Биографический словарь (Составитель Джанумов С.А.). М., «Просвещение», 2007.
Чалмаев В.А. «Откройте русскому человеку русский «свет». «Литература в школе», № 9, 2005.
Амонашвили Ш.А. Без сердца что поймём? М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2004.
Библия (Евангелие от Матфея, глава (4). М., Российское библейское общество, 1992.
Русские писатели. 19 век. Биографический словарь (Составитель Джанумов С.А.). М., «Просвещение», 2007.
Телегин С.М. «Национальное и мифологическое у Лескова». «Литература в школе», № 1, 1996.
Сергушева С.В. «Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского». «Литература в школе», № 5, 2003.
Старыгина Н.Н. «Лесков в школе: что читать?» «Литература в школе», № 5 1993.
Кучерская М.А. К вопросу об источниках рассказа Н.С. Лескова «Зверь»: сплав романтизма с христианством. Материалы первой международной научной интернет-конференции. М., НИП «ВФК», 2008.
Герасимова Т.Ю. «Новые знания через педагогическую мастерскую «Что такое духовность». «Литература в школе», № 7, 2004.
Яхненко Е.В. «Древнерусские традиции в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». «Литература в школе», № 2, 2003.
Бородина А.В. Основы православной культуры. М., Издательский дом «Покров», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).
Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он, д...
Сборник задач по физике на основе литературных произведений
Творческая проектная работа Ветошкина А. учащегося 10 класса МОУ СОШ №4 г. Камышина Волгоградской обл., созданная под руководством учителя физики Ефимовой Н.Н, представляет собой сбо...
Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".
План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...
Педагогические условия формирования ценностей школьников на основе изучения литературных произведений
Программа работы по формированию ценностей и читательской культуры....
"Совесть, или суд над собой" Классный час на основе чтения литературных произведений
Методическая разработка является составной частью плана работы классного руководителя по формированию классного коллектива, а именно духовно-нравственной его составляющей.Цель мероприятия:воспитание г...
Технологическая карта внеурочного занятия «Создание музея одного произведения» (на основе рассказа Валентины Осеевой «Бабка»)
Внеурочное занятие в рамках программы внеурочной деятельности «Проектная мастерская». Направление: общеинтеллектуальное. Предмет: литература. Класс: 5 класс...