Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Конспект урока литературы в 10 классе
по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»
учителя русского языка и литература
МБОУ СОШ №1 округа Муром
Мазепы Татьяны Сергеевны
ТЕМА: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
ЦЕЛЬ:- раскрыть идейное содержание рассказа Н.С. Лескова «Однодум»;
- развитие умений анализа рассказа в единстве идейного и языкового содержания произведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_10_klasse.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 10 классе
по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»
учителя русского языка и литература
МБОУ СОШ №1 округа Муром
Мазепы Татьяны Сергеевны
ТЕМА: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
ЦЕЛЬ:- раскрыть идейное содержание рассказа Н.С. Лескова «Однодум»;
- развитие умений анализа рассказа в единстве идейного и языкового содержания произведения
Вступление
Чтение и анализ рассказа «Однодум» Н.С. Лескова завершает знакомство учащихся с творчеством писателя, центральной в котором была тема праведничества. Данному уроку предшествовал урок-лекция, в котором излагалась концепция праведничества. Эту тему я строила на высказываниях Н.С. Лескова и с привлечением материала известных учащимся художественных произведений (рассказ «Зверь» - 5 класс, «Человек на часах» и «Тупейный художник» – 7 класс).
Цель данного конспекта – предложить коллегам возможный вариант анализа рассказа Н.С. Лескова «Однодум» в единстве идейного и языкового содержания.
Ход урока.
- Слово учителя
В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован рассказ «Однодум» под общим заголовком «Русские антики. Из рассказов о трёх праведниках. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своём несогласии «с большим русским писателем» (имелся в виду А.Ф. Писемский), который утверждал, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Н.С. Лесов задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином. Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.
В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур». Рассказам был предпослан эпиграф: «Без трёх праведных несть граду стояния». Связующими фактами в цикле являются мотивы поиска и пути. С Рыжовым, героем «Однодума», повествователь встретился в самом начале «розыска трёх праведных», в «Пигмее» он продолжает поиск «сердец… потеплее и душ поучастливее», рассказ «Русский демократ в Польше» завершается убеждёнными словами повествователя «таких людей необходимо знать, им подражать, если есть сила вместить благородный патриотический дух, который согревал их сердца, окрылял слово и руководил поступками».
Герой рассказа «Однодум» - плод «наблюдения, запоминания и собирания» писателя. Его прототипом был солигаличский квартальный. О нем ходили легенды как о человеке, воплощавшем исключительную честность и бескорыстие. Возможно, что Лескова вдохновила на создание этого образа не только легенда о Рыжове. Сын Н.С.Лескова утверждал, что отца вдохновили строки из «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя, который призывал (Н.М. Языкова): «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика, какие, к чести породы русской, находятся посреди отважнейших взяточников, которые не берут и тогда, когда всё берёт вокруг них… Ублажи гимном того исполина, какой выходит только из русской земли который вдруг пробуждается от позорного сна, становится вдруг другим … первым ратником добра». Лесов как бы откликается на страстные слова Гоголя, создавая образы героев-праведников и искренне полагая, что «дело честного писателя – служить тому, чтобы Царство Божие настало на земле как можно скорее и всесовершеннее».
Сам Лесков дал такое определение праведников: «праведники – это такие святые, которые пребывают в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни». Примечательно, что Лесков не только показал праведную жизнь таких людей, но и запечатлел процесс творения легенды о них, вскрывая отношение к ним окружающих.
- Анализ рассказа «Однодум»
- Проверка домашнего задания
(учащимся было дано задание выяснить значение устаревших слов и выражений, которые в обилии встречаются в рассказе «Однодум»)
Солигалич – город, основан в 1335 году вместе с монастырём и церковью Вознесения Христа галичским князем Фёдором Семёновичем. Когда были открыты соляные источники, город получил название Солей, к которому, для отличия от подобных месторождений, было прибавлено название «Галичских».
Питейный дом – шинок, кабак.
Соляные варницы – солеварни, к которых из природного рассола вываривается соль.
Мелкотравчатый – здесь: в значении мелкий служащий или человек незнатного происхождения.
Скоромные дни – дни, когда верующие едят скоромное, т.е. мясо, молоко, яйца.
Предводительствовал стеною на кулачных боях- руководил ватагой, группой участников кулачного боя, любимого занятия мужского городского простонародного населения.
Еретический - в переносном значении отклоняющийся от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое.
Уряд – порядок, обиход.
Будочник – нижний полицейский чин, живший в будке, маленьком деревянном или каменном доме. Кроме того, около присутственных мест или на площадях стояли трёхцветные будки, в которых укрывались городовые от непогоды. В начале 1860-х годов будочники были заменены городовыми.
Коленкор – бумажное полотно, тонкая ткань.
Притч (причёт) – служители одного храма (прихода).
Ражая – дородная, крепкая, здоровая, красивая.
Стихарь – длинная прямая одежда священнослужителя.
- Беседа
Вопрос: Какова история жизни Рыжова? Богата ли она событиями?
(ответы учащихся: история Рыжова внешне не богата событиями: родился в семье «приказного рода супругов» в Солигаличе, в 14 лет стал «ходоком с почтою», в 26 лет занял должность квартального и был отмечен за службу орденом св. Владимира. Прожил Рыжов «почти девяносто лет». Жизнь его, по словам автора, такая, что рассказывать нечего)
Вопрос: Можно ли утверждать, что судьба улыбнулась Рыжову, ведь он сделал карьеру, занял определённое положение в социальное иерархии?
(ответы учащихся:
С одной стороны, да, но с другой стороны – нет, так как перед ним не стояла цель добиться более или менее серьёзного общественного положения. Поэтому он не испытывает особенной радости от этого. Для него было важно другое)
Вопрос: сформулируйте, что было важно для нашего героя?
(ответы учащихся:
Для автора-повествователя было важно не показать служебный путь Рыжова, внешние изменения в его жизни, а показать его религиозно-нравственный опыт, глубинное содержание его личности.)
Вопрос: о чём свидетельствует прозвище героя, вынесенное втором в заглавие?
(ответы учащихся:
Для автора-повествователя особый интерес представляет система ценностей героя, его «миропереживания», жизненная позиция)
Вопрос: Почему читатель вправе считать именно так? Докажите вашу точку зрения, опираясь на текст рассказа.
(ответы учащихся:
Во-первых, на это указывает название «Однодум»
Во-вторых, реплики автора-повествователя и описания поведения героя, например¸ в период исполнения обязанностей городничего: «образа жизни своей и отношений к людям Рыжов тоже не менял»)
Слово учителя. Обратите внимание на такой художественный приём, как совмещение временных пластов: сюжетного времени и времени рассказывания. Временное распределение материала в значительной степени определило структуру рассказа. Найдите в рассказе структурные элементы.
(ответы учащихся: повествование о происхождении героя, характеристика и описание его внешности составляют экспозицию; перечисление основных биографических фактов формируют сюжетный ряд; эпизод приезда губернатора выделен как кульминационный момент. Короткий эпилог-развязка – сообщение о награждении и смерти Рыжова).
Слово учителя. Совмещение временных пластов обусловило постоянное и оценочное сравнение старого и нового: «Всё тогда было величественно, степенно и серьёзно, под стать тому доброму времени часто противопоставляемому нынешнему времени, не доброму и не серьёзному».
Вопрос: Какую черту героя автор подчёркивает чаще других? Как вы понимаете её?
(ответы учащихся:
Главное и наиболее употребительное – склонность к мудрствованию (любомудрие). Это название пошло от названия книги, в которую Рыжов «вписывал» «свои верования и взгляды», а также пророчества.)
Вопрос: Дайте общую характеристику «философии жизни» героя.
(ответы учащихся:
- в самом начале рассказа об этом сказано так: «здоровая душа», «строго и трезвое настроение», «умеренность во всём», «не прибегал ни к чьей помощи»)
Вопрос: Какие библейские воззрения «прилагал к делу» квартальный Рыжов? Вспомните эпизоды, где герой говорит эти слова.
Заполним таблицу:
Добродетель | Подтверждение |
законопослушание | - выше всего ставил закон «в поте лица своего ешь свой хлеб», - «даров не приемлю» |
Ответственность за свои поступки, добропорядочность | «женитьба – вещь добрая, она от Бога показана: если требуется – я женюсь» |
Честность | «ложь заповедью запрещена – я лгать не стану» |
правдивость | « я правду всегда говорю и живу по ней…» |
совестливость | «делай по совести» |
Вопрос: Поступки героя, совершаемые в «обычных условиях семейной и общественной жизни», его образ жизни являются подтверждением праведности героя»? Как «Однодум» исполнял свой долг?
(учащиеся приводят эпизоды:
- описание первого дня службы;
- сцена устранения будочников;
- повествование о подготовке к приезду губернатора;
- встреча губернатора и сцена в церкви;
- рассказ о принятии ордена;
- рассказ о женитьбе и семейной жизни)
Все эти эпизоды свидетельствуют о том, что Рыжов честно служил и «даже в мыслях отчитывался Единому».
Вопрос: А как воспринимают образ мыслей и поступки героя окружающие люди? Как чаще всего именуют героя жители Солигача?
Давайте проведём лингвистическое исследование. Найдите в тексте рассказа определения, характеризующие героя.
(ответы учащихся:
Автор-повествователь: «загадочный чудак», «библейский чудак», «солигачиский антик»,
Ланской: «этакие люди что юродивые», «удивительный человек», «отчаянный»,
Городничий: «экий дурак»
Простецы: «батюшка», «отчаянный», «такой-некий-этакий»)
Вывод: большинство наименований показывают, что в глазах обыкновенных людей Однодум – не такой, как все, странный человек. Его многие просто не понимают. Поэтому он одинок среди людей.
- Объясняет ли сам Рыжов своё поведение?
(Основой его философии и образа жизни является вера. Как и все люди Рыжов наделён изначально богобоязнью, определяющей его душевное состояние. Проникновение в священное писание, правдоискательство, приближение к идеалу Христа формируют в Рыжове тип душевного строя, присущего человеку, устремлённому к Богу. Иначе к праведнику.)
Вывод: Образ Рыжова - художественное воплощение национального характера, в котором подчёркнута его основная черта – религиозность. «Живой дух веры» помогает квартальному остаться самим собой в любых ситуациях, при любых обстоятельствах. «Всякому то кажется странно, что самому не свойственно, - заявляет герой.
Однодум – типичный лесковский праведник. Его праведники проживают «изо дня в день праведно долгую жизнь¸ не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего».
Лесковские герои «жаждут единодушия… с отечеством, принимая сложившийся порядок как творение Бога, не подвергая сомнению и критике авторитет власти. Именно поэтому лесковские праведники – патриоты, видящие смысл и основное содержание своей жизни в честном служении родине. Таковы Постников, герой рассказа «Человек на часах», Флягин герой повести «Очарованный странник», Левша- герой одноименного рассказа.
Вопрос: Скажите, о чем заставил вас задуматься этот рассказ? Что взволновало, какие чувства вызвало?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")
Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....
Конспект урока литературы (2 класс). Формирование навыка чтения рассказа М.М. Пришвина "Разговор деревьев". Создание мотивации перечитывания ФГОС
Конспект составлен по программе "Перспективная начальная школа"...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)
Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...
Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...
Конспект урока, литература, 5 класс "Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму".
Урок развития речи по литературе, 5 класс."Протест героя против отношений барства и рабства по рассказу И. С. Тургенева "Муму"....