Урок русского языка "Сочинение по картине Юона"
материал по русскому языку (5 класс) по теме
Презентация к уроку русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» содержит учебный материал, помогающий при подготовке учащихся к урокам развития речи в 5 классе. Учебная презентация предназначена для формирования навыков написания сочинения по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galina_g.r_sochinenie_po_kartine_yuona.doc | 127 КБ |
galina_g.r_sochinenie_po_kartine_yuona.ppt | 1.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку с использованием ЦОР
г. Магнитогорск
МАОУ «СОШ № 56 с УИМ»
Учитель Галина Г.Р.
Класс: 5
Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»
Продолжительность: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок развития речи
Цели учебного занятия
1. Образовательная: формировать навыки написания сочинения по картине; подготовить учащихся к написанию сочинения по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево», продолжить развитие навыков письменной речи учащихся; познакомить с творчеством К.Ф. Юона.
2. Развивающая: развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания, пополнять словарный запас учащихся.
3. Воспитательная: воспитывать у учащихся умение видеть красоту родной природы, восхищаться ею, прививать любовь к искусству.
Дидактический материал: учебник, презентация, карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: репродукция картины Юона "Русская зима. Лигачёво" (вкладыш учебника) проектор, экран, толковый словарь, орфографические словари, музыкальное оформление.
Домашнее задание к уроку: найти стихотворения русских поэтов о зиме.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | ЦОР | |
Знания | Умения | ||||||
1.Орг. момент. Сообще- ние темы, цели. | 3 мин. | Организовать внимание, стимулировать деятельность учащихся. | Стихотворения А.С Пушкина | Умение осознавать цели и задачи работы | Словес- ный | Фронта-льная | №1,2,3 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку. -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок развития речи, мы познакомимся с картиной русского художника Константина Фёдоровича Юона «Русская зима. Лигачево». Цель нашего урока – подготовиться к написанию сочинения – описания по этой картине. Внимательно рассмотрите репродукцию произведения живописи. (Слайд1) -Что означает слово "репродукция"? Ребята, кто знает, где хранится подлинник этой картины? - А как вы понимаете слово живопись? Вспомните легенду, связанную с этим словом. - Верно, в словаре Ожегова даны такие определения: « Репродукция - это уменьшенная копия картины, воспроизведение картины, рисунка типографским способом», «Живопись - изобразительное искусство, создание художественных образов с помощью красок» (Слайд 2) -Так же, как и живописец, ярко и красочно может изобразить окружающий мир поэт. - На доске записана строчка из известного стихотворения «Зимнее утро»: «Мороз и солнце; день чудесный!» Кто автор этого произведения? -Верно, это стихотворение о зиме написал А.С.Пушкин, оно написано как будто по картине Юона. Поэт с восхищением описывал русскую зиму, любовался зимним пейзажем. Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. А.С Пушкин (Слайд2) -А как вы относитесь к этому времени года? С какими событиями жизни, воспоминаниями оно у вас ассоциируется. Какие чувства у вас вызывает снег, зима? | Подготовка к работе. Запись числа и темы урока. Учащиеся рассматривают картину. Учащиеся отвечают на вопросы учителя: -Репродукция – это копия картины. Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве. -Существует такая легенда: однажды, давным-давно, ещё в древние века один греческий художник по имени Апеллес, изобразил на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг к ней стали слетаться птицы и клевать нарисованный виноград. Легенда говорит нам о том, что художник с помощью красок может очень живо изобразить мир, который нас окружает. Само слово «живопись» значит живописать, то есть писать жизнь. -Автор этого стихотворения А.С.Пушкин
Учащиеся описывают представленную картину: -Я люблю зиму, мне нравиться кататься на санках… - Вспоминаю новогодние праздники… -Чувство восторга, легкости. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | ЦОР | |
Знания | Умения | ||||||
2. Актуализация знаний | 5 мин. | Сопоставление личных наблюдений детей и описания зимы в литературных произведениях. Проверка опережающего домашнего задания | Стихотво- рения русских поэтов о зиме | Формирование умения находить эпитеты, сопостав- лять | Словес- ный | Фронта-льная, индиви-дуальная | №4 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
-Зима - такое необычное, завораживающее явление природы. Конечно же, зима занимала воображение не только художников, но и поэтов, композиторов, писателей. Они прославляли ее красоту в музыке, картинах, стихах. -Вот какой представлял зиму Вивальди. (Звучит музыка Вивальди «Зима». Слайд 4) -Вот как писал о зиме, о снеге Ф.И.Тютчев: Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит… – А вот отрывок из стихотворения С.А. Есенина «Пороша»: …Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна… – Красиво? Найдите образные выражения о снеге, о зиме в стихотворении Ф.И.Тютчева. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? – Каково отношение Есенина к зиме? Что общего между этими стихотворениями? -Прочитайте стихотворение И.Бунина «Иней» (упр. 260). -Какие строчки стихотворений русских поэтов о зиме вы приготовили к сегодняшнему уроку? Вы можете использовать строчки из этих стихотворений в качестве эпиграфа к сочинению. - Ребята, а что нужно, чтобы правильно написать сочинение, чтобы получился связный рассказ по картине? Разделите страничку черновика пополам, справа записывайте план, а слева набирайте материал для сочинения. -Описание картины следует начинать с рассказа об авторе. Как вы считаете, каким будет первый пункт нашего плана? - Запишем первый пункт плана. - Я расскажу вам об авторе картины. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя: - Мы нашли олицетворение «чародейкою Зимою», метафору «под снежной бахромою», эпитет «чудной жизнью». - У Есенина зима - невидимка, которая заколдовала лес своими чарами, сказками. И Тютчев олицетворяет зиму, называет чародейкою. Ученик читает стихотворение И.Бунина. Учащиеся зачитывают строчки из стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога», С. Есенина «Поет зима –аукает», строчки из поэмы Н.Некрасова «Мороз, Красный нос»… - Нужно составить план сочинения. Учащиеся предлагают различные варианты: - Слово о художнике. - Автор картины «Русская зима. Лигачево»… |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | ЦОР | |
Знания | Умения | ||||||
3. Рассказ о художнике | 5 мин. | Познакомить с творчеством К.Ф. Юона | Толкование слов | Умение наблюдать, сравнивать и делать выводы, | Словес- ный, эвристи-ческая беседа | Фронта-льная, индиви-дуальная. | № 5,6, 7,8, 9 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
- Русский художник Константин Федорович Юон прожил долгую жизнь – 83 года. Это был человек многогранного дарования - пейзажист, театральный декоратор, педагог, искусствовед, публицист. (Слайд5) А кто такой декоратор? -Юон даже писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. А что такое пейзаж? -Вот какие определения дает толковый словарь: «Декоратор – художник, пишущий декорации, оформляющий сцену». «Пейзаж – картина, изображающая виды природы, образ природы в художественном произведении» (на доске) -Назовите имена известных вам пейзажистов. -Юон, как и другие русские пейзажисты, любил радость и красоту в природе и жизни, охотнее всего изображал солнце, снег, полную света весну, ослепительную зиму и яркое лето. С имением художника связаны такие понятия как “юоновский пейзаж”, “юоновская зима”– т.е. картины природы, которые сумел по-своему увидеть и запечатлеть художник. -Посмотрите на его картины, художник умел находить прекрасное, казалось бы, в самых обыденных вещах. («Солнечный весенний день», «Мостик», «Зима. Черные березы», «Конец зимы.Полдень». (Слайды 6,7,8,9) -Юона часто называют “поэтом русского зимнего пейзажа. Как вы думаете, почему? «Счастье художника – живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него, нужно его только увидеть», – писал Юон. Он купил участок земли в селе Лигачёво под Москвой, построил мастерскую и провел там пятьдесят наполненных творчеством лет. Лучшие летние и зимние пейзажи были написаны в Лигачево. И эта картина не исключение. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя: -Декоратор – человек, который изготавливает декорации для сцены. -Пейзаж- рисунок, картина природы. -Нам известны художники–пейзажисты: Шишкин, Куинджи…
-Потому что его картины схожи со стихотворными образами русской поэзии, с пейзажной лирикой. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | ЦОР | |
Знания | Умения | ||||||
4 Беседа по картине, составле- ние плана | 15 мин. | Подготовка к написанию сочинения | Тип речи и стиль речи. Употребление прилагатель- ных и глаголов в речи | Формирование умения самостоятельно мыслить, умения обобщать. | Частично-поисковый, эвристи-ческая беседа | Фронта-льная | №10 11 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Рассмотрим внимательно фрагмент картины Юона на экране (Слайд 10) и в учебнике (стр. 272) -Ребята, подумайте: какой тип речи будет основным в нашем сочинении по картине – повествование, описание или рассуждение? - Какая часть речи должна преобладать в сочинении-описании? -А какой стиль будет уместен в нашем сочинении? -Как вы считаете, почему картина так названа? Какую местность изобразил художник? Почему не просто зима, а русская зима? С какой интонацией можно произнести это название, какие чувства хотел выразить художник? Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима. -А как вы назвали бы эту картину? Есть ли в этой картине какое-то сходство или различие с картиной зимы в стихотворениях А.С Пушкина, С.А. Есенина? Какое? -Основная часть нашего сочинения будет посвящена описанию картины. Как мы назовем второй пункт нашего плана? - Молодцы, запишем второй пункт плана. -Что изображено на картине, какие объекты привлекают ваше внимание? -Как вы думаете, какой месяц изображён? Почему? Какое время дня изобразил художник? -Рассмотрим ближний план картины, то, что художник расположил на картине ближе к зрителям. -Мы составим сложный план, сначала опишем снег на картине. Запишите первый подпункт: 1) Белый и пушистый снег. -Большое место в картине отведено изображению снега. Но снег у художника не просто белый, он переливается всеми цветами, поражает разнообразием различных оттенков. Что можно сказать о снеге, изображённом на картине? Каковы оттенки снега на картине Юона? Какие краски преобладают на картине? Почему? Воспользуйтесь примерами, данными на слайде, приведите свои примеры. (Светло-голубой, ярко-белый, светло-сиреневатый, темно-сиреневый, синеватый .Слайд 11) -Отчего зависит цвет снега? Где снег яркий, светлый? А где темный? С помощью каких прилагательных и глаголов можно передать чарующую красоту снега? Подберите эпитеты и сравнения, которыми можно описать снег на картине? -Замечательно! А что еще привлекает ваше внимание? Запишем второй подпункт плана: 2) Заснеженные деревья. -А какие деревья изображены на картине художника, опишите их. Что вам напоминает пушистый иней, лежащий на ветках берёз? -Что художник нарисовал слева от берёзы? Чем красавица березка отличается от мощных елей, окружающих ее? -Красивая картина у нас получается. Много сравнительных оборотов и олицетворений вы использовали для описании заснеженного леса, а зачем мы их используем в тексте описания? -Кто изображен в центре картины? Что они делают? Предположите, о чём они могут разговаривать? Как мы назовем следующий подпункт плана? Запишите его. -Обратите внимание на то, что фигуры детей детально не прописаны, на белоснежном фоне видны лишь маленькие темные силуэты. Почему фигуры детей находится в центре картины, в окружении деревьев? -Какие чувства хотел передать нам художник? Сумел ли он передать свое отношение к русской зиме? -Верно, автор любуется зимним пейзажем, ему близок этот уголок природы, от картины веет тишиной, покоем. Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Как вы думаете, в какой части плана можно выразить ваше отношение к картине? Запишем заключительный пункт нашего плана: Мое отношение к картине. -Составьте и запишите два восклицательных предложения, в которых выразите своё отношение к русской зиме. (звучит музыка Чайковского «Времена года.Ноябрь») -Эти предложения можете использовать в своём сочинении. - Ребята, мы с вами побеседовали о картине, составили план, но важно не только логично выстроить текст своего сочинения, но правильно, без орфографических ошибок его написать. | Учащиеся открывают учебник, рассматривают фрагмент картины, -Тип речи – описание. -Часть речи - прилагательное. -Стиль художественный. -Художник рисовал с натуры, изобразил местность в селе Лигачево. Он любил русскую природу, русскую зиму, восхищался ею. Зима русская, потому что такие большие сугробы бывают только в России. -«Зимушка», «Снег», «Прогулка по зимнему лесу»… -Поэты и художники любуются картиной природы, прославляют красоту родной земли. Учащиеся предлагают варианты: - Описание картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» -На картине изображен снег, деревья, дети с собакой. -Январь или февраль месяц. Скорее всего, время к обеду, потому что ранним утром играть на улице очень холодно, а к обеду теплеет, и самое время – поиграть. - На ближнем плане изображены сугробы снега. - Снег ярко сверкает, так как на него падают лучи солнца. Художник использует различные оттенки цвета. Снег на картине голубой, синий, фиолетовый, белый... -Цвет снега зависит от освещения, от падения тени. На ближнем плане снег ярче, светлее. - Блестящий, пушистый, мягкий … -Блестит, переливается, сверкает ... -Снег белый и пушистый, как одеяло. Он скрипит под ногами, словно музыка. -Привлекают внимание деревья. Ученики записывают второй подпункт. -Могучие деревья, словно великаны, прогнулись под тяжестью снега. Сказочная красота инея на их ветвях напоминает русское кружево, ажурную шаль. Снег, как пуховое одеяло, покрывает ель, а на березках лежит иней, легкий, как паутинка - Благодаря сравнениям и олицетворениям текст получается красочным, ярким, выразительным. -В центре картины изображены дети с собакой, они идут по заснеженному склону. Наверно, они вышли на улицу, чтобы покататься и поиграть в снежки. -Забавы ребят. Дети в лесу… - Художник хотел описать именно красоту природы, главной на картине является природа, а человек лишь ее часть. -Он хотел передать свою любовь к русской зиме, пушистой и снежной. -Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся зимним пейзажем. - В заключении можно выразить личное отношение к картине, попытаться передать свое впечатление от увиденного. Учащиеся записывают свои варианты: -Ах, что за прелесть – русская зима! - Я очень люблю русскую зиму! - Мне так нравиться кататься на санках зимой! |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | ЦОР | |
Знания | Умения | ||||||
Знания | Умения | ||||||
5 Словарная, орфограф. работа, работа с терминами | 10 мин. | Формирование навыков грамотного письма. | Знать словарные слова, чередующиеся корни. | Умение подобрать синонимы. | Словес- ный | Фронта-льная коллекти-вная | №12 13 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
-В первой части сочинения вы будете писать о художнике Юоне. Как вы считаете, какие слова, термины по теме «Живопись» вам нужно уметь писать правильно? -Посмотрите на записанные слова, соедините слова по смыслу, составьте словосочетания. Живопись, жанр, замысел, зарисовать, изобразить, искусство, картина, композиция, контраст, краски, натура, оттенок, палитра, пейзаж, писать, произведение, рисовать, фигура, фон, художник, цвет, репродукция.(Слайд 12) - Я прочитаю вам описание картины из энциклопедии «История искусства», а вы подберите свои прилагательные или синонимы к данным. Посмотрим, как от этого изменится текст. -Когда мы пробрали прилагательные, текст сильно изменился. Почему? -Вставьте пропущенные буквы. (На карточках) Снег расст…лается по равнине, р…стущие деревья, бл…стит в лучах солнца, удачное соч…тание, прим…риться с уходом лета, зам…реть от восторга -Продумайте заключительную часть сочинения. Она должна отражать ваше настроение. Выберите из нескольких вариантов тот, который соответствует вашему настроению: (Слайд 13) 1. Картина К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» переносит нас в сказочный зимний лес… 2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю ходить по зимнему лесу, любоваться великолепием природы, наслаждаться тишиной. 3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки и шапки, одарила землю несметными сокровищами… -Предложите свои варианты. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя: -Художник, пейзаж, картина… Ученики записывают словосочетания: -Писать картину, рисовать с натуры, произведение искусства, палитра красок, оттенок цвета , жанр живописи…
Учащиеся записывают прилагательные: -Морозный, солнечный… -Прекрасный, волшебный… -Мягким, легким… -Ослепительным, … -Прилагательные очень важны в сочинении, они позволяют красочно описать предмет. Работа с карточками Учащиеся предлагают свои варианты: - Мне очень понравилась картина! -У меня возникает ощущение радости, когда я смотрю на это произведение живописи. -Трудно оставаться равнодушным, когда видишь такую прекрасную картину. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | ЦОР | |
Знания | Умения | ||||||
6 Итог урока | 2 мин. | Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся | Уметь писать сочинение по картине | Умение обобщать полученные знания | Беседа | Фронтальная | №14 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика
| ||||||
-Как прекрасна и сказочна русская зима - кудесница, которую воспевает, описывает художник. Природа успокаивает, радует, возвеличивает душу, побуждает создавать такие произведения, как картина Юона. Мы с вами на следующем уроке будем описывать картину «Русская зима. Лигачево», а сейчас давайте подведем итог этого урока. О чем мы говорили на уроке, что сделали. Что нового вы узнали сегодня? Что повторили? Подведение итогов, выставление оценок. | Учащиеся подводят итог урока: - Мы готовились к написанию сочинения – описания по картине Юона «Русская зима. Лигачево», составили план сочинения, побеседовали о картине. -Узнали биографию художника, познакомились с его произведениями. - Повторили словарные слова, чередующиеся корни. |
Второй урок «Написание сочинения- описания по картине Юона «Русская зима. Лигачево» начинается с психологического тренинга, настроя на творчество.
Деятельность учителя | Деятельность ученика
|
- Ребята, на прошлом уроке мы готовились к написанию сочинения по картине Юона «Русская зима. Лигачево», но прежде чем начать работу проведем психологический тренинг, настрой на творчество. Тихо звучит музыка «Времена года. Декабрь» П.И. Чайковского. Предлагаю вам прикрыть глаза и представить себя на крылечке дома или на заснеженной тропинке. Чувствуете, как падает снежок? (Слайд 13) Мы настроились с вами на творчество, почувствовали себя героями этой картины, а теперь настало время приступить к самостоятельной работе – написанию сочинения. Помните, что не обязательно включать в сочинение абсолютно все, о чем мы говорили, выбирайте те слова и выражения, которые вам больше нравятся, а при переписывании с черновика на чистовик советую обращаться к орфографическим словарям. | Учащиеся пишут сочинение по картине Юона «Русская зима. Лигачево» |
Литература:
1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М Разумовской, П.А Леканта-13 изд, перераб.-М.: Дрофа,2006г.
2. Энциклопедия история искусства. т 6. М.: Искусство.
3. Толковый словарь русского языка И.С.Ожегова. - М.: Просвещение,1981г.
4. http// yandex//картинки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская по картинам Юона
Работа многоплановая ,сложная, но формирует у детей способность создания сочинений и много других письменных творческих работ. Урок по развитию речи учителя русского языка и литературы...
Сочинение "Времена года" по картине Юона
Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною...Засвищут скоро соловьи,И лес оденется листвою!Чиста небесная лазурь,Теплей и ярче солнце стало,Пора метелей злых и бурьОпять надолго миновала......
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Презентация к уроку русского языка по картине К.Юона "Конец зимы. Полдень"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе для детей с оганиченными возможностями здоровья поможет подготовить школьников к написанию творческой работы по картине К.Юона "Конец зимы. Полдень"...
«Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»)
Урок русского языка в 7 классе (урок развивающего обучения)Сопоставление картин русских художников-пейзажистов И.И. Шишкина «Зима» и картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво». Подготовка ма...
Конспект урока «Времена года» описание картины К. Юона «Конец зимы. Полдень»
Урок-мастерская. развитие умений создавать речевые высказывания для передачи своих мыслей и впечатлений....
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения-описания по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево» Данная разработка - это путешествие- экскурсия в природу, в одно из...