Урок литературы в 5 классе "Поступок немого Герасима: вызов или смирение?"с описанием УУД
план-конспект урока литературы (5 класс) по теме
Данный урок завершает изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму" и нацелен на обучение критическому мышлению и развитие творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_5_kl._s_opisaniem_uud.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы с описанием УУД
Тема урока | Поступок немого Герасима: вызов или смирение? Финал рассказа И.С.Тургенева «Муму» |
Учитель | Белоусова Л.И. |
Место работы | МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Класс | 5 |
Место урока в базовой учебной программе | Урок 46, II четверть, Раздел «Русская литература XIX века» |
Место проведения урока | Кабинет ОБЖ |
Цель урока | Продолжить формирование умения работать с текстом и делать выводы |
Задачи урока (с описанием формирования УУД) | Познавательные УУД: формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное с целью подготовки к пересказу и написанию сочинения. Коммуникативные УУД: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание. Личностные УУД: формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии, как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому Регулятивные УУД: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать. |
Основные понятия | Поведение и переживания главного героя, поступок которого у многих вызывает недоумение |
Межпредметные связи | Русский язык |
Ресурсы | Литература , 5 класс под ред. В.Я.Коровиной, презентация, иллюстрации к произведению (ЭОР)
|
Этапы урока: | ЭОР, формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Хроно- логия | ||
1. | Оргмомент | Эмоциональный настрой | ||||
Актуализация знаний | Мини-викторина по рассказу И.С.Тургенева «Муму» | Ответы | ||||
2. | Целеполагание и мотивация | http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Boim.htm http://900igr.net/kartinki/literatura/Rasskaz-Turgeneva-Mumu/Rasskaz-I.S.Turgeneva-Mumu.html http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/illyustratsii-k-rasskazu-i-s-turgeneva-mumu | Сегодня мы завершаем изучение рассказа И.С.Тургенева «Муму», и мы должны понять мотивы поступка Герасима. От того, сможем ли мы это правильно сделать, зависит наше дальнейшее отношение к произведению в целом. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что изобразил художник? Какой эпизод рассказа здесь изображён? Как вы думаете, о чем думает Герасим? | Ответы | ||
3. | Первичное восприятие финальной сцены | Коммуникативные Регулятивные Личностные | Какие чувства вы переживали, читая концовку рассказа? Когда вам стало особенно грустно? | Высказывания | ||
4. | Самостоятельная работа | Познавательные Личностные | Перечитайте сцену гибели Муму и концовку рассказа молча, стараясь понять душевное состояние главного героя. | Чтение текста молча | ||
5. | Анализ отрывка произведения | Коммуникативные Регулятивные Личностные http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/illyustratsii-k-rasskazu-i-s-turgeneva-mumu | Почему Герасим всё-таки утопил Муму? Почему он просто не забрал её в деревню? О чём говорит своевольное возвращение Герасима в деревню? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние. Какие попытки были предприняты им ранее, чтобы спасти Муму? Что послужило толчком для ухода Герасима в деревню? Какие чувства он испытал в этот момент? Какие чувства испытали вы после завершения прочтения? | Доказательные высказывания | ||
6. | Определение основной мысли и темы произведения | Регулятивные ( прогнозирование) Коммуникативные | Задумайтесь, почему автору захотелось написать такой рассказ? Версии. | Выдвижение версий Работа в парах | ||
7. | физкультминутка | |||||
8. | Подготовка к пересказу | Регулятивные | Просмотрите финал текста ещё раз. Найдите слова, которые отражают эмоциональное состояние героя. Слов какой части речи в тексте больше всего? | Просмотровое чтение. Выборочное чтение. Определение наиболее употребительных слов. | ||
9. | Пересказ текста | Регулятивные Коммуникативные | Корректировка и контроль | Пересказ финала рассказа по одному из вариантов плана. Работа в группах. Самоконтроль. | ||
10. | Рефлексия | Коммуникативные Личностные Регулятивные (прогнозирование) http://www.turgenev.ru/baza/t_in_moscow/Wdriver/Stran5/hyp531.htm | Как вы думаете, какую мысль хотел донести до нас И.С.Тургенев? Откуда он мог взять сюжет для своего рассказа? Как вы расценили поступок Герасима: как вызов обществу или как смирение перед неизбежным? | Предположения, выводы | ||
11. | Домашнее задание | Регулятивные Коммуникативные | Попробуйте изменить финал рассказа и придумайте свою концовку. | Написать сочинение «Муму не утонула» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...
Урок литературы по теме: И.С.Тургенев "Нравственное превосходство Герасима над барыней"
Тема: И.С.Тургенев «Муму». Нравственное превосходство Герасима над барыней.Цель: 1. Показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.2. П...
Урок литературы в 5 классе Тема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима.
Урок литературы в 5 классеТема: И.С.Тургенев «Муму». Образ Герасима....
Технологическая карта урока литературы на тему "Протест Герасима против крепостного права"
Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный п...
Описание методики использования ИКТ при проведении уроков литературы (описание фрагментов урока)
На данном уроке информационные технологии используются на всех этапах: 1. Визуальной основой всего урока является презентация, созданная в Power Point. Слайды презентации заменяют традиционные запи...
Урок литературы в 5 классе на тему: « Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью» с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.
Конспект урока литературы с применением технологии критического мышления...
Технологическая карта урока литературы "Символический образ Герасима" (по рассказу И.С. Тургенева "Муму")
Материалы данной разработки помогут охарактеризовать образ Герасима....