Творческая мастерская по картинам Юона
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Работа многоплановая ,сложная, но формирует у детей способность создания сочинений и много других письменных творческих работ.
Урок по развитию речи учителя русского языка и литературы Галстян Аиды Самвеловны
Тема:«Зимняя сказка».
Цели:
1. Знать общие сведения о художнике и его картинах:
«Зимка», «Зима.Мостик»;
2. Знать искусствоведческую терминологию;
3. Уметь давать правильную эстетическую оценку произведения живописи;
4. Уметь анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы;
5. Уметь систематизировать собранный материал, определять основную мысль высказывания;
6. Научить создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка;
7. Воспитывать чувство красоты, интерес к литературе, живописи;
8. Развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
9. Развивать способность сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях;
Оборудование:
1. Компьютер,компьютерная презентация к уроку
(с репродукциями,музыкальными и звуковыми файлами);
2. Репродукции картин;
Вельц И.А.« Иней», « Вид на Спасо-Преображенский Валаамский монастырь»К.Ф. Юоон, « Волшебница-зима.Лигачево.Московская губерния», Юон К.Ф.«Зима.Мостик.1914», «Зима в лесу(иней)» Шишкин И.И.,
« Зимний день» Н.П.Крымов,
«Зимняя сказка» Мец Е.А., «Русская зима.Лигачево»Юон К.Ф. «Зимка» Юон К.Ф., «Черные березы.Сергиев Посад.»Юон К.Ф., «Лигачево» Юон К.Ф, «Зимнее солнце» Юон К.Ф.
3. Карточки с материалами для словарно-стилистической работы;
4. П.И.Чайковский «Времена года».
Эпиграфы: Я ведь давно эту книгу читаю,
Этот с картинками вьюги букварь.
Ю .Левитанский
На всем, что сделал мастер мой печать,
Любви земной и красоты смиренной.
О да, не всё умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, -совершенно.
Н.Гумилев
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Обозначить цели урока.
Зима, Зима! Мороз трещит;
Луна в кольце на тверди синей;
Звездится снег, лазурный иней
На чёрных деревах блестит…
(Майков А.Н.)
Зима…Волшебница зима…Зимняя песня…Чувства, возникшие при этом, часто люди стремятся передать в живописи, поэзии, музыке…
3. Галерея «Зеркало волшебное зимы».
Вы увидели ряд картин изображающих зиму.
¾ Понравились вам эти картины?
¾ Какая больше всех произвела на вас впечатление?
¾ Что общего в этих картинах?
¾ А теперь подумайте кто творит эту красоту?
( Художники,музыканты,поэты писатели)
¾ А сейчас познакомимся с главной кудесницей,кто она?(зима)
¾ А у зимы, как у волшебницы есть волшебный сундучок.
4. «Волшебный сундучок художника».
¾ Я произнесла слово зима, какие ассоциации возникают у вас при этом?
¾ Скажите, какого рода это слово, правильно женского, что это значит?
¾ Подберите эпитеты к этому слову. Что такое эпитет?
Эпитет-(от греч.epithetonприложение)определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.
¾ Что такое творить чары?
¾ Какие ассоциации у вас возникают?
(волшебница,красавица,чаровница,чародейка,кудесница,валхвитка,
кружевница).
¾ Какие морфемы участвуют при образовании эпитетов?
( суффиксы-иц,к)
создаётся впечатление когда произносим слов:
Волшебница-звон льдинок, волхвитка-волхвы
Красавица-кружевница-превращает в кружево.
РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ:
(Зима –художница,а что она изображает – МИР, а мир рисуется благодаря слову, которое передаётся через речь.Речь бывает прозаическая и поэтическая…
Что ещё может нарисовать Зима-художница—КАРТИНЫ,когда мы говорим о картинах, то используем следующие слова: мольберт, кисть…).
¾ А благодаря чему творится волшебство?
(благодаря магии)
¾ Загляните в сундучок волшебницы и подумайте где может творится магия?
(магия слова,образа,цвета,звука)
¾ Посмотрите какие слова,образы,цвета,звуки создаются благодаря магии зимы?(читаем по карточке).
¾ А кто может продолжить этот ряд слов?
(слова-сосульки, пороша; образы-необъятная степь,цвета-лазоревый, изумрудный…, звуки-гудение ветра в дымоходе)
¾ Какое настроение у вас создаётся ?
¾ Какие чувства у вас возникли, передайте их с помощью словаря настроения по карточкам.
¾ Продолжите словарь настроения?
¾ Вы просмотрели галерею картин ,прослушали музыку, когда учишься понимать, учишься оценивать, а как можно научиться –только благодаря тем кто научился, мы войдём в мир Константина Фёдоровича Юона.
5. Страничка из жизни биографии.
Энциклопедическая справка.
Юон Константин Федорович(12(24)октября 1875,Москва-11 апреля 1958,там же) -российский и советский живописец, мастер пейзажа; теоретик искусства,народный художник СССР(1950).
Константин Юон с 1892 по 1898 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были такие мастера, как К.А.Савицкий, А.Е.Архипов, Н.А.Касаткин. По окончании училища два года работал в мастерской В.А.Серова. Затем основал собственную студию, в которой преподавал с 1900 по 1917 совместно с И.О.Дудиным. Его учениками были, в частности, А.В.Куприн, В.А.Фаворский, В.И.Мухина, братья Веснины, Н.Д.Колли, Ройтер М.Г. В 1903 году Юон стал одним из организаторов «Союза русских художников»,был участником объединения «Мир искусства»,преподавал в ВУЗах. Получил много наград, ордена и медали.
Основные произведения: «К Троице.Март»(1903), «Весенний солнечный день»(1910), «Зимка»(1910),«В Сергиевом Посаде»(1911), «Подмосковная молодёжь»1926,
Оформил художественный кинофильм, художественные спектакли.
¾ Вам дана энциклопедическая справка.
¾ Помогла ли она вам понять внутренний мир художника ?
¾ Назовите особенности энциклопедической справки ,помогает ли она понять творчество художника?
¾ Чтобы понять творчество Юона рассмотрим более детально странички из его биографии.
Константин Федорович Юон (1875—1958)
Константин Федорович Юон был коренным москвичом, и только иностранная фамилия напоминает о том, что предки художника родом из Швейцарии. Все его творчество посвящено изображению русской природы и старых русских городов.
Родился в старинном уголке Москвы — Лефортове, связанном с именем Петра I. Именно здесь, где все дышало историей, где сохранились руины екатерининских времен, древний Дворцовый мост через Яузу, бывшая Немецкая слобода с церковью петровской архитектуры, Аннегофская роща, впервые зародилось у него увлечение архитектурой, отечественной историей.
Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Его семья была многочисленной и дружной. Часто устраивали домашние спектакли, музицировали, затеяли даже постановку оперы, декорации к которой делал маленький Костя.
Неизгладимое впечатление произвело на него посещение Третьяковской галереи, после которого он твердо решил стать художником и поступил в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества. Там его учителями были такие выдающиеся художники, как И. И. Левитан, К. А. Коровин, А. М. Васнецов, особенное влияние имел на него К. А. Савицкий.
Окончив училище, начинающий художник совершает длительную поездку по Волге в поисках материала для работы. Результатом этой поездки стал ряд пейзажных и бытовых картин: «Над Волгой», «Гора», «Рассвет на Волге» и др.
Некоторое время художник живет в Сергиевом Посаде под Москвой, изучает русскую историю, посещает древние русские города: Углич, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Ярославль. Его интересует все, что связано с бытом народа, с русской историей. В картинах этого цикла художник сочетает изображение природы и быта с архитектурными мотивами («К Троице», «Площадь уездного городка», «В монастырском посаде», «Праздничный день»).
Юон на редкость хорошо знал старую Москву и может быть назван ее «бытописателем» в живописи. Его картины о Москве подробны, историчны («У стен Новодевичьего монастыря», «Москворецкий мост», «Тройка у Старого Яра зимой», «Лубянская площадь зимой»).
Важнейшим разделом творческой деятельности К. Ф. Юона является его многолетняя работа в театре, где он выступил прекрасным оформителем, мастером живописной декорации.
И хотя Юон вошел в историю русского искусства многогранным художником, наибольший интерес представляет творчество Юона-пейзажиста, обогатившего живопись новым архитектурным пейзажем, своеобразным изображением природы Подмосковья, старой русской провинции.
Много сил отдавал он воспитанию молодых художников, много сделал для развития народного и самодеятельного искусства.
6.Творческая мастерская художника
и живописный язык.
(Работа с эпиграфом№2)
На всем, что сделал мастер мой печать,
Любви земной и красоты смиренной.
О да, не всё умел он рисовать,
Но то, что рисовал он, -совершенно.
Н.Гумилев
Обратим внимание на тематику его произведений,жанровые особенности,на особенности манеры художника,его живописный язык,для этого пройдём в творческую мастерскую художника.
Тема:
· Россия и русская жизнь,природа были для него собственной жизнью в искусстве.
Трудно разделить отдельные жанры.
Жанры :
· Архитектурные пейзажи
· От видов леса, полян, речных берегов, бытовых сцен сельского праздника, до групповых портретов молодежи.
Сюжетные жанровые категории объединены художественной подосновой, которая даёт им дыхание и жизнь, -все пропитано поэзией русского города, села, природы.
Отметим особенности манеры Юона К.Ф.:
· Отказ от декоративных прекрас;
· Эстетически-книжной нарочитости;
· Полуироничного,полугрустного любования «экзотикой»русской старины,провинции;
· Поэтическая настроенность чужда этой иронии и грусти;
· «Поэтический мир»: -русская природа;
-родная страна;
-Москва;
-русский человек;
Особенность манеры художника.
-Любит свой мир;
--Подлинная любовь не терпит ни идеализации, ни скепсиса (критически-недоверчивое, исполненное сомнения отношение к чему-н.)
--Находит в нем бесконечное разнообразие прекрасного в прошлом и настоящем;
--Осуществляет свой выбор: слышать те слова и звуки, которые внятно отвечают его собственному поэтическому голосу.
Подмосковье
Пейзаж: Москва
Поволжье
üнаписаны в ясной и сдержанной манере ;
üбез патетики (страстный, взволнованный, исполненный пафоса или воодушевления) и без лишнего умиления;
üпередаёт величественную сущность самой природы;
üне идеализирует, не преукрашивает её;
üверен традиции русской пейзажной живописи;
üсумел найти для родной природы ясные и чистые звуки спокойной неторопливой речи;
üтон повышается , когда живописует красоты русской зимы-это любимая его пейзажная тема;
üторжественность могучей зимней стихии наделяет чертами монументальности и сказочности;
üлюбимый мотив- зимняя поляна, застланная голубоватым снегом;
Зима - голубизна, белизна, сдержанное сверкание зимнего солнца и искрящегося снега, краски, полутона - все это полно цветовой убедительности и высокой художественной правды.
Один из основных приёмов – это приём контраста.
Основная идея творчества Юона К.Ф.- служение русской красоте сопрягалось с попытками возродить образы прошлого - фантастику старинных многоглавых церквей, привольную и дикую красоту допетровской Руси, уличный пейзаж российской провинции.
Особенность - полюбивший прошлое, старину, потускневшую позолоту куполов и пористый изъеденный временем белый камень наличников.
Современники, оказавшие на него влияние :Суриков, Серов, Рябушкин, которые умели жить в иных временах в своих картинах.
7. «Мастерская художника», «предметы -волшебники в мастерской художника».
Работа с репродукциями.
Заглянув в творческую мастерскую, хочется открыть душу художника.А душа художника это его картины. Остановимся на двух –это «Зимка»1910г. и «Зима. Мостик»1914г.
Обратите внимание на предметы-волшебники, помогающие творить художнику. (Предметы-волшебники на карточке)
¾ Вспомните,какие элементы входят в пейзаж?
Элементы пейзажа:
* Земная поверхность;
* Растительность;
* Жилые постройки;
* Водоёмы :реки,моря,ручьи;
* Люди;
* Жилые постройки;
* Природные явления: . солнце (рассвет,полдень,закат)
§ Луна
§ Небо
§ Звезда (ы)
§ земля
* циклы времен года: день и ночь;
утро и вечер;
полдень.
¾ Как названы две репродукции с картины Юона К.Ф.?(«Зимка», «Зима»)
¾ Как название определило тему, идею, композицию?
¾ Тема : О чём? Снег Царство снега.Деревенская улица.
¾ Идея: Для чего? Снег окраина,река,поля-всё в сказочно
¾ Композиция:
¾ Как построено? Снег белых сугробах.
Зима - волшебница торжествует и властвует!
¾ Как не вспомнить А.С Пушкина!?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом лежит.
(А.С.Пушкин)
Художник,как ребенок, любит снег.На его фоне так ясны и чётки изображаемые предметы.
¾ Обратите внимание на то, что художник выбрал для своих картин горизонтальную проекцию. Почему?
Горизонтальная проекция позволяет охватить объём пространства и в ширь и в глубь, представить зрителю три плана видения пейзажа; мы с вами как бы входим в мир художника, представленный в картинах.
¾ Художник остановился в восхищении и не может оторваться от той красоты , которую сотворила волшебница-зима.
¾ Что же увидел он?
¾ Как изменилась природа зимой?
¾ Кто из вас знает зимние загадки, пословицы?( «Белая скатерть все поле покрыло», «Летели белые гуси, нароняли белого пуха», «Лежал, лежал, а весной в реку побежал»,«Береги нос в большой мороз», « В зимний холод всякий молод», «Коли в поле зимой гладко, и в сусеке будет гладко» )
¾ Рассмотрите внимательно репродукции и скажите, как построена композиция? (работа с термином композиция).
Композиция (лат.Composition-сочинение,расположение)-общее
построение картины, ее творческая организация,дающая возможность с наибольшей полнотой выразить индивидуальный замысел художника
Чтобы правильно понять замысел художника, нужно видеть своеобразие его композиции.
¾ Что изображено на картине «Зимка»1910?
¾ Из каких предметов, явлений создан пейзаж?
¾ Где центр картины? К чему сразу притягивается взгляд?(женская фигура, мостик, большой усадебный дом. Художник придаёт большое значение рисунку, справедливо считая его первоосновой живописи.
¾ Как строится цветовое решение?
¾ Давайте создадим палитру цветов. Палитра цвета.
Какие зимние цвета вы можете добавить в палитру?
Синонимический ряд.
Синий,сапфировый,сапфирный,голубой,небесный,небесно-голубой, васильковый,бирюзовый,лазурный,лазоревый(уст.);
Белый ,белоснежный,молочный,лилейный(уст.);
Розовый -весёлый,радужный,радостный,торжествующий;
Чёрный ,агатовый,смоляной(вороной,чернявый);
Серый,дымчатый,пепельный,мышиный;
Зеленый,изумрудный,незрелый;
Особенности снега: пушистый, серебристый, мягко стелется ковром.
Оригинальность композиции заключается в том, что художник делит пространство на три плана:
Первый план:берег, усыпанный снегом, превращается в поляну; река голубой лентой пересекается и делит картину зрительно пополам.
Мостик деревянный связывает усадьбу с берегом и приближает к зрителю. Это второй план и центр картины.
¾ Что помещено в правом углу картины и в левом?
(С правой стороны каменные постройки возвышаются над белым пространством. В одном из окон видится свет.)
¾ Какое настроение вызывает у вас этот блик огня?
(крошечная огненная точка оживляет холодное пространство, напоминает о том , что в доме живут люди, топится печь, по особому тепло и уютно.)
Слева пространство пустое, но чётко просматривается летняя беседка.
¾ Как представлен третий план?
(Поле, тонкой лентой тянется дорога. Полоса леса сливается с горизонтом. Небо и земля образовали единый космос белизны, чистоты, снежности.)
Чувство: «Хочется снежности,снежности,снежности и незаснеженности.»
(Е.Евтушенко)
¾ Как приём контраста позволил художнику создать выразительные предметные образы?
ПРИЁМ КОНТРАСТА
Проявляется
в композиции в цвете
белые берега синяя белый снег - синий лёд
полоса льда белый снег - серый цвет
замёршей реки зданий,моста,беседки.
мост небо-мост белый снег-красный блик огня
соединяющий над землёй
берега
маленькая огромная белый снег-зелёная ель
беседка усадьба
левый угол правый угол
пустое строения
пространство
¾ Кто ещё присутствует в пейзаже?
Женщина, вступившая на мост.
Художник часто в свои пейзажи включает людей, но они присутствуют как бы издалека.
Он писал: «Подходя к людям в упор, (…)становилось очевидным слишком много отрицательного, отвлекавшего с пути созерцания искусства».
Некоторым критикам казалось, что в его «человеческие фигуры введено нечто от кукольных персонажей».
¾ Всмотритесь в эту фигуру. Напоминает ли она вам куклу? Конечно нет. Перед нами образ идущей женщины. Колыханье вишнёвой юбки создаёт впечатление движения.
¾ Во что она одета? Тёмно-синий полушубок, светло-жёлтый платок.И опять любимый приём контраста.
Один из искусствоведов писал, что «пейзажу нетронутому или украшенному человеком, Юон противопоставил изображение природы обездоленной, изуродованной накипью человеческой жизни».Это мнение высказано в 1920г. Сейчас всё видится иначе.
¾ В чём проявилось чародейство зимы?
¾ Какое настроение передал художник?
Царство зимы окутало всё в белую прозрачную пелену. Снег припорошил крыши домов, мостик ,кусты, траву.
Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы, но жизнь людей продолжается, и всё идёт своим чередом. Дорогу замело. Мягкие очертания берегов прячут речку.
Сероватые, голубоватые, белые тона преобладают в картине. Её светлый колорит превосходно передаёт русскую зиму во всей прелести и красоте. Нет ничего надуманного, фальшивого, всё реально, правдоподобно.
¾ Какие чувства выразил художник в пейзаже «Зимка»?
В этом поэтическом изображении русской зимы чувствуется восторженная любовь художника к родной природе. К.Ф.Юона называют поэтом русской зимы. Он любил изображать природу в зимнем убранстве, умел передать в пейзажной живописи то восторженное настроение, которое не покидало его, пока он видел перед собой волшебные картины, созданные самой природой. Вспоминая то время, когда он изо дня в день работал с натуры, Юон признаётся: «Сияние утренних и вечерних зорь и белизна снежных покровов родной зимы дают мне самые дорогие переживания и краски».
К этому можно добавить, что в пейзаже «Зимка» чувствуются народные основы. Художника всегда отличали любовь и бережное отношение к народному творчеству в различных его проявлениях - будь то архитектура старинных русских городов и деревень или прикладное искусство.
Зима .Мостик»1914г.
¾ Ребята , посмотрите на другую репродукцию художника «Зима.Мостик.»1914г.
¾ Какой одной темой объединены картины?
¾ Какую композицию выбрал художник?
¾ Чем она отличается от первой картины?
¾ Какие предметы из жизни людей и природные образы даны в картине?
¾ Первый план:берег, тропинка, женщины, идущие за мужчиной.
¾ Второй план: река, густо синий лёд, чётко широкой полосой разделяет по диагонали картину на две части. И опять деревенский мостик, связывающий два берега.
¾ Третий план: просторная деревенская окраина, покрытая снегом, спускается к реке .Характерные для Подмосковья постройки, тянутся, пересекая заснеженную пелену. За домами и между ними видны деревья.
¾ Какое впечатление создают деревья и кусты вдоль реки, между домами?
Стройные берёзки перед домом бросают длинные, по-весеннему голубые тени, которые стелются по мягкому снегу.
Зеленые ели и три ёлочки-сестрички оживляют пространство.
¾ Что изображено справа на третьем плане?
Дорога солнечной дугой изгибается, ведет к домам. По пересечённой дорогой местности ровная поляна, залитая солнечным светом.
¾ Какие краски приобретает снег?
Жемчужно- розовой скатертью тянется поляна к темно-зеленой,с оранжевым бликом полосе деревьев.
¾ По каким признакам можно определить время суток? По освещению.
¾ Какая цветовая палитра делает картину сказочно волшебной? Белый, жемчужный, белый с синевой, бело - розовый, голубой , жёлтый, лазурный
¾ День солнечный, ясный. В этой снежно –голубой атмосфере, согретой полуденным солнцем! Теплыми красками выделены дома, древесина, ложатся лёгкие чёткие тени от стволов берёз, тополей, золотистые лучи солнца придают берёзкам особую прелесть. Они кажутся застенчиво робкими, трогательно и доверчиво стоят в ожидании чего-то радостного.
Роща, не одетая листвой, просматривается насквозь. Верхушки деревьев над домами превращаются в крупный веер волшебницы-зимы.
Розоватые ветви берёзок нежно рисуются на голубизне неба. В этом мире природной гармонии деревья между домами похожи на сказочные персонажи с корявыми старческими пальцами - сучьями. На их фоне остальные деревья выглядят изящнее.
Наполненный солнцем воздух становится по-особому прозрачным и обволакивает нежной пеленой каждое деревце, всему придаёт пленительную мягкость.
¾ Какие чувства отразил художник в этом пейзаже?
Тонко и умело передал восхищение природой, свою влюблённость в неё.
¾ Как приём контраста используется в этой картине?
¾ Какое настроение создаёт у вас репродукция?
¾ Чем отличается картина «Зима.Мостик» от «Зимки»?
Зимняя тема, зимний сюжет, цветовая палитра, предметы вроде бы повторяются, но это только первое впечатление.
¾ В какой картине больше жизни? Почему?
Художник изобразил посадскую жизнь устойчивой ,упорядоченной.
Анатолий Эфрос писал о Юоне, что тот «выбирает неожиданные точки зрения, с которых природа кажется не очень знакомой, а люди не слишком обыденными».
¾ Как выглядят люди в картине «Зима.Мостик»?
Одеты по-праздничному
¾ Опишите их одежду, цветовую гамму.
Перед вами один пейзаж .
Ясное небо, тихо плывущие облака, смотришь в бездонную глубину и ещё больше ощущаешь всю её прелесть, воздушность и поэтичность.
С большим мастерством передаёт художник «царство Деда Мороза и Волшебницы зимы. Простой, бесхитростный сюжет картины национально самобытен и дорог всякому русскому человеку. У Юона особый слух к «шуму и музыке в природе».Он неторопливо повествует о её жизни, проникаясь сиянием цвета и света русской зимы и музыкальным строем. Всё внешнее, случайное исполнилось особого смысла и поэтому так полно, светло, радостно вылилась в живописи чуткая к красоте России душа художника.
Вывод :(на доске) Итак, подведём итоги .
¾ Какие особенности пейзажной живописи можно выделить в творчестве Юона К.Ф.?
1. Жизнелюбец, действительность воспринимает с самой яркой стороны;
2. Обычный пейзажный мотив умеет претворять в художественный образ;
3. Изображал типичные уголки Подмосковья;
4. Объекты: деревянные домики, мостики, деревья, ребятишки, люди;
5. Композиция полотна имеет свою логику , отчего создаётся цельное впечатление;
6. Сосредоточил внимание зрителя на главном- на ощущении жизненных сил, таящихся в природе, на чувстве радости, праздничности, которое испытывал человек перед вечной красотой природы;
7. Большое мастерство в написании снега, прозрачных теней, деревьев, домов, дымки;
8. Вводит зрителей в свой мир чувств и мыслей, открывает прекрасное в природе;
9. Средствами колорита и композиции утверждается живая жизнь природы; её воздействие на чувства и мысли человека;
10.Картина кажется фрагментом большой панорамы;
11.Колорит строится на контрастных сопоставлениях:
12.Русские пейзажные традиции: -правдивое изображение натуры;
-выражение чувств через натуру;
-создание пейзаж- картины:
Вмещает большой мир
Идею художника
8.Работа над письменным высказывнием и формированием лексического кругозора. «Слова-волшебники в вашем сундучке».
¾ У вас накопились свои впечатления, чувства, они будто снежинки кружатся в голове, чтобы они не ложились снежным комом или сугробиком вам поможет сундучок со словами- волшебниками, которыми вы будете пользоваться в вашей творческой мастерской.
«Волшебный сундучок-помощник»
(для написания сочинения по картине)
1.Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской природы.
Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, выразил, сумел передать (передает), воспел, воскресил, раскрывает, напоминает, изучает, воспроизводит, использует, добивается передачи, достигает, подчеркивает, стремится утвердить, поражает, вложил в картину.
2. Картина, полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.
Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, напоминает, раскрывает, дает возможность (узнать); вызывает впечатление, передает ощущение (таинственности изагадочности ит. д.), вся пронизана (солнечным светом и т. д.), звучит как (гимн красоте), доставляет зрителю (радость), пленяет, поражает, воспитывает, принадлежит к числу...
Лексика пространственной перспективы.
На первом плане (картины мы видим, показаны...).
...начинается у края холста. Среди... (стоят). Далеко... (простирается).
Рядом... (стоит). Слева... (тянется, темнеют...). Справа (от)... (виднеется).
Вдаль, вдалеке, вдали... Вдали, на втором плане картины... (тянется, виднеются, расстилаются, показался). На фоне... (выделяются, показаны). Перед (ним) выделяется (расстилается)... Возле... (растет). На краю... . Невдалеке... . Вверху... ... В глубине картины... .
Над... (отдаленными контурами ... виднеется...). Поблизости... .
Вблизи.. У... (стоит)... Около... Вокруг... (стоят, виднеются)...
За... виднеются (извиваются)... С левой стороны... Посредине...
В углу у .... близ .... мы видим... (виднеется...)... Кругом... (виднеются)...
По бокам... На другом конце... Прямо напротив... Из... (видно...)...
Против (него)... По сторонам (дороги)...
Структурные части текста (сочинения)
1. Вступление.
2.Основная (главная) часть: описание картины.
3.Заключение: вывод (Работа художника – гимн красоте жизни, красоте земли, красоте родной природы).
Работа над сочинением.
- А теперь, ребята, вам предстоит написать сочинение - описание природы по картине которая больше вам понравилась.Постарайтесь передать свои впечатления от изображенного художником на полотне , уголка родной природы. Можно по-разному написать о картине: рассказать об истории ее создания, описать изображенное на холсте, отметить живописные средства выражения замысла художника.
- Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?
- Какого стиля речи будет ваше сочинение? (Конечно же, художественного).
- Какую основную мысль вы будете раскрывать? Какие чувства вы хотите вызвать своей работой у читателя?
- Какие типы речи и разновидности описания вы объедините? (Для описания природы могут быть использованы разные типы речи: описание предмета, описание места, описание состояния, оценка).
- Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
- Как вы начнете и как закончите сочинение?
Картину можно описать «по планам» - от первого к самому дальнему и наоборот. Можно описать иначе – по основным объектам (предметам), изображенным на картине: снег, деревня, небо и т.д. Но как бы вы ни стали описывать изображенное на картине, важно передать главное – стремление художника воспеть родную природу.
Вывод:
Задание на дом: 1.Написать сочинение.
2.Нарисовать картину зимы.(по желанию)
Оценки
Творческая мастерская художника и живописный язык.
Тема:
· Россия и русская жизнь,природа были для него собственной жизнью в искусстве.
· Трудно разделить отдельные жанры.
Жанры :
· Архитектурные пейзажи
· От видов леса,полян,речных берегов,бытовых сцен сельского праздника,до групповых портретов молодежи.
Сюжетные жанровые категории объединены художественной подосновой,которая даёт им дыхание и жизнь,-все пропитано поэзией русского города,села,природы.
Отметим особенности манеры Юона К.Ф.:
· Отказ от декоративных прекрас;
· Эстетически-книжной нарочитости;
· Полуироничного,полугрустного любования «экзотикой»русской старины,провинции;
· Поэтическая настроенность чужда этой иронии и грусти;
· «Поэтический мир»: -русская природа;
-родная страна;
-Москва;
-русский человек;
Особенность манеры художника.
-Подлинная любовь не терпит ни идеализации,ни скепсиса(критически-недоверчивое,исполненное сомнения отношение к чему-н.);
-Любит свой мир;
-Находит в нем бесконечное разнообразие прекрасного в прошлом и настоящем;
-Осуществляет свой выбор: слышать те слова и звуки,которые внятно отвечают его собственному поэтическому голосу.
Подмосковье
Пейзаж:
Поволжье
üнаписаны в ясной и сдержанной манере ;
üбез патетики (страстный,взволнованный,исполненный пафоса или воодушевления) и без лишнего умиления;
üпередаёт величественную сущность самой природы;
üне идеализирует,не преукрашивает её;
üверен традиции русской пейзажной живописи;
üсумел найти для родной природы ясные и чистые звуки спокойной неторопливой речи;
üтон повышается ,когда живописует красоты русской зимы-это любимая его пейзажная тема;
üторжественность могучей зимней стихии наделяет чертами монументальности и сказочности;
üлюбимый мотив-зимняя поляна,застланная голубоватым снегом;
Зима -голубизна,белизна.сдержанное сверкание зимнего солнца и искрящегося снега ,краски убедительности и высокой художественности,полутона-все это полно цветовой убедительности и высокой художественной правды.
Один из основных приёмов – это приём контраста.
Основная идея творчества Юона К.Ф.-служение русской красоте сопрягалось с попытками возродить образы прошлого - фантастику старинных многоглавых церквей,привольную и дикую красоту допетровской Руси,уличный пейзаж российской провинции.
Особенность - полюбивший прошлое,старину,потускневшую позолоту куполов и пористый изъеденный временем белый камень наличников.
Современники,оказавшие на него влияние :Суриков, Серов, Рябушкин,которые умели жить в иных временах в своих картинах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Сочинение по картине Юона"
Презентация к уроку русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» содержит учебный материал, помогающий при подготовке учащихся к урок...
Сочинение "Времена года" по картине Юона
Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною...Засвищут скоро соловьи,И лес оденется листвою!Чиста небесная лазурь,Теплей и ярче солнце стало,Пора метелей злых и бурьОпять надолго миновала......
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Презентация по русскому языку для 6 класса "Творческий диктант по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень"
Данная презентация предназначена для проведения творческого диктанта по русскому языку в 6 классе. Презентация содержит репродукции картин К.Ф.Юона, портрет художника, а также портрет П.И.Чайковского ...
Творческая мастерская по картине Константина Юона «Новая планета»
Юон, кажется, это самое заветное , самое ласковое имя художника. Его знают все , оно вошло в быт .Одним из первых он открыл красоту русских городов, провинции, так много го...
Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника
Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...