Творческая мастерская по картине Константина Юона «Новая планета»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Юон, кажется, это самое заветное , самое ласковое имя художника. Его знают все , оно вошло в быт .Одним из первых он открыл красоту русских городов, провинции, так много говорящей русскому сердцу. Показать современные подходы к использованию живописи на уроках.Научить читать картину как художественное произведение.
Тема Творческая мастерская по картине Константина Юона
«Новая планета»
Эпиграф Ничто не даёт такого наслаждения, как краски/И.Бунин/ .
Юон, кажется, это самое заветное , самое ласковое имя
художника. Его знают все , оно вошло в быт .Одним из первых
он открыл красоту русских городов, провинции, так много
говорящей русскому сердцу.
Художник Н.М.Чернышёв
Задача урока. Показать современные подходы к использованию живописи
на уроках.
Цели урока.
О.Научить читать картину как художественное произведение, адекватно авторскому самовыражению: выявлять композицию, определять тему, основную мысль и средства выражения на полотне. Подготовить к самостоятельным высказываниям по картине. Ввести в активный словарь искусствоведческие понятия: колорит, контраст , символ . Цвет как средство раскрытия замысла художника.
В.Пробудить любовь к прекрасному, искусством воспитывать культуру чувств.
Р. Развитие образного мышления и речи, обогащение словарного запаса.
Оборудование : Картины Константина Юона, портрет и автопортрет художника .
Слово учителя . Бог создал мир из ничего . Умчись высоко в небеса,
Учись, художник, у него,- Где светит вольная зарница,
И если твой талант крупица Где вечный облачный прибой.
Соделай с нею чудеса, Бежит по бездне голубой.
Взрасти безмерные леса К.Бальмонт
И сам, как сказочная птица, /поэт-символист /.
Группа учёных, которые прибыли на творческую мастерскую с сообщениями.
Литераторы. Сообщение по книге Антуана де Сент - Экзюпери
«Маленький принц». Новые планеты , на которых побывал принц.
Искусствоведы . 1.Подготовить рассказ о художнике К.Юоне.
2.История создания картины «Новая планета»
Астрономы. Сообщение «Как появляются новые планеты»
Структура урока
1. Объявление темы урока.
2. Количество времени, отводимое на данную тему/2 часа/
3. Цель: чему должны научиться, какими речевыми навыками и умениями овладеть.
4. Связь с уроками изобразительного искусства.
5. Конечная цель работы по картине: составление рассказа …/ придумывают творческое задание сами учащиеся / «Если бы я был экскурсоводом …»
6. Вступительное слово о художнике и его творениях.
7. Рассматривание картины и её анализ. Работа по группам.
8. История создания картины. Отрывки из воспоминаний художников, касающихся данного произведения.
Работа в динамических четвёрках .Каждая группа выбирает для себя индивидуальное задание и работает по нему 5-7 минут . Готовят выступление по предложенным вопросам.
ЭВК /эмоциональное восприятие картины/
CК /сюжет картины / РИС /роль изобразительных средств/
Работа в динамических четвёрках
1.Эмоциональное отношение к картине.
· Что прежде всего привлекло ваше внимание?
· Какое настроение создаётся у вас при первом взгляде на картину?
· Нравится ли вам эта картина?
· Как вы думаете, почему картина вызывает такое настроение?
· Какое впечатление производит на вас картина?
· Представьте себя на этой картине .Что вы можете увидеть вокруг?
2. Определение сюжета картины и способы его выражения.
· Композиция картины.Что поместил художник на передний плане картины? Что изображено в центре? На заднем плане?
· Определите тему картины. Какой момент запечатлён на картине?
Что на картине бросается в глаза? Внимательно рассмотрите
Изображённых на картине людей.
Как художник показал «Новую планету?»
· Как вы думаете, что хотел сказать зрителям художник?
Сформулируйте основную мысль картины?
· Символы, использованные художником.
· Представьте себя на этой картине. Что вы можете увидеть вокруг?
3. Цвет как средство раскрытия замысла картины
· Роль изобразительных средств в раскрытии замысла картины.
· Какими красками написана картина? Какие цвета преобладают
на картине и почему?
Помогает ли цветовое решение картины почувствовать
настроение художника?
· Влияет ли колорит картины на наше настроение, наши чувства?
· Какие предметы, изображённые на этой картине, мы должны будем описать?
· Представьте себя на этой картине. Что вы можете увидеть вокруг?
4.Искусствоведческие понятия
Замысел – заложенный в картине смысл
Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности света.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей;
расположение фигур на картине художника.
Контраст - сочетание противоположных цветов, т.е. ярко отличающихся
друг от друга по яркости, по теплоте.
Микротемы – основные части текста, с помощью которых и складывается
содержание.
Символ – художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
Сюжет – предмет изображения.
Тёплые оттенки – цветовые оттенки, которые приближаются к красным
и жёлтым и напоминают тепло, огонь.
Холодные оттенки – цветовой оттенок, тяготеющий к зелёным, синим,
фиолетовым и связан с ощущением холода.
Центр-середина, средняя часть картины.
5. Творческие задания по картине
1.Если бы я был экскурсоводом /Что подчеркнул бы в своём рассказе?
В чём бы убедил зрителей?/
2. Напишите отзыв в книгу посетителей с выставки картин К.Юона.
3. Представьте себе, что вы журналист и вам поручили взять интервью у художника данной картины.
Цвет в картине имеет большое значение. Это самое богатое изобразительное средство. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение к изображаемому, вызывает определённое настроение.
Любой цвет в живописи может быть тёплым и холодным в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок. В зависимости от этого и настроение, которое вызывает картина бывает радостным, светлым или чувство грусти , тоски , печали.
С помощью цвета художник помогает зрителям почувствовать объём, гладкость или шероховатость, тепло и холод, сухость и сырость. Красками художник изображает время года и время суток, а значит, изображает на картине течение времени. СИМВОЛ.
Подведём итог работы по картине.
На картине изображена….
Автор картины смог передать настроение
Мне картина нравится…
Мы с вами уже знаем, что картина – это своеобразный текст, ведь автор с помощью красок рассказывает о чём-то . Как у текста, так и у картины есть своё содержание , своя тема . основная мысль. Тема этой картины в её названии «Новая планета». А основная мысль картины…._________________________________________
Но для того, чтобы сочинение получилось хорошим, надо определить и микротемы /солнце , люди , планета …/
Сообщение астронома. «Как появляются новые планеты »
Сегодня учёные предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из межзвёздного вещества – частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось , сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков . Один из них , самый большой , дал начало Солнцу. Его вещество, продолжая сжиматься, разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово –пылевое облако , которое имело форму диска. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля
/Учебник «Природоведение» 5 класс.стр.57/
Что такое планета ?/от.греч «блуждающий ) -массивные небесные тела , движущиеся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам и светящиеся отражённым солнечным светом.
Расположение планет в направлении от Солнца: Меркурий, Венера , Земля , Марс , Юпитер , Сатурн, Уран , Нептун , Плутон.
Планеты земной группы :Меркурий , Венера Марс. /НИЭ. №14 .с.104./
Символический смысл картины
|
Картина «Новая планета», экспонированная на 18 выставке «Союза русских художников» в декабре 1922 года, - символико-аллегорическая композиция, довольно необычная для художника, до конца жизни остававшегося верным реалистическим традициям. Но в первые годы после Октябрьской революции многие художники искали « новый» изобразительный язык, адекватный эпохе. В данном случае – это язык плаката. Кроме того, следует помнить, что творчество Юона формировалось в тот период русского искусства, когда символизм был одним из главенствующих течений. События Октября представлены здесь в космическом масштабе. В своё время Юон уже отдал дань увлечению «космическими» темами, столь любимыми символистами, создав серию рисунков «Сотворение мира» (1908), о которой высоко отзывался Александр Бенуа. Новая планета – это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одним из которых и видится Юону Октябрьская революция. «Озарённая красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют её, другие в ужасе от неё бегут – в пластическом образе здесь было выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к революционным событиям». |
n В 1921 году Юон написал пейзаж-картину «Новая планета», где земля, озаренная грандиозными пожарами и проносящаяся в космосе, посылает лучи яркого света во Вселенную. Здесь есть ощущение огромности происходящих изменений — своего рода фантастическая утопия, своим наивно-символическим аллегоризмом типичная для искусства той эпохи. Юон радостно приветствовал это тогда смутное, но прекрасное грядущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_yuon.ppt | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Константин Фёдорович Юон 1875-1958
«Мартовское солнце» 1915
«Троицкая лавра»
«Комсомолки» 1926
«Ночь на Тверском бульваре»
«Купола и ласточки» 1921
«У стен Новодевичьего монастыря»
«Пасхальный стол » 1903
«Кормление голубей на Красной площади»
«Новая планета» 1921
«Новая планета»
Символика картины В 1921 году Юон написал пейзаж-картину «Новая планета», где земля, озаренная грандиозными пожарами и проносящаяся в космосе, посылает лучи яркого света во Вселенную. Здесь есть ощущение огромности происходящих изменений — своего рода фантастическая утопия, своим наивно-символическим аллегоризмом типичная для искусства той эпохи. Юон радостно приветствовал это тогда смутное, но прекрасное грядущее.
«Картина «Новая планета», экспонированная на 18 выставке «Союза русских художников» в декабре 1922 года, - символико-аллегорическая композиция , довольно необычная для художника, до конца жизни остававшегося верным реалистическим традициям. Но в первые годы после Октябрьской революции многие художники искали < новый > изобразительный язык, адекватный эпохе. В данном случае – это язык плаката. Кроме того, следует помнить, что творчество Юона формировалось в тот период русского искусства, когда символизм был одним из главенствующих течений. События Октября представлены здесь в космическом масштабе. В своё время Юон уже отдал дань увлечению «космическими» темами, столь любимыми символистами, создав серию рисунков «Сотворение мира» (1908), о которой высоко отзывался Александр Бенуа.
Новая планета – это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одним из которых и видится Юону Октябрьская революция» . «Озарённая красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют её, другие в ужасе от неё бегут – в пластическом образе здесь было выражено настроение самих художников этой поры, их отношение к революционным событиям» .
Юон –кажется , это самое заветное , самое ласковое имя художника. Его знают все , оно вошло в быт… Одним из первых он открыл красоту русских городов , провинции , так много говорящей русскому сердцу. Художник Н.М.Чернышёв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника
Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...
Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс
Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»
Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...
Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»
В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...
Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ
cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...