Урок литературы в 5 классе на тему: « Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью» с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока литературы с применением технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litertatura_krticheskoe_myshlenie.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Лучесская основная школа им. В.Ф.Михалькова
Урок литературы в 5 классе на тему: « Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью»
с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.
Подготовила учитель русского языка и литературы
Бодунова Марина Владимировна
Предмет: литература
Класс: 5
Уровень: базовый
Тема урока: « Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью»
Цель: обеспечить постижение обучающимися нравственного превосходства главного героя, его трудолюбия, широту души, чувства собственного достоинства.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «нравственное превосходство», выявить приемы, используемые Тургеневым, для передачи психологического состояния героя.
2. Развить умения работать с информацией:собирать факты, выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности и т.д.
3. Воспитать сочувствие к страдающему человеку, умение видеть и понимать чужую боль.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Основное содержание:
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Термины и понятия:
- Психологизм
- Портрет
- Пейзаж
- Интерьер
- Образная система
Планируемые результаты
Личностные :
- Умение находить причинно-следственные связи между поступками людей и побуждениями к ним.
- Умение разбираться в сложности и противоречивости духовного мира человека.
- Понимание необходимости прогнозировать результаты своих действий.
Метапредметные
Познавательные:
- Умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, устанавливать закономерности, сопоставлять.
- Умение анализировать художественный текст, работать с информацией; смысловое чтение.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные :
- умение планировать свою работу;
- умение делать выводы;
- овладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе;
- находить общее решение и разрешать конфликты;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение доказывать свою точку зрения.
Предметные
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
умение выявлять авторское отношение и приемы передачи психологического состояния героев произведения,
умение анализировать художественное произведение;
умение находить, называть и характеризовать приёмы изображения психологического состояния персонажа.
В ценностно-ориентационной сфере:
- умение выделять социальные, психологические и морально-этические идеи произведения;
- понимание гуманистических идей Тургенева, его сочувствие к страдающим людям;
- умение разбираться в противоречивости духовного мира литературного героя.
В эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы;
понимание русского слова в его эстетической функции.
Организация образовательного пространства
- Оборудование: компьютерный класс, мультимедиасистема
- Межпредметные связи: литература – психология – информатика
- Формы работы: фронтальная (Ф), в группе (Г), индивидуальная (И).
Ход урока
«Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»
I.Орг.момент(2 мин.)
II. Словарная работа(2 мин.)
Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.
Стадия вызова.
Вступительное слово учителя(3 мин.)
-Что ты хочешь? Ответь,-
жизнь спросила меня.
Или что-то иметь, или что-то понять.
Нет, я злато менять,
Не желаю на медь
Мне важнее понять, а не что-то
Иметь
Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли
Щедрый дар любоваться
Всем богатством земли.
Научи беспристрастью,
От бесстрастья уволь
И людское участье ощутить мне позволь
Мне понять бы, постичь бы
И в грозу и в тиши
Красоту и величье человечьей души
Не пройти бы мне мимо
Окон, ждущих меня,
Не принять струйки дыма за сиянье огня.
Мне б у самых счастливых мудрость их перенять
Вот судьба что пошли мне -уменье понять.
Лишь такому богатству нет на свете цены.
Дай мне дар докопаться до любой глубины.
Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов. Термины и понятия:
- Психологизм- углубленное изображение психических, душевных переживаний.
- Портрет- художественное изображение, образ литературного героя.
- Пейзаж- описание природы в литературном произведении.
- Интерьер- (от франц. interieur - внутренний),изображение внутренней части помещения.
- Образная система- это совокупность литературных героев в худ. произведении, их взаимодействие,взаимосвязь между собой и роль в раскрытии авторского замысла.Ведь каждый герой,он же образ, в произведении стоит не обособленно,а связан сюжетными линиями с другими образами,(героями).Вот это и есть система образов.
- Нравственность- внутренние, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами.
Достоинство-это положительные моральные качества в человеке.
Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.
Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним, консультанты те же: 1 группа , 2 группа, 3 группа , 4 группа
Ш.Осмысление
Проверка домашнего задания(10 мин.)
1 группа
Прием «Толстые и тонкие» вопросы.
Кто? Учащиеся составляют вопросы, по
Как? прочитанному тексту. Затем отвечают
Когда? на них.
С чего?
Почему?
Например: - Кто из героев вам запомнился больше всего?
- Как вы думаете, кто убил «Муму»?
2 группа
Найдите ошибку в тексте (Прием «лови ошибку»)
«В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми колонами, антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней.
«На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала как верного и сильного сторожа»
«Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу убьет- говорит Татьяна.»
3 группа
Инсценировать эпизод ( Разговор с Татьяной о замужестве )
4 группа
Прием – кластер
Каким вы себе представляете главного героя?
Нарисуйте словесный портрет Герасима.
IV.Физкультминутка для глаз(2мин.)
V.Чтение эпиграфа. (10 мин.)
Беседа по вопросам:
- Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?
Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?
(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?
(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса
- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)
- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)
Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.
- В чем же источник его страданий? ( В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)
- Тяжело было Герасиму в городе?
Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...
За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)
- Как это стало известно барыне?
- Как отреагировала барыня?
- Что решила причудливая старуха?
- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
Зачитать в тексте; « Хитрость удалась как нельзя лучше...»
И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.
Трудно далось ему это?(Горе его было так велико...)
ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.
- Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.
- Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?
Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.
Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру ...»(2 мин.)
Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы...
- КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?
Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день...» (2мин)
Барыня велела прогнать собаку со двора
Чтение по ролям эпизода «Осада каморки»
-Какое решение принимает Герасим?
Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла
VI. Беседа по иллюстрации
-Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?
-Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.
Чтение заключительного эпизода
Учитель: Перевернута последняя страница. Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему?
VII.Рефлексия(5 мин.)
-Мне больше всего удалось….
-Я могу себя похвалить за….
-Я могу похвалить одноклассников за...
VIII. Домашнее задание(2 мин.)
1вариант.Нарисовать и защитить один из наиболее понравившихся эпизодов рассказа.
2вариант.После прочтения стихотворения нарисуйте своё представление о счастье.
***
Рос на пустыре цветок
Прекрасен был и одинок.
Мечтал он о семье большой
Чтоб не грустить опять весной.
Гуляя, девочка одна цветочек увидала
Ухаживать за ним одним друзей своих собрала.
Цветочек жил, старался, цвел
Но все ж из жизни он ушел.
Ребята очень горевали
Но через год, прибыв туда, цветочек увидали,
Он был прекрасней, чем тогда.
И счастью не было конца!
(стихотворение неизвестного автора)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по Международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – ...
Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.
Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...
Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...
"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"
В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...
Доклад «Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»
Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и раз...
Урок по литературе в 5 классе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.
Тема: ГЕРАСИМ - «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…»ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА ГЕРАСИМА, ЕГО НРАВСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО НАД ЧЕЛЯДЬЮ....