Урок литературы в 5 классе "Поступок немого Герасима: вызов или смирение?"с описанием УУД
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме

Белоусова Любовь Ивановна

Данный урок завершает изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму" и нацелен на обучение критическому мышлению и развитие творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_5_kl._s_opisaniem_uud.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Конспект   урока   литературы  с описанием УУД

Тема урока

Поступок немого Герасима: вызов или смирение?

Финал рассказа И.С.Тургенева «Муму»

Учитель

Белоусова Л.И.

Место работы

МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Класс

5

Место урока в базовой учебной программе

Урок 46,  II четверть, Раздел «Русская литература XIX века»

Место проведения урока

Кабинет ОБЖ

Цель урока

Продолжить формирование  умения работать с текстом и делать выводы

Задачи урока

            (с описанием  формирования УУД)

Познавательные УУД: формирование  умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное с целью подготовки к пересказу и написанию сочинения.

Коммуникативные УУД: продолжение  работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД: формирование нравственно-этического оценивания  и   эмпатии,  как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому

Регулятивные УУД: формирование  способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.

Основные понятия

Поведение и переживания главного героя, поступок которого у многих вызывает недоумение

Межпредметные связи

Русский язык

Ресурсы

Литература , 5 класс под ред. В.Я.Коровиной, презентация, иллюстрации  к произведению (ЭОР)

  1. http://900igr.net/kartinki/literatura/Rasskaz-Turgeneva-Mumu/Rasskaz-I.S.Turgeneva-Mumu.html
  2. http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/illyustratsii-k-rasskazu-i-s-turgeneva-mumu
  3. http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Boim.htm
  4. http://www.turgenev.ru/baza/t_in_moscow/Wdriver/Stran5/hyp531.htm
  5. www.ivi.ru

Этапы урока:

ЭОР, формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Хроно-

логия

1.

Оргмомент

Эмоциональный настрой

Актуализация знаний

http://su.edusite.ru/DswMedia/urok-konkursmumu_.doc

Мини-викторина по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Ответы

2.

Целеполагание и мотивация

http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Boim.htm

http://900igr.net/kartinki/literatura/Rasskaz-Turgeneva-Mumu/Rasskaz-I.S.Turgeneva-Mumu.html

http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/illyustratsii-k-rasskazu-i-s-turgeneva-mumu

Сегодня мы завершаем изучение  рассказа  И.С.Тургенева «Муму», и мы должны понять мотивы поступка Герасима. От того, сможем ли мы это правильно сделать, зависит  наше дальнейшее отношение к произведению в целом. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что изобразил художник? Какой эпизод рассказа здесь изображён? Как вы думаете, о чем думает Герасим?

Ответы

3.

Первичное восприятие финальной сцены

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Какие чувства вы переживали, читая концовку рассказа? Когда вам стало особенно грустно?

Высказывания

4.

Самостоятельная работа

Познавательные

Личностные

Перечитайте сцену гибели   Муму и концовку рассказа  молча, стараясь понять душевное состояние главного героя.

Чтение текста молча

5.

Анализ отрывка произведения

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/illyustratsii-k-rasskazu-i-s-turgeneva-mumu

Почему Герасим всё-таки утопил Муму? Почему он просто не забрал её в деревню?

О чём говорит своевольное  возвращение  Герасима в деревню? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. Какие попытки были предприняты им ранее,  чтобы  спасти Муму? Что послужило толчком для ухода Герасима в деревню? Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали вы после завершения прочтения?

Доказательные высказывания

6.

Определение основной мысли и темы произведения

Регулятивные

( прогнозирование)

Коммуникативные

Задумайтесь, почему автору захотелось написать такой рассказ?  Версии.

Выдвижение версий

Работа в парах

7.

физкультминутка

8.

Подготовка к пересказу

Регулятивные

www.ivi.ru

Просмотрите финал текста ещё раз. Найдите слова, которые отражают эмоциональное состояние героя. Слов какой части речи в тексте больше всего?

Просмотровое чтение. Выборочное чтение. Определение наиболее употребительных слов.

9.

Пересказ текста

Регулятивные

Коммуникативные

Корректировка и контроль

Пересказ финала рассказа  по одному из вариантов плана. Работа в группах. Самоконтроль.

10.

Рефлексия

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные (прогнозирование)

http://www.turgenev.ru/baza/t_in_moscow/Wdriver/Stran5/hyp531.htm

Как вы думаете, какую мысль хотел донести до нас И.С.Тургенев?

Откуда он мог взять сюжет для своего рассказа? Как вы расценили поступок Герасима: как вызов обществу или как смирение перед неизбежным?

Предположения, выводы

11.

Домашнее задание

Регулятивные

Коммуникативные

Попробуйте изменить финал рассказа и придумайте свою концовку.

Написать сочинение «Муму не утонула»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...

Урок литературы по теме: И.С.Тургенев "Нравственное превосходство Герасима над барыней"

Тема: И.С.Тургенев «Муму». Нравственное превосходство Герасима над барыней.Цель: 1. Показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.2. П...

Урок литературы в 5 классе Тема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима.

Урок литературы в 5 классеТема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима....

Технологическая карта урока литературы на тему "Протест Герасима против крепостного права"

Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок;  рассмотреть, является ли самостоятельный п...

Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")

Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима....

Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»

Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»...