Урок- размышление на тему "Человек и общество" (По рассказу Н.С. Лескова "Старый гений"____________________________________
план-конспект урока литературы (8 класс) по теме
Урок по рассказу поможет учащимся выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и осмыслить их взаимосвязь с современностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokliteratury_v_8_klasse.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- размышление на тему "Человек и общество" (По рассказу Н.С. Лескова "Старый гений")
Цель урока:1) выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью. Воспитание правильного отношения к порокам общества ; 2)привитие интереса к изучению нравственных ценностей; 3)совершенствование навыков пересказа, анализа текста.
Задачи:
— пробудить познавательный интерес у учащихся;
— способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;
— создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.
Оборудование: выставка книг Н.С.Лескова, эпиграф к уроку, плакаты с афоризмами, портрет Н.С.Лескова старого гения, пластинка с музыкой Чайковского «Времена года», для сценки – стол, накрытый скатертью, чернильница, перо, песочница, миниатюрный портрет Н.С.Лескова.
ХОД УРОКА
- Вступительное слово учителя:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
И вместе проведём урок!
И начать нашу встречу мне бы хотелось вот с таких строк:
Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдёт далёкий мой потомок
В творениях моих ; как знать?
Душа моя
Окажется с душой его в соединенье,
И как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.. Е.А. Боратынский
Эти строки Е.А. Боратынского посвящены каждому из нас. Так как свои произведения писатели и поэты создавали и создают для читателей. И если спустя полтора столетия мы потомки обращаемся к творчеству этих творцов, то значит они не просто писатели, они «великие».
Подобная оценка дарования принадлежит и Николаю Семёновичу Лескову. М. Горький, определяя его место на литературном «олимпе», поставил его рядом с Толстым и Достоевским. Однако художник, в творчестве которого был слышен голос народной России, всё ещё не обрёл общенародной известности, подобной славе названных писателей – современников.
Да, несомненно, имя Лескова известно современному читателю, но истинного представления о масштабах его творчества, как правило, не имеет. На слуху очень небольшое количество произведений писателя, а между тем Лесков оставил нам огромное художественное наследство – и художественное и публицистическое, которое мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.
Вот и мы сегодня попытаемся прикоснуться к творческому наследию Н.С.Лескова. Сегодня у нас урок на тему «Человек и общество» по рассказу «Старый гений». Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе; только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор?
НУ , а сейчас мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми фактами . связанными с именем Лескова .(Индивидуальное задание)
Ученик: Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника, в селе Горохово Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а потом «Северной пчелы».... Презентация (Слайды1 ,2,3) В 60 – е годы 19 века начинается литературная деятельность Лескова - публициста. Он приходит в литературу уже зрелым тридцатилетним человеком, с громадным жизненным опытом. Во многом этот период истории (60–е годы 19 века) напоминают мне время, которое мы переживаем сейчас.
Вопрос учителя:
- Как вы думаете, что общего между 60-годами и современностью?
(Варианты ответов учеников: 60–е годы 19 века это время радикальных экономических и социальных реформ, время, когда в России впервые появилась гласность. В центре внимания стояли крестьянский вопрос, проблема освобождения личности, защита её прав от посягательств государственного бюрократического аппарата и набирающего силу капитала, борьба за экономическую свободу).
Учитель: Н.С. Лесков – величайший писатель, который написал известные произведения: «Левша», «Старый гений», «Очарованный странник», «Тупейный художник». В большинстве его произведений повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни.
Вопрос: Кто же герои Лескова? Как автор относится к России?
Ученик: у Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.
Учитель: Ребята, Н.С. Лесков внес значительный вклад в русскую литературу. Его творчество направлено против несправедливости, глупости государственного масштаба.
II. Работа с эпиграфом урока
Учитель: Посмотрите по толковому словарю, что означает слово «гений»?
Ученик: Значение слова «гений»: (Слайд)
- Высшая творческая способность.
- Человек обладающий такой способностью.
- В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.
Учитель: Ребята, прочитаем выразительно эпиграф к уроку: Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. (Ларошфуко).
Вопрос: Как вы понимаете эпиграф к уроку?
(Я думаю, что гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.)
III. Анализ произведения
Учитель: Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург.
(У маленькой старушки было «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул).
Вопрос: Почему добрая старушка поверила великосветскому франту?
(Добрая старушка поверила ему, потому что у него была блестящая карьера, известная фамилия, он получал хорошие доходы с имений.)
Учитель: Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?
(Мы живем в сложное время, где царит обман, ложь, несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все»)
Вопрос: Ребята, вспомним, какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод?
«Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества», «От добра добро не ищут», высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».
Учитель: Почему слово «хлопотать» Лесков выделяет кавычками?
(Я думаю, что бедная старушка пройдет через огонь и воду, прежде чем добьется правды. Конечно же, правду найти очень сложно, вспоминаются слова Короленко: «Истинную правду найти невозможно, т.к. все в мире относительно».
Учитель: Хлопоты в начале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…
Вопрос: Ребята, мы живем в современном мире, и поэтому каждый из вас должен знать, что означает слово «адвокат».
Ученик: Адвокат – это лицо, которому поручается защита. В 70-е – 80-е годы было такое мнение, что адвокат – абсурд буржуазного суда, а в наше время каждый человек должен знать, как пользоваться услугами адвоката.
Учитель: Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки (стр. 16-17).
Вопрос: Почему рассказчик советует доброй старушке не докучать великосветскому франту? Cвой ответ свяжите с современностью.
(Я думаю, что этот человек может сделать неприятность. В наше время много случаев когда люди, которые имеют могущественное родство, много денег, способны на все: на шантаж, могут прогнать с места жительства и даже убить, т.к. многие люди живут по принципу «не имей сто друзей, а имей сто рублей»).
Учитель: Ребята, когда мы прочитали этот рассказ, один из учеников написал письмо этому господину.
Ученик: Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 класса.... Я внимательно прочитал рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил написать Вам письмо. Я, конечно же, возмущен Вашим поведением! Вы поступили непорядочно по отношению к бедной старушке. Наша добрая знакомая заложила свой дом, чтобы выручить Вас из беды. Я думаю, она поверила Вам, потому что Вы принадлежали к одной из лучших фамилий. С точки зрения философии, Вы человек из высшего общества, а высшее общество – это пример всем остальным. Вы должны были помнить, что каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести. Свое письмо хочу закончить словами великого философа Шопенгауэра: «Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причиненной другому человеку…»....
Вывод:( Ученик прочитал своё письмо) Я думаю, что наш господин, который обманул старушку, поймет свои ошибки, проснется в нем потерянная совесть.
Учитель: Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: «Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Старушка по провинциальной подозрительности стала шептать слова, а эти слова, ребята, написаны на плакатах: «Сухая ложка рот дерет», «Надо смазать», «В России невозможности нет».
Вопрос: Какой общей темой объединены эти плакаты?
Ученик: Мы живем в сложное и трудное время, когда для разрешения всех дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Становится жить страшно, нужны коренные преобразования в стране. Как политические, так и экономические.
Вывод: Да, ребята, я с вами согласна. И хочу вспомнить слова Н.Т.Чернышевского: «Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества могут быть устранены двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и материальным обеспечением человека».
Учитель: А сейчас вы чтение по ролям (или инсценировка) где добрая старушка ведет беседу о том, почему она выбрала для разрешения проблем старого гения.
(Инсценирование: звучит музыка, беседуют старушка с гением).
Вопрос: Почему добрая старушка доверилась старому гению? Подтвердите данный эпизод текстом.
Ученик (читает): кто хочет – пусть верит нам, потому что я всегда берусь за дела только невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего…(стр. 19).
Учитель: Ребята, каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем по тексту, как автор описывает своего героя?
Ученик: Он высокого роста с длинной бородой, хмурое лицо, умный взгляд.
УЧЕНИК читает монолог о том, как старый гений исполнял это дело
Учитель: Какие художественные средства использовал Лесков при описании эпизода выполнения столь трудного дела в этом эпизоде?
Ученик: Я думаю, что юмор. Юмор – смех веселый и доброжелательный.
В этом рассказе есть элементы юмора (стр 22).
IV. Чтении по ролям
ПОСЛУШАЕМ , как разоблачили господина, который обманул старушку (стр. 66).
Вопрос: Ребята, как заканчивается рассказ?
Ученик: Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку.
Учитель: Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением?
Ученик: Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением. В России невозможного нет! И я согласен с этим мнением! Россия – страна талантов
. Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.
Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.
Учитель: Ребята, ответили на вопросы, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе?
Ученик: Я считаю, что проблемы общества лесковского времени перекликаются и проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция.
Учитель: Ребята, вы должны были подготовить афоризмы по проблемам общества, прочитайте их.
Ученики: В.В.Путин сказал: «Закон должен быть превыше любого должностного лица».
- «Законы должны искоренять пороки» (Цицерон)
- «Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (Соломон)
- «Настоящие люди служат государству своей совестью» (Торо)
- «Высшее правосудие – это совесть» (В. Гюго)
V. – Итак, мы завершили изучение рассказа «Старый гений». Я думаю, что все поняли суть рассказа, провели параллель с современностью. Надеюсь, что сюжет рассказа тоже затронул вас и в ваших душах оставил определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. И всем нам горько становится за российскую действительность. Под сатиристическим изображением чувствуется глубокое сострадание к простым людям, и призыв писателя что-то менять и меняться самим.
И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь. На мой взгляд, именно сегодня актуальны слова Л.Н.Толстого: «… время Лескова ещё придёт. Лесков писатель будущего»
Ни один русский писатель не уделял такого большого внимания проблеме национального характера. Он многосторонне описал русский национальный характер и попутно сделал очень интересные и тонкие зарисовки национального характера немцев, французов, англичан, поляков, украинцев, татар, евреев. Сейчас, в эпоху обострения межнациональных отношений, творчество Лескова, проповедовавшего национальную и религиозную терпимость, видевшего прелесть жизни в ярких красках национального быта, различных национальных укладов, обычаев, характеров, очень актуально.
Н. С. Лесков писатель нашего времени!!!
И в этом нам ещё предстоит убедиться на следующих уроках.
Н.С. Лесков не пришёлся ко двору ни в царской России, ни в коммунистической, так давайте откроем ему двери в демократической России.
Слово учителя: На этом я заканчиваю нашу встречу. Урока время истекло! Я благодарю вас за ваши ответы, за умные глаза и неравнодушные лица .Желаю всем добра и мира, и помните: «Душа по капле собирает свет!»
Дом. задание: НА ПАРТАХ У ВАС КОНВЕРТЫ С ЗАДАНИЯМИ (Выберите для себя одно из предложенных) Символическая оценка.
Взять жетон определенного цвета
Жёлтый – не в полной мере себя реализовал (1б).
Красный- в полной мере себя реализовал (2б).
1.Устно.Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?
2. Письменно.Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление "Самая умная, сильная, лучшая.."по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары"
Урок-размышление по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары" предназначен для проведения в 10 классе. Основная цель урока - воспитание грамотного, вдумчивого читателя, умеющего размышлять...
Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...
Урок по литературе 8 класс. "Для кого закон писан?" (по рассказу Н. Лескова "Старый гений")
Данный урок создавался для участия в кокурсе профессионального мастерства "Учитель года Самарской области - 2014"....
План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне....
Пути повышения исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения. Урок-размышление по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы…»
В статье рассмотрен опыт формирования исследовательских компетенций у подростков. Вниманию читателей предлагается методика заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ) на примере урока в...
Урок внеклассного чтения в 10 классе Доброта – спутник «разумных существ»? (урок - размышление по рассказу «Разумные существа» В. Дёгтева)
Предлагаем материал к уроку внеклассного чтения в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа В. Дегтева «Разумные существа» ...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...