Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова "Зверь"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
конспект урока литературы (внеклассное чтение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока внеклассного чтения
по рассказу Н.С.Лескова «Зверь»
Цели
1. Образовательные
- познакомить с жанром святочного рассказа
- учить осмысливать прочитанное и делать нравственные выводы
2. Развивающие
- развивать интеллект, мировоззрение, умение высказывать свою точку зрения
3. Воспитывающие
- воспитывать чувства доброты, милосердия, умение правильно вести себя,
анализировать свои поступки и делать соответствующие выводы
ХОД УРОКА
И звери внимаху святое слово
(Житие старца Серафима)
Предварительное домашнее задание
(прочитать рассказ «Зверь»)
- Что такое святочный рассказ? Каковы особенности этого жанра?
Сегодня на уроке мы должны ответить на эти вопросы, проанализировав рассказ Н.С.Лескова
«Зверь», и на примере поступков героев сделать нравственные выводы.
Беседа по прочитанному.
- От чьего имени ведется повествование?
(От лица человека, вспоминающего себя в 5 лет)
- Почему мальчик перед Рождеством оказался не дома, а в семье тети и дяди?
(Родители уехали по делам, а ребенка из-за стужи оставили у родной сестры матери)
- Почему за дядей ходила невеселая слава?
- Опишите его характер и подтвердите примерами из текста.
(В характере у него преобладали злобность и неумолимость, он считал, что эти качества –
проявление силы, мужества, твердости духа)
- Какое чувство вызывает дядя у окружающих и своего маленького племянника?
(Чувство страха)
- Во 2 главе дано описание барского дома. Слова с корнем страх встречаются несколько раз.
- Подтвердите.
(Страшные ужасы, стоны духов, пораженных страхом. В доме атмосфера безобразной унылости и жестокости)
- Но главный страх вселяло его правило жизни. Какое же?
(Он не хотел знать милосердия и не любил его, ибо почитал за слабость)
- Как вы понимаете слово милосердие?
(Умение кого-то прощать, жалеть, миловать)
- Работа со словарем.
- Посмотрите, какое толкование имеет это слово в словаре В.И.Даля?
(Сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, жалостливость, мягкосердность)
- Почему же дядя отвергает эти качества?
(Считает, что они не делают его сильным, страшным для окружающих)
- По мнению дяди, сильный среди людей тот, кто, как хищный зверь, держит людей в страхе.
- Согласны ли вы с этим?
- Вот мы и подошли к осмыслению названия рассказа «Зверь»
Осмысление названия рассказа «Зверь»
- Слово зверь имеет в языке не одно значение.
- В каком значении автор употребляет это слово в рассказе?
(В прямом и переносном)
Прямой смысл Переносный смысл
История о звере, медведе, которого вырастил Зверь- жестокий человек, подобный зверю.
слуга дяди Ферапонт (история дружбы человека Вывод: убеждения дяди – звериные, так как из
и медведя). Вывод: прирученный зверь остается зверем: них вычеркнуто слово милосердие.
покалечил двоих людей.
- Кто из героев преподнес барину первый урок доброты, милосердия?
(Слуга Ферапонт, или Храпон)
- Подтвердите текстом.
(«…лучше бы сам всякие муки принял, но в него (медведя) ни за что бы не выстрелил»)
Вывод
- Барин впервые встречает человека, да еще среди слуг, у которого чувство жалости, любви к зверю (не к человеку) оказалось выше страха перед немилостью барина.
- А как ведут себя дети, узнав о наказании Храпона и Сганареля?
( Они просят у няни разрешения помолиться за них)
- Как это характеризует детей?
(Добрые, жалостливые, милосердные)
- Помогли ли эти качества спасти Храпона и Сганареля?
(Да, детская молитва была услышана. На Рождество свершилось чудо: во время травли медведю удалось сбежать).
- Свершилось первое чудо: Сганарель спасен.
- Если такие качества, как доброта, милосердие, помогают выжить, значит, они говорят о проявлении силы, а не слабости.
- Второй урок доброты, милосердия преподнесли дети своей горячей молитвой.
- Повлияли ли эти уроки нравственности на дядю?
(Нет. Он вошел с раздраженным и гневливым сердцем)
- А что же разжалобило дядю?
(Проповедь старого священника о любви и прощении, о долге каждого утешить друга и недруга
во имя Христово)
- Обратимся к тексту (глава 16)
(Все плакали, плакал и дядя! Свершилось второе чудо!)
- Слово Божие отогрело его сердце, в душе родилось чувство благодарности к священнику, а значит, и к Богу, и чувство милосердия к своему слуге. Душа Ферапонта отозвалась любовью к барину.
- Как заканчивается картина праздничного веселья?
(«… и зверь пошел во святой тишине Христа славить»)
- А теперь обратимся к началу урока. Что такое святочный рассказ?
- В какой праздник произошло чудо?
(В Рождество)
- А с уроков литературы вам известно, что от Рождества до Крещения проходили Святки.
- К событиям святочного вечера и приурочен рассказ. Это первая особенность.
- Что происходит с главным героем в финале рассказа?
( В его душе происходит чудо: духовное перерождение, очищение.) Это еще одна особенность.
- Каков финал рассказа?
(Веселый) – 3-я особенность
- Вот мы и выяснили особенности святочного рассказа.
- Запишите их в тетрадь. Ответьте письменно на вопрос: какие нравственные выводы сделали вы для себя,
прочитав рассказ «Зверь»
Домашнее задание.
Прочитать рассказ Н.С.Лескова «Жемчужное ожерелье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе. Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина "Мститель"
Урок внеклассного чтения в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащи...