Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова "Зверь"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

конспект урока литературы (внеклассное чтение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения

по рассказу Н.С.Лескова «Зверь»

 

Цели

1. Образовательные

- познакомить  с жанром святочного рассказа

- учить осмысливать  прочитанное и делать нравственные выводы

2. Развивающие

- развивать интеллект, мировоззрение, умение высказывать свою точку зрения

3. Воспитывающие

- воспитывать  чувства доброты, милосердия, умение правильно вести себя,

 анализировать свои поступки и  делать соответствующие выводы

        ХОД УРОКА

                                                                                          И звери внимаху святое слово

                                                                                                                (Житие старца Серафима)

Предварительное домашнее задание

(прочитать рассказ «Зверь»)

- Что такое святочный рассказ? Каковы особенности этого жанра?

Сегодня на уроке мы должны ответить на эти вопросы, проанализировав рассказ Н.С.Лескова

«Зверь», и на примере поступков героев сделать нравственные выводы.

Беседа по прочитанному.

- От чьего имени ведется повествование?

                      (От лица человека, вспоминающего себя в 5 лет)

- Почему мальчик перед Рождеством оказался не дома, а в семье тети и дяди?

    (Родители уехали по делам, а ребенка из-за стужи оставили у родной сестры матери)

- Почему за дядей ходила невеселая слава?

 - Опишите его характер и подтвердите примерами из текста.

     (В характере у него преобладали злобность и неумолимость, он считал, что эти качества –

проявление силы, мужества, твердости духа)

- Какое чувство вызывает дядя у окружающих и своего маленького племянника?

                                                                                           (Чувство страха)

- Во 2 главе дано описание барского дома. Слова с корнем  страх встречаются несколько раз.

- Подтвердите.

(Страшные ужасы, стоны духов, пораженных страхом. В доме атмосфера безобразной унылости и жестокости)

- Но главный страх вселяло его правило жизни.  Какое же?

                               (Он не хотел знать милосердия и не любил его, ибо почитал за слабость)

- Как вы понимаете слово милосердие?

                                    (Умение кого-то прощать, жалеть, миловать)

- Работа со словарем.

- Посмотрите, какое толкование имеет это слово в словаре В.И.Даля?

        (Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, жалостливость, мягкосердность)

- Почему же дядя отвергает эти качества?

                            (Считает, что они не делают его сильным, страшным для  окружающих)

- По мнению дяди, сильный среди людей тот, кто, как хищный зверь, держит людей в страхе.

- Согласны ли вы с этим?

- Вот мы и подошли к осмыслению названия рассказа «Зверь»

Осмысление названия рассказа «Зверь»

- Слово зверь имеет в языке не одно значение.

- В каком значении автор употребляет это слово в рассказе?

                                               (В прямом и переносном)

Прямой смысл                                                                                                                Переносный смысл

История о звере, медведе, которого вырастил                              Зверь- жестокий человек, подобный зверю.

слуга дяди Ферапонт (история дружбы человека                       Вывод: убеждения дяди – звериные, так как из        

 и медведя). Вывод: прирученный зверь остается зверем:        них  вычеркнуто слово милосердие.

покалечил двоих людей.

- Кто из героев преподнес барину первый урок доброты, милосердия?

                                                    (Слуга Ферапонт, или Храпон)

- Подтвердите текстом.

    («…лучше бы сам всякие муки принял, но в него (медведя) ни за что бы не выстрелил»)

Вывод

- Барин впервые встречает человека, да еще среди слуг, у которого чувство жалости, любви к зверю (не к человеку) оказалось выше страха перед немилостью барина.

- А как ведут себя дети, узнав о наказании Храпона и Сганареля?

                                   ( Они просят  у няни разрешения  помолиться за них)

- Как это характеризует детей?

                       (Добрые, жалостливые, милосердные)

- Помогли ли эти качества спасти Храпона и Сганареля?

              (Да, детская молитва была услышана.  На Рождество свершилось чудо: во время травли медведю удалось сбежать).

- Свершилось первое чудо: Сганарель спасен.

-  Если такие качества, как  доброта, милосердие, помогают выжить, значит, они говорят о  проявлении силы, а  не слабости.

- Второй урок доброты, милосердия преподнесли дети своей горячей молитвой.

- Повлияли ли эти уроки нравственности на дядю?

                                                                  (Нет. Он вошел с раздраженным и гневливым сердцем)

-  А что же разжалобило дядю?

      (Проповедь старого священника о любви и прощении, о долге каждого утешить друга и недруга

      во имя Христово)

- Обратимся к тексту (глава 16)

    (Все плакали, плакал и дядя!  Свершилось второе чудо!)

- Слово Божие отогрело его сердце, в душе родилось чувство благодарности к священнику, а значит, и к Богу, и чувство милосердия к своему слуге. Душа Ферапонта отозвалась любовью к барину.

 - Как заканчивается картина праздничного веселья?

        («… и зверь пошел во святой тишине Христа славить»)

- А теперь обратимся к началу урока. Что такое святочный рассказ?

- В какой праздник произошло чудо?

                               (В Рождество)

- А с уроков литературы вам известно, что от Рождества до Крещения проходили Святки.

- К событиям святочного вечера и приурочен рассказ. Это первая особенность.

- Что происходит с главным героем в финале рассказа?

 ( В его душе происходит чудо: духовное перерождение, очищение.)  Это еще одна особенность.

- Каков финал рассказа?

                      (Веселый) – 3-я особенность

- Вот мы и выяснили особенности святочного рассказа.

- Запишите их в тетрадь. Ответьте письменно на вопрос: какие  нравственные выводы сделали  вы для себя,

прочитав рассказ «Зверь»

Домашнее задание.

Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Жемчужное ожерелье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина "Мститель"

Урок внеклассного чтения в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащи...